Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:38, реферат

Краткое описание

С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население ряда других городов Киевской Руси.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Восприявший первые начатки  Христовой веры от своей бабки, но заглушивший их разгулом страстей в  юности, Владимир, потрясенный до глубины  души мученической смертью бояр-варягов  Феодора и Иоанна, решает изменить свой образ жизни. После тщательного обследования вопроса о вере — жизнь Владимира была тесно связана с его убеждениями — Владимир делает выбор. Будучи целостным и прямолинейным по природе, он не останавливается на полдороге и принимает то, что было наилучшим. Он просвещается светом Православия и, крестившись, делается ревностным исполнителем Христовых заповедей. Своим примером и призывами он увлекает за собой своих подданных. Разительна перемена во Владимире, ставшем из сладострастного и безудержного в своих страстях юноши святым мужем.

Но не менее разительная  перемена произошла и с крестившейся Русью. Крещение Киева, а за ним остальной  Руси открывает новую жизнь для  восточных славян и делается исходным пунктом их славной истории.

Разъединенные славянские племена, составлявшие державу Владимира, с принятием христианства почувствовали свое единство. Сознание единства особенно усиливалось тем, что в церковном отношении вся Русь в течение нескольких столетий составляла одну митрополию, несмотря на последовавшее разделение Руси на уделы.

Церковь оказала величайшее влияние на объединение Руси в  одно государство. Не только славянские, но и другие племена, жившие в Восточной  Европе, с распространением среди  них Православия сливались воедино  с русским народом. Умиротворяюще воздействуя во время междоусобий, Церковь в то же время внушала сознание, что русский народ есть, един и посему должен составлять во всем одно целое. Под сенью святой Православной Церкви сложилась Русь, укрепилась и выросла в великое государство, занимавшее одну шестую часть вселенной. Русский народ, не по принуждению, а добровольно принявший христианство, стремился с первых же годов после Крещения воплотить евангельское учение в свою жизнь. Крещение переродило и внутренне изменило прежде грубых сердцем людей. Сохранив свои старые добрые качества, они освобождаются от имевшихся вместе с ними дурных свойств. Борьба между добром и злом произошла не только в душе Владимира, а во всем народе в целом, и произошел перелом в сторону добра. Русский народ после Крещения был уже не тем, чем был до Крещения. Он был поистине новый народ, «новые люди».

Это не значит, что сразу  все сделались совершенными, что  зло исчезло из души каждого, и  его не было больше на Руси. Нет, оно, было, продолжало борьбу с добром в каждом человеке. Но движущей силой русского народа было Православие, которое охватило все стороны жизни личной, общественной и государственной. Духом евангельским проникалась жизнь семейная, общественная; воззрения складывались под влиянием церковных правил, а законы государственные согласовались с канонами. Общим направлением жизни русского народа было искание правды Божией.

Стремлением осуществить  правду Божию, было проникнуто и законодательство, и осуществление правосудия и  государственных мероприятий. Тем же стремлением к служению Богу отличается и умственная и духовная жизнь русского народа. Все почти стороны культурной жизни его получают свое начало от жизни церковной и развиваются под влиянием Церкви.

Русская книжность и  русское искусство начались в монастырях и настолько были проникнуты христианским духом, что от влияния его не могли вполне освободиться даже те писатели позднейших времен, которые ставили себе в задачу борьбу с церковным учением. Сами верховные правители Руси — великие князья и цари Всероссийские — сознавали свою ответственность пред Царем царствующих и на себя смотрели как на слуг Божиих, таковыми же они были и в очах их подданных. Посему русские цари были не царями «по воле народной», а царями «Божией Милостью».

Свята Русь по множеству угодников, воссиявших в земле Русской. Начиная от сыновей святого Владимира — благоверных князей Бориса и Глеба, первых прославившихся чудесами на Руси,— и от самого крестителя Руси святого Владимира со своей бабкой Ольгой, бесчисленный сонм святых жил и прославлялся святостью и чудесами в земле Русской.

От Крещения Руси и  до наших дней не было, кажется, ни одного часа, чтобы в земле Русской  не жил где-либо святой, после кончины  своей сделавшийся небесным предстателем за землю Русскую. Всякая страна в России, почти каждый значительный город имели свои святыни. Духовными же центрами ее были монастыри, влиявшие и на веси, и на грады.

