Медицина в древнем Египте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:54, реферат

Краткое описание

Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Испещренные надписями стены храмов, колонны, стелы, предметы домашнего обихода и папирусы сохранили память о египетской цивилизации. Благодаря расшифровке всех этих надписей перед миром предстала одна из наиболее ярких страниц древней истории человечества. Пытливому взору ученых открылся необычайно высокий уровень знаний древних египтян во многих областях и особенно в медицине.

Файлы: 1 файл

Медицина в древнем Египте.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

           К 4 тысячелетию до н.э. в  результате смешения протосемитских племен, населявших долину Нила с 10 тыс. до н.э., образовалась этнополитическая общность (древнеегипетская народность), представители которой считают коренным населением Древнего Египта. К этому времени завершился 4 процесс расслоения общин, выделения родоплеменной знати и превращения вождей племён в царьков; возникли первые примитивные государственные образования. Около середины 4 тыс. до н.э. на территории Древнего Египта образовалось два царства (Нижний и Верхний Египет), с объединением которых в единое государство (около 3000 г до н.э.) страна превратилась в централизованную восточную деспотию. 

             Додинастический период Древнего  Египта (около 4000-3000 гг. до н.э.) и  эпохи Раннего (около 3000-2800 гг. до н.э.) и Древнего (около 2800-2250 гг. до н.э.) царств ознаменованы крупными достижениями в области культуры, хозяйственной и политической деятельности. По-видимому, не позднее 4 тыс. до н.э. появилась египетская иероглифическая письменность: наиболее ранние дошедшие до нашего времени памятников древнеегипетской литературы датируют 32 в. до н.э. Причем для сюжетов фольклора и литературы, характерных для многих народов мира, впервые встречаются в египетских текстах, что свидетельствует о древности и оригинальности древнеегипетских фольклорных и литературных традиций и о влиянии культуры Древнего Египта на развитие культуры других народов. 

            В эпоху Раннего и древнего  царств полностью сложились иерархическая  система государственного управления, характеризующаяся властью фараона,  и обслуживающая ее прослойка чиновников-писцов. К этому же времени относится создание единой ирригационной системы, в результате чего значительно повысилась производительность земледелия и скотоводства, служивших основой экономики страны. Получило широкий размах монументальное строительство. 

             Потребности совершенствования  хозяйственной деятельности (ирригация,  строительство, проводившиеся в  эпоху Древнего царства в широких  масштабах) и государственного  управления (введение сложной налоговой  системы) обусловили развитие астрономических и математических знаний. «Необходимость вычислить периоды подъема и спада воды в Ниле, - писал К.Маркс, - создала египетскую астрономию...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., т. 23, с. 522, примечание 5). Приблизительно к 4 тыс. до н.э. относят создание египетского календаря; для измерения времени применялись солнечные и водяные часы. Египтяне первыми ввели десятичную систему исчисления, знали дроби, четыре действия арифметики, прогрессии, вычисляли площадь прямоугольника и треугольника, поверхность и объем простой и усеченной пирамиды. При этом астрономические и математические знания древних египтян не поднимались до уровня обобщений и теоретических выводов, а носили чисто эмпирический, прикладной характер. 

            В эпоху Древнего царства сложилась и египетская система образования. Сначала при дворе фараона были созданы школы для обучения чтению, счёту и письму будущих чиновников, позднее появились школы при храмах, в которых давалось главным образом религиозное образование, а также преподавались астрономия и медицина.  

            Впервые у египтян появилась  и иерархия богов, более жесткая,  чем иерархия богов у других  народов Древнего Востока, и  в целом соответствующая сложившейся  системе государственного устройства. Многие из религиозных представлений египтян были заимствованы другими религиями, в частности иудаизмом и христианством. Важное место в мировоззрении древних египтян занимали учение о бессмертии души и связанный с ним культ мертвых.  

           Согласно древнеегипетским верованиям, у человека было несколько душ, важнейшая из которых Ка - божественный двойни человека, олицетворяющий собой жизненную силу, - после смерти отделяется от тела и отправляется в странствия по загробному царству. Достичь вечного блаженства можно при слови, если тело будет сохранено в целости (отсюда обычай мумифицировать трупы) и если на суде Осириса будет установлено, что тело умершего не отягощено грехами. В искусстве долгое время   ведущее место занимали архитектура и скульптурный портрет, тесно связанные с поминальным культом. Господствующие в архитектуре принципы монументальности и статичности воплощали представление о незыблемости существовавшего социального строя. Важность скульптурного портрета определялась прежде всего тем, что, по верованиям египтян, он играл роль прибежища Ка. Архитектурные и скульптурные формы были канонизированы, но не смотря на это, египетское искусство сумело отразить важнейшие изменения в политической и духовной жизни общества на различных этапах развития древнеегипетского государства. Кроме того в Египте были осмысленны и приведены в стройную систему основные средства пластических искусств (объем, масса, форма), сложились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства. 

