Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:38, реферат
С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население ряда других городов Киевской Руси.
Восприявший первые начатки Христовой веры от своей бабки, но заглушивший их разгулом страстей в юности, Владимир, потрясенный до глубины души мученической смертью бояр-варягов Феодора и Иоанна, решает изменить свой образ жизни. После тщательного обследования вопроса о вере — жизнь Владимира была тесно связана с его убеждениями — Владимир делает выбор. Будучи целостным и прямолинейным по природе, он не останавливается на полдороге и принимает то, что было наилучшим. Он просвещается светом Православия и, крестившись, делается ревностным исполнителем Христовых заповедей. Своим примером и призывами он увлекает за собой своих подданных. Разительна перемена во Владимире, ставшем из сладострастного и безудержного в своих страстях юноши святым мужем.
Но не менее разительная перемена произошла и с крестившейся Русью. Крещение Киева, а за ним остальной Руси открывает новую жизнь для восточных славян и делается исходным пунктом их славной истории.
Разъединенные славянские племена, составлявшие державу Владимира, с принятием христианства почувствовали свое единство. Сознание единства особенно усиливалось тем, что в церковном отношении вся Русь в течение нескольких столетий составляла одну митрополию, несмотря на последовавшее разделение Руси на уделы.
Церковь оказала величайшее
влияние на объединение Руси в
одно государство. Не только славянские,
но и другие племена, жившие в Восточной
Европе, с распространением среди
них Православия сливались
Это не значит, что сразу все сделались совершенными, что зло исчезло из души каждого, и его не было больше на Руси. Нет, оно, было, продолжало борьбу с добром в каждом человеке. Но движущей силой русского народа было Православие, которое охватило все стороны жизни личной, общественной и государственной. Духом евангельским проникалась жизнь семейная, общественная; воззрения складывались под влиянием церковных правил, а законы государственные согласовались с канонами. Общим направлением жизни русского народа было искание правды Божией.
Стремлением осуществить правду Божию, было проникнуто и законодательство, и осуществление правосудия и государственных мероприятий. Тем же стремлением к служению Богу отличается и умственная и духовная жизнь русского народа. Все почти стороны культурной жизни его получают свое начало от жизни церковной и развиваются под влиянием Церкви.
Русская книжность и русское искусство начались в монастырях и настолько были проникнуты христианским духом, что от влияния его не могли вполне освободиться даже те писатели позднейших времен, которые ставили себе в задачу борьбу с церковным учением. Сами верховные правители Руси — великие князья и цари Всероссийские — сознавали свою ответственность пред Царем царствующих и на себя смотрели как на слуг Божиих, таковыми же они были и в очах их подданных. Посему русские цари были не царями «по воле народной», а царями «Божией Милостью».
Свята Русь по множеству угодников, воссиявших в земле Русской. Начиная от сыновей святого Владимира — благоверных князей Бориса и Глеба, первых прославившихся чудесами на Руси,— и от самого крестителя Руси святого Владимира со своей бабкой Ольгой, бесчисленный сонм святых жил и прославлялся святостью и чудесами в земле Русской.
От Крещения Руси и до наших дней не было, кажется, ни одного часа, чтобы в земле Русской не жил где-либо святой, после кончины своей сделавшийся небесным предстателем за землю Русскую. Всякая страна в России, почти каждый значительный город имели свои святыни. Духовными же центрами ее были монастыри, влиявшие и на веси, и на грады.
Всякое место, всякое наречие освятились служением Богу. История России, полная дивных доказательств Промышления Божиего о ней, есть история Божиего строительства, новая священная история. Воздействие на исторические события России ее святых мужей настолько велико, что нельзя отделить историю Русской державы от истории Церкви. Церковностью были созданы уклад и быт русского народа. Даже внешняя политика России во многом была выражением ее духовного облика. [11]
Заключение
«Крещение Руси» это одна из тем школьной программы, но учась в школе, мы часто не обращаем внимание на столь важные и интересные темы. Вот и я, как и многие, не помнила всех подробностей Крещения Руси. Поэтому я и выбрала эту тему. Изучив ее, я вынесла для себя много интересного, определила ход событий, связанных с крещением Руси, так же вывела причины и значение принятия Русью христианства. Главной задачей для себя я поставила – формирование чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, и надеюсь у прочитавших мой реферат возникнет это чувство.
Так же я считаю, что справилась с поставленной целью, я подробно охарактеризовала деятельность князя Владимира Святославовича.
Заканчивая свою работу, я могу подвести итог, что введение христианства на Руси дало большой толчок для большего развития культуры. Изменились все стороны жизни древнерусского общества. Потребовалось большое количество священнослужителей, а значит, нужны школы, нужны богослужебные книги - значит, необходимо создать условия для работы писцов, подготовить этих людей. Массовая подготовка их приводит к распространению грамотности. Для украшения церквей (а их к концу правления Владимира было только в одном Киеве несколько сот) нужны иконы, мозаики, нужны мастера каменного зодчества. Все это свидетельствует о развитии древнерусского искусства и ремесла.
Христианство требует соблюдения большого количества постов, нужна растительная пища, поэтому развивается быстрыми темпами огородничество.
Русских людей стали волновать и проблемы более высокого порядка, можно сказать, философские, правда, облечены они были в богословскую форму. Своеобразными научными центрами стали монастыри, которые появились на Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром. Здесь пишутся летописи, создаются произведения, имеющие важное богословское и политическое значение.
Итак, можно сказать, что христианизация Руси была огромным прогрессивным переворотом во всех областях жизни древнерусского общества.
Список литературы
1. Интернет ресурс: http://krotov.info/. Дата: 28.10.2010 г.
2. Платонов С.Ф. Учебник
русской истории. ООО
3. Сухов А.Д. Введение
христианства на Руси/Ин-т
4. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей: В 2 кн. Кн 1 / А.О. Ишимова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 460 с. – с. 23-26
5. Кондахсазова Д.Р.
Школьная энциклопедия «
6. Белов О.А. Как была крещена Русь. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 320с.: ил. - с.10-13, 131.
7. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Изд-во Эскмо, 2002. – 1024 с., илл. - с. 72-81.
8. Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина Е.Н. Словарь Русской истории. – Нижний Новгород: «Два богатыря» и «Братья Славяне», 1997. - 640с. – с.293-295
9. Интернет ресурс: http:// ru.wikipedia.org. Дата: 28.10.2010 г.
10. Интернет ресурс: http://www.mgarsky-monastery.
11. Интернет ресурс: http://www.glinskie.ru. Дата: 06.12.2010 г.
Приложение
Хронологическая таблица событий упомянутых в тексте
866 г. |
Поход Аскольда на Константинополь. Первое (Аскольдово) крещение Руси. |
957 г. |
Тайное принятие христианства княгиней Ольгой. |
986 г. |
Посольство к Владимиру мусульман из Восточной Булгарии, иудеев из Хазарии и христиан из Рима и Византии с пропагандой своих вероучений. |
987 г. |
«Испытание вер» Владимиром. |
988-989 г. |
Поход Владимира на Херсон. Тайное крещение Владимира. Женитьба Владимира Святославовича на царевне Анне |
989-996 г. |
Постройка Десятинной церкви и церкви Преображения в Василеве |
990 г. 1 августа сентябрь |
Крещение киевлян Направление миссионеров в Новгород, крещение Новгорода |
Развернуть реферат
Похожие рефераты: