Медицина в древнем Египте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:54, реферат

Краткое описание

Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Испещренные надписями стены храмов, колонны, стелы, предметы домашнего обихода и папирусы сохранили память о египетской цивилизации. Благодаря расшифровке всех этих надписей перед миром предстала одна из наиболее ярких страниц древней истории человечества. Пытливому взору ученых открылся необычайно высокий уровень знаний древних египтян во многих областях и особенно в медицине.

Файлы: 1 файл

Медицина в древнем Египте.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Медицина в  древнем Египте  

  

 

Ю.Ф.Марченко 

  

Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Испещренные надписями стены  храмов, колонны, стелы, предметы домашнего  обихода и папирусы сохранили  память о египетской цивилизации. Благодаря  расшифровке всех этих надписей перед миром предстала одна из наиболее ярких страниц древней истории человечества. Пытливому взору ученых открылся необычайно высокий уровень знаний древних египтян во многих областях и особенно в медицине. 

Усиленный интерес  египтян к врачеванию, целенаправленный и научный подход к болезням, довольно сложная рецептура приготовления лекарств — все это не может не поражать воображение даже специалистов, наших современников. 

Создается впечатление, что писцы начали фиксировать  в письменной форме устные традиции врачей, основанные на их собственных приемах и на практике их предшественников, как только была изобретена письменность, т.е. в начале III тысячелетия до н.э. Благодаря тому что писцы допустили медицинские наблюдения и рецепты в корпус письменных документов, эти тексты стали копировать последующие поколения. Таким образом они и были спасены от забвения. 

Первое упоминание существования сборника медицинских  предписаний относится к XXVIII веку до н.э. Подтверждением этого является надпись на блоках гробницы визиря и главы архитекторов Вешптаха. 

Содержание текста, записанного на камне, таково. При  посещении сооружения, построенного под руководством Вешптаха, фараон Неферкара, расхваливая работу строителей, обратил внимание, что глава архитекторов никак не реагирует на его слова. Срочно вызванный врач констатировал, что Вешптах мертв и в подтверждение представил папирус, в котором, по всей видимости, этот случай был описан. 

СОДЕРЖАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ  ПАПИРУСОВ 

Наши знания о древнеегипетской медицине основаны на текстах древних медицинских руководств и сборников предписаний, свидетельствующих о эрудиции врачей и их отношении к больным. До наших дней сохранилось всего десять медицинских папирусов, получивших свои названия по имени первых владельцев (Эдвин Смит, Херст, Чес-тер-Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), или по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Г.Эберс). 

Наиболее древним  медицинским папирусом является Кахунский, датируемый примерно 1950 г. до н.э. Папирус был найден в Файюмском оазисе, недалеко от поселка Иллахун, но ошибочно назван Кахунским. Папирус состоит из трех частей, посвященных медицине, ветеринарии и математике. 

Медицинский раздел состоит из трех листов. Первый лист сохранился в нескольких фрагментах, причем еще в древности он ремонтировался путем подклейки папирусных полосок с обратной стороны. Второй лист имеет дыру в центре и только семь строк сохранилось полностью. Третий лист был вос^ становлен египтологом Гриффитом из 46 отдельных кусочков. 

Первые два  листа содержат 17 гинекологических рецептов. В качестве лекарств рекомендуется  пиво, молоко, финики, травы и некоторые  вещества. В целом этот раздел имеет  много общего с рецептами папирусов из Рамсессума и Эберса. 

Третий лист содержит 17 рецептов, касающихся определения  беременности (по состоянию женских  грудей, цвету лица и глаз), выяснения  пола будущего ребенка. Рекомендации аналогичны тем, которые изложены в Берлинском папирусе. 

Столь же древними являются два папируса из Рамсессума IV и V. Папирус IV — это магико-медицинский, напоминающий Кахунский, что во многом помогло заполнить лакуны последнего. Рецепты касаются родов, ухода за новорожденным, прогноза его жизнеспособности. Имеется один рецепт по предотвращению зачатия с применением экскрементов крокодила. 

