Медицина в древнем Египте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:54, реферат

Краткое описание

Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Испещренные надписями стены храмов, колонны, стелы, предметы домашнего обихода и папирусы сохранили память о египетской цивилизации. Благодаря расшифровке всех этих надписей перед миром предстала одна из наиболее ярких страниц древней истории человечества. Пытливому взору ученых открылся необычайно высокий уровень знаний древних египтян во многих областях и особенно в медицине.

Файлы: 1 файл

Медицина в древнем Египте.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Благодарные пациенты после выздоровления заказывали у известных и совсем неопытных  скульпторов статуэтки Имхотепа, на постаментах которых выражали свою признательность великому богу-врачевателю. Статуэтки, большей частью бронзовые, отличались изяществом и тщательностью изготовления, встречаются статуэтки из фаянса, но более грубые. Как правило, Имхотеп представлен сидящим с развернутым на коленях папирусом. В редких случаях Имхотеп изображался без папируса или стоящим. 

  

В музеях мира собрана  богатая коллекция изображений  египетского врачевателя. В Английском институте истории медицины имени  Г.Уэллкома находится 48 статуэток Имхотепа, в Государственном Эрмитаже — 9 бронзовых и 1 фаянсовая. Типичную бронзовую статуэтку Имхотепа можно увидеть в ГМИИ имени А.С.Пушкина. Ее высота 14,5 см, создана она, как полагают, в VII—VI вв. до н.э. Имхотеп изображен сидящим (ноги утеряны), на поясе — короткое плиссированное одеяние, на шее — три ряда ожерелий, состоящих из трубочек и лепестков лотоса. В руках он держит свиток папируса с надписью «Имхотеп». 

Долгое время  считали, что Имхотеп — это  мифический образ, созданный народной фантазией. Некоторые египтологи доказывали, что Имхотеп — это некая ипостась бога Птаха, вызванная потребностью в новых божествах, воплощающих проявление интеллектуальных способностей. А видный египтолог прошлого века Ф.Циммерманн доказывал, что Имхотеп — это результат обожествления часто упоминаемой в текстах формулы «им-хотеп» — «идущий в мире». 

Однако при  более тщательном изучении документов, связанных с именем Имхотепа, египтологи получили множество свидетельств того, что Имхотеп — это реально  существовавшая личность, удивительно талантливый и разносторонне одаренный человек. Сорок восемь веков назад Имхотеп был «обычным» смертным, современником фараона III династии Джосера. Затем Имхотеп является полубогом, то есть человеком, которому боги даровали бессмертие. А еще через несколько веков на протяжении почти трех тысячелетий его почитают как полноправного бога — бога врачевания. С IV века н.э. начинается период постепенного забвения Имхотепа, и только после расшифровки древнеегипетских иероглифов в XIX веке имя Имхотепа начинает постепенно возрождаться из небытия. 

Помимо Имхотепа, к богам, имеющим отношение к  врачеванию, относится бог Тот, изображаемый в виде человека с головой ибиса  или в образе павиана. Тот —  бог науки, законов и священных  книг, предсказывал через посредство жрецов королевским матерям рождение их божественных детей. 

Одна из главных  египетских богинь, Иси-да, всегда призывалась  на помощь больным, особенно детям. Она  считалась основательницей врачевания с помощью магии. Изображалась она  в виде молодой женщины с короной в виде солнечного диска, обрамленного рогами богини Хатор. В руках Исида всегда держала иероглифический знак «анх», означающий  «жизнь».  Искусством  врачевания владел и сын Исиды — Гор. 

Бог смерти Анубис, изображаемый в образе черного шакала, почитался мастером бальзамирования. Богиня Сехмет — женщина с головой львицы, была покровительницей врачевателей, а защитницей рожениц и младенцев была богиня Тауэрт, изображаемая в виде чудовища с головой гипопотама, туловищем лошади и лапами льва. 

Известно, что в Древнем Египте число врачей было велико и занимали они очень высокое социальное положение. Врачи в Египте были, говоря современным языком, чиновниками, они жили при храмах и на доходы, получаемые от земель, принадлежащих храмам. Дополнительно на их содержание выделялась часть государственных сборов. Особо отмечается, что врачи не получали никаких вознаграждений от пациентов. 

