Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:08, научная работа
Актуальность исследования. Крестовые походы - военно-религиозные войны христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата. Слово «крестоносец» (лат. crucesignatus) возникает лишь в XIII в. а слово «Крестовый поход» (фр. croisade) - лишь на рубеже Нового времени.
Введение……………………………………………………….......3-5
Исторические предпосылки начала Крестовых походов..............................................................................6-7
Крестовые походы и их феодальный характер……………….....................................................8-12
Восток и Запад в разрезе Крестовых войн……………………………………………………...13-16
1.4 Новое осмысление цивилизационного кризиса..........17-19
Заключение………………………………………………………20-21
Использованная литература…………………………………..22
План
Введение……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Использованная литература…………………………………..22
Актуальность исследования. Крестовые походы - военно-религиозные войны христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата. Слово «крестоносец» (лат. crucesignatus) возникает лишь в XIII в. а слово «Крестовый поход» (фр. croisade) - лишь на рубеже Нового времени.
Крестовые походы можно рассматривать как одну из важнейших стадий борьбы между Западом и Востоком, которая имеет предысторию еще в древности, и имеет некоторое продолжение по сей день. Крестовые походы не были случайны: они были неизбежны, как обусловленная духом времени форма соприкосновения двух различных миров, не разделенных естественными преградами. Результаты этого соприкосновения оказались чрезвычайно важными для Европы в истории европейской цивилизации. Столкновение обоих миров стало неизбежным, тем более что как христианство, так и ислам одинаково боролись за доминирование в тогдашнем мире. Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьезной опасностью европейской христианской цивилизации, которые были остановлены с усилиями франков.
Исследователи до сих пор спорят, чем являлись походы западноевропейцев на Восток для человечества — еще одной страницей кровавой экспансией порабощения или цивилизаторской миссией. Проблематика данной темы заключается в подаче знаний с двух сторон, при которой две цивилизации пытаются политизировать историю. На сегодняшний день военные действия США, НАТО в Ираке, Афганистане и Ближнем Востоке создало негативный отголосок в мусульманском мире, которые были восприняты как новое проявление крестовых походов, а в ответ на это в западной прессе складывается свое виденье к Восточным странам, как «исламский фундаментализм». Все это заставляет историков и обществоведов, подойти к данной проблематики с точки зрения мира, а не войны. Поэтому данная тема является актуальной, что позволяет разобраться в конфронтации Запада и Востока. На наш взгляд, научно-методологической ошибкой противоборствующего виденья является то, что стороны подходят к данной проблематике с категорической позиции - «или- или» тогда как объективность требует отказаться от этого принципа, так как оно не приводит к общему знаменателю. Поэтому мы сознательно выбираем принцип «и- и», которая по нашему мнению исключает субъективистское виденье.
Актуальность исследования вызвано еще и тем, что в отечественной исторической науке данная проблематика до сих пор не была предметом специального исследования. Поэтому объективное рассматривание одной из центральных событий средневековья как Крестовые походы и ее последствия над дальнейшей развития цивилизованного мира становятся настоятельной потребностью отечественных историков, поэтому целью исследования является систематизация и осмысление событий прошлого с позиций достижения новейшей исторической науки, строго руководствуясь цивилизационным подходом к истории, которая отвечает требованием мира и безопасности человечества.
Предмет исследования: Традиционные и альтернативные взгляды историков на Крестовые походы.
Степень изученности. Главные сведенья о Крестовых походах 1096—1270 гг. содержится в современных им западноевропейских хрониках и в хрониках авторов Франкского Востока XII—XIII вв, таких как Раймунд Ажильский, Вильгельм Тирский, Фульхерий Шартрский, Альберт Ахенский, Эккехард Аурийский, Оттон Фрейзингенский, Никита Хониат, Жоффруа де Виллардуэн и мн. др. Эти произведения и доныне являются важнейшим источником при изучении войн рыцарства в Восточном Средиземноморье, ведшихся под религиозными знаменами.
Среди этих произведений
хроника «Завоевание
Более популярна переведенная на русский язык «Kitab al-It'ibar» («Книга назидания») Усама ибн-Мункыза[ 2], которая дает нам возможность составить представление о взаимоотношениях христиан и мусульман как на поле боя, так и вне его.
