Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа
Анализ тех социально-экономических, политико-правовых преобразований, которые декабристы собирались провести в сфере государственного устройства, управления, административно-территориального деления, решения национального и аграрного вопросов, а также изменений правового статуса личности в российской империи (отмена сословного деления, признание конституционных прав граждан и так далее) на основании двух самых выдающихся манифестов декабристского движения – «Русской Правде» П. Пестеля и Конституции Н. Муравьева.
Введение
1. Формирование мировоззрения декабристов
2. Конституционные проекты декабристов
2.1«Русская Правда» П.И. Пестеля
2.2 Конституция Никиты Муравьева
3. Сравнительный анализ конституционных проектов
3.1 Крепостное право
3.2 Самодержавие и форма правления
3.3. Свободы, права, обязанности и гражданское состояние жителей России
3.4. Национальная политика
3.5. Административно-территориальное устройство
3.6. Центральные органы власти
3.7. Местные органы власти
3.8. Судебная власть и правоохранительные органы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Согласно
противоположной монархически-
Организации власти на местном уровне во многом повторяла таковую на общегосударственном. Так по Конституции организация законодательной власти в державах аналогична центральной. Она вручалась двухпалатному Державному Вече, состоявшему из Державной Думы и Палаты Выборных. В Палату Выборных избирался один депутат от 10 тысяч жителей мужского пола в державе, таким образом, количество депутатов колебалось от 15 до 350 человек. Численность депутатов Державной Думы составляла 1/3 от числа депутатов Палаты Выборных, то есть от 5 до 115 человек. Депутаты в обе палаты Державного Вече избирались сроком на четыре года, при этом каждый год заменялась четверть. Державное Вече также обладало исключительным правом законодательной инициативы в пределах своей державы, с тем условием, чтобы утверждаемые законы и постановления не будут противоречить законам, принятым в Народном Вече. Исполнительная власть в державе вручалась державному Правителю, его Наместнику и Совету. В уезде распорядительная и исполнительная власть вручались избираемому на год тысяцкому. Под его руководством созывалось собрание избирателей, которые выбирали депутатов в Державное и Народное Вече; он обеспечивал нормальное ведение судопроизводства в уезде, приводил в исполнение решения уездного суда, составлял списки избирателей, подбирал себе двух или трех помощников, назначал писарей и прочих мелких чиновников своей канцелярии. В волости - первичной административной единицы - главой являлся избираемый всеми жителями государства на сходе волостной старейшина. Волостные старейшины помимо своих административных обязанностей по управлению волостями должны были собирать сведения о гражданах, имевших движимую и недвижимую собственность, для включения их в списки избирателей и представляли эти списки уездному тысяцкому, которому непосредственно и подчинялись23.
В свою очередь по «Русской Правде» местное самоуправление строилось следующим образом. По проекту предлагалось, что распорядительную власть на местах будут осуществлять окружные, уездные и волостные наместные собрания, а исполнительную - окружные уездные и волостные правления. Главами окружных и уездных наместных собраний должны были стать выборные посадники, а главой волостного собрания - волостной предводитель. Компетенция волостных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчёты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии - волостных, уездных и земских правлений, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних, и вообще занимались всеми делами местного значения, “до волости и уезда касающимся”24. Местные органы власти согласно ”Русской Правде”, избирались сроком на один год. Выборы были прямыми и производятся наЗемских Народных Собраниях. Краткий срок полномочий местных выборных органов власти (за исключением “блюстительной”) рассматривался Пестелем как гарантия против узурпации власти.
Логичным следствием преобразований становилось формирование в стране новой судебной системы, которая становилась не аппаратом репрессий, а гарантией защиты прав и законных интересов граждан. И Конституция, и «Русская Правда» отводят под данный вопрос значительное количество текста, что говорит об исключительной важности подобных положений.
По «Русской Правде» судебно-процессуальная система строилась на строгом соблюдении законности, а также всеобщем равенстве перед судом. Взятие под стражу и лишение свободы могло производиться только уполномоченным органом – полицейским ведомством – и только на основании «законных правил». Обязательным в таком случае было наличие письменного предписания об аресте, а если кто-либо был пойман с поличным, то такое предписание предъявлялось в течение 24 часов, в противном случае задержанный освобождался. Арестованные содержались в так называемых «стражных домах», находившихся на содержании правительства. Любое злоупотребление тюремным начальством своими полномочиями сурово наказывались. Содержавшийся под стражей мог принимать любых посетителей, а отказ в посещении применялся только в крайних случаях с обязательной письменной мотивировкой. Находящийся в заключении мог быть также выдан на поруки. Основными принципами работы суда были законность, осуществление правосудия только судом; создание каких-либо чрезвычайных судебных органов не допускалось; закон не имел обратной силы; смертная казнь отменялась25.
