Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:08, научная работа
Актуальность исследования. Крестовые походы - военно-религиозные войны христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата. Слово «крестоносец» (лат. crucesignatus) возникает лишь в XIII в. а слово «Крестовый поход» (фр. croisade) - лишь на рубеже Нового времени.
Введение……………………………………………………….......3-5
Исторические предпосылки начала Крестовых походов..............................................................................6-7
Крестовые походы и их феодальный характер……………….....................................................8-12
Восток и Запад в разрезе Крестовых войн……………………………………………………...13-16
1.4 Новое осмысление цивилизационного кризиса..........17-19
Заключение………………………………………………………20-21
Использованная литература…………………………………..22
Подытоживая сказанное выше, крестоносное движение эволюционировалось со временем, превращаясь все более ростовщическо-грабительскую сущность движения, при котором все «доброе старое», постепенно забывалось. На смену старым идеалам приходят другие, образ рыцаря становится величие в обществе и государстве в целом.
1.3 Восток и Запад в разрезе крестовых войн.
Для цивилизаций Востока и Византии рыцари Европы были варварами - франками и норманнами - бесчинства, чинимые ими на Балканах и даже в окрестностях самого Константинополя, заставляли относиться к ним соответственно .. При прохождении через византийские земли к ним была приставлена многочисленная печенежская конница, чтобы не допускать безобразий - варвары должны были конвоировать варваров.
Говоря о Восточных странах, здесь происходит ослабление центральной власти так как, буквально, (1092- 1099 гг) происходит раскол среди сельджуков, это связано в основном в том, что после смерти Низам – ал - Малука и Малик Шаха, сыновья последнего из них- Баркйарук и Мухаммад , увязли в военных долгах и конфликтах... Вследствие этого конфликта, были потрачены все имеющиеся военные ресурсы. Войны были также в глубинках, а точнее в Западном Иране, Ираке, в Восточном Иране и Средней Азии.Сельджукские правители на востоке не имели ни времени, ни оснований для того, чтобы лично озаботиться происходящим в Леванте, и предоставили Иерусалим его собственной участи.
Мусульманские страны
в период до и после крестовых
походов. Разобщенность
Хотя Данишмендиды,
контролировавшие области
Впрочем, это бедствие само по себе должно было сыграть свою роль,помешав Фатимидам принять более активное участие в сражениях Первого Крестового похода и не дав им сохранить контроль над недавно приобретенными Иерусалимом и Палестиной.Великие суннитские историки исламского Средневековья показывают фатимидских правителей Египта в крайне невыгодном свете , так как те начали свое существование в качестве замкнутой эзотерической и экстремистской секты исма'илитского шиизма, а во второй половине XI в стали главными врагами Сельджуков , представлявших себя главными «защитниками суннитского ислама» . Накануне Первого Крестового похода Фатимиды переживали трудные времена. Их «ненормативные» религиозные убеждения, как правило, лишали их возможности заключения союзов с соседними мусульманскими суннитскими властителями Сирии и Палестины. Фактические правители государства Фатимидов, визиры Бадрал-Джамали (ум. в 488/ 1095 г.) и его сын ал-Афдал (ум. в 515/1121 г.), предпочитали властвовать через молодых халифов-марионеток. Великий средневековый мусульманский биограф Ибн Халликан (ум. в 681/1282 г.) полагал, что упадок Фатимидов стал реальностью уже в 466/1074 г.: «Авторитет ал-Мустансира сильно ослаб, а дела империи пришли в беспорядок» [24]. События, происходившие внутри империи Фатимидов, и шаги, предпринимавшиеся ее правителями в отношении Палестины и Сирии, сыграли важную роль в подготовке Первого Крестового похода. Следует отметить, что, к сожалению, деятельность Фатимидов в этот период слишком часто упускалась из виду при изучении Крестовых походов.Успех Саладина в упразднении шиитского халифата Фатимидов в Каире ликвидировал древнюю суннитско- шиитскую вражду между владыками Египта, с одной стороны, и суннитскими правителями Сирии, с другой, — раскол, от которого крестоносцы только выигрывали. Начиная с 1193 г. И позднее крестоносцы гораздо больше внимания уделяли нападениям на Египет, потому что считали, что именно там находится ключ к возвращению Иерусалима. В 1202 г. тот Египет был декларируемой целью Четвертого Крестового похода, во главе которого стояли Бонифаций Монферратский и Балдуин IX Фландрский. Однако во время этого печально известного Крестового похода не произошло ни одного сражения с мусульманами, вместо этого он завершился завоеванием Константинополя в апреле 1204 г. и основанием Латинской империи с центром в Константинополе (1204-1261 гг.).