Конституционные проекты декабристов ("Русская Правда" П. Пестеля и Конституция Н. Муравьева)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Анализ тех социально-экономических, политико-правовых преобразований, которые декабристы собирались провести в сфере государственного устройства, управления, административно-территориального деления, решения национального и аграрного вопросов, а также изменений правового статуса личности в российской империи (отмена сословного деления, признание конституционных прав граждан и так далее) на основании двух самых выдающихся манифестов декабристского движения – «Русской Правде» П. Пестеля и Конституции Н. Муравьева.

Оглавление

Введение
1. Формирование мировоззрения декабристов
2. Конституционные проекты декабристов
2.1«Русская Правда» П.И. Пестеля
2.2 Конституция Никиты Муравьева
3. Сравнительный анализ конституционных проектов
3.1 Крепостное право
3.2 Самодержавие и форма правления
3.3. Свободы, права, обязанности и гражданское состояние жителей России
3.4. Национальная политика
3.5. Административно-территориальное устройство
3.6. Центральные органы власти
3.7. Местные органы власти
3.8. Судебная власть и правоохранительные органы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

мой.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

  Согласно  противоположной монархически-федеративной концепции Никиты Муравьёва система органов государственной власти должна была выглядеть так. Здесь власть организовывалась на принципе разделения властей. Согласно Конституции, высшим законодательным органом в федерации являлось двухпалатное Народное Вече, состоявшее из Верховной Думы (верхней палаты) и Палаты народных представителей (нижней палаты). В Верховную Думу избиралось по три депутата от каждой державы и по два депутата от области, то есть всего 42 человека. В Палату народных представителей избиралось по одному депутату от 50 тысяч жителей мужского пола (по расчету Муравьева – 450 депутатов на 22630000 жителей мужского пола. Народному Вече предоставлялось право принятия новых законов, объявления войны и заключения мира, других договоров с иностранными государствами, принятия решения о предания государственных чиновников суду. Депутаты обладали неприкосновенностью: взять под стражу и предать суду депутата можно было лишь с согласия той палаты, членом которой он являлся, но ни в коем случае не во время заседания палаты или по пути в город, где проходили заседания законодательного органа, или же во время возвращения оттуда. Депутаты пользовались полной свободой выражения своего мнения. В период службы в палатах депутаты получали денежное вознаграждение, им оплачивались и транспортные расходы. Исполнительная власть принадлежала императору и министерствам. Полномочия императора были подробно описаны выше, поэтому несколько слов о министерствах. Всего Муравьёв предполагал 4 министерства в России: финансов, сухопутных и морских сил и иностранных дел. Их основной функцией было дополнительная помощь императору в управлении страной. Таким образом, к компетенции органов центральной власти Муравьёв относил внешнеполитические отношения, армию и ведение войны, а также исполнение общегосударственного бюджета и сбор налогов.

3.7. Местные органы власти

  Организации власти на местном уровне во многом повторяла таковую на общегосударственном. Так по Конституции организация законодательной власти в державах аналогична центральной. Она вручалась двухпалатному Державному Вече, состоявшему из Державной Думы и Палаты Выборных. В Палату Выборных избирался один депутат от 10 тысяч жителей мужского пола в державе, таким образом, количество депутатов колебалось от 15 до 350 человек. Численность депутатов Державной Думы составляла 1/3 от числа депутатов Палаты Выборных, то есть от 5 до 115 человек. Депутаты в обе палаты Державного Вече избирались сроком на четыре года, при этом каждый год заменялась четверть. Державное Вече также обладало исключительным правом законодательной инициативы в пределах своей державы, с тем условием, чтобы утверждаемые законы и постановления не будут противоречить законам, принятым в Народном Вече. Исполнительная власть в державе вручалась державному Правителю, его Наместнику и Совету. В уезде распорядительная и исполнительная власть вручались избираемому на год тысяцкому. Под его руководством созывалось собрание избирателей, которые выбирали депутатов в Державное и Народное Вече; он обеспечивал нормальное ведение судопроизводства в уезде, приводил в исполнение решения уездного суда, составлял списки избирателей, подбирал себе двух или трех помощников, назначал писарей и прочих мелких чиновников своей канцелярии. В волости - первичной административной единицы - главой являлся избираемый всеми жителями государства на сходе волостной старейшина. Волостные старейшины помимо своих административных обязанностей по управлению волостями должны были собирать сведения о гражданах, имевших движимую и недвижимую собственность, для включения их в списки избирателей и представляли эти списки уездному тысяцкому, которому непосредственно и подчинялись23.

  В свою очередь по «Русской Правде»  местное самоуправление строилось следующим образом. По проекту предлагалось, что распорядительную власть на местах будут осуществлять окружные, уездные и волостные наместные собрания, а исполнительную - окружные уездные и волостные правления. Главами окружных и уездных наместных собраний должны были стать выборные посадники, а главой волостного собрания - волостной предводитель. Компетенция волостных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчёты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии - волостных, уездных и земских правлений, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних, и вообще занимались всеми делами местного значения, “до волости и уезда касающимся”24. Местные органы власти согласно ”Русской Правде”, избирались сроком на один год. Выборы были прямыми и производятся наЗемских Народных Собраниях. Краткий срок полномочий местных выборных органов власти (за исключением “блюстительной”) рассматривался Пестелем как гарантия против узурпации власти.

3.8. Судебная власть и правоохранительные органы

  Логичным  следствием преобразований становилось  формирование в стране новой судебной системы, которая становилась не аппаратом репрессий, а гарантией  защиты прав и законных интересов  граждан. И Конституция, и «Русская Правда» отводят под данный вопрос значительное количество текста, что говорит об исключительной важности подобных положений.

  По  «Русской Правде» судебно-процессуальная система строилась на строгом  соблюдении законности, а также всеобщем равенстве перед судом. Взятие под стражу и лишение свободы могло производиться только уполномоченным органом – полицейским ведомством – и только на основании «законных правил». Обязательным в таком случае было наличие письменного предписания об аресте, а если кто-либо был пойман с поличным, то такое предписание предъявлялось в течение 24 часов, в противном случае задержанный освобождался. Арестованные содержались в так называемых «стражных домах», находившихся на содержании правительства. Любое злоупотребление тюремным начальством своими полномочиями сурово наказывались. Содержавшийся под стражей мог принимать любых посетителей, а отказ в посещении применялся только в крайних случаях с обязательной письменной мотивировкой. Находящийся в заключении мог быть также выдан на поруки. Основными принципами работы суда были законность, осуществление правосудия только судом; создание каких-либо чрезвычайных судебных органов не допускалось; закон не имел обратной силы; смертная казнь отменялась25.

  В Конституции положения более разработаны и представляют собой целостную систему. Здесь появляются такие принципы как выборность и несменяемость судей всех уровней, состязательность сторон, гласность судопроизводства впервые учреждаются институты присяжных, адвокатов, «блюстителей» - прокуроров. Всякое уголовное дело разбиралось с присяжными, и их вердикт считался окончательным. Низшим звеном судебной системы по Муравьёву становился «совестный судья» на уровне волости. Он разрешал дела по мелким гражданским и имущественным проступкам. Затем следовало «уездное судилище», в чью компетенцию входили гражданские и уголовные дела. Кассационной инстанцией по отношению к нижестоящим судам становилось «областное судилище» из 5-7 судей, в зависимости от числа губерний в округе. Наконец верховным судебным органом было «Верховное судилище», рассматривавшее дела о правонарушениях высших государственных чиновников, а также разрешавшее международные споры. Стоить отметить, что основным моментом во всей этой системе для Муравьёва была защита личности. Так подозреваемый в совершении преступления мог быть задержан только официальными властями и в строго установленном законом порядке, и в течение 24 часов ему предоставлялось письменное уведомление. Домовой обыск требовал специального разрешения властей. Подозреваемые в совершении преступлений содержались отдельно от уже осуждённых, а совершившие мелкие проступки – от «преступников и злодеев»26.

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Итак, мы рассмотрели два конституционных проекта двух декабристов "Русскую правду" П.И.Пестеля и Конституцию Н.М.Муравьева. Эти конституционные проекты во многих статьях полностью противоположны. Если Конституция Никиты Муравьева сохраняла монархию (хотя и преобразовывая ее в конституционную), то "Русская правда не признавала никакого другого строя, кроме республики; если Никите Муравьеву будущая Россия представлялась государством федеративным, то Пестель в своем конституционном проекте приводит ни одного доказательство нерациональности подобного устройства для России; если по конституции Никиты Муравьева крестьяне освобождались без земли, то Пестель такого освобождения просто не допускал; Никита Муравьев вводил ряд цензов на избирательное право - имущественный, образовательный, ценз оседлости, Пестель никаких цензов, кроме, разумеется, возрастного, не вводил.

  Однако по общему смыслу и цели своего создания оба проекта были очень схожи. Уничтожение крепостного права и самодержавия, ведение представительного правления, уничтожение сословий, введение всеобщего избирательного права - это основные сходства и цели декабристов, сформулированные в конституционных проектах. Конечно, в той форме, в которой их предполагали воплотить в жизнь декабристы, они осуществимы не были.

  Сами декабристы называли свое восстание революцией, в результате которой в случае победы они хотели осуществить свои замыслы. Но ведь революция - естественный процесс в развитие любого государства, которая совершается если ни по инициативе, то при непосредственном участии народных масс и только в результате революции возможно такое резкое реформирование общества. Что же мы видим у декабристов? Небольшая, по сравнению с населением России, группа людей решила, что необходимо реформирование государственной жизни. Могло ли у них что-нибудь получиться? Конечно нет, ни при каких обстоятельствах. Вообще декабризм - уникальное явление, которое могло возникнуть только в России ввиду своеобразия ее исторического развития. Декабристы были типичными для России реформаторами.

  О том, что декабризм был не исторически объективным общественным движением, просто желанием умных, благородных и энергичных людей, видевших всю извращенность российского развития, как-то поменять ситуацию к лучшему , говорит и тот факт, что декабристы считали отмену крепостного права не социально-политической, а моральной необходимостью.Однако нельзя не отметить, что конституционные проекты декабристов - это решительные и радикальные законы, ставшие известными сравнительно широкому кругу людей, это своеобразные планы продвижения вперед отсталой самодержавно-крепостнической России, планы очень смелые, хотя во многом утопичные...

 

Список использованной литературы:

1. Гессен А. Во глубине сибирских руд… М., 1965

2. Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционное движение в 19в. – М.:Наука, 1985

3. Йосифова Б. Декабристы. М., 1983

4. Нечкина М.В. Декабристы. М., 1976

5. Нечкина М. В. Восстание декабристов. Документы. Том 7. – М.:Государственное издательство политической литературы, 1958

6. Павленко Н.И., Кобрин В.Б.,Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1989

7. Русская Правда //Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М.,1974

8. Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России. – М.: Книга,  1989

Информация о работе Конституционные проекты декабристов ("Русская Правда" П. Пестеля и Конституция Н. Муравьева)