Куликовская битва

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:19, доклад

Краткое описание

Сражение русского войска под предводительством Великого князя Владимирского и Московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарскими войсками, происшедшее 8 сентября 1380 года на Куликовом поле (ныне Куркинский район Тульской области) - одна из самых крупных битв средневековья, явившаяся поворотным пунктом в борьбе русского народа против монголо-татарского ига. Важное значение в успехе Куликовской битвы имели стойкость и самоотверженность русских воинов и самостоятельные, инициативные действия военачальников в сражении.

Файлы: 1 файл

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА.docx

— 32.27 Кб (Скачать)

КУЛИКОВСКАЯ   БИТВА

Сражение русского войска под предводительством Великого князя Владимирского и

Московского Дмитрия Ивановича  с монголо-татарскими войсками, происшедшее 8

сентября 1380 года на Куликовом  поле (ныне Куркинский район Тульской области)

- одна из самых крупных  битв средневековья, явившаяся  поворотным пунктом в

борьбе русского народа против монголо-татарского ига.

Летом 1380 года монголо-татарское  войско, в которое входили также  отряды

черкесов, осетин, армян, некоторых  народов Поволжья, а также наемные  отряды

крымских генуэзцев ( общая численность 100-150 тысяч человек), возглавляемое

фактическим правителем Золотой  Орды темником Мамаем, двинулось на Русь, чтобы

сломить возрастающую мощь русских княжеств (особенно Московского) и их

стремление к независимости. Союзниками Мамая были великий князь  литовский

Ягайло и, по некоторым  данным, рязанский князь Олег.

 

Получив известие о выступлении  Мамая, Дмитрий Иванович послал во все  русские

княжества гонцов с призывом выставить все возможные силы для защиты русской

земли. Отряды русских войск  собирались на путях к Москве - в  Коломне и

Серпухове - на тот случай, если бы Мамай попытался упредить их нападение.

Основное ядро русского войска составляли москвичи, а также воины  земель,

признавших власть московского князя. К ним примкнули украинские и белорусские

отряды. В походе не участвовали  воины Новгородской, Тверской, Нижегородской,

Рязанской, Смоленской земель. Московский князь рассчитывал активными

наступательными действиями, во-первых, не допустить соединения противника, а

во-вторых - разгромить войско Мамая до вторжения его в русские  княжества.

6 сентября русское войско (100-150 тысяч человек) достигло  Дона у устья реки

Непрядва. В тот же день состоялся военный совет, который по предложению

Дмитрия Ивановича принял решение о переходе через Дон  на Куликово поле.

Переход через Дон исключал возможность нападения литовцев, подходивших к

г.Одоев, и обеспечивал выгодные для русских условия боя: размеры Куликова

поля и леса по берегам  огибавших его рек ограничивали возможности обходных

маневров монголо-татарской  конницы.

Утром 8 сентября русские  переправились через Дон и  под прикрытием сторожевого

полка развернулись в боевой порядок на Куликовом поле, куда уже подходило

войско Мамая. Дмитрий  Иванович создал глубокий боевой порядок: в центре стоял

большой полк (великокняжеский), правее и левее его - полки правой и левой

руки, фланги которых упирались  в труднодоступную для действий монголо-

татарской конницы местность. Впереди главных сил были расположены сторожевой

и передовой полки.Сторожевой полк имел задачу завязать сражение, передовой

полк - принять на себя первый удар конницы противника и расстроить ее боевые

порядки. Оба полка должны были ослабить силу вражеского удара  по главным

силам. За большим полком был расположен частный резерв (конница). Кроме того,

из отборной конницы был  создан сильный засадный полк под  командованием

опытных военачальников - воеводы  Дмитрия Боброка-Волынского и серпуховского

князя Владимира Андреевича. Этот полк выполнял задачу общего резерва  и был

скрытно расположен в лесу за левым флангом главных сил.

 

В целом боевой порядок  русского войска обеспечивал устойчивость против

фронтальных и фланговых  ударов, позволял наращивать усилия из глубины и

осуществлять взаимодействие между отдельными его элементами.

Сражение началось около 12 часов дня поединком богатырей  Пересвета и Челубея.

Оба они погибли. Затем  монголо-татарская конница, сбив сторожевой и разгромив

передовой полки, в течение  трех часов пыталась прорвать центр  и правое крыло

русской рати. Русские полки  понесли значительные потери. Был  ранен и сам

Дмитрий Иванович, сражавшийся  в доспехах рядового воина. Когда  Мамай перенес

главный удар против левого фланга и начал теснить русские  полки, был введен в

действие частный резерв. Но противнику удалось прорвать левое  крыло русских и

выйти в тыл главных  сил.

