Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:42, монография
Многие люди в наше время отказываются изучать историю, говоря о том, что история – это уже пережитое прошлое, которое никак не влияет на сегодняшнюю реальность. Люди говорят: «Нам нужно только настоящее». Тем временем, разве это верно? Разве когда-то это «прошлое» не было чьей-то современностью? Значит, видимое постоянство современности — обман, и сама она ничем не отличается от истории. Значит, наша реальность когда-нибудь так же превратиться в пыль и останется лишь в памяти людей и на страницах исторических книг. Как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история — реальна. Для нее характерна смена эпох, когда внезапно рушится равновесие народов и держав: малые племена совершают великие походы и завоевания, а могучие империи оказываются бессильными; одна культура сменяет другую, а вчерашние боги оказываются никчемными истуканами. Чтобы понять исторические закономерности, работали поколения настоящих ученых, книги которых до сих пор находят своего читателя.
Введение.................................................................................................................3
I. Неистовые люди………………………………………………………......................5
1. Рубеж…………………………………………………………………………………...5
2. В Москве и на границах……………………………..……………………………….5
3. Иосифляне и нестяжатели……………………………………………..…………...6
4. На юг и восток………………………………………………...……………………….7
5. Ливонская война……………………………………………………….……………..7
6. Кромешники……………………………………………………………………………8
7. «Зять Малюты»………………………………………………………..……………...9
II. Смутное время.……………………………………………….……………………..10
Самозванец…………………………………………………………………………10
Восстание Болотникова……………………………………………...…………...10
Несовместимость…………………………………………………………………..11
Спасители отечества………………………………………………….................11
Устроение……………………………………………………………………………12
III. Воссоединение.……………………………………………………………………..14
В борьбе за совесть……………………………………………………................14
Гетман и народ……………………………………………………………………..16
Народ и гетманы………………………………………………………..................18
IV. На просторах Евразии.………………………………………...………………….21
1. В глубь улуса Джучиева……………………………………………………………21
2. «Встречь солнца»…………………………………………………………………...22
V. Церковь и власть.…………………………………………………………………...25
1. Истоки раскола………………………………………………………………………25
2. Царь и патриарх……………………………………………………………………..26
3. Костры…………………………………………………………………………………27
4. Правительство и стрельцы………………………………………………………..28
5. Хованщина……………………………………………………………………………29
VI. На пороге империи.………………………………………………………………..31
В священной лиге………………………………………………………………….31
Накануне реформ…………………………………………………………………..31
Петровская легенда………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………........................35
Список литературы…………………………………………………….......................36
До этого времени ни Нарышкины, ни Милославские не выдвигали серьезной политической программы. Все они были придворными царя Алексея Михайловича, то есть людьми, которых в равной мере коснулось начавшееся изменение обычаев по западному образцу. Для стрельцов и простого народа и те, и другие оставались боярами. Вопрос о том, кто из них победит, большинству московского населения был, в общем, безразличен. Теперь же ситуация резко изменилась.
5. ХОВАНЩИНА
Милославские через провокаторов распространили в стрелецких полках слух, будто Нарышкины хотят «извести» царевича Ивана. Поскольку стрельцы стремились иметь возможность диктовать властям свои условия, то их абсолютно не интересовало — правду говорят Милославские или нет. 15 мая 1682 г. по зову набата стрельцы ворвались в Кремль с требованиями показать им царевича Ивана. Оба царевича были выведены на крыльцо и предъявлены толпе. Но и убедившись в здравии Ивана, стрельцы не успокоились. Они стали требовать выдачи им «изменников-бояр» по списку, заготовленному Милославскими. И началась резня.
Глава стрелецкого приказа Юрий Долгорукий пытался утихомирить бунт. Но стрельцы не успокаивались. Угрожая вырезать всю царскую семью, они требовали на расправу еще одного брата царицы — спрятавшегося Ивана Кирилловича. Струсившие бояре выдали Нарышкина. Несчастного долго пытали, добиваясь признания в измене, а затем изрубили саблями. Все оставшиеся в живых Нарышкины были отправлены в ссылку. Софья была провозглашена правительницей при «великих государях» Иване и Петре.
Однако реальной власти ни она, ни Милославские не получили. Власть взяли стрельцы. Софья поняла, что нужно удовлетворить аппетиты воинства, иначе вслед за Нарышкиными придет черед Милославских. Правительница велела изымать по градам и весям серебряные вещи у населения и чеканить из них деньги, чтобы срочно расплатиться со стрельцами.
Этой ситуацией воспользовались старообрядцы. Последователи Аввакума потребовали проведения свободного диспута с соответствующими гарантиями безопасности со стороны стрельцов для окончательного выяснения животрепещущего вопроса: чья вера правильнее. Правительство вынуждено было согласиться, и диспут между патриархом и суздальским священником Никитой Добрыниным по прозвищу Пустосвят состоялся, но ни к чему не привел. Каждый из участников объявил победителем себя. Патриарх сообщил о своей победе царевне Софье, а старообрядцы, выйдя на площадь, объявили о своей победе стрельцам. Софья приказала схватить старообрядцев как не доказавших своей правоты, стрельцы легко отреклись от старообрядцев, получив деньги. Никиту Добрынина казнили, а остальных отправили в ссылку.
Никаких целей, характерных для движения пассионарных людей, у стрельцов не было. Они стремились лишь к получению благ с минимальными затратами сил, чего и добивались, постоянно шантажируя правительство. Стрельцы представляли собой крайне удобное орудие в руках любого авантюриста. И такой авантюрист нашелся. Им стал князь Иван Хованский, по прозвищу Тараруй. Назначенный начальником Стрелецкого приказа после гибели Долгорукого, он все время заигрывал со стрельцами, побуждая их выдвигать новые требования.
Хованский умело лавировал между Софьей и войском, одновременно возбуждая в стрельцах недовольство правительством. Поскольку Хованский не мешал стрельцам проводить реформы согласно их вкусам и наклонностям, популярность его в стрелецком войске росла. Летом 1682 г. ситуация накалилась до предела. Правительница Софья прекрасно понимала, что опасность растет. И тогда она сделала решительный шаг — с царевичами Иваном и Петром в сопровождении свиты она покинула Москву и выехала в подмосковное село Коломенское. Из Коломенского Софья направилась к знаменитому Троице-Сергиевому монастырю, приказав собираться там же дворянскому ополчению.
Отъезд царевны поверг стрелецкое войско в смятение. Единственным спасением для них было сохранение существующего порядка, при котором они могли шантажировать правительство. Поэтому в Коломенское направилась стрелецкая депутация с целью убедить Софью в отсутствии у стрельцов злых умыслов и вернуть ее в Москву. Софья отказалась возвращаться. Меж тем всем боярам под предлогом встречи сына украинского гетмана Самойловича было предложено явиться в село Воздвиженское, где Софья сделала остановку по пути к монастырю. Направился туда и не ожидавший подвоха Хованский. А в это время боярин Михаил Лыков получил приказ Софьи схватить Хованского, с небольшим отрядом дворян напал на его лагерь и привез его к царевне Софье, где ему и отрубили голову.
Испуганные перспективой войны с дворянским ополчением, стрельцы и не подумали подняться на защиту своего начальника. Они согласились на все условия правительства, выдали зачинщиков и приняли в качества начальника Стрелецкого приказа думного дьяка Федора Шакловитого. Хованщина кончилась.
С усмирением стрелецкого бунта началось открытое правление Софьи, опиравшейся на клан Милославских. Главой правительства стал фаворит правительницы — князь Василий Васильевич Голицын. Он был ярым сторонником участия России в европейских делах на стороне католических стран. Но эта политика была непопулярна в стране.
Вооруженная борьба католических стран с Турцией в XVI-XVII вв. шла практически непрерывно, что потребовало объединения европейских государств, и в 1684 г. была создана Священная лига, в которую вошли Австрийская империя, Речь Посполитая, Венецианская республика и Мальтийский рыцарский орден. Участники этой коалиции стремились вовлечь в борьбу с Турцией и Россию, чтобы переложить на нее тяготы ведения войны на Диком поле.
В 1686 г. Россия примкнула к Священной лиге, получив в обмен на обещанное ею участие в войне «вечный мир» с Польшей и Киев в бессрочное владение.
России приходилось вступать в войну, не имея никаких гарантий на приобретение земель на Балканском полуострове в случае победы, но свои обязательства нужно было выполнять. И в 1687 г. стотысячное русское войско, руководимое князем Голицыным, выступило в поход на Крым. Этот крымский поход, так же как и следующий (1688), кончился позорной неудачей. Виновным в провале Голицын при помощи интриг Ивана Мазепы объявил Самойловича. Гетмана лишили должности и сослали в Сибирь, а гетманскую булаву получил Мазепа.
2. НАКАНУНЕ РЕФОРМ
Неудачи крымских походов вызвали рост недовольства в стране. «И раньше большинство простого народа удивлялось нравам и обычаям царского двора. Видя правительницу в польских нарядах, а фаворита – в польском кунтуше или слыша польский язык и латынь вельмож, люди недоумевали»10. Неприязнь усилилась также из-за крайне жестокой политики по отношению к старообрядцам. В 1685 г. против раскольников были изданы «Двенадцать статей».
Развязка наступила в 1689 г. Пошли разговоры, что стрельцы, снова замышляют убить Петра. Напуганный семнадцатилетний Петр бежал под защиту стен Троице-Сергиевого монастыря. Противостояние Нарышкиных и Милославских приняло ничем не замаскированный характер. Патриарх, выехавший для переговоров с Петром, больше не вернулся в Москву. Вслед за патриархом потянулись бояре, уходили строем пешие и конные полки. В итоге Голицын был сослан, а Софья заточена в монастырь.
Провозглашенная Петром политика национального возрождения сохранялась довольно долго — с 1689 по 1701 г. Новое правительство должно было продолжать войну, и Петр предпринял вместе с донскими казаками в 1695 и 1696 гг. два похода для захвата турецкой крепости Азов. Первый поход 1695 г. закончился неудачей.
Всю зиму Петр провел в Воронеже за строительством флота и подготовкой второго похода. Успех второго штурма Азова был обеспечен: после двух месяцев осады турки на условиях почетной капитуляции покинули Азов.
Но сама необходимость взятия Азова была более чем сомнительна. Для настоящей конкуренции в Средиземном море с венецианцами и англичанами русским необходимо было получить проливы Босфор и Дарданеллы.
Итоги русско-турецкой войны были для нашей страны не блестящи. Россия присоединила к себе Дикое поле от Дона до Запорожья.
Тогда Петр решил изменить приоритеты во внешней политике и попытался наладить контакты с другими европейскими государствами. В 1697 г. в Европу направилось «Великое посольство», в составе которого инкогнито ехал и сам молодой российский самодержец. Путь посольства пролегал в основном по протестантским странам Северной Европы: Курляндии, Бранденбургу, Голландии, Англии. Из этого путешествия Петр привез на Русь новую идею русской внешней политики — союз не с католическими, а с протестантскими государствами.
Молодой Петр, на которого Голландия произвела глубокое впечатление, был захвачен великими планами: сделать из России такую же «цивилизованную» державу, построить такой же морской флот и развить коммерцию. Для воплощения царской мечты приходилось начинать воевать со Швецией за выход к Балтийскому морю.
Следует сказать о том, что Петра вернуло из-за границы известие о стрелецком бунте. В 1698 г. сорок тысяч стрельцов самовольно оставили границу и направились в столицу. Разъяренный Петр приказал подвергнуть пыткам и казням огромное количество стрельцов. После этого события стрелецкое войско сошло с исторической сцены, хотя формально его упразднили позднее.
3. ПЕТРОВСКАЯ ЛЕГЕНДА
Разгром восстания стрельцов 1698 г. принято считать последней датой в истории Московской Руси, которая затем начала стремительное превращение в Российскую империю.
Несмотря на все декоративные новшества, которые ввел Петр, вернувшись из Голландии, русские люди XVIII в., даже одетые в кафтаны и парики, оставались самими собой. «Да и отношение царя Петра к Европе, при всей его восторженности, в известной мере оставалось, если можно так выразиться, потребительским»11. Известна фраза царя: «Европа нам нужна лет на сто, а потом мы повернемся к ней задом».