В своей практике врачи были обязаны строго придерживаться указаний, изложенных в медицинских  руководствах и сборниках, подобных, по всей видимости, сохранившимся папирусам Г.Эберса и Эдвина Смита. Одновременно, как сообщают греческие авторы, в Египте существовало еще 36 медицинских трактатов, таких, как «Книга сердца», «Книга глазных болезней». Доступ к этим трактатам имели только особо посвященные врачи и жрецы. При лечении по ним принимались в расчет целительная сила души и некие внеземные силы. По всей видимости, число медицинских трактатов — 36 неслучайно. Это число в Древнем Египте имело некий магический смысл: от 36 полных декад в году (египтяне выделили 36 особо почитаемых ярких звезд на небе, сутки они делили на 36 равных промежутков). 

Существует много  свидетельств того, что египтяне верили в эффективность и применения медикаментов, и использования магии. Между этими двумя способами не было жесткого разделения: медицинское лечение, как правило, содержит только незначительные примеси магических процедур, в то время как магические меры против болезней используют традиционную фармакопею. Магические элементы, применяемые практикующими врачами, состоят из коротких заклинаний, уверенности в магии чисел, символических актов, требования определенного расписания для выполнения отдельных операций при приготовлении лекарств или помощи во время лечения детей.  

  

По современным  понятиям, лечение в значительной степени заключалось в разработанной системе внушения, практиковалось воздействие во сне на психику человека. При многих заболевания, в том числе и острых, лечение в течение первых четырех дней было выжидательным. Это обосновывалось тем, что несвоевременным и неуместным вмешательством можно нарушить естественное течение болезни и отрицательным образом повлиять на целительную силу природы. Само лечение состояло в употреблении несильных средств, обязательным при болезни было соблюдение диеты. 

Для лечения  любой болезни существовало несколько  рецептов, а потому принималось во внимание то, что одни лекарства  действуют быстро, другие — медленно, что не все лекарства могут  быть применены во все времена  года. Египтяне полагали, что каждый орган в большей степени, чем обычно предрасположен для воздействия в определенный час дня. Недавно современные специалисты по биоритмам подтвердили обоснованность наблюдений древних врачей. Так, например, часом биологического расслабления печени является 19 часов, а мочевого тракта — 3 часа ночи. 

Египетский врач считался с возрастом больного. Лекарства  из пивных дрожжей, зеленых фиг и  некоторых растительных веществ, которые  назначались взрослым, запрещено  было давать детям. Для них чаще всего  назначались припарки вокруг тела из папируса, пропитанного различными маслами. 

Все это дает основание утверждать, что серьезное  внимание древнеегипетских врачей к  обобщению практических результатов  явилось началом медицинской  науки. 

  

В МЕДИЦИНЕ 

Анализ содержания медицинских папирусов, замечаний в литературных памятниках и отдельных упоминаний в сборниках законов, а также археологические находки медицинских инструментов позволят представить уровень достижений египетских врачевателей по разделам, принятыми современной медицинской наукой. 

  

ГИГИЕНА  

В Древнем Египте одной из наиболее разработанных  отраслей медицины являлась гигиена. Показательно в этом отношении наблюдение Диодора  Сицилийского (90—21 гг. до н.э.): «Образ жизни  египтян был так целесообразно  урегулирован, что можно было бы видеть в нем не плод законодательного творчества, а работу дельного врача, сумевшего разработать его согласно правилам науки о здоровье». 

Проведение в  жизнь гигиенических предписаний  было облегчено тем, что они имели  форму религиозных правил и заповедей. При выработке этих правил четко прослеживался принцип, что болезнь легче предупредить, чём излечить. Для египтянина это было очевидным. 

Это видно из того, что в профилактических целях  и здоровому человеку рекомендовалось  раз в десять дней принимать рвотные и слабительные лекарства. Египтянам предписывались умеренность в еде, опрятность, обязательность частых омовений и растираний тела мазями. Они обязаны были носить чисто выстиранное полотняное нижнее белье. Крайне негативно они относились к ношению шерстяной одежды, в такой одежде запрещалось входить в храм. Египтяне серьезно относились к закаливанию в детском возрасте, дети обязаны были ходить босиком. К области гигиены следует отнести и обязательное истребление насекомых в домах. 