«Алексиада» принадлежит перу византийской принцессы Анны. Ее монография - первоклассный исторический источник, единственное произведение, в котором полно излагается история Византии конца 11- нач. 12 вв [3]. Византийский автор хорошо осведомлен о событиях, связанных с движением крестоносцев по Малой Азии в 1096-97 гг., поэтому исследование содержит фактические сведения, отсутствующие в других источниках.
Фундамент научного анализа истории крестоносного движения был заложен историками Франции, Германии и Англии (вторая половина XIX века - 1914 г.). Запад располагает обширной историографией, многое из которой до сих пор не переведено на русский язык. Среди наиболее известных - монументальное французское исследование «Recueil des Historiens des Croisades» (16-томный сборник «Истории Крестовых походов»), наиболее полное на сегодняшний день исследование на эту тему – 6-томное американское «History of the Crusades».
Еще одним автором, чье произведение рассматривает взаимоотношения мусульман и крестоносцев, является монография К. Хилленбранд [4]. В предисловии к книге К. Хилленбранд профессор-арабист Ясир Сулейман (Эдинбургский университет) замечает: «Автор ставил перед собой задачу преодолеть односторонность взглядов на Крестовые походы, присущую европейской науке».
А.А. Васильева «История Византийской империи» было издано в 1923г., а второе полное издание было написано уже в эмиграции [5]. Вполне может быть, что именно это повлияло на его объективность. Например, он рассматривает 4 Крестовый поход и как духовный порыв крестоносцев, и как погоню за наживой. Но все - же автор отмечает преобладание материальных интересов над духовно-религиозными мотивами. Васильев очень красочно описывает Крестовый поход, но в то же время весьма скрупулезно отражает факты и события.
Из советских ученых – медиевистов выделяется книга О. А. Добиаш-Рождественской.[ 6]. Перу этой ученой принадлежат и другие труды, посвященные истории паломнических путешествий в Иерусалим эпохи Крестовых походов, а также Ричарду Львиное Сердце.
Крупнейшим современным специалистом по истории крестоносного движения в России является д.и.н. С.И. Лучицкая. Ее докторская диссертация и монография «Образ Другого» посвящены образу мусульман в хрониках крестоносцев [7]. Рассматривается христианский воображаемый универсум изнутри, автор исходит из представлений об исламе, присущих самим хронистам, а для этого исследует взаимодействие различных традиций (исторической, литературной и визуальной) в формировании представлений о мусульманах, выявляя динамику эволюции образа ислама в эпоху крестовых походов.
1.1 Исторические предпосылки крестовых войн.
Одной из предпосылок Крестовых походов обьясняется с развитием западноевропейского типа феодализма, которое вступило в новую стадию в своем развитии. Так как в Европе сформировалась огромный общественный пласт профессиональных воинов-рыцарей, которые, при отсутствии общего противника, обращали свое агрессивное внимание друг на друга. Становление феодального строя создавало в рыцарском классе большое количество лиц, не находивших на родине приложения своим силам и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее.
Так же тяжелые, социально-экономические условия увлекали в Крестовые походы множество людей из низших слоев общества. Ф.И.Успенский так описывает участников Первого похода: «Большинство участвовавших в этих событиях были люди, которые не возвышались до политических целей и соображений и действовали только под влиянием фанатического чувства; насилия и убийства, совершенные ими в тех странах, через которые они проходили, стремясь к своей цели – в Венгрии, Болгарии и Константинополе, казались им вполне благочестивыми подвигами, непосредственно относившимися к делу»[ 8.129].
Религиозная окраска похода была подготовлена противостоянием востока и запада – христианства и ислама, поводом послужило бедственное положение христианской империи – Византии. Разрушительные последствия походов для культур востока были предопределены жаждой наживы участников похода. Осуществляя Крестовый поход, церковь имела возможность опереться на военную силу рыцарства.