В XIII в. территориальные владения франков достигали своего максимального размера именно в аййубидский период, особенно в 1240-е гг…... Вот тогда стало наиболее очевидным, до какой степени франки являются неотъемлемой частью политической карты Ближнего Востока. Они были одной из «квазитуземных» групп, боровшихся за власть в регионе, и именно так их и рассматривали мусульманские соседи.Франки все еще могли полагаться на Европу в плане обеспечения людьми и снаряжением, но политически они уже были элементом ближневосточной политической мозаики. В аййубидское время франки наслаждались периодом затишья между активными военными кампаниями последних лет правления Саладина и беспощадными операциями по уничтожению крестоносных государств, предпринятыми Мамлюками во второй половине XIII в. Во время этой краткой интермедии франки во многом выглядели просто как одна из воюющих сторон в ближневосточной политике. Мамлюкский султан Бейбарс (ум. в 1277 г.) , правитель , отличавшийся железной волей и беспощадностью, стал главной фигурой этой борьбы, положив начало процессу изгнания франков. После того как он объединил Сирию и Палестину, крестоносцы уже мало что могли ему противопоставить. Бейбарс предпринял три большие кампании против крестоносцев. В 1265-1271 гг. он захватил многие франкские владения, в том числе Антиохию в 1268 г. И Крак де Шевалье в 1271 г. Эти успехи были закреплены последующими мамлюкскими султанами. Султан Калаун(ум. в 1290 г.)захватил Маркаб и Мараклею в 1285 г. и Триполи в 1289 г. Султан ал-Ашраф (ум. в 1293 г.) завоевал или разрушил последние оставшиеся города крестоносцев. Кульминацией его походов стало падение Акры 18 мая 1291 г.,событие, которое принято назвать концом франкского владычества в Леванте, а также уход франков из тех портов, которые еще оставались в их руках, таких как Тир, Сидон и Бейрут.
И так,
подводя итоги политического
строя на Ближнем Востоке,
Обстановка на Западе. Пропаганда и проповеди. Большинство призывов носили официальный статус энциклик, основная форма которых была установлена документом Quantum Praedecessores (1145) при начале второго крестового похода: документ начинался с повествовательной части о том, почему необходим данный крестовый поход, затем следовали призыв принять крест и перечисление привилегий, даруемых крестоносцам.
Можно выделить два типа проповеди крестовых походов. Первый – это проповедь на церковных или государственных собраниях, как это было на Клермонском соборе.
Одновременно с
проповедями, адресованными
Финансирование крестовых
Таким образом, вспоминая слова ас Суллами дамасского законоведа, проповедовавшего в знаменитой мечети Омейадов: «Мусульмане могли винить только себя за то, что обнаружили недостаточную инициативу и сплоченность в войне, и каждый пытался переложить эту обязанность на плечи других». Он не раз чувствовал опасность, исходящую с Запада, и говорил данные слова, дабы укрепить мусульманские общины воедино.
Вопреки арабоцентрическим суждениям исследований Крестовых походов, не возможно, заметить и обратные суждения Крестовых походов. Так и в стороне оправдывавших Крестовые движения стал американский историк Пол Ф. Кроуфорд, который попытался развеять мифы о варваристических отношениях франков по отношению к мусульманскому миру и их блаженной идеей «Освобождения Царства Небесного-Иерусалима».
Профессор Университета Пенсильвании доктор
Пол Ф. Кроуфорд опубликовал статью под
названием "Четыре мифа о крестоносцах",
цель которой — опровергнуть расхожие
"антикатолические мифы" о реалиях
Крестовых походов.Исследователь полемизирует
со статьей, опубликованной в апреле этого
года, и с общепринятым представлением
о Крестовых походах как средстве наживы,
из-за которого были пролиты реки крови.
"Крестовые походы часто представляют
как кровавые исторические события, во
время которых западные распутники, не
имевшие никакой официальной санкции
на ведение военных действий, убивали
и обворовывали миролюбивых мусульман".
Однако Кроуфорд утверждает, что утвердившийся
взгляд на крестоносцев — не более чем
комплекс мифов. И первый миф, который
стремится разоблачить историк, касается
представления о Крестовых походах как
нападении западных христиан на мусульман,
которое не имело официальной санкции.
Кроуфорд предлагает проанализировать
события, предшествовавшие походам. Автор
пишет, что еще в середине VII в. Египет,
Палестина, Сирия, Малая Азия, север Африки,
Испания, Франция, Италия, Сицилия, Сардиния
и Корсика были христианскими территориями.
К 732 году, т.е. спустя сто лет, христиане
потеряли большинство этих территорий,
и "христианские общины Аравии были
полностью разрушены, а христиане, так
же как и евреи, были изгнаны с полуострова".