           Источниками знаний о состоянии  медицины в Древнем Египте  являются дошедшие до нашего  времени 9 папирусов с медицинскими  текстами, многочисленные иероглифические  надписи на саркофагах, пирамидах,  колоннах храмов, различные памятники  материальной культуры (санитарно-технические сооружения, хирургические инструменты, предметы бытового обихода, произведение искусства). Некоторые сведения медико-гигиенического характера, а также косвенные свидетельства об уровне развития медицины и состояния медпомощи в Древнем Египте имеются в памятниках письменности религиозного содержания, государственных и дипломатических документах, литературных произведениях. 

            Кроме того, оценка достижений  древних египтян в области  медицины дана в произведениях  античных авторов (Гомера, Геродота, Диодора, Тацита и др.) Историки древности (Геродот и др.) считали египтян исключительно здоровым народом и отмечали, что благодаря умению сохранить здоровье,  каждый египтянин выглядел в глазах иноземцев как врач. Судя по имеющимся источникам, высокая оценка достижений древнеегипетской медицины имеет достаточные основания: египтяне обладали обширными для своего времени познания по хирургическим, внутренним и кожным болезням, в акушерстве, стоматологии и других областях медицины, включая рациональные приемы диагностики, консервативного и хирургического лечения. Они создали школы для подготовки врачей. Вместе с тем в текстах медицинских папирусов встречается большое количество магических формул, заклинаний и обрядов, выполнение которых должно было сопровождать  каждое рациональное действие врача и больного, обеспечивая успех в диагностике и лечении. Причем исследователи древнеегипетских медицинских папирусов отмечают, что более ранние тексты менее отягощены религиозной мистикой и магическими формулами.  

           Так, например, папирус Смита (дошедший  до нашего времени экземпляр,  датируемый 1550 г. до н.э., считают  копией более раннего текста), авторство которого приписывается  Имхотепу  (не позднее 2700 г.  до н.э.), в отличие от остальных  папирусов, составленных значительно позднее, не содержит каких-либо магических заклинаний. Это дало основание немецкому египтологу Грапову сделать вывод, что медицина в Египте с течением времени все более и более погружалось в колдовство и мистику. Такое положение представляется вполне объяснимым и даже естественным, если принять во внимание характер мировоззрения древних египтян и общую закономерность развития всех религиозных систем, стремящихся придать догматичное истолкование любому рациональному знанию, и, наконец, ту напряженную работу по развитию религиозных представлений и обрядов, которая составляла главное содержание интеллектуальной деятельности образованной части древнеегипетского общества. В то же время во многом справедливое замечание Грапова не следует понимать как прямое противопоставление рациональных традиций древнеегипетской медицинской эпохи Древнего царства теургическим представлением древнеегипетской медицины более позднего времени. Медицина времен Имхотепа базировалась на опыте земледельческой и охотничье общины и не могла быть свободной от магических, тотемистических, анимистических представлений. Они не попали в текст папируса Смита скорее всего потому, что эпоха Древнего царства была периодом радикального пересмотра религиозных представлений, а точнее периодом формирования системы верований первого централизованного государства. В дальнейшем по мере разработки религиозных представлений и обрядов в медицинские папирусы (кроме папируса Смита, текст которого в связи с обожествлением Имхотепа по видимому, был канонизирован) включались многочисленные религиозные и магические тексты. Однако под теургической оболочкой рациональное начало древнеегипетской медицины сохранялась: магические действия и заклинания, как правило, должны были лишь сопровождать рациональные приемы. Более того, судя по содержанию медицинских папирусов, древнеегипетская медицина 2 тыс. до н.э. сделала много рациональных приобретений, разумеется, относящихся к вопросам гигиены, диагностики и лечения болезней, а не к общим биологическим и общепатологическим представлениям. 

           Согласно воззрениям древних  египтян, ведущее место в жизнедеятельности  организма занимали кровь и  пневма. Под пневмой понималось  находящееся в воздухе невидимое  и невесомое вещество, которое  при вдохе поступало в легкие, затем в сердце и далее, вместе с кровью, расходилось по всему телу. Болезнь означала изменение свойств или соотношений крови и пневмы. Таким образом, в древнеегипетской медицине зародились две важнейшие общепатологические концепции - гуморальная и пневматическая, которые в различных формах сохранились в медицине на протяжении более 3 тыс. 