Папирус из Рамсессума V — чисто медицинский. Начало и  конец утеряны. В оставшейся части  приведено более 20 рецептов, большинство  из которых упоминается в папирусах  Эберса и Херста. В основном рецепты касаются болезни, называемой «негибкость членов».  

Особенностью  этих папирусов является то, что  они написаны иероглифическим письмом, а не иератическим, как большинство  медицинских папирусов. Названия рецептов написаны в горизонтальную строчку наверху страницы а сам рецепт размещен в вертикальной колонке под названием. Используемый шрифт и форма размещения напоминает надписи на саркофагах. Без сомнения, это свидетельствует о древнем происхождении этих двух медицинских текстов. 

В Берлинском папирусе, написанном примерно в 1300 г. до н.э., имеются  главы о ревматизме и о кровеносных  сосудах, приводится способ определения  пола будущего ребенка, дается совет, как  определить, сможет ли женщина родить. 

В папирусе для  установления, родится мальчик или девочка, рекомендуется смочить зерна ячменя и пшеницы мочой беременной женщины и посмотреть, что прорастет раньше: если пшеница — будет девочка, если ячмень — будет мальчик. 

«Для распознания  женщины, которая сможет родить и  которая не сможет, растение «бедедука» растереть и смешать с молоком женщины, которая родила мальчика, и дать проглотить. Если это вызовет рвоту — то будет рожать, если вспучит — никогда не будет рожать». 

В папирусе Херста на 18 с половиной «страницах»  описывается 260 случаев болезней, из которых 96" упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми. 

В Лейденском папирусе, написанном примерно в 1250 г. до н.э., приводятся рецепты и описаны приемы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах. 

В Лондонском папирусе основное внимание уделено магическим приемам лечения. Вместе с тем  там приводятся и рациональные рецепты  — такие, как применение для лечения куриной слепоты бычьей печени, в изобилии содержащей витамин А, как употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своем составе касторовое масло. 

Огромное познавательное значение имеет папирус Эберса. Это  справочник врачей-практиков, датированный 1500 г. до н.э. Он содержит рецепты лечения различных болезней, диагностические описания, советы, что надо предпринимать при укусах насекомых и крупных животных. 

В папирусе имеется  косметический раздел, в нем даются советы по разглаживанию морщин, удалению родинок, изменению цвета кожи, окраске волос и бровей, усилению роста волос и даже исправлению косоглазия. В 877 параграфах папируса, помимо рецептов, излагаются мысли о проблемах жизни, здоровья и смерти. Дается теоретическое обоснование учения о сердце и кровеносных сосудах. Указывается, что от сердца кровь по 22 сосудам поступает ко всем членам. 

Оценивая эти  сведения, академик Струве В.В. писал: «В ряде египетских медицинских папирусов  мы находим свидетельство существования замечательного учения, названного «Тайна врача — знание хода сердца и знание сердца». Это первый засвидетельствованный в истории человечества проблеск научной теории о возбудителе болезни. Он устанавливает, что основной причиной болезни человеческого организма является изменение в системе кровеносных сосудов, связанных с сердцем, а не чары магов, ведьм и злых духов». 

Знаменитый хирургический  папирус Эдвина Смита поражает своей  исключительной научной точностью  и ясностью изложения. Ознакомление с текстом папируса позволяет отметить следующее. 

17 колонок на  лицевой стороне составляют часть  хирургического трактата, самого  древнего из когда-либо найденных  в мире. Текст на оборотной  стороне — это набор случайно  полученных сведений, включающих  магические заклинания против вредителей, рецепты лечения гинекологических заболеваний, рецепты по уходу за кожей, приемы омолаживания. 

Хирургический трактат состоит из последовательных и взаимосвязанных описаний 48 различных  травм. По стилю это четкие указания учителя ученику. Каждое описание включает название травмы, описание симптомов, формулировку заключения, перечень рецептов лечения и разъяснение впервые использованных фраз и выражений. 

Трактат четко  систематизирован по случаям, начиная  с повреждения головы, затем носа, горла, ключицы, грудной клетки, позвоночника. Текст заканчивается буквально на полуслове при наличии значительного незаполненного текстом пространства. 