"Христиане в Персии также жили под
тяжелым давлением. Двумя третями территорий,
которые раньше были христианскими, теперь
управляли мусульмане", — отмечает
Кроуфорд. Распространение ислама проходило
посредством насилия, военных кампаний
против соседей. "Но на этом мусульмане
не остановились. Нападения на христианские
земли регулярно стали случаться уже не
на этих территориях, а в Европе, особенно
в Италии и Франции". Это привело к ответным
действиям против мусульман. Кроуфорд
указывает, что Крестовые походы стали
контратакой христианского Запада против
мусульманских завоевателей. Историк
предлагает: чтобы опровергнуть первый
миф, достаточно задаться вопросом: сколько
раз христиане нападали на Мекку? "Ни
разу!" — отвечает Кроуфорд сам себе.
Второй миф, который стремится опровергнуть
доктор Кроуфорд, касается распространенного
мнения о том, что западные христиане пошли
в Крестовые походы с целью обогащения.
Цитируя историка Фреда Касэля, утверждавшего,
что лишь немногие крестоносцы имели возможность,
находясь в походах, достойно обеспечивать
свои семьи и себя, Кроуфорд пишет, что
за время Крестовых походов обогатились
единицы, и немногие из них смогли вернуться
домой живыми. Как напоминает Пол Кроуфорд,
первые крестоносцы продали столько своих
владений, чтобы профинансировать свое
участие в походах, что произвели инфляцию.
Автор утверждает, что совсем немногие
считали Крестовые походы способом поправить
свое финансовое положение. Третий миф,
о котором идее речь в статье Кроуфорда:
"крестоносцы были циниками, в действительности
не верили ни в Бога, ни в свою собственную
религиозную проповедь. Ими руководили
лишь материальные мотивы". Автор утверждает,
что этот аргумент стал популярен во времена
Вольтера. Историк напоминает, что во время
походов гибло около 75% их участников,
так что настоящие циники непременно подумали
бы: а стоит ли рисковать жизнью? Историк
считает, что главной идеей, которая подвигла
западных христиан на Крестовый поход,
было "желание угодить Богу, искупить
свои грехи". Средневековый западный
человек — носитель религиозного сознания,
о чем часто забывают современные исследователи.
Кроуфорд напоминает, что учение о покаянии,
существовавшее в тогдашней Католической
Церкви, говорило о том, что воину, павшему
за Христа, простятся все грехи. Проповеди
о Крестовых походах, на которые также
ссылается ученый, были переполнены рассказами
о жестоких реалиях походов и многочисленных
смертях. Четвертый миф в статье Кроуфорда
касается утверждения о том, что "крестоносцы
провоцировали мусульман ненавидеть и
убивать восточных христиан". Стремясь
опровергнуть это расхожее мнение, историк
напоминает, что в мусульманской историографии
до конца XIX в. Крестовые походы рассматривались
как военные действия, во время которых
мусульмане нанесли поражение незначительной
группе христиан. Это событие, считавшееся
малозначащим эпизодом, в мусульманской
историографии почти не замечали до 1899
г., когда исламский мир повторно "открыл"
для себя Крестовые походы, ориентируясь
при этом на западные "антикатолические"
источники, утверждает Кроуфорд.
Таким образом, делает вывод историк, средневековые
мусульмане не видели особой разницы между
западными и восточными христианами, а
значит, в своих нападениях на восточных
христиан мусульмане руководствовались
не провокациями крестоносцев, а своими
личными интересами.
С Восточной современной точки зрения: Сейид Кутб, египетский писатель-«фундаменталист» утверждает, что под Крестовыми походами следует понимать все христианские атаки на ислам с момента его появления. Он относит к Крестовым походам даже христианское военное сопротивление первым мусульманским завоевателям в Сирии и Палестине в VII в. В Крестовые походы включается борьба христиан с мусульманами в средневековой Испании точно так же, как и недавние гонения на мусульман уже в XX столетии в некоторых частях Африки: Занзибаре, Эфиопии, Кении и Южном Судане. Война христианства против ислама может вестись во имя «земли, экономики, политики, военных баз... чего угодно», но ее секретная цель заключена в доктрине: сионистский интернационал и интернациональный Крестовый поход — в дополнение к международному коммунизму».
Сейид
Кутб описывает Крестовые
Таким образом в арабском же мире Крестовые походы смотрят сквозь призму антиимпериализма, а мусульманский ответ на агрессию в XII и XIII вв. сейчас там воспринимается как образец современной арабской и мусульманской борьбы за независимость против колониальной агрессии Запада, прежде всего Израиля и США.
Информация о работе Крестовые походы: "История и Современность"