Очень трудно объяснить, каким образом египтяне узнали об антисептических и противомикробных действиях смол ладана и мирры, но применение их в храмах при больших  скоплениях людей отмечалось еще  в Древнем Царстве. Так как  эти растения в Египте не произрастали, то для приобретения их снаряжались многотрудные и многомесячные экспедиции в страну Пунт (теперешнее Сомали). 

Итак, соблюдение гигиенических предписаний вместе с благоприятным климатом делало египтян самым здоровым из всех древних  народов. Своим умением сохранить себя здоровым они казались до того искусными, что на каждого египтянина иностранцы смотрели как на врачевателя всех болезней. 

  

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 

Древнегреческий философ Платон о развитии физической культуры в Египте писал: «Искони, видимо, было признано египтянами то положение, которое мы сейчас высказали: у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Установив, что прекрасно, египтяне - объявили об этом на священных празднествах и никому — ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает возможные изображения, ни вообще тем, кто занят музическим искусством, — не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное, не допускается это и теперь». 

Наиболее древний  из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу фараона Джосера в культовом состязании по бегу. Со всей очевидностью бег царя-бога объясняется теми же мотивами, что и испытания героев греческой мифологии и современных вождей отдельных африканских племен, в ходе которых кандидаты физическими достижениями подтверждают, что они достойны быть избранными. 

Позднее испытание  в беге при избрании царя были вытеснены  борьбой, лучше выражающей превосходство  в силе и ловкости. Наиболее ранний памятник, связанный с борьбой, датируется серединой III тысячелетия до н.э. Это изображение серии движений в гробнице в Саккара, свидетельствующие о владении египтянами приемами борьбы. 

В древних гробницах  найдено много изображений танцующих  фигур, но напрасно искать в э.тих фигурах мотивы нежности и чувственности. Движения рук у этих фигур похожи на те, которые делаются при гребле, а упражнения с поворотами, «мостами», по нынешним понятиям, ближе к гимнастике, нежели к танцам. 

На рисунках и рельефах Древнего Египта часто изображались парные игры с мячом игроков, которые никогда не борются за мяч. На этом основании был сделан вывод, что игры с мячом культивировались для эстетического воспитания и веселого времяпрепровождения и что физической культуре Древнего Египта были неизвестны командные игры. 

Запечатлены также  соревнования гребцов, зрелищные бои  на лодках, а также фехтовальные бои на палицах. Рядом с борющимися часто изображаются, по всей видимости, судьи, которые руководят поединками в соответствии с выработанными правилами. Очень часто египтянам противостоят, судя по характерным признакам, представители Нубии, Ливии и других народов. Такие поединки организовывались, вероятно, для того, чтобы продемонстрировать превосходство воинов фараона и сопоставить степень владения ими спортивной техникой.  

  

ФАРМАКОЛОГИЯ 

В сохранившихся  папирусах содержится множество  рецептов лекарств. Травы — корни, стебли, листья, плоды — использовались либо сухими, либо свежими, растертыми и просеянными или размоченными и прокипяченными. Они смешивались с пивом, уксусом, медом или жиром. На основании изучения рецептов удалось расшифровать названия отдельных растений. Среди них встречаются такие, которые с успехом применяются и в наши дни: алоэ, анис, белена, семена льна, подорожник, лук, мак, финик, можжевельник. А вот примеры описаний из неразгаданных рецептов: растение «сенутетраста на животе», т.е. ползучее; растение надет» — у него цветы, как у лотоса; а также «гиу», «шау» и т.п. 

В качестве примера  можно привести рецепт мази для ращения волос: «Когти борзой собаки, цветы финиковой пальмы, ослиные копыта сварить в масле до готовности, растереть и втирать в голову». 

Необходимо отметить, что приведенные рекомендации не так уж нелепы, как кажется на первый взгляд. В настоящее время  установлено, что копыта, рога и когти состоят из рогового вещества, высоким содержанием сернистых соединений, при термической обработке которых выделяются сернистые соединения. А сера неизменно входит в состав различных современных лекарственных средств для ращения волос Только для получения серы сейчас нет необходимости сжигать или варить рога и копыта.    . 

Информация о работе Медицина в древнем Египте