Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ кризиса законодательной и исполнительной власти в годы Первой мировой войны. Задачи работы:
1) рассмотреть изменения в государственном аппарате в период войны;
2) проанализировать изменения в правовой системе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Изменения в государственном аппарате в период Первой мировой войны (1914—1917 гг.). 4
1.1. Приспособление государственного механизма к военным нуждам. 4
1.2. Военные комитеты. 5
1.3. Особые совещания. 9
1.4. IV Государственная дума. Государственный совет. 14
1.5. Совет министров в годы войны. 17
Глава 2. Развитие права в годы войны. 23
2.1. Право собственности. 23
2.2. Обязательственное право. 25
2.3. Уголовное право и карательная политика. 26
2.4. Социальное, финансовое и продовольственное законодательство. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список источников и литературы. 33
Курсовая работа посвящена
кризису законодательной и
Актуальность исследования Первой мировой войны имеет непреходящее значение из-за своей важности и большой значимости.
1910-е гг. – время резкого обострения международной обстановки. Две соперничающие коалиции государств готовились к схватке за сферы влияния, рынки сбыта и колонии. Заключив серию соглашений с Великобританией и Францией, Россия оформила свое вступление в Антанту. Всего в мировую войну было вовлечено 38 государств с населением 1,5 млрд. человек. Помимо экономических причин, обусловивших выбор союзников, и стратегических интересов, побуждавших противостоять Тройственному союзу во главе с Германией, российское правительство вынашивало собственные геополитические планы: захват черноморских проливов, укрепление на Балканах и тому подобное. Вместе с тем среди монархистов были сильны германофильские тенденции, основанные на схожести форм государственного устройства и династической близости.
Мировая война, агрессорами в которой выступали Германия и Австро-Венгрия, создала в стране совершенно новую ситуацию. Ее характерными признаками были сильный психологический шок, подъем патриотических настроений во всех классах общества, резкий спад забастовочного движения, первые сбои в функционировании экономического механизма, ухудшение материального положения трудящихся. Всё это происходило на фоне изменений законодательной и исполнительной власти.
Цель курсовой работы – анализ кризиса законодательной и исполнительной власти в годы Первой мировой войны. Задачи работы:
1) рассмотреть изменения в государственном аппарате в период войны;
2) проанализировать изменения в правовой системе.
Начало войны вынудило
правительство к принятию ряда чрезвычайных
правовых мер, приспосабливавших
Для урегулирования межведомственного управления создавались особые совещания.
Война показала слияние
интересов правительств и монополий. В ходе экономического регулирования
периода войны аппарат государства сращивался
с аппаратом монополий. В руках буржуазии
сосредоточивалась все большая материальная
сила. Растущий империализм подчинял себе
и государственную надстройку. Накануне
войны важнейшие отрасли экономики были
охвачены монополизацией. Свыше 70% основных
капиталов торгово-промышленных предприятий
приходились на долю акционерных компаний.
Крупнейшие монополии контролировали
до 100% продукции. Самодержавие сознавало,
что усиление государственно-
Государственно-
Уже осенью 1914 г. сталелитейные и судостроительные заводы были поставлены под контроль морского министерства. Совет по руководству заводами включал как их администрацию, так и представителей царской бюрократии. Но самодержавие привлекало буржуазию с большой осторожностью.
До середины 1915 г. царизм опирался на сложившийся аппарат министерств. Одновременно стали создаваться отраслевые комитеты, в состав которых входили и представители буржуазии. Так проходил первый этап сращивания монополистического капитала с государством. Буржуазия делала попытки создания собственных органов, претендующих на экономическое руководство. Самодержавие препятствовало этому, опасаясь, что ситуация выльется в «заговор». Всё же в июле-августе 1914 г. состоялись съезды представителей земских и городских организаций, которые образовали соответственно Земский и Городской союзы. Эти общественные организации буржуазии ставили задачу помощи раненым, беженцам, поставки медикаментов и т.д. Они имели исполнительные органы, губернские, уездные и городские комитеты. Постепенно их функции усложнялись, а деятельность активизировалась. Они получили права юридических лиц, объединяли деятельность мелкой промышленности и сыграли известную роль в объединении буржуазии.
В ходе войны произошло
сближение отдельных звеньев
государственного управления и частнопредпринимательских
структур. Формирование государственно-
Весной 1915 г. отношения
царизма и буржуазии
Неудовлетворительное положение в промышленности, перебои в снабжении вооруженных сил вынудили самодержавие привлечь к решению этой задачи буржуазию. Создается общероссийская организация - военно-промышленные комитеты. Закон от 27 августа 1915 г. предоставил военно-промышленным комитетам функции помощи правительственным учреждениям в снабжении армии и флота всем необходимым.
Чувствуя свою силу, в конце мая 1915 г. буржуазные и торгово-промышленные круги приступили по собственной инициативе к формированию военно-промышленных комитетов. Они представляли собой общеимперскую организацию крупной и монополистической буржуазии и претендовали на роль главного экономического центра.