           По некоторым магическим заклинаниям,  сопровождавшим лечебные процедуры,  можно сделать вывод, что определенная  в возникновении болезни приписывалась духом. В этом отношении показательно приводимое Торвалдом заклинание из папируса Хирст (не позднее 14 в. до н.э.): «О дух, мужчины или женщины, ты, который прячется в моем мясе, в этих моих членах. Я принес этот кал! Остерегайся, ты, спрятавшийся, исчезни!» Для лечения авторы папируса Эберса рекомендовали обратиться с заклинанием к богу мудрости Тоту: «Вылейся, насморк, сын насморка, который разламывает кости, который разрушает череп так, что заболевают все 7 отверстий в голове людей свиты Ра, которые с молитвой обращаются к Тоту. Смотри, я принес исцеляющее средство против тебя...Молоко той, которая родила мальчика...Выходи на землю, сгний, сгний четырежды!» Рекомендации «изгонять духов болезни» только заклинаниями в древнеегипетских медицинских папирусах не встречается. 

           Египтяне полагали также, что  многие вредные для организма  вещества, изменяющие свойства крови  и пневмы, содержатся в пищевых  продуктах. Обе приведенные причины  служили обоснованием для проведения  «очистительных» процедур с целью предупреждения и лечения болезней. Так, древнеегипетские врачи рекомендовали каждые три дня принимать рвотные средства и промывать кишечник, при многих заболеваниях назначались клизмы, рвотные, слабительные, мочегонные и потогонные средства для удаления «испорченной крови» применялись кровопускания. Благоприятной считалось и отрыжка, удаляющая «испорче6нный воздух». Однако приверженность древнеегипетских врачей к «очистительным» процедурам имела определенные пределы. Геродот указывает на существование строгих правил, согласно которым египетским врачам, в частности, запрещалось назначать рвотные и слабительные средства больным острыми заболеваниями ранее 3-го дня болезни. 

           В Египте существовали космогонические  представления о четырех основных  элементах мира - воде, земле, воздухе, огне, и в связи с которыми возникли и зачатки гуморального учения о четырех основных соках - носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь. Эти указания, однако, не согласуются с имеющимися сведениями о том, как представляли себе древние египтяне происхождение и картину мира. Вместе с тем не исключено, что космогонические воззрения, имевшие распространение у шумеров, вавилонян и халдеев, были известны египетским жрецам, благодаря чему они и могли попасть в древнеегипетские тексты, составленные не ранее периода Нового царства. 

            Обычай бальзамировать трупы  способствовал накоплению анатомических  знаний, поскольку бальзамирование  было сопряжено с извлечением  внутренних органов и головного мозга. Однако многовековая практика бальзамирования не привела древних египтян к созданию сколько-нибудь стройной системы анатомических представлений. Бальзамирование не имело ничего общего с аутопсией или хотя бы с изучением строения, расположения и функций отдельных органов. Судя по текстам медицинских папирусов, древнеегипетским врачам были известны лишь отдельные внутренние органы, в т.ч сердце, головной мозг, печень, а также сосуды. Основным органом считалось сердце, ему приписывались функции мышления и чувств. Другие народы Древнего Востока уже по 2-1 тыс. до н.э. считали мышление функцией головного мозга: не исключено, что именно у древних египтян заимствовано сохранившееся до сих пор в быту представление о связи сердца с чувствами любви и ненависти, с характерологическими особенностями человека («Доброе сердце», «каменное сердце», «горячее сердце» и т.п.). По видимому, египтяне имели представление о движении крови в  связи с деятельностью сердца. Они считали, что от сердца отходят 22 сосуда, которые направляются ко всем частям тела (представление, вызывающее по меньшей мере, удивление, учитывая, что сердце извлекалось при бальзамировании). Врач, «касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену» - говорится в папирусе Эберса. Вместе с тем знаниями о внутренних органах анатомические представления древних египтян, по-видимому, не ограничивалась. В результате развития хирургической практики могли быть накоплены некоторые знания топографо-анатомического характера. Это нашло отражение в папирусе Смита, который украшен рисунками частей тела до и после операции. Не исключено, что наши знания об общепатологических и анатомических представлениях древних египтян не достаточно полны. Так, согласно египетскому представлению бог мудрости Тот «вероятно, обожествленный древнеегипетский мудрец» составил описание всех известных в Египте знаний, среди них отдельные книги (папирусы) были посвящены строению тела человека и учению о болезни. 

Информация о работе Медицина в древнем Египте