Условия развития культуры
в БССР были связаны с существующей
идеологией – системой взглядов и
идей, которая определялась Коммунистической
партией.
В 1954 – 1964 гг. развитие
культуры происходило под воздействием
«хрущевской оттепели». Подвергся
критике метод социалистического
реализма, который требовал отражения
в литературе и искусстве только
тех реальностей жизни, которые
были связаны с достижениями советского
социалистического строя.
В 1964 – 1982 гг. усилилась
идеологизация культурной жизни, ориентированная
на идейные ценности социализма. В 1971 г.
был сделан вывод о том, что в СССР возникла
новая мсторическая общность людей –
советский народ. Это повлияло на ослабление
внимания к отражению в литературе и искусстве
национально-культурных особенностей
белорусского народа.
Во второй половине
1980-х гг. во время политики перестройки
демократизация общественно-политической
жизни, развертывание гласности
означали начало нового этапа в развитии
культуры Беларуси.
Развитие науки
было связано с развертыванием научно-технической
революции. Академик М. Мацапура разработал
высоко эффективную технологию мелиорации
заболоченных земель. В химической науке
исследования в области полимеров позволили
сделать их основой для получения пластмассы
и синтетических волокон. В биологической
науке особенное значение имели открытия,
связанные с генетикой и генной инженерией,
получившие применение в создании новых
сортов сельскохозяйственных растений
и пород животных. Быстрыми темпами развивались
радиоэлектроника и вычислительная техника.
Белорусы Петр Климук
и Владимир Коваленок стали летчиками-космонавтами
СССР, внесли непосредственный вклад
в освоение космоса. Каждый совершил
по три космических полета.
Успешно развивалось
образование. Если до Октябрьской революции
1917г. в Беларуси выпускалась в
год примерно одна книга на 25 жителей,
то в 1958г. в БССР было издано примерно
по две книги на одного человека.
Это содействовало увеличению численности
грамотного населения, которая в 1959г.
составила 99%. В 1959г. было введено обязательное
8-летнее, а в 1977г. – всеобщее. 10-летнее
среднее образование. Создавались
средние общеобразовательные трудовые
политехнические школы с производственным
обучением, где ученики вместе с
получением образования готовились
к участию в труде и различных
областях народного хозяйства. Обучение,
которое в ряде школ было раньше
раздельным для мальчиков и девочек,
теперь стало совместным. Все школы
перешли на кабинетную систему, расширялось
использование технических средств
обучения.
В начале 1960-х гг. были
созданы профессионально-технические
училища (ПТУ) – учреждения, которые готовили
рабочих. В 1985г. по сравнению с 196 г. более
чем в 3 раза увеличилось количество учащихся.
ПТУ перешли на подготовку квалифицированных
рабочих со средним образованием.
Развивалась система
высшего образования. К 1985г.
насчитывалось 33 высших учебных заведения.
Крупнейшим среди них был Белгосуниверситет.
Выпуск специалистов с высшим образованием
увеличился в республике с 1960 по 1985 г. более
чем в 3 раза.
В белорусской
литературе и искусстве существовал
метод социалистического реализма,
который требовал положительного
отображения событий, связанных
со строительством социализма. Это
было характерно, например, для творчества
Аркадия Кулешова, который получил
в 1946г. Сталинскую премию за
поэму «Сцяг бригады». Вместе с тем
запрещалось все то, что не вписывалось
в этот художественный метод. Партийной
критике подверглись пьесы Кондрата Крапивы
«Милы чалавек», А. Кучера «Заложники»,
посвященная деятельности батьки Миная
(М. Шмырева). В них рассказывалось о простых
людях, которые оказались на оккупированной
немецко-фашистскими захватчиками территории,
а значит, они автоматически причислялись
к «врагам народа» вместе с пособниками
оккупантов – полицаями. Как антинародное
направление в музыке была охарактеризована
опера Е. Тикоцкого – «Алеся», где главную
партию исполняла знаменитая белорусская
певица Л. Александровская. Пришлось даже
изменить, название оперы – «Дзяучына
з Палесся».
