Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:23, реферат
Рассматривая правительственный курс АлександраIII (1881 - 1894), следует иметь в виду,что он вошел в историю как период «контрреформ».Традиционно его внутриполитический курс принято оценивать как консервативный.
Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия.
Введение
Личность Александра III
Новая политика императора Александра III
4.Контрреформы АлександраIII
4.1 Образование
4.2 Печать
4.3 Суд
4.4 Крестьянство
4.5 Земская и городская контрреформы
Заключение
Список используемой литературы
произвела на страну ошеломляющее впечатление. Александр II стал не только
царем - освободителем, но и царём – мучеником. Воспоминания о цареубийстве
предопределили отношение к революционным и либеральным силам не только со
стороны власть имущих, но и большей части просвещенного общества,
настроенного на необходимость «наведения порядка».
Продолжать начатый отцом курс будущий император был не расположен уже
при восшествии на престол, хотя на второй день после гибели отца, собрав
высшие чины и свиту, сказал: «Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться
следовать отцу моему и закончить дело, начатое им. Если бы Всевышний и не
судил мне ту же участь, как ему, то, надеюся, вы будете моему сыну также
верны, как моему отцу».
В депешах, отправленных 4 марта русским послам при иностранных дворах,
было сказано, что «государь император посвятит себя прежде всего делу
внутреннего государственного развития, тесно связанному с успехами
гражданственности и вопросами экономическими и социальными, составляющими
нынче предмет особых забот всех правительств».
В обществе о новом государе сложилось представление как о человеке
либеральных взглядов, не чуждом и конституционных идей. Это поддерживало
надежды на продолжение и развитие тех начинаний, с которыми Александр II
вернулся в последний год царствования. Однако этим надеждам не суждено было
осуществиться.
Первые шаги Александра III на троне были крайне осторожными. Новый
самодержец как бы выжидал и оценивал расстановку сил в правительственных
верхах. Заседание Совета министров 8 и 21 марта с участием великих князей,
посвященное обсуждению проектов Лорис-Меликова продемонстрировало заметное
преобладание сторонников
осознавая ту опасность для своей единоличной власти, которая исходила от
замыслов конституционных
В первые месяцы царствования Александр III проводил политику
лавирования между двумя противостоящими политическими группировками –
«либеральной» и «охранительной» (возглавляли их соответственно М.Т.Лорис-
Меликов, А.А.Абаза, Д.А.Милютин - с одной стороны, К.П.Победоносцев - с
другой) – Александр III склонился в пользу последней. Уже в марте был
«похоронен» конституционный проект министра внутренних дел М.Т.Лорис-
Меликова, предполагавший введение общероссийского представительного органа.
(Александр II дал согласие рассмотреть проект за несколько часов до своей
трагической гибели.)
Характерна резолюция Александра III на проекте Конституции: “Слава
богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь
этот фантастический проект был отвергнут”1. Новый царь питал отвращение ко
всяким сколько-нибудь прогрессивным движениям века. Поэтому суть внутренней
политики Александра III содержала постепенный возврат к старому: укрепление
сословного строя и
В опубликованном 29 апреля 1881 г. царском манифесте, составленном
К.П.Победоносцевым, заявлялось о решимости «стать бодро на дело правления,
с верою в силу и истину самодержавной власти», которую император призван
«утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений»
Формулировались основные принципы внешней и внутренней политики: сохранять
порядок и крепкую власть, соблюдать справедливость и экономию, возвратится
к исконно русским началам и повсеместно обеспечивать исконно русские
интересы. С конституционными мечтаниями было покончено. В России повеяло
холодом.
Из писем К.П.Победоносцева Александру III: «В нынешнее смутное время у
всех добрых людей душа в крайнем смущении, в болезни…Душа у всех объята
страхом, - боятся больше всего именно этого коренного зла, конституции…,
которой русская душа не понимает… Это гибулль России и Ваша; это ясно для
меня как день… Время тажкое, я не успокоюсь, покуда здесь ещё остаются и
граф Лорис-Меликов, и Абаза, и великий князь Константин Николаевич. Дай
Бог, чтобы они ушли и разъехались как можно скорее[1]»
На следующий день после опубликования манифеста в знак протеста начали
подавать в отставку министры-либералы прежнего царствования – М.Т. Лорис-
Меликов, военный министр Д. А. Милютин, министр финансов А. А. Абоза.
