Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:06, реферат
Рассматривая правительственный курс Александра III (1881 - 1894), следует иметь в виду, что он вошел в историю как период «контрреформ». Традиционно его внутриполитический курс принято оценивать как консервативный.
Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия.
В реферате я намерена раскрыть личность императора, обозначить его политический курс, задачи, а также практическую реализацию поставленных целей.
Ведение 2
Личность Александра III 3
Контрреформы Александра III 4
Крестьянский вопрос 4
Цензура и просвещение 5
Суд 6
Местное самоуправление 7
Национальная политика 8
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Содержание
Ведение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Император
Александр III, получив
Россию при стечении
самых неблагоприятных
политических конъюнктур,
высоко поднял международный
престиж России без
пролития капли русской
крови.
Сергей Витте
Рассматривая правительственный курс Александра III (1881 - 1894), следует иметь в виду, что он вошел в историю как период «контрреформ». Традиционно его внутриполитический курс принято оценивать как консервативный.
Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия.
В
реферате я намерена раскрыть личность
императора, обозначить его политический
курс, задачи, а также практическую
реализацию поставленных целей.
Александр III (26 февраля 1845, Санкт-Петербург — 20 октября 1894, Ливадия, Крым), российский император (с 1881 г.), второй сын великого князя Александра Николаевича (впоследствии — император Александр II) и великой княгини (впоследствии — императрицы) Марии Александровны.
Не
будучи по рождению наследником престола,
Александр Александрович
В
1866 г. Александр Александрович
Александр
Александрович состоял наказным
атаманом всех казачьих войск, занимал
ряд военных должностей (до командующего
войсками Петербургского военного округа
и Гвардейского корпуса). С 1868 г. —
член Государственного совета и Комитета
министров. В русско-турецкой войне
1877—1878 гг. командовал Рущукским отрядом
в Болгарии. После войны участвовал
вместе с Победоносцевым в создании
Добровольного флота —
Черты
характера и образ жизни
Отличаясь
сильной волей, Александр III в то
же время обладал ограниченным и
прямолинейным умом. В реформах своего
отца, Александра II, он видел прежде
всего негативные аспекты — рост
правительственной бюрократии, тяжелое
материальное положение народа, подражание
западным образцам. Он испытывал стойкую
неприязнь к либерализму и
интеллигенции. Эти взгляды подкреплялись
впечатлениями от быта и нравов высших
сфер. Политический идеал Александра III
опирался на представления о патриархально-отеческом
самодержавном правлении, насаждении
в обществе религиозных ценностей, укреплении
сословной структуры, национально-самобытном
общественном развитии.
Одним из главных направлений в политике самодержавия при Александре III были контрреформы – крестьянская, земская, городская, судебная, образовательная, печатная. Смысл их заключался в «исправлении» реформ Александра II, то есть представлял собой попытку повернуть Россию вспять, к дореформенному бытию, опираясь при этом на дворянские верхи против народных масс. Разбор отдельных мероприятий контрреформ мы начнём не в хронологическом порядке, а по степени важности.
Отмена
крепостного права стала
12 мая 1889 года вышло в свет "Положение
о земских участковых
начальниках", согласно которому в каждом
уезде жизнью крестьян стали руководить
4-5 земских начальников.
Порядок назначения. Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов, губернских предводителей дворянства и местных дворян - землевладельцев. Ценз: земский начальник должен иметь 200 десятин земли или другую недвижимость на 7500 руб., высшее образование, 3-летний стаж работы мировым посредником либо мировым судьёй либо в губернском по крестьянским делам присутствии (в крайних случаях допускается снижение цензов).
Полномочия
земских начальников включали: надзор
и контроль за деятельностью волостных
и сельских крестьянских учреждений, всестороннюю
опеку податного населения на своём участке.
Они получили право подвергать телесным
наказаниям, аресту до 3 суток, штрафу до
6 рублей любое лицо из податных сословий,
отстранять от должности крестьянских
выборных, отменять решение схода, предлагать
своё решение. Волостные суды стали назначаются
самим земским начальником из выбранных
обществами кандидатов. Любое постановление
волостного суда земский начальник мог
отменить, самих судей - отстранить от
должности, арестовать, оштрафовать. Решения
земского начальника подлежали обжалованию
лишь в уездном съезде мировых начальников,
соединявший в себе судебную власть (взамен
упразднённых мировых судей) с исполнительной
(взамен уездного по крестьянским делам
присутствия). Нетрудно догадаться, что
на деле земские начальники действовали
совершенно произвольно, со взятками и
кулачными расправами. Левые откликнулись
на появление новой должности как на возрождение
крепостного права.
Первой из либеральных свобод пострадала свобода слова. В 1882 году появились "Временные правила о печати", усилившие полномочия властей по отношению к периодике (например, редакторов обязали по требованию властей раскрывать псевдонимы авторов). А в 1883-84 годах вся более-менее либеральная периодика была просто закрыта.
Недолго продержалась и автономия университетов. Она пала в 1884 году с принятием нового университетского устава, составленного самим Катковым. Ранее выборные должности (от профессора до ректора) стали назначаемыми, причём обязательным условием являлась политическая благонадёжность претендента. Сразу же получил отставку ряд либеральных профессоров. Список преподавателей стал утверждаться по новому уставу министром народного просвещения с учётом рекомендаций попечителя учебного округа. Тот же попечитель получил право (и обязанность) следить за поведением студентов. В следующем, 1885 году, студентов обязали носить форменную одежду (в самом законе объяснялось, что эта мера есть "существенное средство надзора за студентами" - их легко можно будет отличить в толпе).
Отношение
к образованию Александра III вполне
характеризуется пометой, оставленной
на одном из губернаторских отчётов.
Напротив упоминания о том, что в
Тобольской губернии очень низка
грамотность, император написал: "И
слава богу!". Это "слава богу!"
проявилось и в среднем образовании. В
1887 году вышел "указ
о кухаркиных детях", запретивший
принимать в гимназии "детей кучеров,
лакеев, прачек, мелких лавочников и других
тому подобных людей". Одновременно
реальные училища превратились в технические
школы, доступ даже в технические вузы
из которых был закрыт совершенно.
Одной из существеннейших контрреформ в судебной области стало упразднение мировых судей, уже упоминавшееся в связи с появлением земских начальников.
В
отношении коронных судов контрреформы
выразились, во-первых, в сокращения
гласности судопроизводства (министр
юстиции получил право
Земство.
В 1890 году появилось новое "Положение
о губернских и уездных земских учреждениях".
Попятное движение произошло в двух направлениях.
Первым стало укрепление
преобладания дворян
в земствах. По землевладельческой курии
стали баллотироваться только дворяне,
ценз для которых уменьшили в 2 раза, а
число мест - увеличили. Крестьяне стали
выбирать не гласных, а лишь кандидатов
в гласные, из которого губернатор отбирал
наиболее благонадёжных. Для городской
курии увеличился имущественный ценз,
что сократило число избирателей примерно
вдвое.
Второе направление контрреформы - уменьшение
прав земств. Губернатор получил право
ставить на обсуждение земств любой вопрос
отменять любое их решение, причём не только
в случае его противоречия закону, но и
в случае недостаточной, по его мнению,
целесообразности этого постановления.
Города. Двумя годами позже, в 1892 году, прошла и городская контрреформа. Она тоже коснулась выборов и полномочий. Повысился имущественный ценз, что сократило число избирателей в несколько раз. Усилилась зависимость от губернатора: в случае двукратного отклонения губернатором избранных гласных он сам мог назначить их; равным образом, при двукратной неявке кворума думы губернатор получал право утвердить предложение управы без обсуждения гласными. Постановления думы стали проверяться не только на законность, но и на соответстиве государственной пользе.
2.5. Национальная
политика
Контрреформы пошли и в направлении национальной политики. Прежде всего они коснулись евреев, с XVIII века имевших право жить только в пределах черты осёдлости. Черта эта включала ряд юго-западных губерний, где численность евреев была особенно значительной. Но в 1882 году даже в пределах "черты" вне городов и местечек им запретили селиться, приобретать и арендовать недвижимость. Впрочем, исключение из правила о черте осёдлости существовало - за её пределами получали право жить евреи, занимающиеся крупной торговлей либо имеющие высшие образование (или получающие его). Для сокращения последней группы в 1887 году и вышел указ о так называемой "процентной норме" - норме приёма евреев в вузы (не более 5 % студентов).
Ряд
консервативных мер коснулся Финляндии
и Польши, располагавших прежде существенной
автономией. В целом эту можно
политику можно описать понятием
"русификация": русский язык стал
обязательным в польских и финских
школах и делопроизводстве, национальную
валюту заменили русским рублём, упразднено
было войско финское.