Крестовые походы: "История и Современность"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:08, научная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Крестовые походы - военно-религиозные войны христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата. Слово «крестоносец» (лат. crucesignatus) возникает лишь в XIII в. а слово «Крестовый поход» (фр. croisade) - лишь на рубеже Нового времени.

Оглавление

Введение……………………………………………………….......3-5

Исторические предпосылки начала Крестовых походов..............................................................................6-7



Крестовые походы и их феодальный характер……………….....................................................8-12



Восток и Запад в разрезе Крестовых войн……………………………………………………...13-16


1.4 Новое осмысление цивилизационного кризиса..........17-19


Заключение………………………………………………………20-21



Использованная литература…………………………………..22

Файлы: 1 файл

Научная работа.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

                                    План

 

Введение……………………………………………………….......3-5

 

    1. Исторические предпосылки начала Крестовых походов..............................................................................6-7

 

 

 

    1. Крестовые походы и их феодальный характер……………….....................................................8-12

 

 

 

    1. Восток и Запад в разрезе Крестовых войн……………………………………………………...13-16

   

        

         1.4 Новое осмысление цивилизационного кризиса..........17-19

 

    

Заключение………………………………………………………20-21

 

 

    

Использованная  литература…………………………………..22

                                           

                                                Введение

Актуальность  исследования. Крестовые походы - военно-религиозные войны христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата. Слово «крестоносец» (лат. crucesignatus) возникает лишь в XIII в. а слово «Крестовый поход» (фр. croisade) - лишь на рубеже Нового времени.

Крестовые походы можно рассматривать  как одну из важнейших стадий борьбы между Западом и Востоком, которая имеет предысторию еще в древности, и имеет некоторое продолжение по сей день. Крестовые походы не были случайны: они были неизбежны, как обусловленная духом времени форма соприкосновения двух различных миров, не разделенных естественными преградами. Результаты этого соприкосновения оказались чрезвычайно важными для Европы в истории европейской цивилизации. Столкновение обоих миров стало неизбежным, тем более что как христианство, так и ислам одинаково боролись за доминирование в тогдашнем мире. Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьезной опасностью европейской христианской цивилизации, которые были остановлены с усилиями франков.

Исследователи до сих  пор спорят, чем являлись походы западноевропейцев на Восток для  человечества — еще одной страницей кровавой экспансией порабощения или цивилизаторской миссией.  Проблематика данной темы заключается в подаче знаний с двух сторон, при которой две цивилизации пытаются политизировать историю. На сегодняшний день военные действия США, НАТО в Ираке, Афганистане и Ближнем Востоке создало негативный отголосок в мусульманском мире, которые были восприняты как новое проявление крестовых походов, а в ответ на это в западной прессе складывается свое виденье к Восточным странам, как «исламский фундаментализм». Все это заставляет историков и обществоведов, подойти к данной проблематики с точки зрения мира, а не войны. Поэтому данная тема является актуальной, что позволяет разобраться в конфронтации  Запада и Востока. На наш взгляд, научно-методологической ошибкой противоборствующего виденья является то, что стороны подходят к данной проблематике с категорической позиции - «или- или» тогда как объективность требует отказаться от этого принципа, так как оно не приводит к общему знаменателю. Поэтому мы сознательно выбираем принцип «и- и», которая по нашему мнению исключает субъективистское виденье.

Актуальность исследования вызвано еще и тем, что в  отечественной исторической науке  данная проблематика до сих пор не была предметом специального исследования. Поэтому  объективное рассматривание одной из центральных событий средневековья  как  Крестовые походы и ее последствия над дальнейшей развития цивилизованного мира становятся настоятельной потребностью отечественных историков, поэтому целью исследования является систематизация и осмысление событий прошлого с позиций достижения новейшей исторической науки, строго  руководствуясь цивилизационным подходом к истории, которая отвечает требованием мира и безопасности человечества.

Предмет исследования: Традиционные и альтернативные взгляды историков на Крестовые походы.

         Степень изученности. Главные сведенья о Крестовых походах 1096—1270 гг. содержится в современных им западноевропейских хрониках и в хрониках авторов Франкского Востока XII—XIII вв, таких как Раймунд Ажильский, Вильгельм Тирский, Фульхерий Шартрский, Альберт Ахенский, Эккехард Аурийский, Оттон Фрейзингенский, Никита Хониат, Жоффруа де Виллардуэн и мн. др. Эти произведения и доныне являются важнейшим источником при изучении войн рыцарства в Восточном Средиземноморье, ведшихся под религиозными знаменами.