В этот решающий момент сражения по флангу и тылу прорвавшейся монголо-

татарской конницы нанес  удар засадный полк воеводы Боброка. Внезапная и

стремительная атака этого  полка, поддержанная ударом других полков, решила

исход битвы в пользу русских. Вражеское войско дрогнуло и обратилось в

бегство. Русские воины  захватили ханскую ставку и почти  на протяжении 50

километров (до реки Красивая Мечь) преследовали и уничтожали остатки войск

Мамая. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тысяч человек убитыми и

ранеными).

Куликовская битва имела  огромное историческое значение в борьбе русского

народа за освобождение от монголо-татарского ига. Она показала возросшее

стремление русских земель к независимости и подняла роль Москвы как центра их

объединения. Хотя победа в  Куликовской битве еще не привела  к ликвидации

монголо-татарского ига, однако на Куликовом поле Золотой Орде был нанесен

сокрушительный удар, который  ускорил ее последующий распад.

В Куликовской битве проявился  высокий патриотизм русского народа,

превосходство русского военного искусства над искусством монголо-татар.

Опираясь на моральное  превосходство русских воинов, поднявшихся  на

освободительную войну, Дмитрий  Иванович действовал активно и решительно. О

высоком военном искусстве русского полководца свидетельствуют хорошо

налаженная разведка , обеспечившая принятие правильного решения; умение верно

оценить условия местности, определить замысел врага и учесть его тактические

приемы; рациональное построение боевого порядка русского войска и тесное

взаимодействие его составных  частей в ходе сражения; наконец, искусство

использования общего и частного резервов в сражении, а после его  завершения -

организация его преследования. Важное значение в успехе Куликовской битвы

имели стойкость и самоотверженность  русских воинов и самостоятельные,

инициативные действия военачальников в сражении.

 

 

Падение ордынского ига

В 1480 г. произошло окончательное падение  ордынского ига. Иван III с 1476 г. перестал платить ежегодный "выход". Хан Большой Орды Ахмат решил покарать великого князя и летом 1480 г. двинул войска на Москву. Хан рассчитывал, что Иван III не сможет собрать войска из-за ссоры с братьями - удельными князьями. Он также надеялся на помощь Литвы. Однако Ивану III удалось помириться с братьями, а опасность со стороны Литвы была нейтрализована действиями крымского хана Менгли-Гирея, который, будучи союзником Москвы, напал на литовские владения. Московские полки заняли позиции на р. Угре. Попытки Ахмата перейти Угру в октябре были пресечены русскими войсками. Опасаясь ранней зимы и бескормицы, Ахмат отступил и увел войска в Орду, так и не решившись на генеральное сражение с русскими. Фактически он признал свое поражение. Это означало бескровное падение ига.

 

Мамай. Биография

МАМАЙ (?-1380) — темник (т.е. военачальник "тьмы", 10 тыс. воинов), один из видных представителей монгольской  военной аристократии, талантливый  и энергичный военачальник и политик  в Золотой Орде  
 
По отцовской линии был потомком кипчаковского хана Акопы, происходил из рода Кийян, по материнской — от золотоордынского темника мурзы Мамая. Возвысился при золотоордынском хане Бердибеке (1357-1361), женившись на его дочери. Не принадлежа к роду Чингисхана, не мог сам быть ханом. Но, воспользовавшись междоусобной борьбой за ханство в Золотой Орде, в середине 14 в., в борьбе с Тохтамышем подчинил себе большую часть золотоордынской западной территории, то есть земли от Дона до Дуная, ядом и кинжалом пробился к власти. К концу 1370-х стал фактическим правителем Золотой Орды, управляя ею через подставных ханов (русские летописи называли их "мамаевыми царями").  
 
Разжигая феодальную рознь между русскими князьями, боровшимися между собой за получение ярлыка на великое княжение, противодействуя усилению самой сильной из подвластных ему на Руси земель — Московской, Мамай последовательно поддерживал ее противников. Основную ставку он делал на Тверь, а также — из тактических соображений — и на Рязань. При этом он, для острастки, не раз врывался на территорию Рязанского княжества (служившего буфером между Московской Русью и Ордой), опустошая его. Ориентации Мамая на Великое княжество Литовское сопутствовало его враждебное отношение к Московской Руси.  
 
