Логика основных событий этнической истории Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:42, монография

Краткое описание

Многие люди в наше время отказываются изучать историю, говоря о том, что история – это уже пережитое прошлое, которое никак не влияет на сегодняшнюю реальность. Люди говорят: «Нам нужно только настоящее». Тем временем, разве это верно? Разве когда-то это «прошлое» не было чьей-то современностью? Значит, видимое постоянство современности — обман, и сама она ничем не отличается от истории. Значит, наша реальность когда-нибудь так же превратиться в пыль и останется лишь в памяти людей и на страницах исторических книг. Как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история — реальна. Для нее характерна смена эпох, когда внезапно рушится равновесие народов и держав: малые племена совершают великие походы и завоевания, а могучие империи оказываются бессильными; одна культура сменяет другую, а вчерашние боги оказываются никчемными истуканами. Чтобы понять исторические закономерности, работали поколения настоящих ученых, книги которых до сих пор находят своего читателя.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
I. Неистовые люди………………………………………………………......................5
1. Рубеж…………………………………………………………………………………...5
2. В Москве и на границах……………………………..……………………………….5
3. Иосифляне и нестяжатели……………………………………………..…………...6
4. На юг и восток………………………………………………...……………………….7
5. Ливонская война……………………………………………………….……………..7
6. Кромешники……………………………………………………………………………8
7. «Зять Малюты»………………………………………………………..……………...9
II. Смутное время.……………………………………………….……………………..10
Самозванец…………………………………………………………………………10
Восстание Болотникова……………………………………………...…………...10
Несовместимость…………………………………………………………………..11
Спасители отечества………………………………………………….................11
Устроение……………………………………………………………………………12
III. Воссоединение.……………………………………………………………………..14
В борьбе за совесть……………………………………………………................14
Гетман и народ……………………………………………………………………..16
Народ и гетманы………………………………………………………..................18
IV. На просторах Евразии.………………………………………...………………….21
1. В глубь улуса Джучиева……………………………………………………………21
2. «Встречь солнца»…………………………………………………………………...22
V. Церковь и власть.…………………………………………………………………...25
1. Истоки раскола………………………………………………………………………25
2. Царь и патриарх……………………………………………………………………..26
3. Костры…………………………………………………………………………………27
4. Правительство и стрельцы………………………………………………………..28
5. Хованщина……………………………………………………………………………29
VI. На пороге империи.………………………………………………………………..31
В священной лиге………………………………………………………………….31
Накануне реформ…………………………………………………………………..31
Петровская легенда………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………........................35
Список литературы…………………………………………………….......................36

Файлы: 1 файл

история.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

В конце XVI в. в Сибири начинают возникать русские города. Уже в 1585 г. воевода Мансуров заложил городок в устье Иртыша. Вскоре появились Тюмень, Тобольск, Пелым, Березов, Сургут, Тара, Нарым.

 

2. «ВСТРЕЧЬ СОЛНЦА»

 

Когда прекратилась Смута, продвижение русских на восток возобновилось с новой силой, и уже к 1621 г. потребовалось создание Тобольской православной епархии.

Из Западной Сибири на Дальний Восток вели два пути. Устюжане в основном двигались через Мангазею на северо-восток, а казаки направлялись большей частью в Забайкалье. После 1625 г. казаки встретились с «братскими людьми» — бурятами, а в 30-е годы XVII в. русские варяги освоили бассейн Лены. Именно землепроходцы в первой половине XVII в. заложили Томск, Енисейск, Якутск, Красноярск, Иркутск. Следующее десятилетие привело россиян на границы Евразии. В результате трехлетней экспедиции В.Д. Поярков, спустившись по Амуру, достиг Охотского моря в 1645 г. В 1648-1649 гг. экспедиция Ерофея Хабарова прошла средним течением Амура.

На всем гигантском пути землепроходцы практически не встречали серьезно организованного сопротивления. Единственным исключением стали столкновения казаков с маньчжурами на границе Китая в 80-х годах XVII в. Маньчжуры с XVII до начала XX в. господствовали над Китаем, сохраняя еще достаточно пассионарности.

Маньчжуры — народ мужественный и благородный — остановили казаков. Те, пытаясь укрепиться, возвели на Амуре крепость Албазин в 1686 г., но маньчжуры потребовали очистить острог. Воевода Толбузин отказался, и война с маньчжурами возобновилась. В гарнизоне Албазина было несколько сотен человек, против которых маньчжуры выставили не одну тысячу. Осажденные вынуждены были сдаться и покинуть крепость. Албазин был разрушен, но упрямые казаки и «государевы люди» уже в 1688 г. срубили на том же месте новый острог. Вторично взять крепость маньчжурам не удалось, но Албазин был оставлен русскими по Нерчинскому миру в 1689.

Практически за один век, от похода Ермака Тимофеевича (1581-1583) до войн с маньчжурами на Амуре (1687-1689), землепроходцами было преодолено расстояние от Урала до Тихого океана, и Россия легко и быстро закрепилась на этом огромном пространстве. Почему так произошло? Во-первых, русские землепроходцы были людьми очень пассионарными — жестокими, инициативными, настойчивыми, и потому часто нарывались на неприятности с тогдашним начальством — воеводами. Как мы видели на примере Ермака, воеводы двигались за землепроходцами по пятам, пытаясь прекратить их самовольные жестокости, и поневоле вынуждали тех идти все дальше и дальше.

Во-вторых, продвинувшись в Сибирь, наши предки не вышли за пределы привычного им кормящего ландшафта — речных долин. Точно так же, как русские люди жили по берегам Днепра, Оки, Волги, они стали жить по берегам Оби, Енисея, Ангары и множества других сибирских рек.

Но самым важным, с точки зрения этногенеза, является третье обстоятельство. Русские переселенцы и администрация в основной своей массе легко устанавливали плодотворные контакты с народами Сибири и Дальнего Востока. Недаром противодействие миграции русских было столь ничтожно. Конфликты с русскими, если они и возникали на первых порах, например у бурят или якутов, быстро улаживались и не имели тяжелых последствий в виде национальной розни. Единственным практическим следствием русского присутствия для аборигенов стал ясак7, который инородцы понимали как подарок, дань вежливости «белому царю». При огромных пушных ресурсах Сибири дань была ничтожна, в то же время, попав в списки «ясашных» инородцев, местный житель получал от центрального правительства твердые гарантии защиты жизни и имущества. Никакой воевода не имел права казнить «ясашного» инородца: при любых преступлениях дело посылалось на рассмотрение в Москву, а Москва смертных приговоров аборигенам никогда не утверждала.

В целом с установлением власти московского царя образ жизни местного населения Сибири никак не изменился, потому что никто не пытался его сломать и сделать из аборигенов русских. Скорее, наоборот. Так, в якутах русские встретили народ, оседлый быт которого был им близок. Россияне, выучив якутский язык и усвоив местные обычаи и навыки, в большей степени приближались к якутам, чем якуты к ним. Если местные жители хотели соблюдать языческие обряды — к тому не было никаких препятствий. Конечно, христианство им проповедовали, иногда успешно, но результаты этой проповеди интересовали только священников. Остяки, вогулы, тунгусы служили проводниками русских отрядов, охотились, гоняли оленей, шаманили и были вполне уверены в своей судьбе. Поскольку русские не стали переучивать не похожих на них людей, а предпочли найти с местными жителями общий язык, они прочно закрепились в Сибири, где живут по сей день. «Так очередной раз были подтверждены преимущества уважения к праву других людей жить по-своему»8.

Обобщая вышесказанное, за считанные десятилетия русский народ освоил колоссальные, хотя и малонаселенные пространства на востоке Евразии, сдерживая при этом агрессию Запада. Включение в Московское царство огромных территорий осуществлялось не за счет истребления присоединяемых народов или насилия над традициями и верой туземцев, а за счет комплиментарных контактов русских с аборигенами или добровольного перехода народов под руку московского царя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Церковь и власть

1. ИСТОКИ РАСКОЛА

 

В XVII столетии Россию ждали события, потрясшие духовную основу государства — Церковь. Мы уже упоминали о конфликтах XV-XVI вв., связанных с борьбой между иосифлянами и нестяжателями. В XVII в. интеллектуальные споры получили свое продолжение в крайней форме церковного раскола. «Жизнь же – прежде всего проза, то есть обычай, обиход, традиция, а Смута ввергла страну в большой беспорядок, даже в хаос»9.

После Смуты реформа Церкви стала самой насущной проблемой. Реформу проводили не архиереи, а священники: протопоп Иван Неронов, духовник юного царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, знаменитый Аввакум. Они действовали по двум направлениям. Во-первых, в области «социального христианства», под которым подразумевались устные проповеди и непосредственная работа среди паствы: закрытие кабаков, устройство богаделен, приютов для сирот. Во-вторых, они занимались исправлением обряда и собственно богослужебных книг.

Остро стоял вопрос о так называемом многогласии. В храмах Великороссии для экономии времени практиковались одновременные службы разным святым и разным праздникам, ибо службы были очень длинные, и выстаивать их целиком московитам было недосуг. В предшествующие времена многогласие никого не волновало. Иначе взглянули на него в эпоху бунтов и самозванцев: теперь казалось, что прихожане выходят из-под влияния Слова Божьего. Это было исправлено. Единогласие восторжествовало.

Однако конфликт только разрастался. Его обусловили различия в московском и греческом обряде, прежде всего в перстосложении: великороссы крестились двумя перстами, греки — тремя. Эти различия привели к спору об исторической правоте. Фактически спор свелся к выяснению вопроса о том, появился ли русский церковный обряд — двуперстие, осьмиконечный крест, богослужение на семи просфорах, сугубая «аллилуйя», хождение посолонь, то есть по солнцу, при совершении обрядов и так далее — в результате искажения невежественными переписчиками богослужебных книг или нет.

Доказано, что русские вовсе не исказили обряд и что в Киеве при князе Владимире крестились двумя перстами — точно так же, как крестились в Москве до середины XVII в. Дело в том, что в эпоху христианизации Руси в Византии пользовались двумя уставами: Иерусалимским и Студийским, — которые в обрядовом отношении разноречили. Восточные славяне приняли и соблюдали первый; у греков, а вслед за ними и у других православных народов, в том числе у малороссов, возобладал второй.

Вообще следует сказать, что обряды — это не догматы. Догматы должны быть святы и нерушимы, обряды же могут меняться, что на Руси происходило не раз, и притом без особых потрясений. Но к середине XVII в. обстоятельства радикально изменились. Стране предстоял троякий выбор: изоляционизм (путь Аввакума); создание теократической вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в «концерт» европейских держав (выбор Петра), с неизбежным подчинением Церкви государству.

В этот острый момент умер патриарх Иосиф (1652). Нужно было избрать нового патриарха. Сам царь Алексей Михайлович, человек благочестивый и набожный, был сильно заинтересован в скорейшем избрании патриарха и хотел видеть на патриаршем престоле новгородского митрополита Никона, которого очень ценил и с которым всегда считался.

 

2. ЦАРЬ И ПАТРИАРХ

 

Вопрос об избрании Никона на патриарший престол был решен заранее, так как многие бояре поддержали желание царя и в пользу кандидатуры Никона высказались в своих посланиях православные патриархи Востока: константинопольский, иерусалимский, антиохийский и александрийский. Никон знал об этом, но, желая иметь абсолютную власть, прибег к давлению. Во время процедуры поставления в патриархи он в присутствии царя демонстративно отказался принять знаки патриаршего достоинства. Все были потрясены, сам Алексей Михайлович опустился на колени и со слезами на глазах умолял Никона не отказываться от сана. И тогда Никон сурово спросил, будут ли его в случае избрания чтить как отца и архипастыря и дадут ли ему устроить Церковь в соответствии с его желаниями. Лишь получив царское слово и согласие на это всех присутствовавших, Никон согласился взять символ патриаршей власти — посох первого жившего в Москве русского митрополита Петра.

Царь исполнил свое обещание. Никон получил огромную власть и аналогичный царскому титул «Великого Государя» (1652). Но Никон не всегда был сдержан, распоряжаясь своей властью, поэтому Алексею Михайловичу иногда приходилось просить Никона быть мягче.

Через некоторое время Епифаний Славинецкий сумел убедить Никона, что исправлять церковные книги все-таки необходимо. В Великий пост 1653 г. Никон в предписал своей пастве принять троеперстие. Сторонники Вонифатьева и Неронова воспротивились этому — и были Никоном сосланы. Тогда же в Москву прибыл горячий Никона — антиохийский патриарх Макарий, и в стране было официально объявлено о введении троеперстия, а те, кто продолжал употреблять при молитве двоеперстие, были преданы церковному проклятию.

Так совершился раскол русского православия: сторонники «древлего благочестия» оказались в оппозиции к официальной политике, а дело церковной реформы было поручено украинцу Епифанию Славинецкому и греку Арсению.

Но крутой нрав Никона продолжал сказываться, постепенно создавая ему много противников среди бояр. Последние всячески стремились испортить отношения патриарха и царя и преуспели в этом. Видя изменившееся отношение царя к себе, Никон решил еще раз прибегнуть к приему, уже испытанному им при восшествии на патриарший престол. После обедни в Успенском соборе он снял с себя патриаршие ризы и объявил, что оставляет место патриарха и уходит жить в свой любимый Воскресенский монастырь под Москвой, называемый Новым Иерусалимом. Попытки народа остановить патриарха были безуспешны.

Патриарший престол остался пустым. Никон рассчитывал на испуг Алексея Михайловича, но просчитался. Начались долгие годы борьбы Никона за патриарший престол. Царь старался добиться от Никона окончательного отказа от патриаршего звания и возвращения патриарших регалий, чтобы можно было избрать нового патриарха. Никон же стремился доказать, что он волен вернуться на патриарший престол в любой момент.

Тогда Алексей Михайлович прибег к посредничеству вселенских патриархов. В 1666 г. в Москву прибыли двое из четырех патриархов — антиохийский и александрийский, имевшие полномочия от двух других православных патриархов — константинопольского и иерусалимского. Несмотря на все уловки и сопротивление Никона, он все же предстал перед судом патриархов и был лишен своего сана. Однако тот же собор 1666-1667 гг. подтвердил правильность всех церковных реформ, предпринятых Никоном, но самому Никону суждено было наблюдать торжество своей политики простым монахом, сосланным в отдаленный северный монастырь. Совершенно иной была судьба Аввакума.

 

3. КОСТРЫ

 

Сосланный в Пустозерск (1667), протопоп не прекратил своей проповеднической деятельности. Сам царь предлагал в 1664 г. Аввакуму занять место своего духовника. Но Аввакум не пошел на компромисс. Он продолжал выступать с призывами, написал яркую автобиографическую книгу «Житие протопопа Аввакума» и всячески досаждал правительству поучениями. Кончилось это для него плохо.

Когда в 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, на московском престоле оказался его сын — тихий и впечатлительный Федор Алексеевич. Аввакум решил воспользоваться мнительностью набожного Федора и попытаться отвратить его от никонианства: он написал царю письмо, в котором сообщил, что видел во сне Алексея Михайловича горящим в аду за грех отпадения от истинной веры, и призвал Федора Алексеевича отринуть «никонианскую прелесть». Но Федор и мысли не допускал, что его отец может быть грешником. Аввакум и его союзники были сожжены (1682). Мученическая смерть Аввакума окончательно разделила никониан и старообрядцев.

 

4. ПРАВИТЕЛЬСТВО  И СТРЕЛЬЦЫ

 

Со времен Смуты низовья Волги служили России своего рода сточной канавой. Туда убегали люди субпассионарные, недостаточно энергичные для того, чтобы нести государеву службу или вести крестьянское хозяйство. Отток пассионариев из числа казаков и московских служилых людей на западные границы и в Сибирь сделал низовья Волги практически беззащитными. Результатом этого стало то, что появился талантливый и энергичный вождь, казак Степан Разин. Он хотел превратить все населения России в казаков. В 1671 г. небольшой регулярный отряд князя Барятинского разбил под Симбирском разинское войско. Атаман бежал на Дон и был выдан казаками московскому правительству.

Со времен Алексея Михайловича в России стало заметно влияние культуры католического Запада.

К тому времени и у старообрядцев пассионарный генофонд оказался подрастрачен. В среде старообрядцев начала проявляться тенденция к изоляции от мира.

В 1676 г. началось правление Федора Алексеевича, которое оборвалось уже очень скоро – в 1682 г. Тут и началась борьба между Милославскими и Нарышкиными. На трон можно было посадить одного из двух царевичей — Ивана или Петра, причем формально Иван Алексеевич имел все преимущества, ибо был старше. Однако ни боярская Дума, ни народ не могли прийти к единому мнению. Вопрос решила позиция патриарха Иоакима, официально являвшегося первым лицом в государстве. Он высказался за избрание Петра Алексеевича по чисто государственным соображениям: царевич Иван был больным ребенком. Но Милославские не собирались сдаваться и решили использовать стрельцов для борьбы со своими противниками.

Информация о работе Логика основных событий этнической истории Руси