Вскоре Александр III в письме к брату Владимиру сформулировал свое
политическое кредо: “Я никогда не допущу ограничения самодержавной власти,
которую нахожу нужной и полезной для России”
Первые мероприятия правительства Александра III подтвердили решимость
властей твёрдо проводить провозглашённый “охранительный» курс: 14 августа
1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственной
безопасности и общественного спокойствия». Теперь в любой губернии
разрешалось вводить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и
искоренения крамолы». Любого её жителя могли подвергнуть аресту, сослать
без суда на пять лет, предать военному суду. Но так как шкалы чрезвычайных
ситуаций не существовало, то в губерниях начался беспредел. Увеличиваются
штаты отдельного корпуса жандармов, создаются новые охранные отделения, а в
1882 г. – секретная полиция. Губернаторы получили право закрывать органы
печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения;
приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как
«временное», сроком на три года, это
«Положение» постоянно
действовало вплоть до
1917 г.
В условиях
развивающегося капитализма
наиболее консервативных кругов дворянства, сохранял помещичий уклад жизни.
Однако в области
ростом капиталистических
смертью отца, стремился всякими способами ограничивать влияние
революционных группировок в стране.
Основными направлениями
деятельности нового
“искоренение крамолы” и успокоение общественности. Особая роль в укреплении
и охранении режима отводилось Департаменту полиции, деятельность которого
приобрела невиданный размах после назначения на пост его директора В.К.
Плеве, а затем И.Н. Друнова. В 1882 г. политический розыск в России
возглавил подполковник Отдельного корпуса жандармов Г.П. Судейкин. Этот
умный, предприимчивый и честолюбивый чиновник тщательно изучил опыт работы
тайной полиции европейских стран. На посту инспектора секретной полиции и
начальника Петербургского охранного отделения он создал в России
продуманную систему политического сыска, основанную на провокаторской
деятельности, шпионаже и шантаже.
Помимо официальных полицейских органов в марте 1881 г. возникла
своеобразная тайная общественная организация для защиты императора и борьбы
с революционным террором – “Священная дружина”. Она была создана с ведома
Александра III и объединяла более 700 представителей высшей знати, сановной
бюрократии, генералов и др. Среди них были братья царя, министр двора И. В.
Воронцов-Дашков, граф П. А. Шувалов, С. Ю. Витте. При помощи собственной
агентуры, а также шпионажа и провокаций “Дружина” пыталась дезорганизовать
действия революционных
непрофессиональная
к концу 1881 г. Александр III осознав
опасность этого “
карательного органа, подрывавшего авторитет власти и ее монополию на
репрессии, велел распустить “Священную дружину”.
Всю намеченную программу контрреформ царизму провести не удалось. Оно
не могло не считаться с реальным положением дел в деревне, с развитием
новых капиталистических отношений в экономике. Так, в 1881 г. был утвержден
закон об обязательном выкупе временнообязанных крестьян, значительно
понижены выкупные платежи, отменялась подушная подать. Под влиянием роста
рабочего движения в 1881 г. правительство издает закон по рабочему вопросу.
Экономическая политика имела буржуазный характер.
Рассмотрим теперь подробнее наиболее крупные контрреформы:
ЗЕМСТВО
В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало
возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и
независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних
была сведена на нет ещё на исходе XVII в.
По новому «Положению
о губернских и уездных
г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать
большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%).
Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю
того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений)
понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще
потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из
среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими
обществами участвовать в
Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило
земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это
перечёркивало главную идею земства – независимость от органов
государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления.
Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность
участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима)
людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге
сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих
мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому
земству («земле», «люду») – противостояние, уходящее в самую глубь
российской истории.
ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и
земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами
государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных
полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный
ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число
избирателей в Москве, например, сократилось в три раза.
Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и
управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской
администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать
официально избранного городского голову – председателя городской думы.
Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское
самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной
службы.
СУД
Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных от
власти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительных
изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако
в судопроизводстве по политическим
делам гласность
публикации отчётов о
присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против
должностных лиц.
Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые
судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между
крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они
только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе.
Мировые судьи
заменялись земскими
которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным
цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение
согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные
вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную
администрацию.
ОБРАЗОВАНИЕ
Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства,
рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские
университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый
университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован
университетский суд, запрещены любые студенческие объединения.
Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в
должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь