Кризис законодательной и исполнительной власти в годы Первой мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ кризиса законодательной и исполнительной власти в годы Первой мировой войны. Задачи работы:
1) рассмотреть изменения в государственном аппарате в период войны;
2) проанализировать изменения в правовой системе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Изменения в государственном аппарате в период Первой мировой войны (1914—1917 гг.). 4
1.1. Приспособление государственного механизма к военным нуждам. 4
1.2. Военные комитеты. 5
1.3. Особые совещания. 9
1.4. IV Государственная дума. Государственный совет. 14
1.5. Совет министров в годы войны. 17
Глава 2. Развитие права в годы войны. 23
2.1. Право собственности. 23
2.2. Обязательственное право. 25
2.3. Уголовное право и карательная политика. 26
2.4. Социальное, финансовое и продовольственное законодательство. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список источников и литературы. 33

Файлы: 1 файл

referatbank-8031.doc

— 171.50 Кб (Скачать)


Содержание:

стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курсовая работа посвящена  кризису законодательной и исполнительной власти в годы Первой мировой войны.

Актуальность исследования Первой мировой войны имеет непреходящее значение из-за своей важности и большой значимости.

1910-е гг. – время резкого обострения международной обстановки. Две соперничающие коалиции государств готовились к схватке за сферы влияния, рынки сбыта и колонии. Заключив серию соглашений с Великобританией и Францией, Россия оформила свое вступление в Антанту. Всего в мировую войну было вовлечено 38 государств с населением 1,5 млрд. человек. Помимо экономических причин, обусловивших выбор союзников, и стратегических интересов, побуждавших противостоять Тройственному союзу во главе с Германией, российское правительство вынашивало собственные геополитические планы: захват черноморских проливов, укрепление на Балканах и тому подобное. Вместе с тем среди монархистов были сильны германофильские тенденции, основанные на схожести форм государственного устройства и династической близости.

Мировая война, агрессорами  в которой выступали Германия и Австро-Венгрия, создала в стране совершенно новую ситуацию. Ее характерными признаками были сильный психологический шок, подъем патриотических настроений во всех классах общества, резкий спад забастовочного движения, первые сбои в функционировании экономического механизма, ухудшение материального положения трудящихся. Всё это происходило на фоне изменений законодательной и исполнительной власти.

Цель курсовой работы – анализ кризиса законодательной и исполнительной власти в годы Первой мировой войны. Задачи работы:

1) рассмотреть изменения в государственном аппарате в период войны;

2) проанализировать изменения  в правовой системе.

Глава 1. Изменения в государственном аппарате в период Первой мировой войны (1914—1917 гг.).

1.1. Приспособление государственного механизма к военным нуждам.

 

Начало войны вынудило правительство к принятию ряда чрезвычайных правовых мер, приспосабливавших государственное  устройство России к военным условиям. Верховным главнокомандующим стал император, при нем в Москве учреждалась  Ставка. Ей подчинялись действующая армия, а также Балтийский и Черноморский флоты. Тыловые военные округа были под началом Военного министерства.

Для урегулирования межведомственного  управления создавались особые совещания.

Война показала слияние  интересов правительств и монополий. В ходе экономического регулирования периода войны аппарат государства сращивался с аппаратом монополий. В руках буржуазии сосредоточивалась все большая материальная сила. Растущий империализм подчинял себе и государственную надстройку. Накануне войны важнейшие отрасли экономики были охвачены монополизацией. Свыше 70% основных капиталов торгово-промышленных предприятий приходились на долю акционерных компаний. Крупнейшие монополии контролировали до 100% продукции. Самодержавие сознавало, что усиление государственно-монополистического капитализма означает разрушение классово-экономической базы его существования. Поэтому государство до известной степени препятствовало формированию государственно-монополистических органов. Их становление в России в период войны носило запоздалый характер.

Государственно-монополистические органы периода войны создавались под влиянием экстремальных условий.

Уже осенью 1914 г. сталелитейные  и судостроительные заводы были поставлены под контроль морского министерства. Совет по руководству заводами включал как их администрацию, так и представителей царской бюрократии. Но самодержавие привлекало буржуазию с большой осторожностью.

До середины 1915 г. царизм опирался на сложившийся аппарат министерств. Одновременно стали создаваться отраслевые комитеты, в состав которых входили и представители буржуазии. Так проходил первый этап сращивания монополистического капитала с государством. Буржуазия делала попытки создания собственных органов, претендующих на экономическое руководство. Самодержавие препятствовало этому, опасаясь, что ситуация выльется в «заговор». Всё же в июле-августе 1914 г. состоялись съезды представителей земских и городских организаций, которые образовали соответственно Земский и Городской союзы. Эти общественные организации буржуазии ставили задачу помощи раненым, беженцам, поставки медикаментов и т.д. Они имели исполнительные органы, губернские, уездные и городские комитеты. Постепенно их функции усложнялись, а деятельность активизировалась. Они получили права юридических лиц, объединяли деятельность мелкой промышленности и сыграли известную роль в объединении буржуазии.