В 1378 Мамай сжег Нижний Новгород, к тому времени находившийся под покровительством Москвы и тогда же послал отряд мурзы Бегича за сбором недостающих податей у московского князя Дмитрия Ивановича. Как повествует летопись, Мамай хотел восстановить власть над Русью, желая, "чтоб как при Батые было".  
 
2 августа 1378 на реке Воже русские воины во главе с московскими воеводами Даниилом Пронским, Тимофеем Вельяминовым и самим князем Дмитрием Ивановичем впервые, используя новые тактические приемы, сумели разгромить ордынское войско.  
 
В ответ Мамай начал готовить новый поход на Москву.  
 
Летом 1380 он собрал большое войско, в которое входили не только татары, но также покоренные им черкесы, ясы, чечены. Однако 8 сентября 1380 в Куликовской битве был разбит и бежал с поля битвы с небольшим отрядом татар в Кафу (Феодосию). Летописец сообщил: "…побежал поганый Мамай с четырьмя мужами в излучину моря, скрежеща зубами своими, плача горько…" — так рассказывало об этом Сказание о Мамаевом побоище. В Крыму его встретили воины ордынского хана Тохтамыша, и Мамай был убит в Кафе по одним данным — татарами, по другим — генуэзцами, бывшими его союзниками. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения между Русью и Ордой 
 
       Одним из самых полемичных в отечественной историографии является вопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени тяжести так называемого "монголо-татарского ига" и его последствиях для хода русской истории.  
 
       В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление шока. После нашествия Батыя во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской землях более двух третей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и городские и сельские жители. Такую или похожую картину рисовали русские летописцы в подавляющем большинстве российские историки.  
 
Монгольское нашествие нанесло жестокую рану русскому народу. Завоеватели в течение первого десятка лет после нашествия не брали дани, занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такая практика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголы осознали это, начался сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источником пополнения монгольской казны. Отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольского ига". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV века. По подсчетам В. В. Каргалова, в последнюю треть XIII века Орда провела не менее 15 крупных походов. Многие русские князья подверглись террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений.  
 
Трудно сомневаться, что агрессия монголов принесла жестокие несчастья русскому народу. Но в историографии имелись и другие оценки. Так, в 1930 году М. Нечкина писала: «Жестокости и «зверства» татар, на описание которых русские историки-националисты не жалели самых мрачных красок, были в феодальную эпоху обычным спутником любых феодальных столкновений... Трудовое население покоряемых татарами земель зачастую рассматривало их в начале покорения как союзников в борьбе против угнетателей - русских князей и половецкой аристократии». 
 
Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще С. М. Соловьев четко и однозначно "развел" период опустошений русских земель монголами и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, заботились только о сборе дани. При общей негативной оценке "ига" советский историк А. К.Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила свою государственность, и не была прямо включена в состав Золотой Орды. Негативно влияние монголов на русскую историю А. Л. Юрганов, но и он признает, что хотя "непокорных унизительно наказывали... те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того - роднились, подолгу гостили в Орде". Многие русские князья становились - по выражению Юрганова - "служебниками" монгольских ханов.  
 
      Н. М. Карамзин считал, что зависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Разделяя эту мысль, В. О. Ключевский выделял еще одну сторону власти монгольского хана над русскими князьями - он полагал, что она выступала для Руси в качестве объединительного фактора и что без арбитража Орды «князья разнесли бы Русь в клочья» своими усобицами. 
 
       Возникновению термина "иго" мы обязаны Н.М.Карамзину, который писал: "Государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров".  
 
      Л.Н.Гумилев категорически отвергал понятие "монголо-татарское иго", называя его мифом. При этом он утверждал, что "...говорить о завоевании России монголами нелепо, потому, что монголы в 1249 году ушли из России, и вопрос о взаимоотношении между Великим монгольским Улусом и Великим княжеством Владимирским ставился уже позже и решен был в княжение Александра Невского, когда он добился выгодного союза с Золотой Ордой".  
 
В Золотой Орде в середине XIV века насчитывалось 110 городов, а на северо-восточной Руси было 50 городов. Вне всякого сомнения, значительная часть городов золотоордынских была построена на русское серебро и руками пленных мастеров.  
 
После похода Тохтамыша на Русь в 1382 году дань стала крайне тяжелой - по полтине золотом с деревни. В 30-70 годах XV века низший предел выхода составлял 100 000 рублей. Это огромная сумма. Крупное село с крестьянами и налаженным барским хозяйством стоило в те времена всего несколько десятков рублей.  
 