Но Петр ошибся. Европа оказалась нужна России лет на 25-30, так как все европейские достижения русские переняли с потрясающей легкостью. Уже к середине XVIII в. стало возможным «повернуться задом», что и проделала родная дочь Петра Елизавета в 1741 г.
Все петровские реформы были логическим продолжением реформаторский деятельности его предшественников. Основной трудностью Петра во внутренней политике оставались пассионарные окраины.
Восстала Украина: украинский гетман Мазепа, обманув Петра, предался Карлу XII. Восстал Дон во главе с Кондратием Булавиным, возмущенный самоуправством петровских чиновников, которые захотели брать оттуда беглых крестьян. Восстали башкиры, и понадобилось четыре года, чтобы справиться с ними. В общем, буйное население юго-востока страны доставляло Москве массу хлопот, как это было и в Смуту.
В этой ситуации снова оказался эффективным союз русских со степняками. Петр договорился о взаимодействии с калмыцким ханом Аюкой, и с его помощью восстания были подавлены.
И все же петровские реформы оказались глубже, чем все предыдущие, по своему влиянию на русские стереотипы поведения, ибо в начале XVIII столетия уровень пассионарности российского суперэтноса был уже гораздо ниже, чем в XVI-XVII вв. Но и при Петре в известном смысле была продолжена русская традиция XVII в. Придя к власти в 1689 г., боярская клика Нарышкиных во главе с Петром могла управлять страной только так, как она умела это делать: царь проводил свою политику, опираясь на верные войска и правительственных чиновников, и потому все Русское государство представляло собой совокупность сословий, так или иначе связанных с «государевой службой».
После стрелецких восстаний привилегированные войска стрельцов были уничтожены, Дон после восстания Булавина перестал быть опорой трона. У Петра оставался единственный выход: увеличить количество войск иноземного строя, а именно пеших солдатских и конных драгунских полков. Полки иноземного строя нуждались в полном обеспечении. Обходились они казне очень дорого. Когда для армии потребовались пушки, технологию их изготовления русские освоили быстро.
Расходы на армию и флот и коррупция вызывали постоянный дефицит государственного бюджета. И в 1714 г. реформаторы ввели закон о подушной подати.
Восемнадцатый век стал последним столетием
акматической фазы российского этногенеза.
В следующем веке страна вступила в совершенно
иное этническое время — фазу надлома.
Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся близко
к ее финалу. Но «если же на обширной территории
нашей страны проявят себя новые пассионарные
толчки, то наши потомки, хотя и немного
непохожие на нас, продолжат славные наши
традиции и традиции наших достойных предков.
Жизнь не кончается…»12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы проследили логику основных событий этнической истории Руси. Этническую историю любой страны, то есть историю населяющих ее народов, нельзя рассматривать так, как мы рассматриваем экономические отношения, политические коллизии, историю культуры и мысли. Не составляет исключения и история России, изложенная в этническом аспекте: ее невозможно представить в виде линейного процесса, идущего от Рюрика.
События этногенезов народов нашего Отечества составляют историческую канву жизни по крайней мере двух разных суперэтносов. Поэтому необходимо различать историю Древней Киевской Руси (с IX до XIII в., включая и историю Новгорода до его падения в XV в.) и историю Московской Руси (с XIII столетия до наших дней).
Анализируя этническую историю Руси-России, необходимо принимать во внимание этногенезы всех народов нашей Родины. Каждый из этих этносов, обладая своим этническим возрастом и соответствующим ему пассионарным потенциалом, оказывал мощное влияние на ход этногенеза всего суперэтноса. И, только учтя весь спектр этнических контактов и их социальных последствий, можно приблизиться к истинному представлению о прошлом Отечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гумилев Л. От Руси до России: сб. тр./Л. Гумилев. – М.: Айрис пресс, 2003. – 317 с.
1 Гумилев Л. От Руси до России. – М.: Айрис пресс, 2003. – С. 196.
2 Приверженцы течений в христианстве, не принимающих один из основных догматов традиционного христианства — догмат Троицы.
Информация о работе Логика основных событий этнической истории Руси