В Конституции положения более разработаны и представляют собой целостную систему. Здесь появляются такие принципы как выборность и несменяемость судей всех уровней, состязательность сторон, гласность судопроизводства впервые учреждаются институты присяжных, адвокатов, «блюстителей» - прокуроров. Всякое уголовное дело разбиралось с присяжными, и их вердикт считался окончательным. Низшим звеном судебной системы по Муравьёву становился «совестный судья» на уровне волости. Он разрешал дела по мелким гражданским и имущественным проступкам. Затем следовало «уездное судилище», в чью компетенцию входили гражданские и уголовные дела. Кассационной инстанцией по отношению к нижестоящим судам становилось «областное судилище» из 5-7 судей, в зависимости от числа губерний в округе. Наконец верховным судебным органом было «Верховное судилище», рассматривавшее дела о правонарушениях высших государственных чиновников, а также разрешавшее международные споры. Стоить отметить, что основным моментом во всей этой системе для Муравьёва была защита личности. Так подозреваемый в совершении преступления мог быть задержан только официальными властями и в строго установленном законом порядке, и в течение 24 часов ему предоставлялось письменное уведомление. Домовой обыск требовал специального разрешения властей. Подозреваемые в совершении преступлений содержались отдельно от уже осуждённых, а совершившие мелкие проступки – от «преступников и злодеев»26.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели два конституционных проекта двух декабристов "Русскую правду" П.И.Пестеля и Конституцию Н.М.Муравьева. Эти конституционные проекты во многих статьях полностью противоположны. Если Конституция Никиты Муравьева сохраняла монархию (хотя и преобразовывая ее в конституционную), то "Русская правда не признавала никакого другого строя, кроме республики; если Никите Муравьеву будущая Россия представлялась государством федеративным, то Пестель в своем конституционном проекте приводит ни одного доказательство нерациональности подобного устройства для России; если по конституции Никиты Муравьева крестьяне освобождались без земли, то Пестель такого освобождения просто не допускал; Никита Муравьев вводил ряд цензов на избирательное право - имущественный, образовательный, ценз оседлости, Пестель никаких цензов, кроме, разумеется, возрастного, не вводил.
Однако по общему смыслу и цели своего создания оба проекта были очень схожи. Уничтожение крепостного права и самодержавия, ведение представительного правления, уничтожение сословий, введение всеобщего избирательного права - это основные сходства и цели декабристов, сформулированные в конституционных проектах. Конечно, в той форме, в которой их предполагали воплотить в жизнь декабристы, они осуществимы не были.
Сами декабристы называли свое восстание революцией, в результате которой в случае победы они хотели осуществить свои замыслы. Но ведь революция - естественный процесс в развитие любого государства, которая совершается если ни по инициативе, то при непосредственном участии народных масс и только в результате революции возможно такое резкое реформирование общества. Что же мы видим у декабристов? Небольшая, по сравнению с населением России, группа людей решила, что необходимо реформирование государственной жизни. Могло ли у них что-нибудь получиться? Конечно нет, ни при каких обстоятельствах. Вообще декабризм - уникальное явление, которое могло возникнуть только в России ввиду своеобразия ее исторического развития. Декабристы были типичными для России реформаторами.
О том, что декабризм был не исторически объективным общественным движением, просто желанием умных, благородных и энергичных людей, видевших всю извращенность российского развития, как-то поменять ситуацию к лучшему , говорит и тот факт, что декабристы считали отмену крепостного права не социально-политической, а моральной необходимостью.Однако нельзя не отметить, что конституционные проекты декабристов - это решительные и радикальные законы, ставшие известными сравнительно широкому кругу людей, это своеобразные планы продвижения вперед отсталой самодержавно-крепостнической России, планы очень смелые, хотя во многом утопичные...
1. Гессен А. Во глубине сибирских руд… М., 1965
2. Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционное движение в 19в. – М.:Наука, 1985
3. Йосифова Б. Декабристы. М., 1983
4. Нечкина М.В. Декабристы. М., 1976
5. Нечкина М. В. Восстание декабристов. Документы. Том 7. – М.:Государственное издательство политической литературы, 1958
6. Павленко Н.И., Кобрин В.Б.,Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1989
7. Русская Правда //Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М.,1974
8. Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России. – М.: Книга, 1989