Медицина в древнем Египте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:54, реферат

Краткое описание

Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Испещренные надписями стены храмов, колонны, стелы, предметы домашнего обихода и папирусы сохранили память о египетской цивилизации. Благодаря расшифровке всех этих надписей перед миром предстала одна из наиболее ярких страниц древней истории человечества. Пытливому взору ученых открылся необычайно высокий уровень знаний древних египтян во многих областях и особенно в медицине.

Файлы: 1 файл

Медицина в древнем Египте.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

В качестве примера  можно привести и рецепт приготовления  напитка из «диа-диа», приводящего  человека в бесчувственное состояние  на несколько часов. Судя по описанию в папирусе Эберса, — это мандрагора, бесстеблевое растение с длинными широкими листьями и сложным корнем. Напиток из мандрагоры действительно приводил человека в бесчувственное состояние на несколько часов. 

Интересно, что  мандрагору, не произраставшую в Европе севернее Средиземноморья, на Руси тем не менее знали, как «сонное зелье», «сон-траву». Русские сказочные жар-цвет, Перунов цвет, скакун-трава ведут свою родословную от мандрагоры. Условия их поиска, обставленные таинствами, обрядами и заклинаниями, а также условия при которых они даются в руки только в определенное время и только богом избранным людям, поразительно одинаковы. 

  

ФИЗИОЛОГИЯ 

Египетские    врачи    с древних времен стремились понять механизм осуществления  функций живого организма. И в этом они достигли больших успехов. 

По всей видимости, они догадывались о важности системы  кровообращения, но более важной субстанцией  считали «пневму», понимаемую, как  содержащееся в воздухе невидимое  вещество. С вдыхаемым воздухом «пневма» поступает в легкие, оттуда в сердце, а затем по артериям разносится по всему телу. По убеждениям египтян, здоровье человека сохраняется лишь, до тех пор, пока свойства крови и «пневмы» нормальные. Болезнь — результат изменения этих свойств, имеющих характер гниения. 

А вот еще  один пример достижений египтян в  области физиологии. До недавнего  времени египтологи не могли объяснить  значение слова «мету». Так в древнеегипетских текстах называли линии, связывающие  некоторые части лица, носа, пальцев, ступней ног с внутренними органами. В частности, одна из таких «мету» связывала сердце и мизинец. 

Отсюда и обычай погружать мизинец в жертвенные напитки, как доказательство особой сердечности. И вот несколько  десятков лет назад современная  наука о жизнедеятельности организма выдвинула смелую гипотезу о существовании, помимо нервной и гуморальной, еще одной регулирующей системы. Функции этой системы состоят в передаче информации внутренним органам от периферийных частей тела, связанных с внешней средой. 

Основываясь на этой гипотезе, президент английского общества акупунтуры Феликс Манн доказал, что на Лондонском папирусе изображена схема меридианов — «мету» тела человека. Выявить существование меридианов в наше время удалось только путем тщательного анализа воздействий на определенные участки тела. Невероятно, но оказывается открытие современной физиологией третьей регулирующей системы было достоянием египетских врачей-практиков три с половиной тысячи лет назад, а возможно, и ранее. 

  

ХИРУРГИЯ 

В Древнем Египте были известны методы лечения переломов костей, хотя описаний таковых мы и не найдем в сохранившихся папирусах. В данном случае основанием для такого утверждения являются многочисленные находки хорошо сросшихся костей у мумий, захороненных даже в начале III тысячелетия до н.э. В отдельных случаях сохранились и лубки вокруг конечностей с материалом, напоминающим бинты. 

Судя по изображениям в храмах, египетские хирурги делали ампутации, перевязывали гноящиеся  раны, ставили банки, для чего использовали рога животных. Отваживались они и на более сложное хирургическое вмешательство. Скальпели, ножи, иглы с тщательно отполированной поверхностью известны нам по находкам в гробницах. Там же найдены средства для прижигания, используемые для разрушения опухолей и остановки кровотечений. 

  

ОФТАЛЬМОЛОГИЯ 

Высокая степень  светового изучения в Египте неблагоприятно действовала на органы зрения, по этой причине лечению глазных болезней с давних пор уделалось повышенное внимание. 

Так, в папирусе Эберса болезням глаз посвящено 9 «страниц» текста. Кроме обычных определений страданий, таких, как слепота, кровь в глазу, воспаление глаз, описываются катаракта (помутнение хрусталика глаза), лейкома (бельмо) и т.п. В папирусе приводится описание приемов лечения глазных болезней. После некоторых рецептов в папирусе сделаны пометки красными чернилами: «Заметь это, так как это действительно хорошее средство». 