В ходе войны произошло  сближение отдельных звеньев  государственного управления и частнопредпринимательских  структур. Формирование государственно-монополистического капитализма сопровождалось усилением противостояния самодержавия и буржуазии.

1.2. Военные комитеты.

 

Весной 1915 г. отношения  царизма и буржуазии обострились. Используя военные неудачи, развал хозяйства, буржуазия усилила требования о введении в стране конституционной монархии. Царь сместил ряд министров, в том числе — военного, но прецедента отставки кабинета в полном составе добиться не удалось.

Неудовлетворительное  положение в промышленности, перебои  в снабжении вооруженных сил  вынудили самодержавие привлечь к решению этой задачи буржуазию. Создается общероссийская организация - военно-промышленные комитеты. Закон от 27 августа 1915 г. предоставил военно-промышленным комитетам функции помощи правительственным учреждениям в снабжении армии и флота всем необходимым.

Чувствуя свою силу, в конце мая 1915 г. буржуазные и торгово-промышленные круги приступили по собственной инициативе к формированию военно-промышленных комитетов. Они представляли собой общеимперскую организацию крупной и монополистической буржуазии и претендовали на роль главного экономического центра.

Они учреждались для  содействия правительственным учреждениям  в деле снабжения армии продовольствием  и снаряжением. ВПК выступали  как юридическое лицо: могли приобретать  имущество, заключать договоры, вступать в обязательственные отношения. По их инициативе на заводах были «отменены ограничения рабочего дня и использования женского и детского труда на предприятиях, выполнявших военный заказ» [16, с. 180]. Они применяли административные методы управления, подменяли и контролировали деятельность государственных структур, вмешивались в работу предприятий.

Во главе стоял Центральный военно-промышленный комитет в Петрограде, в состав которого входили представители съездов промышленности и торговли, городских дум, иных буржуазных организаций. Вторым по значению был Московский военно-промышленный комитет. К концу 1915 г. действовало 24 областных и 215 местных комитетов. Число их росло. Комитеты получили статус юридического лица, могли вступать в договоры, владеть собственностью, выступать на суде. Специфика правового положения заключалась в том, что они «не могли преследовать коммерческих целей». Но деятельность их была далека от  патриотических  лозунгов, объявленных в момент создания. Комитеты боролись за усиление роли буржуазии, а из всех принятых ими заказов было выполнено не более половины.

Русская буржуазия стремилась превратить Центральный военно-промышленный комитет в центр по руководству  работой всей промышленности, распределению ресурсов, а также размещению военных заказов. Первым председателем Центрального военно-промышленного комитета был Н.С. Авдаков, а затем А.И. Гучков. Центральный военно-промышленный комитет имел развитую структуру - множество отделов: металлургический, механический, рабочий и т.д. В его состав входили 10 представителей от Совета торговли и промышленности, по три представителя от областных военно-промышленных комитетов, по три представителя от Всероссийского земского и городского союзов, пять - от Комитета военно-технической помощи, по два - от городских дум Петрограда и Москвы и Всероссийской сельскохозяйственной палаты [5, с. 74].

Характер этих организаций  проявился в политике по рабочему вопросу, где интересы самодержавия и буржуазии совпадали. Проводилась «гибкая» тактика в отношении рабочих масс, с попыткой использовать влияние оппортунизма, чтобы добиться «союза» с рабочими к обратить их к «исполнению задачи государственной». Поэтому большевики проводили активный бойкот рабочих групп в комитетах.

К лету 1915 г. активность буржуазии усилилась. В июле 1915 г. верхушка земских и городских организаций приняла решение о создании Главного комитета Всероссийского Земского и Городского союзов (Земгор). Цели и правовое положение органов Земгора были аналогичны военно-промышленным комитетам, но роль в политико-экономической деятельности была менее значимой.

Этот союз первоначально  занимался организацией госпиталей и помощью им, поставкой медикаментов, а позднее был допущен к  участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Земгору были предоставлены полномочия полувоенной организации. С ее помощью буржуазия получила доступ к государственным делам [16, с. 179]. Щедро субсидируемый казною Земгор затмил Красный Крест и прочие военно-лечебные учреждения. Центральный военно-промышленный комитет (ЦВПК) распределял  казенные  военные заказы и обеспечивал их сырьем и рабочей силой. В 1915 г. сеть крепко связанных между собою земско-городских и военно-промышленных комитетов покрыла Россию.