В грамотах, содержащих пожалования в пользу церкви накануне Первого Крестового похода встречаются описания потустороннего мира и Страшного суда. Апокалипсические страхи, чувство греховности, страх смерти и ада, жажда спасения и покаяния были в высшей степени характерны для настроений мирян конца XI в. В этом контексте становится понятной привлекательность обещанного Первым Крестовым походом отпущения грехов. Призыв церкви упал на подготовленную почву, и Крестовый поход дал возможность направить рыцарскую вольницу на Восток для борьбы против врагов Христа. На Клермонском соборе (ноябрь 1095 г.) два этих мотива - необходимость помочь Византии и оскорбление христианских святынь, а тем самым необходимость освобождения Иерусалима - приводились Урбаном II в пользу Крестового похода. Однако помимо этих явных мотивов существовали еще мотивы скрытые: экономические (захват новых земель) и политические (борьба за власть).
Традиционный взгляд историков на то, что происходило между 1096 и 1270 годами под названием «Croisade», расценивает происходящее как попытку распространить огнем и мечом христианскую религию на весь мир, завоевав для себя при этом новые территории. Непосредственные причины возникновения Крестового похода связаны с той ситуацией, в которой оказалась Византия после вторжения в конце XI в. в ее малоазийские владения турок-сельджуков. Византийский император Алексей Комнин прямо просил помощи против турок. Рассчитывающая на помощь Запада, Византия занимала важное место в программе церковной реформы, предусматривавшей создание универсальной теократии и распространение власти римских пап на византийскую церковь. Папа Урбан II пытался претворить эту идею в жизнь под видом помощи Византии против «неверных».
Между тем с противоположной стороны не было никакой религиозной нетерпимости. Согласно исламскому вероучению, христиане, наряду с иудеями, являются «людьми писания», то есть, представителями религиозных общин, которым божественное Писание было ниспослано раньше, чем мусульманам. По мнению мусульман, христиане и иудеи со временем исказили божественные тексты и заветы Аллаха, однако, в случае праведного поведения в земной жизни, любой из «людей писания» имеет шансы на спасение в день Страшного Суда [9].
К Х веку во всей Европе распространялись апокалипсические ожидания скорого конца света. Ждали Божьей кары за грехи, раздавались призывы проповедников покаянием, посещением Святой Земли и особым религиозным подвигом достичь спасения. Религиозная экзальтация населения усилила крайние проявления аскетизма, отшельничества. Благочестивые паломничества в Иерусалим становились массовым явлением.
Паломничества, или пилигримства, т. е. благочестивые странствования, получили столь широкое распространение, что это отразилось и на всей системе духовных ценностей феодального общества, в первую очередь на представлениях о святости, имевших большое значение в феодальной идеологии.
Словом, странствование в Святую землю превращалось в канон житийного повествования, в его неотъемлемый и едва ли не центральный эпизод. Собственно говоря, именно такое странствование и знаменовало окончательное «обращение» обыкновенного человека в святого. Паломничество как бы выступало кульминационным пунктом восхождения к вершинам такой жизни, которая целиком посвящена потусторонним заботам. Оно сделалось наиболее важным признаком того, что человек разорвал с суетным миром, стало символом приобщения к безгрешности и «чистоте», наверняка обеспечивавшим небесное спасение.
Наличие экономических мотивов следует напрямую из речи папы Урбана II, который утверждал, что земля на Западе «богатствами необильна и едва дает хлеб своим обрабатывателям», [10] намекая на захват восточных земель. Измученные бедствиями недавних лет — неурожаями, бескормицей и падежом скота, растущими требованиями сеньоров, крестьяне втайне надеялись на то, что прибытие папы во Францию улучшит их положение». Говоря о торговых делах, то Венеция всегда поощряла крестоносцев, идущих в поход на восток через Византию, дабы ослабить или еще лучше разрушить ее как давнего конкурента Средиземноморья, успешно проводившего столетиями торговые операции.
Таким образом, крестовые походы имели экономические, политические, личностные, религиозные и как выражаясь современной терминологией, геополитические причины. По большей части предпосылкой к Крестовым походам послужили религиозные убеждения церковных и влиятельных группировок на местное население, пользуясь их простодушностью и отчасти невевежественном взглядом на мусульманский Восток. Так начинаются блудливые и льстивые речи папства в народе христиан.
Информация о работе Крестовые походы: "История и Современность"