Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:42, монография
Многие люди в наше время отказываются изучать историю, говоря о том, что история – это уже пережитое прошлое, которое никак не влияет на сегодняшнюю реальность. Люди говорят: «Нам нужно только настоящее». Тем временем, разве это верно? Разве когда-то это «прошлое» не было чьей-то современностью? Значит, видимое постоянство современности — обман, и сама она ничем не отличается от истории. Значит, наша реальность когда-нибудь так же превратиться в пыль и останется лишь в памяти людей и на страницах исторических книг. Как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история — реальна. Для нее характерна смена эпох, когда внезапно рушится равновесие народов и держав: малые племена совершают великие походы и завоевания, а могучие империи оказываются бессильными; одна культура сменяет другую, а вчерашние боги оказываются никчемными истуканами. Чтобы понять исторические закономерности, работали поколения настоящих ученых, книги которых до сих пор находят своего читателя.
Введение.................................................................................................................3
I. Неистовые люди………………………………………………………......................5
1. Рубеж…………………………………………………………………………………...5
2. В Москве и на границах……………………………..……………………………….5
3. Иосифляне и нестяжатели……………………………………………..…………...6
4. На юг и восток………………………………………………...……………………….7
5. Ливонская война……………………………………………………….……………..7
6. Кромешники……………………………………………………………………………8
7. «Зять Малюты»………………………………………………………..……………...9
II. Смутное время.……………………………………………….……………………..10
Самозванец…………………………………………………………………………10
Восстание Болотникова……………………………………………...…………...10
Несовместимость…………………………………………………………………..11
Спасители отечества………………………………………………….................11
Устроение……………………………………………………………………………12
III. Воссоединение.……………………………………………………………………..14
В борьбе за совесть……………………………………………………................14
Гетман и народ……………………………………………………………………..16
Народ и гетманы………………………………………………………..................18
IV. На просторах Евразии.………………………………………...………………….21
1. В глубь улуса Джучиева……………………………………………………………21
2. «Встречь солнца»…………………………………………………………………...22
V. Церковь и власть.…………………………………………………………………...25
1. Истоки раскола………………………………………………………………………25
2. Царь и патриарх……………………………………………………………………..26
3. Костры…………………………………………………………………………………27
4. Правительство и стрельцы………………………………………………………..28
5. Хованщина……………………………………………………………………………29
VI. На пороге империи.………………………………………………………………..31
В священной лиге………………………………………………………………….31
Накануне реформ…………………………………………………………………..31
Петровская легенда………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………........................35
Список литературы…………………………………………………….......................36
Самая страшная и существенная характеристика опричнины заключается в том, что и царь и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. Грозный полагал царское величие равным Божьему и потому лишал подданных права как-либо обсуждать его поступки.
От ужаса опричнины Россию спас крымский хан. Он напал на столицу в 1571 и поджег ее. Нужно было отражать нападение крымцев, и от имени царя было приказано собираться всем, кто может носить оружие, в том числе и опричникам. Но убийцы беззащитных оказались неспособными сражаться с вооруженным и сильным врагом. В итоге головы вождей опричнины слетели на плахах.
7. «ЗЯТЬ МАЛЮТЫ»
И хотя опричнина как институт была уничтожена, она не могла не оставить последствий. Большинство людей, бывших опричниками, уцелели. Кроме того, многие бояре, связанные так или иначе с опричниками, остались при дворе и у власти.
Одним из таких бояр и был Борис Федорович Годунов. После смерти Ивана Грозного он возглавил правительство. Его первыми мерами стали: укрепление границ, заключение почетного мира с Речью Посполитой, восстановление крестьянского хозяйства. Кроме того, была успешно проведена война со шведами. Но активная внутренняя политика и укрепление границ государства постоянно требовали денег, и потому Годунов был вынужден в 1579 г. ввести крепостное право, то есть отменить Юрьев день.
Борис Годунов был настоящим реформатором и по-своему справедливым, хотя и крутым человеком: режим во время его царствования вполне можно назвать полицейским. А следовательно правительство Бориса Годунова было мало популярно в народе. Недовольство политикой Бориса зрело во всех сословиях и нашло выход в поддержке Самозванца.