Не так давно  в руках ученых оказалось древнейшее лечебное средство. В оазисе Райоум в гробнице принцессы Нефру-Птах вместе с мумией был обнаружен флакон с каким-то косметическим средством. Химический анализ содержимого показал, что во флаконе находится смесь смол и сульфида свинца. Из расшифрованных иероглифов, вырубленных на стенах гробницы под рисунками молодой принцессы, ученые узнали, что ее в свое время лечили от «белых пятен в глазах». Специалисты полагают, что такое описание характерно для катаракты, а данная смесь смолы и сульфида свинца могла помочь при этом заболевании. 

Интересно отметить, что врачи Древнего "Египта прекрасно знали о существовании связи между заболеваниями глаз и ушей. Это отчасти можно объяснить их знаниями о распределении кровеносных сосудов, которые направляются сперва к вискам и ушам, а затем к глазам, а может быть на основании наблюдений, когда при страданиях глаз постоянно отмечаются сверлящие и мучительные боли в ушах. 

В этой связи  примечательно такое средство: «Лекарство от слепоты. Возьми воду из обеих глаз свиньи, настоящую черную краску для глаз — 1 часть, красной охры — 1, продукт брожения меда — 1. Все тщательно растереть, приготовить смесь и всыпать в ухо человека. Он тотчас станет здоровым». 

  

СТОМАТОЛОГИЯ 

Обследование черепов, найденных во время раскопок могил III тысячелетия до н.э., показало, что египетские дантисты производили операции по удалению гноя при воспалении надкостницы, скрепляли шатающийся зуб с соседним золотой проволокой. 

Эти врачи в  древнеегипетских текстах назывались «те, которые заботятся о зубах». 

 Для оздоровления  полости рта, укрепления зубов  и прекращения процесса воспаления  десен врачи рекомендовали прикладывать  пасты и проводить полоскание  рта растворами и настоями  некоторых трав. 

  

ТАНАТОЛОГИЯ 

наука о смерти и ее признаках,  о проблемах  облегчения  предсмертных страданий  больного. В Египте смерть изучалась  тысячелетиями. 

Существовало  специальное руководство «Книга мертвых». Помимо мифологических описаний в нем содержатся наставления  умирающему, а также правила поведения для тех, кто провожает человека в последний путь. В связи с тем что человек, как полагали египтяне, должен умереть в сознании, то жрецам предписывались активные манипуляции с его сонной артерией. 

Египетская танатология и теоретически и практически разработала основные положения того мировоззрения, которое избавляет человека от страха перед смертью. Невозможно придумать что-либо лучшее для успокоения отходящей души, чем предлагаемая древнеегипетской религией идея продолжения жизни в другом мире. 

За смертью  следовал новый вид «жизни», который  должен продолжаться за барьером смерти посредством сохранения тела, внимания, проявляемого к мумии, и всего  того, что предусматривалось в  социальных, экономических и религиозных  обычаях. По этой причине египтяне и достигли огромных успехов в бальзамировании трупов. 

Нужно прочесть это дважды, чтобы понять пугающую невероятность следующих результатов  научных исследований: биологи Оклахомского университета в марте 1963 г. установили, что кожные клетки мумии египетской принцессы Мене, сохранили жизнеспособность до наших дней. А ведь смерть принцессы наступила несколько тысяч лет назад! Следует отметить, что этот вывод американских биологов оспаривают другие ученые. Их доводы: если в клетках мумифицированной кожи и обнаружены признаки жизни, то речь может идти только о жизни посторонних существ, например, о бактериях, обосновавшихся там. Итак, два подхода для окончательных выводов, видимо, нужны дополнительные эксперименты. 

Первые попытки бальзамирования относятся к III тысячелетию до нашей эры. Это подтверждается раскопками древнего захоронения этого периода, проведенными английским археологом Джеймсом Квибеллом. В процессе этих раскопок и был обнаружен труп молодой женщины, который считается самой древней египетской мумией. 

О самом процессе бальзамирования было известно тысячам  людей, но до наших дней дошло единственное сообщение «очевидца». Им явился Геродот, греческий путешественник, якобы, побывавший в Египте в V веке до н.э. Многое в  описаниях Геродота подвергается сомнениям и переосмысливанию, но процедуру бальзамирования он в целом описал верно, кроме одного важного нюанса. Геродот написал, что труп на длительное время помещали в ванны водных растворов солей. В настоящее время считается доказанным, что при бальзамировании не могли использоваться водные растворы, а применялись соли, которые содействовали удалению влаги из мертвого организма. 

