Куликовская битва

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:14, контрольная работа

Краткое описание

название Куликовской битвы.
Предыстория Куликовской битвы такова: отношения князя Дмитрия Ивановича и Мамая начали обостряться еще в 1371 году, когда последний дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, а московский князь тому воспротивился и не пустил ордынского ставленника во Владимир.

Файлы: 1 файл

Куликовская битва.docx

— 65.55 Кб (Скачать)

Куликовская битва 

Знаменитое сражение в 1380 г. войска московского князя  Дмитрия и его союзников с  одной стороны против полчищ татаро-монгольского хана Мамая и его союзников – с другой получило название Куликовской битвы.

 Предыстория  Куликовской битвы такова: отношения  князя Дмитрия Ивановича и  Мамая начали обостряться еще в 1371 году, когда последний дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, а московский князь тому воспротивился и не пустил ордынского ставленника во Владимир. А спустя несколько лет, 11 августа 1378 года войска Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение монголо-татарскому войску под предводительством мурзы Бегича в битве на реке Воже. Потом князь отказался от повышения уплачиваемой Золотой Орде дани и Мамай собрал новое большое войско и двинул его в сторону Москвы.   

Перед выступлением в поход Дмитрий Иванович побывал  у святого преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя и  все русское войско на битву с  иноземцами. Мамай же надеялся соединиться  со своими союзниками: Олегом Рязанским  и литовским князем Ягайло, но не успел: московский правитель, вопреки  ожиданиям, 26 августа переправился через Оку, а позднее перешел  на южный берег Дона. Численность  русских войск перед Куликовской  битвой оценивается от 40 до 70 тысяч  человек, монголо-татарских – 100-150 тысяч  человек. Большую помощь москвичам  оказали Псков, Переяславль-Залесский, Новгород, Брянск, Смоленск и другие русские города, правители которых прислали князю Дмитрию войска.           

Битва состоялась на южном берегу Дона, на Куликовом  поле 8 сентября 1380 года. После нескольких стычек передовых отрядов перед  войсками выехали от татарского войска – Челубей, а от русского – инок Пересвет, и состоялся поединок, в котором они оба погибли. После это началось основное сражение. Русские полки шли в бой под красным знаменем с золотым изображением Иисуса Христа.

Кратко говоря, Куликовская  битва закончилась победой русских  войск во многом благодаря военной  хитрости: в расположенной рядом  с полем боя дубраве спрятался  засадный полк под командованием  князя Владимира Андреевича Серпуховского  и Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Мамай основные усилия сосредоточил на левом фланге, русские несли потери, отступали и, казалось, что победа близка. Но в это самое время в Куликовскую битву вступил засадный полк и ударил в тыл ничего не подозревающим монголо-татарам. Этот маневр оказался решающим: войска хана Золотой Орды были разгромлены и обратились в бегство.  

Потери русских  сил в Куликовской битве составили  порядка 20 тысяч человек, войска Мамая  погибли почти полностью. Сам  князь Дмитрий, впоследствии прозванный Донским, поменялся конем и доспехами  с московским боярином Михаилом Андреевичем  Бренком и принимал в сражении активное участие. Боярин в битве погиб, а сбитого с коня князя нашли под срубленной березой без сознания.

Это сражение имело  большое значение для дальнейшего  хода русской истории. Кратко говоря, Куликовская битва, хотя и не освободила Русь от монголо-татарского ига, но создала  предпосылки для того, чтобы это  произошло в будущем. Кроме того, победа над Мамаем значительно усилила  Московское княжество.

Политический фактор.

Другим фактором, обусловившим объединение русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. 
Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. 
Подобная политика вызвала естественное сопротивление крестьянства, приобретающее различные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феодалов - монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли. В таких условиях перед феодалами встает задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнять главную функцию эксплуататорского государства - подавление сопротивления эксплуатируемых масс.