В литературе
одной из главных стала тема
Великой Отечественной войны,
раскрытия героизма советских
людей, преданности их социалистическому
строю и его создателю –
коммунистической партии. В числе
первых крупных произведений
о войне – первый белорусский
роман о партизанском движении
«Глыбокая плынь» Ивана Шемякина, романы
«Miнскi напрамак» Ивана Мележа и «Векапомныя
днi» Михася Лынькова. Человек в них раскрывался
прежде всего через его героические поступки.
Широкую известность
своими военными произведениями
«Жураулiны крык», «Альпiйская балада»,
«Трэцяя ракета» приобрел Василь Быков.
В повести «Кар'ер» писатель рассматривал
события войны в контексте прошлого и
настоящего времени. Он убедительно доказал:
чтобы понять поведение человека на войне,
надо знать о его жизни в мирное время.
Вклад В. Быкова в белорусскую литературу
был отмечен званием Героя Социалистического
Груда.
События минувшей
войны осмысливались также в
«Хатынскай аповесцi» Алеся Адамовича,
его произведениях «Вайна пад стрэхамi»
и «Сыны iдуць у бой».
В 1960-е гг. ведущим
литературным жанром стал роман.
Были написаны романы «Людзi на
балоце» из трилогии Ивана Мележа «Палеская
хронiка», «Птушкi i гнёзды» Янки Брыля.
Важным событием в белорусской литературе
стал выход в 1965 г. романа Владимира Короткевича
«Каласы пад сярпом тваiм». В нем отражались
события, связанные с назреванием восстания
1863 – 1864 гг. Исторической тематике были
посвящены его романы «Чорны замак Альшанскi»,
«Хрыстос прызямлiуся у Гароднi» и повесть
«Дзiкае паляванне караля Стаха».
Революционной
тематике посвящены повести И.
Шамякина «Браняпоезд «Таварыш Ленiн»,
«Лёс майго земляка» и др. И. Шамякин стал
Героем Социалистического Груда. Широко
известны его романы «Сэрца на далонi»,
«Вазьму твой боль».
С литературой
было тесно связано развитие
театрального и музыкального
искусства. Получила известность
комедия А. Макаёнка «Лявонiха на
арбiце», не сходившая со сцены на протяжении
многих лет. Длительное время ставились
оперы «Калючая ружа» Юрия Семеняко, посвященная
жизни студенчества, «Яснае свiтанне»
Алеся Туренкова о воссоединении Западной
Беларуси с БССР.
Государственной
премии БССР имени Я. Kyпaлы был
удостоен К. Крапива за фантастическую
комедию «Брама неумiручасцi», поставленную
купаловским театром. В музыке популярными
стали оперы «Зорка Венера» Ю. Семеняко,
посвященная М. Богдановичу, и «Францыск
Скарына» Д. Смольского, балеты Е. Глебова
«Альпiйская балада» по повести В. Быкова
и «Курган» по поеме Я. Купалы.
Широкой популярностью
пользовались фильмы киностудии
«Беларусьфильм». На экранах появились
известные не только в республике, но и
за ее пределами художественные киноленты
«Нестерка», «Зеленые огни», «Девочка
ищет отца», «Часы остановились в полночь».
Большинство кинофильмов ставилось по
произведениям белорусских авторов. В
1970-е гг. XX в. была создана многосерийная
телевизионная лента «Руины стреляют...».
Широко известной стала деятельность
кинорежиссера Виктора Турова, который
экранизировал романы И. Мележа «Людзi
на балоце» и «Подых навальнiцы».
В изобразительном
искусстве преобладала героико-патриотическая
тематика. Е. Зайцев написал картины
«Оборона Брестской крепости
в 1941г.», «Парад белорусских
партизан в 1944г. в Минске»,
«К. Заслонов». Кисти В. Волкова
принадлежит полоню «Минск. 3 июля 1944г.»,
И. Ахремчика – «Защитники Брестской крепости».
Художником Михаилом Савицким создан
ряд картин на тему войны: «Витебские ворота»,
«Партизанская мадонна», серия картин
«Цифры на сердце», посвященная узникам
концлагерей. Среди произведений монументального
искусства особенно выделяются мемориальные
комплексы «Хатынь» и «Курган Славы»,
«Брестская крепость-герой», памятник
в честь матери патриотки Н. Куприяновой
в г. Жодино.