Правительство Бориса Годунова проводило политику довольно серьезной изоляции России от сопредельных западных государств: Речи Посполитой и Швеции. Но польско-литовские магнаты, составлявшие правительство Речи Посполитой, очень внимательно наблюдали за развитием ситуации в России. Они прекрасно понимали всю меру непопулярности царя Бориса. В связи с этим у поляков и зародился план использовать слабость позиций Годунова в своих интересах. И тут объявился претендент на престол, который назвал себя спасшимся царевичем Дмитрием.
Лжедмитрий — боярский сын Григорий Отрепьев — появился в 1601 г. в Польше, он заполучил себе в союзники Папу Римского, пообещав обратить Россию в католичество в случае занятия русского престола. В итоге возле Самозванца начала группироваться самая разнообразная публика, решившая освободить Россию от власти Бориса Годунова. А когда Лжедмитрий вторгся на русскую землю, к нему на сторону постепенно начал переходить русский народ. «И что самое главное, начали расти общенародные симпатии к Самозванцу»3.
Финал был трагичен. Зимой 1604/05 г. Лжедмитрий торжественно въехал в Москву, Годунов скончался, как мы бы сказали, от потрясения и таким образом Лжедмитрий оказался на престоле. Но, поскольку он пришел туда при польской поддержке, будучи обручен с Мариной Мнишек, с ним, естественно, прибыли и поляки. Лжедмитрий считал своим долгом рассчитаться с союзниками. С его воцарением деньги из государственной казны полились рекой, подарки и пожалования делались без разбора. Казна истощалась, и народ начинал удивляться нраву нового царя. Постепенно удивление переросло в возмущение. Кончилось это драматически, русские бояре во главе с Василием Шуйским быстро организовали заговор: Лжедмитрий был схвачен и убит.
2. ВОССТАНИЕ БОЛОТНИКОВА
Новым царем стал князь Василий Шуйский. Его признали по всему северу страны, но на юге подчиниться его власти отказались категорически. Заметный след в истории сопротивления власти Шуйского оставил холоп князя Телятевского — Иван Болотников. Он со своим войском дошел до Москвы, попытался ее окружить и штурмовать, но был отброшен от столицы. Восстание закончилось ничем, а самого Ивана утопили.
3. НЕСОВМЕСТИМОСТЬ
Движение же, вызванное появлением Лжедмитрия II, позже названного Тушинским вором, набирало силу. Почти одновременно с восстанием Болотникова в Польше произошел мятеж Зебжидовского, бывшего краковского воеводы. Но мятеж был подавлен, и, стремясь избежать расплаты, заговорщики перешли границу и объединились вокруг Лжедмитрия II. Когда он со своими приверженцами подошел к Москве и стал лагерем в Тушине, множество русских людей стали перебегать в его стан. При попытке взять Троице-Сергиев монастырь заговорщики получили отпор, и последующий разлад в уцелевшем войске привел Лжедмитрия II в 1610 г. к смерти.
В это время в 1609 г. Смоленск осадил польский король Сигизмунд Ваза, начав открытую агрессию против России. Тяжелое положение в стране вынудило Шуйского в июне 1610 г. отречься от престола и постричься в монахи. Власть в Москве перешла к «семибоярщине» во главе с князем Федором Мстиславским. В конце сентября правительство бояр впустило в Москву поляков, которые и стали с этого момента хозяевами положения.
В этот же период начал военные действия и шведский король Густав-Адольф. Предатели открыли шведским войскам ворота Новгорода, Густав-Адольф пытался захватить и Псков, но потерпел неудачу. Тем не менее, шведы интенсивно готовились к войне с поляками на территории России. Так Россия стала удобным полем битвы для соперничавших европейских государств.
Положение Москвы было совершенно безвыходным, и московские бояре решили предложить престол польскому королевичу Владиславу, что вызвало недовольство общества. В этой ситуации проявили себя рязанские дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым и его братом Захаром, который заставил Шуйского отречься от престола. Понимая недостаточность своих сил, Ляпуновы попытались объединиться с казаками. Но те, столкнувшись с неуступчивостью Ляпунова, зарубили его, так как увидели в нем потенциальную угрозу своей казачьей вольности. После смерти Ляпунова рязанское ополчение разошлось. Первая попытка объединения русских сил против захватчиков оказалась неудачной.
4. СПАСИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВА
Меньше других пострадала от Смуты северо-восточная окраина Руси, тяготевшая к Нижнему Новгороду. Поскольку пассионарных людей там сохранилось больше, оттуда и пришли спасители России: князь Дмитрий Пожарский и купец Козьма Минин. Они привели ополчение под Москву, осадили Кремль и заставили поляков сдаться. Но на этом война с Польшей не закончилась. Польский король Сигизмунд к тому времени уже умер, и поляки выбрали на престол его сына — неудавшегося «царя московского» Владислава. Владислав смог набрать небольшое количество немецких рейтар, с ними двинулся на Москву и потерпел поражение. По Деулинскому перемирию 1618 г. поляки отступили, оставив за собой русские города Смоленск и Чернигов, а также Запорожье. Шведы очистили Новгород, но сохранили за собой устье Невы и все побережье Финского залива, надежно закрыв России доступ к Балтийскому морю.
Таким образом, Смутное время завершилось, и итоги его были для России крайне неутешительны: европейская территория страны заметно сократилась.
5. УСТРОЕНИЕ
После изгнания иноземцев и окончания Смуты самым насущным вопросом для русских людей стало восстановление своей государственности — выборы нового царя. «Люди того времени полагали (и не без основания), что для уверенности в завтрашнем дне мало безликого правительства, а нужен один государь, который был бы символом власти и к которому можно было бы обращаться как к человеку»4.
Победители — казацко-дворянское ополчение — долго не могли сойтись во мнениях: все кандидатуры отметались. Дмитрия Трубецкого не хотели видеть на престоле дворяне, ибо он, хотя и был князем, командовал казаками. Князя Дмитрия Пожарского не хотели иметь государем казаки: ведь он был вождем дворянского ополчения. Но был еще один кандидат — тихий и совершенно бесцветный человек, шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов. Отец Михаила, Федор Никитич Романов, интриговал в свое время против Бориса Годунова и был пострижен в монахи под именем Филарета. В тяжелые времена Смуты Романов-старший был связан с тушинцами, но никакой заметной роли там не играл.
Оказалось, что фамилия Романовых всех устраивает. Казаки были настроены в пользу Михаила, поскольку его отец, друживший с тушинцами, не был врагом казачеству. Бояре помнили о том, что отец претендента происходит из знатного боярского рода и к тому же состоит в родстве с Федором Ивановичем, последним царем из рода Ивана Калиты. Иерархи церкви высказались в поддержку Романова, так как отец его был монахом, причем в сане митрополита. И уже в феврале 1613 г. народ на Красной площади назвал своим государем Михаила Федоровича Романова.
Выбор был крайне удачен, ибо, поцарствовав с 1613 по 1645 г., сам Михаил Федорович ничего не предпринимал. Первоначально работу по устроению государства выполняли земские соборы. Позже установился постоянный состав правительства, в государстве был наведен относительный порядок, и нужда в земских соборах отпала. Их функции стал успешно выполнять тогдашний государственный аппарат — приказы, в которых служили дьяки.
Внутриполитическая ситуация во время царствования Михайла Романова оставалась стабильной. За тридцать с лишним лет его правления произошло только одно серьезное выступление крестьян в 1615, когда 20 тысяч человек подошли к Москве и предъявили весьма оригинальные требования. Восставшие не хотели быть крестьянами и просили, чтобы их зачислили на военную службу. Но восставших разогнали, вождей их схватили и велели жить дома, не докучая властям самовольными инициативами.
Период времени от смерти Ивана III в 1505 г. до начала царствования Михаила Романова в 1613 г. представляет собой первый максимум пассионарности в акматической фазе, причем в первой половине этого периода пассионарность возрастала, а затем начала убывать. Новый подъем обозначился лишь в 20-х годах XVII в.
По Столбовскому миру 1617 г. и Деулинскому перемирию 1618 г. западные русские земли отошли к Швеции и Польше. Но если в шведских владениях было немного русского населения, то в польских — гораздо больше. В начале XVII в. Польша переживала те же неприятности, которые переживали все европейские государства, а назывались эти неприятности Контрреформацией. Правда, сама Польша не участвовала в Тридцатилетней войне между католической и протестантской коалициями, но ей приходилось сдерживать Россию, которая выступала как сторонница протестантской унии. Так Польша и Россия снова оказались соперницами в политической борьбе.