Указанные две причины  играли ведущую роль в объединении  Руси. Без них процесс централизации  не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем  само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV -XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного  государства. Хотя экономические связи  в данный период и достигли существенного  развития, они все же не были достаточно широки, глубоки и сильны, чтобы  связать воедино всю страну. В  этом состоит одна из отличий образования  Русского централизованного государства  от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства  создавались в ходе развития капиталистических  отношений. На 
Руси же в XIV XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений. То же следует сказать о развитии классовых отношений, классовой борьбы. Как ни велик был ее размах в данный период, все же эта борьба не приобрела таких форм, какие она уже имела на Западе или в более позднее время в России (крестьянская война под руководством Болотникова, Разина в XVII в.). Даже для начала XVI в. характерно преимущественно внешне незаметное, подспудное накопление классовых противоречий.

Идеологический фактор.

Русская церковь была носителем  национально - православной идеологии, которая сыграла важную роль в  образовании могущественной Руси. 
Чтобы построить независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской церкви, для этого русскому обществу должно было укрепить свои нравственные силы. Этому посвятил свою жизнь Сергий. Он строит троичный храм ,видя в нём призыв к единству земли Русской, во имя высшей реальности. В религиозной оболочке своеобразную форму протеста представляли еретические течения. На церковном соборе 1490 году еретики были прокляты и отлучены от церкви. Они связывали свои идеи с задачами централизации. Еретики выступают против церковного землевладения, существования сословия церковнослужителей и монашества. Тесный союз церкви с государством - такова главная цель, поставленная иосифлянами. 
Воззрения «не стяжателей» были во всём противоположны взглядам Иосифа. 
Они требовали строгого разделения церкви и государства, их взаимной независимости. Таким образом, историки уделяет большое внимание развитию религиозной идеологии, в рамках которой формируется теория «Москва 
-Третий Рим», которая обеспечивала компромисс царской власти и церкви, указывая на то, что развитие этой теории шло в условиях острой идейной борьбы внутри самой церкви между иосифлянами и не стяжателями. Последнее наиболее активно использовали эту концепцию для упрочения материального и политического могущества церкви.

В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в 
Москву. Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева во 
Владимир на Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве. Преемником митрополита Максима стал Петр (1308).

Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой. 
Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве. Бывая в Москве митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя 
Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен 
Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г. Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился на новом митрополичьем подворье в Москве.

Личностный фактор.

Историки замечают, что  все московские князья до Ивана III, как  две капли воды, похожи друг на друга. В их деятельности заметны некоторые  индивидуальные особенности. Однако, следя  за преемственной сменой московских князей, можно уловить в их обликах  только типические фамильные черты. Прежде всего Даниловичи отличаются замечательной устойчивой посредственностью не выше и не ниже среднего уровня. Даниловичи - это князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра 
Невского Даниил. При нем начался быстрый рост Московского княжества. В 
1301г. Даниил Александрович захватил у рязанских князей Коломну, а в 1302 г. к нему перешло по завещания бездетного переяславского князя, враждовавшего с Тверью, Переяславльское княжество. В 1303 г. был присоединен входивший в состав Смоленского княжества Можайск, в результате чего Москва-река, бывшая тогда важным торговым путем, оказалась от истока до устья в пределах Московского княжества. За три года Московское княжество увеличилось почти вдвое, стало одним из крупнейших и сильнейших княжеств в Северо-восточной Руси, и московский князь Юрий Даниилович счел себя достаточно сильным, чтобы вступить в борьбу за великое княжение 
Владимирское. Михаил Ярославич тверской, получивший в 1304 г. ярлык на великое княжение, стремился к полновластному правлению во «всей Руси», подчинению силой Новгорода и других русских земель. Его поддерживала, церковь и ее глава митрополит Максим, перенесший в 1299 г. свою резиденцию из разоренного Киева во Владимир. Попытка Михаила Ярославича отобрать у 
Юрия Данииловича Переяславль привела к затяжной и кровопролитной борьбе 
Твери с Москвой, в которой уже решался вопрос не столько о Переяславле, сколько о политическом главенстве на Руси. В 1318 г. по проискам Юрия 
Данииловича, Михаил Ярославич был убит в Орде, и ярлык на великое княжение передан московскому князю. Однако в 1325 г. Юрий Даниилович был убит в Орде одним из сыновей Михаила Ярославича, отомстившим за смерть отца, и ярлык на великое княжение вновь оказался в руках тверских князей. В княжение 
Калиты Московское княжество окончательно определилось как крупнейшее и сильнейшее в Северо-восточной Руси. Со времен Калиты складывается тесный союз московской великокняжеской власти с церковью, сыгравшей большую роль в образовании централизованного государства. Союзник Калиты митрополит 
Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Москву (1326г.), ставшую церковным центром всей Руси, что еще более укрепило политические позиции московских князей.