Лечение травм, в основном, осуществляется рациональными  методами путем хирургического вмешательства. Обращение к магическим приемам, точнее сказать, к заклинаниям, имеется только в одном из 48 случаев. 

Каждый из 48 случаев  травм классифицируется по одному из трех вердиктов: благоприятный —  «эту болезнь я вылечу», неопределенный — «с этой болезнью я буду бороться» и неблагоприятный — «эта болезнь неизлечима». 

Неблагоприятный вердикт выносится в 14 случаях  и составляет группу травм, которые  врач не может вылечить и которые  представляют для него, говоря современным  языком, научный интерес. 

Дошедшие до нас папирусы, как показывает анализ их содержания и тщательная палеографическая экспертиза, являются копиями очень древних медицинских трактатов. Древность этих источников подтверждается прямыми ссылками в текстах. Так, в папирусе Эберса приведено средство для ращения волос, впервые приготовленное для матери фараона I династии (начало — около 3000 г. до н.э.). В этом же папирусе имеется ссылка на папирус о кровеносных сосудах, найденный под скульптурным изображением бога Ануби-са в Летополе во времена правления третьего фараона I династии. Об этом же факте сообщается и в Берлинском папирусе. 

Древнеегипетская  медицина имеет много общего с  месопотамской медициной, о чем  можно судить на основании анализа  коллекции текстов старовавилонского  периода, обнаруженных в Ашуре и в Ниневии. Большинство текстов этого периода составлено почти так же, как и папирус Эдвина Смита. 

Каждая табличка состоит из одинаково построенных  записей, начинающихся словами: «Если  человек болен» или «Если человек  страдает». Описание заболеваний дается подробно с использованием устойчивой терминологии для передачи субъективных ощущений и объективных симптомов. В текстах даются детальные инструкции врачу относительно лекарств, их приготовления и процедуры приема больным. Все это описывается с использованием широкого набора медицинских терминов. Обычно каждая запись заканчивается заверением: «он поправится...», но иногда и предупреждением, что больной не справится с болезнью. 

Ко II тысячелетию  до н.э. уровень развития медицины в  Египте становится намного выше, чем у сопредельных с ним государств. Судя по сохранившимся документам, египетские фараоны посылают своих врачей в чужие страны не только для того, чтобы вылечить их правителей и членов их семей, но и произвести впечатление на своих союзничков искусством своих врачей, а тем самым укрепить свой престиж. Наглядным примером могут быть выдержки из сохранившейся переписки египетского фараона Рамсеса II (XIII век до н.э.) с хеттским царем Хаттуси-лисом III. 

Хеттский царь неоднократно («и один, два и три раза») обращался с просьбой прислать врача, чтобы исцелить недуг, причиняемый болезнью. Наконец, Рамсес II извещает Хаттусилиса о скором прибытии двух человек: асу и аширу по имени Лейа. По-аккадски, асу — это врач, проводивший лечение посредством лекарств, приготавливаемых из растений и минералов, а аширу — это жрец, борющийся со сверхестественными силами посредством магии и заклинаний. 

Судя по другому  письму, для хеттского царя, страдающего  болезнью глаз, Рамсес II послал «хорошее медицинское средство». Еще в одном письме Рамсес II сообщает об отправке более опытного специалиста по имени Пареамаха, имеющего титул «писца» и «врача», вместо двух ранее направленных врачей, которые не смогли вылечить племянника Хаттусилиса. 

О вере хеттского правителя во всемогущество египетских врачевателей может свидетельствовать просьба прислать врача для приготовления лекарства, чтобы его престарелая сестра Массануццис смогла родить наследника престола. В ответ Рамсес II, опираясь на здравый смысл, извещает, что невозможно приготовить такое лекарство. При этом он пишет:. «Смотри, твой брат царь знает ее — Массануццис, сестру моего брата! Разве ей 50 лет? Ей 60 лет!» 

В Древнем Египте все достижения в медицине связывались  с именем бога Имхоте-па. В его  честь сооружались храмы, в которых жрецы излечивали страдающих от различных недугов, руководствуясь наставлениями Имхотепа. 

Информация о работе Медицина в древнем Египте