Начало военных действий не заставило себя ждать. В 1632 г. русские войска сделали попытку отбить Смоленск. Русские осадили город, но Смоленск, имевший прекрасные оборонительные укрепления, долгое время успешно защищался. Когда же полякам удалось спровоцировать очередной набег крымского хана на юг России, дворяне из-под стен Смоленска ушли на защиту южной русской границы — там они были нужнее.
Основной силой осаждавших стали теперь пехотные полки западного строя. Но когда король Владислав подошел к Смоленску с двадцатитысячным войском, немцы просто сдались, а затем перешли к нему на службу. Оставшееся практически без командования русское войско было окружено поляками, блокировано, принуждено капитулировать, выдав артиллерию и сложив знамена перед польским королем в 1634.
Вскоре с поляками был заключен Поляновский мир. Король Владислав навсегда отказался от претензий на московский престол, но сохранил Смоленск и Чернигов. Таким образом, и после войны 1632-1634 гг. земли России вместе с многочисленным русским населением оставались в руках Польши.
Велико-, бело- и малороссы, которые оказались подданными Речи Посполитой, в целом были вполне лояльны по отношению к польскому правительству. Однако поляки относились к своим православным подданным свысока и даже с презрением.
Русское дворянство с занятых поляками земель было лишено всех прав на чины и всякой возможности делать карьеру; русское купечество и городское ремесленное население было начисто вытеснено из торговли евреями, пользовавшимися покровительством католической церкви и польских панов.
Короче говоря, перед русским населением Речи Посполитой стоял: или переходить в католицизм и становиться поляками, или терпеть всевозможные унижения. Русские, украинцы и белорусы, жившие на захваченных Польшей территориях, пошли на огромные жертвы ради сохранения православной веры. Очень немногие переходили в католичество и униатство; в большинстве своем православное население отказалось менять веру греческую на веру латинскую.
К середине XVII в., когда Москва отбилась и оправилась от польско-шведской интервенции и надежда на объединение двух государств под скипетром польского короля рухнула, в Польше появились представители католического ордена иезуитов.
Орден иезуитов был основан испанским офицером Игнатием Лойолой в 1534 г. Официально объявленной целью деятельности нового братства стало противодействие Реформации — борьба с ересью и расширение сферы влияния католицизма. Но стереотипы поведения, закрепленные в уставе этого ордена, свидетельствовали о том, что иезуиты являются реформаторами католицизма ничуть не в меньшей степени, чем последователи Лютера или Кальвина. Иезуиты приняли тезис об абсолютном послушании младших старшим и считали обучение методом формирования веры. Братья трудились по всему миру, открывая коллегии и академии, подготавливая войны, занимаясь шпионажем и подкупом с единственной целью — вернуть как можно больше еретиков в лоно католической церкви.
С теми же целями развернули ученики Лойолы свою деятельность и в Польше. На территории Белоруссии была открыта иезуитская коллегия, которая активно вела католическую пропаганду. Прежде всего было объявлено, что соглашение восточной и западной церквей уже достигнуто и закреплено Флорентийской унией 1439 г., хотя к тому времени об этой унии успели забыть и сами католики. На этом весьма зыбком фактологическом основании всем православным предлагалось принять католическую веру как более совершенную.
У Петра Скарги нашлись весьма толковые оппоненты из числа православных белорусов. Они указывали, прежде всего, на наличие своей, свято-отеческой традиции славянского богослужения, на наличие практически всех необходимых переводов религиозной литературы на церковнославянский язык. На этом основании они отрицали необходимость изучения чужого языка, практически им не нужного. «И нельзя не признать, что правда здесь была целиком на стороне православных»5.
Второй предмет споров католиков с православными породила проблема церковных авторитетов. Латиняне утверждали, что мнение церковных иерархов, как людей грамотных и знающих, предпочтительнее общего мнения простых прихожан. Оппоненты Петра Скарги, возражая католикам, ссылались на целый ряд примеров из истории церкви, когда крупные иерархи — Несторий, Евтихий, Македоний — оказывались основоположниками ересей, осужденных церковными соборами. Православные отвергали латинское понимание церковного авторитета и, руководствуясь принципом соборности, требовали оставить за ними право на определение истины, исходя из чувства совести всех и каждого.
Информация о работе Логика основных событий этнической истории Руси