Всякое место, всякое наречие освятились служением Богу. История России, полная дивных доказательств  Промышления Божиего о ней, есть история Божиего строительства, новая священная история. Воздействие на исторические события России ее святых мужей настолько велико, что нельзя отделить историю Русской державы от истории Церкви. Церковностью были созданы уклад и быт русского народа. Даже внешняя политика России во многом была выражением ее духовного облика. [11]

Заключение

«Крещение Руси» это  одна из тем школьной программы, но учась в школе, мы часто не обращаем внимание на столь важные и интересные темы. Вот и я, как и многие, не помнила всех подробностей Крещения Руси. Поэтому я и выбрала эту тему. Изучив ее, я вынесла для себя много интересного, определила ход событий, связанных с крещением Руси, так же вывела причины и значение принятия Русью христианства. Главной задачей для себя я поставила – формирование чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, и надеюсь у прочитавших мой реферат возникнет это чувство.

Так же я считаю, что  справилась с поставленной целью, я  подробно охарактеризовала деятельность князя Владимира Святославовича.

Заканчивая свою работу, я могу подвести итог, что введение христианства на Руси дало большой  толчок для большего развития культуры. Изменились все стороны жизни  древнерусского общества. Потребовалось  большое количество священнослужителей, а значит, нужны школы, нужны богослужебные книги - значит, необходимо создать условия для работы писцов, подготовить этих людей. Массовая подготовка их приводит к распространению грамотности. Для украшения церквей (а их к концу правления Владимира было только в одном Киеве несколько сот) нужны иконы, мозаики, нужны мастера каменного зодчества. Все это свидетельствует о развитии древнерусского искусства и ремесла.

Христианство требует  соблюдения большого количества постов, нужна растительная пища, поэтому развивается быстрыми темпами огородничество.

Русских людей стали  волновать и проблемы более высокого порядка, можно сказать, философские, правда, облечены они были в богословскую форму. Своеобразными научными центрами стали монастыри, которые появились на Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром. Здесь пишутся летописи, создаются произведения, имеющие важное богословское и политическое значение.

Итак, можно сказать, что  христианизация Руси была огромным прогрессивным  переворотом во всех областях жизни древнерусского общества.

Список литературы

1. Интернет ресурс: http://krotov.info/. Дата: 28.10.2010 г.

2. Платонов С.Ф. Учебник  русской истории. ООО корпорация  «Фолиум Норд», 1994. – с.26-28

3. Сухов А.Д. Введение  христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987. – с. 104-120

4. Ишимова А.О. История  России в рассказах для детей:  В 2 кн. Кн 1 / А.О. Ишимова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. –  460 с. – с. 23-26

5. Кондахсазова Д.Р.  Школьная энциклопедия «Руссика».  История России 9-17 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС образование, 2003. – 784 с., ил. – с.327-330

6. Белов О.А. Как  была крещена Русь. – 2-е изд.  – М.: Политиздат, 1989. – 320с.: ил. - с.10-13, 131.

7. Карамзин Н.М. История  государства Российского. – М.: Изд-во Эскмо, 2002. – 1024 с., илл. - с. 72-81.

8. Бенедиктов Н.А., Бенедиктова  Н.Е., Базурина Е.Н. Словарь Русской  истории. – Нижний Новгород: «Два  богатыря» и «Братья Славяне», 1997. - 640с. – с.293-295

9. Интернет ресурс: http:// ru.wikipedia.org. Дата: 28.10.2010 г.

10. Интернет ресурс: http://www.mgarsky-monastery.org. Дата: 06.12.2010 г.

11. Интернет ресурс: http://www.glinskie.ru. Дата: 06.12.2010 г.

Приложение 

Хронологическая таблица событий упомянутых в  тексте

866 г.

Поход Аскольда на Константинополь. Первое (Аскольдово) крещение Руси.

957 г.

Тайное принятие христианства княгиней Ольгой.

986 г.

Посольство к Владимиру  мусульман из Восточной Булгарии, иудеев из Хазарии и христиан из Рима и Византии с пропагандой  своих вероучений.

987 г.

«Испытание вер» Владимиром.

988-989 г.

Поход Владимира на Херсон.

Тайное крещение Владимира.

Женитьба Владимира  Святославовича на царевне Анне

989-996 г.

Постройка Десятинной церкви и церкви Преображения в Василеве

990 г.

1 августа

сентябрь

Крещение киевлян

Направление миссионеров  в Новгород, крещение Новгорода


Развернуть реферат

Похожие рефераты:


Информация о работе Крещение Руси