Логика основных событий этнической истории Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:42, монография

Краткое описание

Многие люди в наше время отказываются изучать историю, говоря о том, что история – это уже пережитое прошлое, которое никак не влияет на сегодняшнюю реальность. Люди говорят: «Нам нужно только настоящее». Тем временем, разве это верно? Разве когда-то это «прошлое» не было чьей-то современностью? Значит, видимое постоянство современности — обман, и сама она ничем не отличается от истории. Значит, наша реальность когда-нибудь так же превратиться в пыль и останется лишь в памяти людей и на страницах исторических книг. Как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история — реальна. Для нее характерна смена эпох, когда внезапно рушится равновесие народов и держав: малые племена совершают великие походы и завоевания, а могучие империи оказываются бессильными; одна культура сменяет другую, а вчерашние боги оказываются никчемными истуканами. Чтобы понять исторические закономерности, работали поколения настоящих ученых, книги которых до сих пор находят своего читателя.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
I. Неистовые люди………………………………………………………......................5
1. Рубеж…………………………………………………………………………………...5
2. В Москве и на границах……………………………..……………………………….5
3. Иосифляне и нестяжатели……………………………………………..…………...6
4. На юг и восток………………………………………………...……………………….7
5. Ливонская война……………………………………………………….……………..7
6. Кромешники……………………………………………………………………………8
7. «Зять Малюты»………………………………………………………..……………...9
II. Смутное время.……………………………………………….……………………..10
Самозванец…………………………………………………………………………10
Восстание Болотникова……………………………………………...…………...10
Несовместимость…………………………………………………………………..11
Спасители отечества………………………………………………….................11
Устроение……………………………………………………………………………12
III. Воссоединение.……………………………………………………………………..14
В борьбе за совесть……………………………………………………................14
Гетман и народ……………………………………………………………………..16
Народ и гетманы………………………………………………………..................18
IV. На просторах Евразии.………………………………………...………………….21
1. В глубь улуса Джучиева……………………………………………………………21
2. «Встречь солнца»…………………………………………………………………...22
V. Церковь и власть.…………………………………………………………………...25
1. Истоки раскола………………………………………………………………………25
2. Царь и патриарх……………………………………………………………………..26
3. Костры…………………………………………………………………………………27
4. Правительство и стрельцы………………………………………………………..28
5. Хованщина……………………………………………………………………………29
VI. На пороге империи.………………………………………………………………..31
В священной лиге………………………………………………………………….31
Накануне реформ…………………………………………………………………..31
Петровская легенда………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………........................35
Список литературы…………………………………………………….......................36

Файлы: 1 файл

история.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.................................................................................................................3

I. Неистовые люди………………………………………………………......................5

1. Рубеж…………………………………………………………………………………...5

2. В Москве и на границах……………………………..……………………………….5

3. Иосифляне и нестяжатели……………………………………………..…………...6

4. На юг и восток………………………………………………...……………………….7

5. Ливонская война……………………………………………………….……………..7

6. Кромешники……………………………………………………………………………8

7. «Зять Малюты»………………………………………………………..……………...9

II. Смутное время.……………………………………………….……………………..10

  1. Самозванец…………………………………………………………………………10
  2. Восстание Болотникова……………………………………………...…………...10
  3. Несовместимость…………………………………………………………………..11
  4. Спасители отечества………………………………………………….................11
  5. Устроение……………………………………………………………………………12

III. Воссоединение.……………………………………………………………………..14

  1. В борьбе за совесть……………………………………………………................14
  2. Гетман и народ……………………………………………………………………..16
  3. Народ и гетманы………………………………………………………..................18

IV. На просторах Евразии.………………………………………...………………….21

1. В глубь улуса Джучиева……………………………………………………………21

2. «Встречь солнца»…………………………………………………………………...22

V. Церковь и власть.…………………………………………………………………...25

1. Истоки раскола………………………………………………………………………25

2. Царь и патриарх……………………………………………………………………..26

3. Костры…………………………………………………………………………………27

4. Правительство и стрельцы………………………………………………………..28

5. Хованщина……………………………………………………………………………29

VI. На пороге империи.………………………………………………………………..31

  1. В священной лиге………………………………………………………………….31
  2. Накануне реформ…………………………………………………………………..31
  3. Петровская легенда………………………………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………........................35

Список литературы…………………………………………………….......................36

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Многие люди в наше время отказываются изучать историю, говоря о том, что история – это уже пережитое прошлое, которое никак не влияет на сегодняшнюю реальность. Люди говорят: «Нам нужно только настоящее». Тем временем, разве это верно?

Разве когда-то это «прошлое» не было чьей-то современностью? Значит, видимое постоянство современности — обман, и сама она ничем не отличается от истории. Значит,  наша реальность когда-нибудь так же превратиться в пыль и останется лишь в памяти людей и на страницах исторических книг.