Попытка выявить  состав смол и трав, используемых при  бальзамировании, была предпринята  французскими учеными во время исследования мумии фараона Рамсеса II. Результаты этих исследований оказались настолько неожиданными, что было принято решение не информировать об этом широкую общественность. Причиной явилось обнаружение палеобиологом Мишелем Ласко пылинок табака и измельченного черного перца на бинтах, вынутых из брюшной полости фараона. Мало того, М.Ласко доказал, что непременной частью бальзамирующих смол является никотин. 

Контрольные испытания  профессора Пари подтвердили наличие  алкалоида из листьев табака. Вместе с тем считается доказанным, что во времена Рамсеса II растения из семейства пасленовых, содержащие в своих листьях никотин, встречались только в Америке и на островах Тихого океана близ Австралии, а черный перец мог попасть в Египет только из районов Дальнего Востока. Если эти постулаты верны, то следует признать, что египтяне в древности совершали почти кругосветные экспедиции. Вот так попытка разгадать тайну бальзамирования породила еще более трудную задачу. 

Используемые  при бальзамировании смолы и  растения в условиях сухого и теплого климата Египта со временем превратились в целебную массу, названную мумие. О целительных свойствах мумие стало известно в ХШ веке. 

Многие ученые, в частности известный английский естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон, настойчиво рекомендовали использовать мумие в качестве средства для остановки кровотечений. Неизвестно отношение к мумие В.Шекспира, но в своей пьесе «Макбет» он упоминает мумие, как один из ингредиентов колдовского зелья. Документально подтверждается, что король Франции Фрэнсис I всегда имел при себе кусочек мумие на случай внезапного заболевания. 

Рекомендации  врачей породили необычайно большой  спрос на мумие, что в свою очередь  привело к организации подпольной индустрии его производства. В  Египте труп, наполненный смесью битума с известняком, превращался в подобие мумии в течение нескольких месяцев, но эта «мумия» представляла серьезную опасность для здоровья. Осознав это, через четыре столетия врачи начали активно выступать с призывами прекратить использование мумие. Постепенно охота за египетскими мумиями пошла на убыль. 

И вдруг эта  охота вновь возобновилась, организаторами ее явились производители бумаги. Оказалось, что бумага, сделанная  из бинтов, в которые были завернуты  мумии, обладает исключительными качествами. А ведь в среднем на одну мумию египтяне расходовали до 150 метров бинтов. В конце XIX века наибольшую активность в производстве бумаги из бинтов развил некий Аугустус Стэнвуд. Чтобы не отделять смолы от последнего ряда бинтов, Стэнвуд наладил на фабрике выпуск второсортной упаковочной бумаги. Неизвестно, сколько бы продолжался такой бизнес, если бы не вспышка холеры. Хотя фабрика А.Стэнвуда и не была источником эпидемии, по решению санитарных властей ее закрыли. 

Но и после  этого египетские мумии не были оставлены  в покое. Теперь охота ведется за амулетами, драгоценностями и фигурками богов, которые древние египтяне помещали между бинтами набальзамированных трупов. Результатом всего этого явилось то, что в музеях мира сохраняется всего лишь несколько десятков мумий из многих тысяч, погребенных за многовековую историю Древнего Египта. Ущерб, нанесенный компаниями охоты за мумиями, не поддается оценке. Ведь невозможно представить, какое количество и какие ценнейшие документы эпохи Древнего Египта были уничтожены несведующими людьми. 
 
 

     Что представляла собой фармация Древнего Египта?   

         

       

          Долина Нила - один из древнейших  очагов цивилизации. Не позднее  5 тысячелетия до н.э. здесь  возникли земледельческая культура  с применением сельскохозяйственными  орудий и первые городские поселения. К  5-4 тысячелетии до н.э. относится проведение первых  ирригационных работ (сооружение каналов, дамб, колодцев) с использованием труда общинников и рабов, захваченных в междоусобных войнах. В 4 тысячелетии до н.э. началась обработка меди, появились гончарное, ткацкое и керамическое производства, фаянс. С 3 тысячелетия до н.э. изготовлялось стекло, во 2 тысячелетии до  н.э. входят в употребление сначала бронза, а затем железо. 

Информация о работе Медицина в древнем Египте