Среди этих произведений хроника «Завоевание Константинополя» Робера де Клари, созданная в начале 13 века, принадлежит к числу первостепенной важности источников по истории захвата  Константинополя рыцарями-крестоносцами в 1203-1204 годах [1]. Хотя автор стремился придерживаться исторической канвы в изложении хода событий, но, будучи простым французским рыцарем, Робер де Клари не знал скрытой, закулисной стороны похода и лишь понаслышке был осведомлен о его предыстории. Памятники, подобные запискам Робера де Клари, важны для современных исследователей с точки зрения более общей проблемы менталитета средневекового западноевропейского общества, нравов и быта рыцарского сословия. Историки восточных стран останавливались на тех или иных эпизодах Крестовых походов, общественно-политической жизни Франкского Востока, его взаимоотношений с арабскими, тюркскими, армянскими государствами и Византией лишь в рамках описывавшейся ими и интересовавшей их в первую очередь собственно восточной истории, истории своих народов.

Более популярна переведенная на русский язык «Kitab al-It'ibar» («Книга назидания») Усама ибн-Мункыза[ 2], которая дает нам возможность составить представление о взаимоотношениях христиан и мусульман как на поле боя, так и вне его.

 «Алексиада» принадлежит перу византийской принцессы Анны. Ее монография - первоклассный исторический источник, единственное произведение, в котором полно излагается история Византии конца 11- нач. 12 вв [3]. Византийский автор хорошо осведомлен о событиях, связанных с движением крестоносцев по Малой Азии в 1096-97 гг., поэтому исследование содержит фактические сведения, отсутствующие в других источниках.

Фундамент научного анализа истории крестоносного движения был заложен историками Франции, Германии и Англии (вторая половина XIX века - 1914 г.). Запад располагает обширной историографией, многое из которой до сих пор не переведено на русский язык. Среди наиболее известных - монументальное французское исследование «Recueil des Historiens des Croisades» (16-томный сборник «Истории Крестовых походов»), наиболее полное на сегодняшний день исследование на эту тему – 6-томное американское «History of the Crusades».

Еще одним автором, чье  произведение рассматривает взаимоотношения  мусульман и крестоносцев, является монография К. Хилленбранд [4]. В предисловии к книге К. Хилленбранд профессор-арабист Ясир Сулейман (Эдинбургский университет) замечает: «Автор ставил перед собой задачу преодолеть односторонность взглядов на Крестовые походы, присущую европейской науке».

А.А. Васильева «История Византийской империи» было издано в 1923г., а второе полное издание было написано уже в эмиграции [5]. Вполне может быть, что именно это повлияло на его объективность. Например, он рассматривает 4 Крестовый поход и как духовный порыв крестоносцев, и как погоню за наживой. Но все - же автор отмечает преобладание материальных интересов над духовно-религиозными мотивами. Васильев очень красочно описывает Крестовый поход, но в то же время весьма скрупулезно отражает факты и события.

Из советских ученых – медиевистов выделяется книга О. А. Добиаш-Рождественской.[ 6]. Перу этой ученой принадлежат и другие труды, посвященные истории паломнических путешествий в Иерусалим эпохи Крестовых походов, а также Ричарду Львиное Сердце.

Крупнейшим современным  специалистом по истории крестоносного  движения в России является д.и.н. С.И. Лучицкая. Ее докторская диссертация  и монография «Образ Другого» посвящены  образу мусульман в хрониках крестоносцев [7]. Рассматривается христианский воображаемый универсум изнутри, автор исходит из представлений об исламе, присущих самим хронистам, а для этого исследует взаимодействие различных традиций (исторической, литературной и визуальной) в формировании представлений о мусульманах, выявляя динамику эволюции образа ислама в эпоху крестовых походов.

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

                  1.1 Исторические предпосылки крестовых войн.

 

Одной из предпосылок  Крестовых походов обьясняется с развитием западноевропейского типа феодализма, которое вступило в новую стадию в своем развитии. Так как в Европе сформировалась огромный общественный пласт профессиональных воинов-рыцарей, которые, при отсутствии общего противника, обращали свое агрессивное внимание друг на друга. Становление феодального строя создавало в рыцарском классе большое количество лиц, не находивших на родине приложения своим силам и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее.

Так же тяжелые, социально-экономические условия увлекали в Крестовые походы множество людей из низших слоев общества. Ф.И.Успенский так описывает участников Первого похода: «Большинство участвовавших в этих событиях были люди, которые не возвышались до политических целей и соображений и действовали только под влиянием фанатического чувства; насилия и убийства, совершенные ими в тех странах, через которые они проходили, стремясь к своей цели – в Венгрии, Болгарии и Константинополе, казались им вполне благочестивыми подвигами, непосредственно относившимися к делу»[ 8.129].