Как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история — реальна. Для нее характерна смена эпох, когда внезапно рушится равновесие народов и держав: малые племена совершают великие походы и завоевания, а могучие империи оказываются бессильными; одна культура сменяет другую, а вчерашние боги оказываются никчемными истуканами. Чтобы понять исторические закономерности, работали поколения настоящих ученых, книги которых до сих пор находят своего читателя.

История — это постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся стабильности. Взглянув в каждый отдельный момент на определенную территорию, мы видим как бы фотографический снимок — относительно устойчивую систему из взаимосвязанных объектов. Но как только мы начинаем изучать не одно состояние, а множество их, то есть процесс, картина резко меняется и начинает напоминать скорее детский калейдоскоп, а не строгое картографическое изображение с сухими надписями.

Вся история человечества состоит из череды изменений. А можно ли представить человеческую историю как историю народов? Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории.

В истории этносов (народов), как и в истории видов, мы сталкиваемся с тем, что время от времени на определенных участках Земли идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают и появляются новые.

Процесс этногенеза связан с вполне определенным генетическим признаком. Здесь мы вводим в употребление новый параметр этнической истории — пассионарность. Пассионарность — это признак, возникающий вследствие мутации и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовем таких людей пассионариями.

Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Но постепенно пассионарность иссякает. И новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза — процесса, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли. 

I. Неистовые люди

1. РУБЕЖ

 

В XVI веке Россией последовательно управляли три монарха из числа потомков Александра Невского, и при всех трех — Василии Ивановиче III, Иване Васильевиче IV Грозном и его сыне Федоре — шло неуклонное расширение ареала российского суперэтноса. Василию III выпало завершить объединение всей Русской земли и видеть падение Большой Орды, от власти которой освободился еще его отец Иван III. Дань Орде перестали платить в 1480 г., а в 1502 г. Орда распалась, и Россия, вскоре присоединив к себе Рязань, Псков и Черниговское княжество, стала монолитной страной, граничащей на юге и востоке с татарскими государствами.

Казанское ханство, союзное России ханство Крымское и Ногайская орда, кочевавшая в Рын-Песках, были слабы и тягаться с могучей, все набиравшей силу Россией во главе с Москвой уже не могли. Польско-литовское государство, потерпевшее целый ряд поражений в войнах с турками, находилось в состоянии крайнего неблагополучия, и довольно большие силы литовцев и поляков не представляли для Руси серьезной опасности. Раскол западноевропейского суперэтноса в фазе надлома привел к тому, что пассионарность европейцев погашалась внутри системы — в гражданских войнах Реформации. Казалось бы, ситуация в Восточной Европе была исключительно благоприятная для России и ее народа.

Вот тут-то и выяснилось, что цели и действия русских людей XVI в. принципиально изменились по сравнению с поведением предшествовавших поколений московитов. Пассионарных людей стало много, а задача объединения и отстаивания рубежей страны была уже выполнена. И тогда пассионарные русские люди обрели новые цели жизни. Идеалом стал не человек, выполняющий долг, а человек, занявший первое место и получивший власть над соперниками и обстоятельствами.

 

2. В МОСКВЕ И  НА ГРАНЦАХ

 

Поскольку в Москве наряду с представителями пассионарной аристократии сконцентрировалось огромное количество пассионарных «послужильцев», «отроков» и просто посадских людей, найти себе сторонников было самым простым делом. В итоге все население города было разбито на враждебные партии.

К счастью, не все пассионарии шли в Москву. Некоторые такие люди держали путь на границы государства. Все они в XVI в. были неспокойны и предоставляли целеустремленным людям массу возможностей для реализации своей избыточной энергии. И потому-то в XVI в. мы видим группы пассионариев не только в столице, но и на русском пограничье. Такое разделение пассионариев составляет характерную примету новой фазы этногенеза — акматической.

Именно в это время на Дону образовался особый субэтнос — казаки. Они не были склонны считаться с мнением московского правительства, часто своевольничали и назывались в царских письмах когда разбойниками, когда государевыми изменниками. Но все же московские чиновники и казаки видели друг в друге своих, и потому на Дон неизменно приходили караваны с зерном, водкой, порохом, свинцом и просьбами навести хоть какой-нибудь порядок.

 

3. ИОСИФЛЯНЕ И  НЕСТЯЖАТЕЛИ

 

Наряду с боярскими «послужильцами» и казаками были в Москве XVI в. и те, чья пассионарность предполагала стремление к идеалу знания, к борьбе за свои убеждения. По условиям времени вся мысль в XVI в. была мыслью церковной. «Вопросы веры имели огромное значение, ибо форма исповедания отождествлялась с определенным поведением, определенной идеологической программой и легко переходила в политику и быт»1. И именно вопросы свободы совести определили третье направление приложения сил русских пассионариев.

Чтобы разобраться в последующих событиях, нам придется вернуться назад и вспомнить о явлении негативных мироощущений. В Россию они проникли в конце XV в. под видом ереси «жидовствующих».