В отношениях с Ордой Калита продолжал намеченную еще Александром 
Невским линию внешнего соблюдения вассальской покорности ханам, исправной выплаты дани, чтобы не дать им поводов для новых вторжений на Русь, которые в его княжение почти полностью прекратились. Русские земли получили необходимую им передышку для восстановления и подъема экономики, накопления сил для предстоящей борьбы за свержение ига. Сбор дани со всей русской земли, производимой Калитой со всей жестокостью и неумолимостью, способствовал сосредоточению в руках московского князя значительных средств, давал ему возможность оказывать политическое давление на Новгород и другие русские земли. Калита смог, не прибегая к оружию, расширить территорию своих владений за счет «купель» - получая у хана за богатые дары ярлыки на отдельные земли (Галич, Углич, 
Белоозеро). В княжение Калиты была заложена основа могущества Москвы. Сын 
Калиты князь Семен Иванович (1340-1353) уже претендовал на титул 
«великого князя всея Руси» и за свое высокомерие получил прозвище 
«Гордого». укрепление Москвы.

Достигнутое Москвой в  княжение Калиты значительное превосходство в материальных и людских ресурсах было подкреплено возведением в 1367г. 
Каменного Кремля, усилившего военно-оборонительный потенциал Московского княжества. В условиях возобновившихся вторжений татар и наступления литовских феодалов на русские земли Московское княжество становилось оплотом борьбы с захватчиками. Правители вступивших в соперничество с 
Москвой княжеств, не обладая достаточными собственными силами, были вынуждены искать поддержку в Орде или у Литвы, проводить антинациональную политику союза с враждебными Руси внешними силами, обрекая тем самым себя на политическую изоляцию в своей стране и в итоге на поражение в борьбе а Москвой. Борьба с ними московских князей приобретала характер составной части национально-освободительной борьбы и получила поддержку основной массы господствующего класса феодалов, жителей городов и сел, могущественной и влиятельной церкви, всех прогрессивных элементов тогдашнего общества, заинтересованных в государственном объединении всех сил страны.

Внешнеполитический фактор.

Фактором, ускорившим централизацию  Российского государства явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачивать русские земли перед лицом общего врага. Характерно, что только тогда, когда началось образование русского централизованного государства, стал возможен разгром золото ордынцев на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага. иго было свергнуто окончательно.

Образование единого государства  является закономерным в истории  страны. Оно было подготовлено длительным общественно-экономическим и политическим развитием Руси. Не смотря на огромные разрушения хозяйства и культуры причинённые татарами с конца XIII и начала XIV века стало восстанавливаться сельское хозяйство, отстраивались города, оживлялась торговля. Значительные изменения произошли в основной сфере производства. Земледелие становилось более производительным. На местах появились богатые скупщики хлеба. Более медленное развитие производства на Руси обусловлено прежде всего монгольским игом, разрушившим и затормозившим развитие производительных сил. Большой помехой нормальному хозяйственном развитию южных районов были постоянные набеги крымских татар, которые разоряли все и отвлекали значительные силы Руси.

Периодизация

Летопись выводит Москву в числе новых городков Ростовской земли, возникших в княжение Юрия Долгорукого. Городок этот впервые  является в летописном рассказе со значением пограничного пункта между  северным 
Суздальским и южным Чернигово-северским краем. Сюда в 1147 г. Юрий 
Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя новгород-северского 
Святослава Ольговича, послав сказать ему: «Приди ко мне, брате, в Москову». 
Это-первое упоминание о Москве. По-видимому, посёлок был тогда сельской княжеской усадьбой или, точнее, станционным двором, где суздальский князь останавливался при своих поездках на киевский юг и обратно. В 1156 г., по летописи, князь Юрий Долгорукий « заложи град Москву» пониже устья 
Неглинной, т.е. окружил свой москворецкий двор деревянными стенами и превратил его в город. Москва носила и другое более раннее название - 
КУЦКОВА.

Информация о работе Куликовская битва