Религиозная окраска  похода была подготовлена противостоянием  востока и запада – христианства и ислама, поводом послужило бедственное положение христианской империи – Византии. Разрушительные последствия походов для культур востока были предопределены жаждой наживы участников похода. Осуществляя Крестовый поход, церковь имела возможность опереться на военную силу рыцарства.

В грамотах, содержащих пожалования  в пользу церкви накануне Первого  Крестового похода встречаются описания потустороннего мира и Страшного суда. Апокалипсические страхи, чувство греховности, страх смерти и ада, жажда спасения и покаяния были в высшей степени характерны для настроений мирян конца XI в. В этом контексте становится понятной привлекательность обещанного Первым Крестовым походом отпущения грехов. Призыв церкви упал на подготовленную почву, и Крестовый поход дал возможность направить рыцарскую вольницу на Восток для борьбы против врагов Христа. На Клермонском соборе (ноябрь 1095 г.) два этих мотива - необходимость помочь Византии и оскорбление христианских святынь, а тем самым необходимость освобождения Иерусалима - приводились Урбаном II в пользу Крестового похода. Однако помимо этих явных мотивов существовали еще мотивы скрытые: экономические (захват новых земель) и политические (борьба за власть).

   Традиционный взгляд историков на то, что происходило между 1096 и 1270 годами под названием «Croisade», расценивает происходящее как попытку распространить огнем и мечом христианскую религию на весь мир, завоевав для себя при этом новые территории. Непосредственные причины возникновения Крестового похода связаны с той ситуацией, в которой оказалась Византия после вторжения в конце XI в. в ее малоазийские владения турок-сельджуков. Византийский император Алексей Комнин прямо просил помощи против турок. Рассчитывающая на помощь Запада, Византия занимала важное место в программе церковной реформы, предусматривавшей создание универсальной теократии и распространение власти римских пап на византийскую церковь. Папа Урбан II пытался претворить эту идею в жизнь под видом помощи Византии против «неверных».

Между тем с противоположной  стороны не было никакой религиозной  нетерпимости. Согласно исламскому вероучению, христиане, наряду с иудеями, являются «людьми писания», то есть, представителями религиозных общин, которым божественное Писание было ниспослано раньше, чем мусульманам. По мнению мусульман, христиане и иудеи со временем исказили божественные тексты и заветы Аллаха, однако, в случае праведного поведения в земной жизни, любой из «людей писания» имеет шансы на спасение в день Страшного Суда [9].

К Х веку во всей Европе распространялись апокалипсические ожидания скорого конца света. Ждали Божьей кары за грехи, раздавались призывы проповедников покаянием, посещением Святой Земли и особым религиозным подвигом достичь спасения. Религиозная экзальтация населения усилила крайние проявления аскетизма, отшельничества. Благочестивые паломничества в Иерусалим становились массовым явлением.

Паломничества, или пилигримства, т. е. благочестивые странствования, получили столь широкое распространение, что это отразилось и на всей системе духовных ценностей феодального общества, в первую очередь на представлениях о святости, имевших большое значение в феодальной идеологии.

Словом, странствование в Святую землю превращалось в канон житийного повествования, в его неотъемлемый и едва ли не центральный эпизод. Собственно говоря, именно такое странствование и знаменовало окончательное «обращение» обыкновенного человека в святого. Паломничество как бы выступало кульминационным пунктом восхождения к вершинам такой жизни, которая целиком посвящена потусторонним заботам. Оно сделалось наиболее важным признаком того, что человек разорвал с суетным миром, стало символом приобщения к безгрешности и «чистоте», наверняка обеспечивавшим небесное спасение.

Наличие экономических мотивов  следует напрямую из речи папы Урбана II, который утверждал, что земля  на Западе «богатствами необильна и  едва дает хлеб своим обрабатывателям», [10] намекая на захват восточных земель. Измученные бедствиями недавних лет — неурожаями, бескормицей и падежом скота, растущими требованиями сеньоров, крестьяне втайне надеялись на то, что прибытие папы во Францию улучшит их положение». Говоря о торговых делах, то Венеция всегда поощряла крестоносцев, идущих в поход на восток через Византию, дабы ослабить или еще лучше разрушить ее как  давнего конкурента Средиземноморья, успешно проводившего столетиями торговые операции.

           Таким образом, крестовые походы имели экономические, политические, личностные, религиозные и как выражаясь современной терминологией, геополитические причины. По большей части предпосылкой к Крестовым походам послужили религиозные убеждения церковных и влиятельных группировок на местное население, пользуясь их простодушностью и отчасти невевежественном взглядом на мусульманский Восток. Так начинаются блудливые и льстивые речи папства в народе христиан.

Информация о работе Крестовые походы: "История и Современность"