Представителями одного из церковных направлений были нестяжатели — сторонники заволжского старца Нила Сорского. Нестяжатели категорически отрицали возможность умерщвления еретиков. По мнению нестяжателей, еретиков следовало высылать за границу, но нельзя насиловать совесть человеческую угрозой смерти. Оппонентами нестяжателей в споре о ереси стали сторонники Иосифа Волоцкого — иосифляне. Они настаивали на крутых мерах по искоренению ереси вплоть до сожжения на костре.

Победа в этом споре осталась за Иосифом Волоцким. В 1504 г. решением Ивана III еретики были обречены на смерть: были сожжены многие вольнодумцы и крупные государственные чиновники, поддерживавшие ересь.

Но не только проблема борьбы с еретиками разделила иосифлян и нестяжателей. По-разному относились они и к судьбе имущества церкви. Нестяжатели предлагали взять все имущество церкви в казну, взамен они потребовали права свободно высказывать свое мнение. Иосифляне считали, что все имущество должно оставаться у церкви. И в этом споре иосифляне победили.

 

4. НА ЮГ И  ВОСТОК

 

В 1533 г. скончался Василий III, оставив наследником трехлетнего сына — Ивана Васильевича. Как это было принято, ребенок находился при своей матери, но в 1538 г. Елена Глинская внезапно умерла. Власть перешла к группе из знатных бояр, которые приняли коллективное регентство до совершеннолетия великого князя. Во главе коалиции стояли князья Шуйские.

Так началось новое правление. Перед молодым государем стояли две внешнеполитические проблемы: упрочение восточной границы и развитие экономических отношений с Западной Европой. Решение первой из этих задач началось войной с Казанским ханством. В итоге татарская Казань была взята, и на ее месте был построен русский город.

Следующим шагом в восточной политике стал захват Астрахани. Он прошел без пролития крови и даже без единого выстрела.

Завоевание всей Волги вывело русских к Каспийскому морю, к Кавказу и колоссально облегчило торговлю с Персией, поскольку границей персидской сферы влияния был Терек: продвигаться далее на север персы считали излишним. В результате большинство народов Поволжья и Северного Кавказа подчинилось Московскому государству.

Тяжелыми были для России отношения с Крымским ханством, зависевшим от Турции. С начала XVI в. Крым вошел в сферу влияния Османской империи, осуществлявшей мусульманскую экспансию. Борьба была тяжелой, кровопролитной и завершилась лишь в XVIII в. победой России.

 

5. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА

 

Непростым было положение и на западной границе. Конфликты с немцами происходили постоянно. Взаимное озлобление нарастало. В итоге в 1558 г. началась тяжелая, многолетняя Ливонская война. Несмотря на то, что русские сумели захватить половину Ливонии, единства по вопросу о том, что делать дальше, в московском правительстве не было. И в 1561 г. правительству Ивана Грозного пришлось решать вопрос: сворачивать ли военные действия в Ливонии, перенося усилия на южные рубежи, или пытаться ликвидировать западноевропейский плацдарм? Царь избрал борьбу на западе, но война в Ливонии затянулась и оказалась для русских далеко не удачной. Русские войска оказались в итоге разбиты.

В 1582 г. тяжелая война была прекращена Ям-Запольским миром. Россия потеряла завоеванную Ливонию, к Швеции отошли невское устье и Балтийские земли.

 

6. КРОМЕШНИКИ

 

Победе России в Ливонской войне помешали не столько внешние обстоятельства, сколько значительные перемены внутри страны.

Мы уже упоминали, что в конце XV — начале XVI в. в Москве, наряду с двумя направлениями религиозной мысли, представленными церковными течениями нестяжателей и иосифлян, появилось третье, которое было по существу антицерковным и которое у нас так неудачно окрестили ересью «жидовствующих». Одним из наиболее крупных проповедников  этих антисистемных взглядов на Руси был Феодосий Косой. Проповедь его была вполне доступна: признавалась только Библия, отрицались церковные догматы, принципы и вся иерархия священнослужителей. Косого схватили, но при помощи друзей он сбежал из-под стражи и ушел в Литву, где продолжал проповедовать свое учение, а затем примкнул к радикалам Реформации — антитринитариям2.

Проповеди Феодосия Косого, а также его последователя Матвея Башкина нашли отклик только среди небольшой части населения, образовавшей еретические секты. Проповедь Косого не была заимствованием с Запада или Востока, она стала частным выражением того негативного мироощущения, которое всегда является следствием тесного контакта двух суперэтносов. Именно это мироощущение в XVI в. получило наиболее яркое выражение в опричнине.

Опричнина была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия в 1565 г. и официально просуществовала 7 лет. Задачей опричников было «изводить государеву измену», причем определять «измену» должны были те же самые опричники. Таким образом, они могли убить любого человека, объявив его изменником. Одного обвинения было совершенно достаточно для того, чтобы привести в исполнение любой приговор, подвергнуть любому наказанию. Самыми мягкими из наказаний были обезглавливание и повешение, но, кроме того, опричники жгли на кострах, четвертовали, сдирали с людей кожу, замораживали на снегу, травили псами, сажали на кол…

Информация о работе Логика основных событий этнической истории Руси