Зная тайные помыслы  либералов, министр внутренних дел Н.А. Маклаков еще 18 ноября 1914 г. в «весьма секретной» записке остерег Совет министров от расширения функций земского и городского союзов, требовал губернаторского контроля над ними и их роспуска после войны [4, с. 68]. Консервативная бюрократия с придирчивым недоверием отнеслась к Земгору и военно-промышленным комитетам, строила козни, особенно Артиллерийское ведомство, но либеральное крыло высшей бюрократии склонялось к сотрудничеству и из государственной казны подпитывало Земгор. Великий князь Николай Николаевич принимал руководителей Земгора, ЦВПК и думцев в Ставке, вступался за общественные организации перед Министерством внутренних дел. Метивший в премьеры А.В. Кривошеий доверительно поведал французскому послу М. Палеологу, что у русской монархии есть не только недостатки, но и существенные достоинства. Она скрепляет в «национальное единство» разнородные элементы и способна к эволюции. И если эволюция обретет желаемые черты («более определенное ограничение императорской власти», контроль Думы над государственным управлением, широкая децентрализация ведомств), тогда удастся достичь согласия между общественным мнением и правительством — непременного условия военной победы [10, с. 157].

Активность буржуазии  подстегнула правительство. Летом 1915 г. оно приступило к формированию системы государственно-монополистических органов — Особых совещаний. Их было несколько: по топливу, по продовольствию, по перевозкам.

Помимо Особых совещаний  государственно-монополистическими органами были специальные комитеты и комиссии с участием буржуазии. Степень их влияния на экономическую жизнь была различной.

Государственно-монополистические  органы могли влиять на политику, но политической властью по-прежнему обладали традиционные государственные органы.

1.3. Особые совещания.

 

В отличие от предвоенного периода для обеспечения единства государственного управления в годы первой мировой войны недостаточно было только поддерживать согласованность  в действиях ведомств. Первая мировая  война привела к созданию различных чрезвычайных органов, наделенных весьма широкими полномочиями и находившихся первоначально в целом вне сферы контроля Совета министров. К ним относились органы военно-экономического регулирования, которые были призваны заниматься мобилизацией всех хозяйственных ресурсов страны для удовлетворения потребностей фронта.

По мере того как война  приобретала все более затяжной характер, в России начала складываться система органов военно-экономического регулирования. Колоссальные масштабы столкновения двух противостоявших друг другу блоков империалистических государств обусловили небывалый рост потребностей действующей армии в вооружении и боеприпасах. Для удовлетворения этих потребностей необходимо было мобилизовать весь экономический потенциал страны, перевести народное хозяйство на военные рельсы. Успешное наступление австро-германских войск на Восточном фронте весной и летом 1915 г., вскрывшее вопиющие недостатки в снабжении русской армии всем необходимым, делало данную задачу особенно актуальной. Обычные звенья аппарата власти царизма оказались не в состоянии справиться с ее решением. В результате возникает система чрезвычайных органов военно-экономического регулирования, основу которой составили созданные на основании законов 17 августа 1915 г. четыре Особых совещания — по обороне, перевозкам, продовольствию и топливу. Их глазами стали соответственно министры: главный, путей сообщения, главноуправляющий землеустройством и земледелием (впоследствии министр земледелия) и министр торговли и промышленности. Неспособность самодержавия решать проблемы экономического обеспечения войны без поддержки буржуазии привела к тому, что в работе этих органов помимо чиновников различных ведомств участвовали представители Думы и Государственного совета, Земского и Городского союзов, Центрального военно-промышленного комитета. Создание Особых совещаний было со стороны самодержавия шагом навстречу требованиям буржуазии, которая, выдвинув весной 1915 г. лозунг «мобилизации промышленности», хотела «воспользоваться поражением и растущей революцией, чтобы добиться у испуганной монархии уступок и дележа власти» [12, с. 55].

Совет министров представил Особому совещанию статус высшего государственного учреждения, неподконтрольного кабинету. Никаких форм координации работы Совета министров и Особого совещания не  устанавливалось. «Кабинет, очевидно, опасался, что любые меры в этом направлении будут расценены буржуазией как попытки ущемить права Совещания и вызовут ее противодействие» [14, с. 105]. В результате в тылу возникало своеобразное двоевластие. Сфера управления военной экономикой была отделена от общеполитической, и в каждой из них действовали равные друг другу и слабо связанные между собой органы — соответственно Особое совещание и Совет министров.

Особые совещания наделялись широкими полномочиями по контролю над соответствующими отраслями экономики и распределением военных заказов. На местах интересы Особых совещаний представляли уполномоченные, а также совещания в губерниях. Были организованы — Особое совещание по снабжению армии, Особое совещание по устройству беженцев. Наиболее представительное — Особое совещание для обсуждения мероприятий по обороне — возглавлял военный министр. В обязанности Совещания по обороне входили надзор за деятельностью государственных и частных предприятий, изготовлявших предметы снаряжения армии и флота; содействие появлению новых заводов и т.п. Для координации деятельности всех подразделений было создано Особое совещание министров, под руководством председателя Совета министров.

Информация о работе Кризис законодательной и исполнительной власти в годы Первой мировой войны