Культура дворянства. Классицизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:45, реферат

Краткое описание

Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.

Файлы: 1 файл

Культура дворянства.doc

— 33.00 Кб (Скачать)

Культура дворянства. Классицизм.

 

      Русская культура  второй половины XVIII в. отражает  черты  подымающейся нации.  Возрастает  общественная  роль  художественной  литературы,  которая постепенно  теряет  прежний  анонимный  и  рукописный  характер.   Передовые писатели выступают активными борцами  за  идеи  просветительства;  возникают первые литературные журналы.

      Главное   содержание  культурного  процесса   середины   XVIII   в.   — становление русского классицизма, идейной основой которого  была  борьба  за мощную  национальную  государственность  под  эгидой  самодержавной  власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.

      Хотя русские  писатели и художники обращались  к опыту опередившего их в развитии  западноевропейского  классицизма,  они  стремились  придать  этому течению черты национального своеобразия. Хорошо об  этом  сказал  Ломоносов: «Чтобы  ничего  неугодного  не  ввести,  а  хорошего  не  оставить,  надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать».

      В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полном пафоса гражданственности, были  сильны  просветительные  тенденции  и резкая обличительная сатирическая струя.

      В литературе  русский  классицизм  представлен   произведениями  А.  Д. Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.  А.  Д. Кантемир  явился  родоначальником  русского  классицизма,   основоположником наиболее  жизненного  в  нем  реально-сатирического  направления  —   таковы известные его сатиры. В.  К.  Тредьяковский  своими  теоретическими  трудами способствовал   утверждению   классицизма,   однако   в   его    поэтических произведениях   новое   идейное   содержание   не   нашло    соответствующей художественной  формы.  Это  было  достигнуто  в   жанре   торжественной   и философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма  и  обращение  к монарху  были  поводом  для  пропаганды   идеи   общенародного   культурного прогресса.

      По-иному  традиции русского классицизма  проявились в сочинениях  А.  П. Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я.  Б.  Княжнин  и  др.), которая  защищала  идею  неразрывности  интересов  дворянства  и   монархии. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма.  В  трагедиях он под влиянием действительности  того  времени,  часто  обращается  к  теме восстания против  царизма,  например  в  политической   трагедии   «Дмитрий Самозванец».  В  своем   творчестве   Сумароков   преследовал   общественно- воспитательные цели, выступая с  проповедью  высоких  гражданских  чувств  и благородных поступков; «свойство комедии - издевкой править нрав»,  -  писал А. П. Сумароков.

      С 70-х  годов XVIII  в.  русский  классицизм  в  литературе  переживает кризис; обострение социальных противоречий и  классовой  борьбы  приводит  к проникновению в литературу новых  тем  и  настроений.  Так,  республиканские мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то  же время  гражданская  тематика  оттесняется  любовной  лирикой.  Из   ведущего литературного   направления   классицизм   становится   литературой    узких реакционно-крепостнических кругов.

      Классицизм  завоевывает  господствующее  положение  в  архитектуре   и изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В.  И. Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также иностранные  архитекторы  — Г. Камерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно  решали  важнейшие задачи градостроительства; их постройки отличаются  ясностью  и  логичностью замысла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве  со  стремлением  к монументальным торжественным образам. Особо следует отметить  старое  здание Библиотеки имени В. И. Ленина (б. дом П.  Е.  Пашкова)  в  Москве  —  высшее достижение творчества Баженова, блестящий образец  классицизма,  совершенный по архитектурному образу и  изобретательности  в  убранстве.  Патриотической гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли  и общественные здания, созданные русскими архитекторами второй половины XVIII в.,  например здание Сената в Московском Кремле (М.  Ф.  Казаков),  Таврический  дворец  в Петербурге  (И.  Е.  Старев).  Величественная  простота   и   оригинальность композиции совмещаются в них  с  компактностью  объемов,  светлой  окраской, богатством отделки фасада здания и ограды.

      Характерной  чертой русского классицизма   в  скульптуре  была  теплота, человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М.  Голицыной  в  Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать  возвышенную  печаль  и мудрую сдержанность тихой  скорби,  выраженные  с  величайшей  искренностью. Русские мастера  создали  образцы  монументальной  скульптуры,  отличающиеся величественным   характером,    гуманизмом    образов,    лаконичностью    и обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи —  памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе. Он был иностранцем, но созданный им  монумент должен рассматриваться в рамках русской  культуры,  предопределившей  оценку Петра I и трактовку его скульптурного  образа.  Фигура  Петра,  простершего вперед руку,  ритмически  связана  с  конем,  а  все  изваяние  —  с  мощным постаментом,  каменной  скалов  весом  в  80  тыс.  пудов.  Глубина  мысли, героическое  истолкование  образа,  патетичность   художественного   замысла делают «Медного всадника» поэзией истории, символом  великого  исторического призвания России.

      Классицизм  нашел отражение и в исторической  живописи. Обращают на себя внимание полотна А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» и  «Прощание  Гектора  с Андромахой», картина Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна  Усмаря».  Однако  в живописи  сказалась  больше   ограниченность   классицизма   —   отвлеченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам  и  жестам античных образцов.

Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII  в.,  был заложен драматургией  Ломоносова  и  Сумарокова,  утвердивших  национально-патриотическую   тематику   и   просветительское   направление   в   театре. Распространение   классицизма   в   театральном    искусстве    связано    с возникновением  в  Петербурге  в   1756   г.   государственного   публичного профессионального  театра  во  главе  с  русским  актером Ф.  Г.  Волковым. Крупнейшими актерами русского театрального  классицизма  были  также  И.  А. Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т.  М.  Троепольская.  Их  игра  отличалась тонким  мастерством  в  раскрытии  страстей   и   мыслей,   выразительностью

декламации. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков  оставил по себе память вдохновенного художника в героических образах  свободолюбивых персонажей трагедии Сумарокова, не сходивших со сцены в то время.


Информация о работе Культура дворянства. Классицизм