Специфику составляло и то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. Такая форма зависимости не направлялась на отдельно взятые личные интересы, а связывала их круговой порукой. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.  
 
Своеобразие русско-ордынских отношений становится понятным только в контексте той исторической эпохи. В середине XIII века децентрализованная Русь подверглась двойной агрессии - с Востока и Запада. При этом западная агрессия несла несчастья никак не меньше: она была подготовлена и финансирована Ватиканом, заложившего в нее заряд католического фанатизма. В 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, затем обратили взоры к Прибалтике и Руси. Их давление было не менее жестоким, чем у монголов: немецкие рыцари уничтожали сербов, пруссов, литвов. В 1224 году они вырезали русское население города Юрьева, ясно дав понять, что ждало бы русских в случае успешного продвижение немцев на восток. Цель крестоносцев - разгром православия - затрагивала жизненные интересы славян и многих угрофиннов. Монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли. И в отношении территориальных захватов монгольские походы заметно отличались от западной экспансии: после первоначального удара по Руси монголы отошли назад в степь, а до Новгорода, Пскова, Смоленска они вообще не дошли. Католическое же наступление шло по всему фронту: Польша и Венгрия устремились на Галицию и Волынь, немцы - на Псков и Новгород, шведы высадились на берегах Невы.  
 
Как писал русский историк, работавший в эмиграции, Г.В.Вернадский, "Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом".  
 
Для верного выбора внешнеполитической стратегии и тактики "нужно было отчетливо сознавать и глубоко чувствовать - инстинктом, нутром, так сказать, - исторический смысл своеобразия русской культуры - Православие" (Вернадский). Александр Невский, заручившись дипломатической поддержкой монголов и страхуя свои тылы, подавил все попытки немцев и шведов проникнуть в земли Северо-Западной Руси. Подчинение Александра монголам не было механическим - он выделил в них те стороны, которые могли помочь сохранить и утвердить русскую культурную самобытность, защитить ее от католического Запада.  
 
В некоторых публикациях, подчинение Александра Орде рассматривается как предательство христианского мира, а его сотрудничество с Золотой Ордой как одна из важный причин установления ига... Эта позиция является прозападнической. Александр Невский сорвал колонизаторские планы Запада, сохранил плацдарм для накопления Русью жизненных сил, решил задачу спасения самого ценного наследия - культурной традиции.  
 
Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным развитием политических и дипломатических отношений. С одной стороны русские князья получали подтверждение на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцам убирались с политической арены. С другой же стороны и Русь имела каналы политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь. Уже при первой податной переписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенство были исключены из нее и оставлены в покое.  
 
Уже в конце XIII века сбор дани Орда передала русским князьям, что облегчало им возможности для финансового и политического маневрирования. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали проводить политику "смиреной мудрости", постепенно накапливая предпосылки для перелома в происходящем.  
 
Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земель выступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь. Политика Александра Невского естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского.  
 
Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Как писал Г.В.Вернадский, "подчинившись государям из дома Чингисхана, Русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого океана до Средиземного моря". Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханство, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь - напротив - консолидировалась и набирала мощь. После распада Золотой Орды ее геополитическое наследство неизбежно должно было кому-то перейти - оно перешло к Руси.  
 
Влияние ордынской материальной и духовной культуры на вполне сложившуюся русскую имело, бесспорно, место, но было неспособно переломить ее своеобразие.  
 
Потеря государственной независимости и выплата дани были нелегким моральным трудом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс централизации Русского государства, заложила основы для создания российской государственности, послужила стимулом для укрепления национального самосознания и общественной консолидации. Несмотря на всю неоднозначность русско-ордынских отношений, на постепенно спадавшую остроту в них, генетическую память народа невозможно было освободить от ужасов первоначального удара Батыя по Руси.  
 
Поэтому после получения независимости в общественном сознании особое место заняла "идеология выживания", которой подчинялась и социальная структура русского общества, и хозяйственная жизнь Руси. Формировалась установка на особую осторожность в выборе путей развития, что граничило с изоляционизмом и преобладанием политического консерватизма. Послеордынская Россия встала на путь эволюции особого типа, который в части историографии не совсем точно назван "моделью догоняющего развития". 
4.Заключение 
 
    В начале XIII века монгольские племена, объединенные властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы. 


Информация о работе Куликовская битва