Они учреждались для
содействия правительственным учреждениям
в деле снабжения армии
Во главе стоял Центральный военно-промышленный комитет в Петрограде, в состав которого входили представители съездов промышленности и торговли, городских дум, иных буржуазных организаций. Вторым по значению был Московский военно-промышленный комитет. К концу 1915 г. действовало 24 областных и 215 местных комитетов. Число их росло. Комитеты получили статус юридического лица, могли вступать в договоры, владеть собственностью, выступать на суде. Специфика правового положения заключалась в том, что они «не могли преследовать коммерческих целей». Но деятельность их была далека от патриотических лозунгов, объявленных в момент создания. Комитеты боролись за усиление роли буржуазии, а из всех принятых ими заказов было выполнено не более половины.
Русская буржуазия стремилась
превратить Центральный военно-
Характер этих организаций проявился в политике по рабочему вопросу, где интересы самодержавия и буржуазии совпадали. Проводилась «гибкая» тактика в отношении рабочих масс, с попыткой использовать влияние оппортунизма, чтобы добиться «союза» с рабочими к обратить их к «исполнению задачи государственной». Поэтому большевики проводили активный бойкот рабочих групп в комитетах.
К лету 1915 г. активность буржуазии усилилась. В июле 1915 г. верхушка земских и городских организаций приняла решение о создании Главного комитета Всероссийского Земского и Городского союзов (Земгор). Цели и правовое положение органов Земгора были аналогичны военно-промышленным комитетам, но роль в политико-экономической деятельности была менее значимой.
Этот союз первоначально занимался организацией госпиталей и помощью им, поставкой медикаментов, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Земгору были предоставлены полномочия полувоенной организации. С ее помощью буржуазия получила доступ к государственным делам [16, с. 179]. Щедро субсидируемый казною Земгор затмил Красный Крест и прочие военно-лечебные учреждения. Центральный военно-промышленный комитет (ЦВПК) распределял казенные военные заказы и обеспечивал их сырьем и рабочей силой. В 1915 г. сеть крепко связанных между собою земско-городских и военно-промышленных комитетов покрыла Россию.
Зная тайные помыслы либералов, министр внутренних дел Н.А. Маклаков еще 18 ноября 1914 г. в «весьма секретной» записке остерег Совет министров от расширения функций земского и городского союзов, требовал губернаторского контроля над ними и их роспуска после войны [4, с. 68]. Консервативная бюрократия с придирчивым недоверием отнеслась к Земгору и военно-промышленным комитетам, строила козни, особенно Артиллерийское ведомство, но либеральное крыло высшей бюрократии склонялось к сотрудничеству и из государственной казны подпитывало Земгор. Великий князь Николай Николаевич принимал руководителей Земгора, ЦВПК и думцев в Ставке, вступался за общественные организации перед Министерством внутренних дел. Метивший в премьеры А.В. Кривошеий доверительно поведал французскому послу М. Палеологу, что у русской монархии есть не только недостатки, но и существенные достоинства. Она скрепляет в «национальное единство» разнородные элементы и способна к эволюции. И если эволюция обретет желаемые черты («более определенное ограничение императорской власти», контроль Думы над государственным управлением, широкая децентрализация ведомств), тогда удастся достичь согласия между общественным мнением и правительством — непременного условия военной победы [10, с. 157].
Активность буржуазии
подстегнула правительство. Летом 1915 г. оно приступило к формированию
системы государственно-
Помимо Особых совещаний
государственно-
Государственно-
В отличие от предвоенного
периода для обеспечения
По мере того как война
приобретала все более затяжной
характер, в России начала складываться
система органов военно-
Совет министров представил Особому совещанию статус высшего государственного учреждения, неподконтрольного кабинету. Никаких форм координации работы Совета министров и Особого совещания не устанавливалось. «Кабинет, очевидно, опасался, что любые меры в этом направлении будут расценены буржуазией как попытки ущемить права Совещания и вызовут ее противодействие» [14, с. 105]. В результате в тылу возникало своеобразное двоевластие. Сфера управления военной экономикой была отделена от общеполитической, и в каждой из них действовали равные друг другу и слабо связанные между собой органы — соответственно Особое совещание и Совет министров.
Особые совещания наделялись широкими полномочиями по контролю над соответствующими отраслями экономики и распределением военных заказов. На местах интересы Особых совещаний представляли уполномоченные, а также совещания в губерниях. Были организованы — Особое совещание по снабжению армии, Особое совещание по устройству беженцев. Наиболее представительное — Особое совещание для обсуждения мероприятий по обороне — возглавлял военный министр. В обязанности Совещания по обороне входили надзор за деятельностью государственных и частных предприятий, изготовлявших предметы снаряжения армии и флота; содействие появлению новых заводов и т.п. Для координации деятельности всех подразделений было создано Особое совещание министров, под руководством председателя Совета министров.
Информация о работе Кризис законодательной и исполнительной власти в годы Первой мировой войны