Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:19, реферат
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер.
Введение.…………………………………………………………………3
Глава I……………………………………………………………………6
Глава II……………………………………………………………......…9
Глава III………………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………...24
многим большими правами. В кровнородственной семье чувство «крови»
прививается почти насильно и отчужденность больших семей друг от друга часто выливается в прямую вражду, регулируемую обычаем кровной
мести. У оседлых земледельцев чаще всего складывается территориальная
община, в рамках которой родственные чувства слабее, дольше удерживается идея равенства и в семье, и в общине в целом.
У большинства
кровнородственной (возобладал иерархический принцип соподчинения
сверху вниз) и исчезла она уже в период раннего феодализма. А у славян,
насколько можно проникнуть в глубь веков (с рубежа III – II тысячелетий
до н. э.), была территориальная община, сохранявшаяся вплоть до XX
столетия и с огромной силой воздействующая на национальный характер.
Территориальные общины обычно держатся принципа равенства и
внутри её и в отношении к другим племенам и народам. Они:
– выстраиваются снизу вверх, путем делегирования, вплоть до высшей
власти;
– открыты и для иноплеменников, которых принимают на положении
свободных и равных;
– легко ассимилируют и ассимилируются в иноязычной среде (прежде всего в рамках также территориальных общин).
Территориальная община и
расселения чуть ли не по всей Европе в конце V – VII вв. Многие древние
народы или их остатки растворились в славянских территориальных общинах: фракийцы, иллирийцы, венеты. Последние настолько, что в позднейшей традиции их и знали как ветвь славян, хотя таковой они изначально не были.
Принцип равенства,
лишь в тех сферах, которые не затрагивают интересы общины в целом. Устойчивость общины у славян сохранялась именно потому, что неизбежные
ограничения притязаний личности с лихвой компенсировались преимуществами как в хозяйственной, так и в культурно-духовной сфере. И именно община являлась наиболее действенной защитой перед лицом угрозы как
со стороны природных, так и инородных, иноплеменных сил.
Естественно, что в течение столетий постепенно сложились представления об общине как высшей ценности. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Только подчинение индивида интересам общины позволяло выжить наибольшему
числу людей, а русскому народу сохраниться в качестве этноса. Многовековой опыт общинного жительства крестьян-земледельцев помимо чисто производственных функций выработал целый комплекс мер для подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение: земельные переделы и поравнения, различного рода крестьянские «помочи», когда вся община бесплатно работает в пользу крестьянина, попавшего в беду (пожар, болезнь и т.д.). Нестабильность существования индивидуального крестьянского хозяйства хорошо понимали и помещики, оказывающие периодически крестьянину помощь ссудами, всячески стимулируя демократические функции общины. Общинные уравнительные традиции сохранились и после Первой мировой войны, они существовали и в 20-е годы вплоть до коллективизации. Колхозная система смогла утвердиться в русской деревне во многом благодаря общинным традициям.
Важная роль в
Потребность в сильной власти
во многом была вызвана
общества
– это исключительно
экономическую сферу. Свою роль играл и географический фактор – огромная территория, благоприятствующая центробежным тенденциям, могла быть «стянута» в единое государство только сильной центральной властью. Еще В.О. Ключевский считал, что при свойственной России территориальной обширности неизбежно вставала проблема так называемых удерживающих «скреп», к которым историк относил христианство (с его объединительным началом), высокоцентрализованную власть, рано развившуюся сильную бюрократию, мощную армию. Что касается последней «скрепы», о её значении свидетельствует мудрое изречение российского императора Александра III: «У России есть только два союзника – её армия и её флот».
История России – это история осажденной крепости. С 1055 г. по
1462 г., по
подсчётам С. Соловьева,
И.А. Ильин в работе «Историческое бремя России» справедливо отметил,
что «наша история есть история непрерывного военного напряжения, история самообороны и осады: от Дмитрия Донского до смерти Петра Вели-
кого Россия провоевала пять шестых своей жизни». В целях обеспечения
безопасности страны необходимо было объединить народные усилия, что,
естественно, повышало значение государства, приобретавшего сакральный
характер.
Этнический фактор
Этнический фактор важен для
характеристики любой
поскольку создается она исключительно в процессе жизни и деятельности
конкретных народов. Ядром российской цивилизации является русский
народ – один из наиболее крупных, развитых и богатых культурой народов
мира. Он стал собирателем и объединителем других этносов России (ныне
составляющих около 20% населения).
Большинство этносов,
Хотя государствообразующим
По мнению историка А.Г. Кузьмина, именно территориальная общи-
на, для которой характерна идея равенства, является объяснением следующего феномена: дойдя до Тихого океана, славяне не уничтожили ни
одного народа, а ассимиляция многих племен происходила совершенно естественно и довольно быстро.
В 1721 г. страна официально стала
империей, однако Российская империя
не была похожа на
Показательно, что, когда Европу в XIX столетии захватил расизм,
формируя во всех слоях населения психологию изначального неравенства,
в России, в условиях реального неравенства, этот вирус не задел сознания.
На это обстоятельство тогда же обратил внимание русский учёный этнограф второй половины XIX века Николай Миклухо-Маклай: «Россия единственная европейская страна, которая хотя и подчинила себе много разноплеменных народов, но все же не приняла полигенизм (т. е. учение о
разном происхождении и, следовательно, неравенство рас) даже на полицейском уровне. В России полигенисты не могут найти себе союзников,
так как их взгляды противны русскому духу». О том же свидетельствовал
человек, которого трудно заподозрить в симпатиях к нашей стране. Маркиз
Д.Н. Керзон, в 1899 – 1905 гг. вице-король Индии, и в 1919 – 1924 гг. министр иностранных дел Великобритании, вспоминал о своей поездке в до-
революционную Россию: «Русский братается в полном смысле слова. Он
совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и
мрачного высокомерия, который в большей степени воспламеняет злобу,
чем сама жестокость. Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами».
Ни один народ российских
владычеством. Уникальный случай в истории мировых империй. В США
коренное население (собственно американцы, жившие там задолго до при-
хода европейцев) было фактически истреблено, а оставшееся загнано в резервации. Сравнение участи американских индейцев с участью народов,
населяющих Сибирь, как часть Российской империи, совершенно очевидно
говорит не в пользу либеральной государственности Нового Света.
Россия вкладывала в развитие окраин больше средств, чем получала
от них доходов. В качестве своеобразных льгот для окраин империи можно
привести примеры отсутствия крепостного права во всей огромной Сибири, сохранение различных религий, освобождение от всеобщей воинской