Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа
Анализ тех социально-экономических, политико-правовых преобразований, которые декабристы собирались провести в сфере государственного устройства, управления, административно-территориального деления, решения национального и аграрного вопросов, а также изменений правового статуса личности в российской империи (отмена сословного деления, признание конституционных прав граждан и так далее) на основании двух самых выдающихся манифестов декабристского движения – «Русской Правде» П. Пестеля и Конституции Н. Муравьева.
Введение
1. Формирование мировоззрения декабристов
2. Конституционные проекты декабристов
2.1«Русская Правда» П.И. Пестеля
2.2 Конституция Никиты Муравьева
3. Сравнительный анализ конституционных проектов
3.1 Крепостное право
3.2 Самодержавие и форма правления
3.3. Свободы, права, обязанности и гражданское состояние жителей России
3.4. Национальная политика
3.5. Административно-территориальное устройство
3.6. Центральные органы власти
3.7. Местные органы власти
3.8. Судебная власть и правоохранительные органы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Помимо личного освобождения аграрный проект «Русской Правды» также наделял крестьян землёй. Пестель предполагал разделить всю землю в стране на две половины: общественную и частную землю. Общественная земля делилась на равные части между жителями данной волости. Вторая часть земли была в свободном обороте, т. е. была объектом купли-продажи, могла закладываться, передавалась по наследству и т. д.Собственником такой земли мог выступать как любой гражданин, так и государство (казна).
По Конституции решения крестьянского вопроса происходило следующим образом. В своём первом варианте Муравьёв освобождал крестьян абсолютно без всякого наделения землёй: «Земли помещиков остаются за ними»16. К тому же крестьяне, желавшие уйти из своего селения, должны были выплатить помещику устанавливаемое будущими законами вознаграждение. Но всё же некоторую часть крестьян Муравьёв наделил землёй в своём проекте. Речь идёт об экономических и удельных, которые, наряду с военными поселенцами, получали в общественную собственность земли, на которых проживали. Последующие законы должны были определить переход этой земли в частное владение. В следующем варианте автор отдал поселянам в собственность их дома с огородами, со всеми земледельческими орудиями и скотом, а также отменил плату за уход из селения. Положение остальных крестьян не изменилось по сравнению с прежней редакцией. Таким образом, в этих двух вариантах мы видим два способа прикрепления крестьян к земле, когда они, не имея собственной надела, будут вынуждены работать на барской запашке. Таким образом Муравьёв пытался уменьшить возможное недовольство землевладельцами освобождением крестьян: помещик оставался монопольным владельцем земли и мог устанавливать любые расценки за её пользование. И, наконец, в тюремном варианте Муравьёв всё же наделил крестьян 2 десятинами земли – скорее всего, это положение пришло из не дошедшей до нас редакции 1825 года.
Не
менее важным вопросом была и форма
правления после переворота.
Опять же все три документа выступают
против существовавшего в стране положения:
самодержавие упразднялось. Но новую форму
правления каждый автор видел по-разному.
Если Конституция была монархическим
документом, то «Русская Правда» носила
республиканский характер Итак, из двух
основных конституционных проектов декабристов
только
Конституция сохраняла монархию, но в
существенно изменённом виде – ни о каком
самодержавии не шло и речи. Интерес представляет
само появление монарха в Конституции
– ведь на петербургских совещаниях 1820
года Муравьёв выступал ярым сторонником
республики, а в 1821 году он уже пишет монархический
конституционный проект17.
Итак,
по Конституции монарх терял свою
абсолютную власть – он становился
лишь главой исполнительной власти, «Верховным
Чиновником Российскаго Правительства».
Император обладал следующими основными
правами и обязанностями: 1) являлся верховным
главнокомандующим; 2) мог с совета и согласия
Думы заключать международные договоры;
3)мог объявлять войну, но только с согласия
Народного Веча; 4) имел право суспенсивного
(отлагательного) вето; 5) назначал верховных
судей; 6) назначал глав приказов; 7) мог
отсрочивать заседания палат, в случае
необходимости созывать их чрезвычайные
заседания, а также ходатайствовать о
тайном совещании палат, отчитывался перед
Народным Вече; 8) вводил с согласия Народного
Вече военное положение; 9) при вступлении
на престол приносил присягу: «Я клянусь
торжественно, что буду верно исполнять
обязанности
Императора Российскаго и употреблю все
мои силы на сохранение и защиту сего конституционнаго
Устава России»18. Жалование императора
составляло 2 млн. рублей в год. Его родственники
не получали никаких особенных прав и
преимуществ. По желанию император мог
иметь свой двор, но содержал его за счёт
собственных средств; все служившие при
дворе лишались гражданских прав. Императору
запрещалось покидать пределы страны
– в противном случае он лишался своего
поста. Также в Конституции была возможность
отрешения императора из-за болезни («неспособности
телесной или нравственной», обязательное
признание этого факта Народным Вечем),
был разработан институт регентства. Власть
переходила только от отца к сыну, женщина
не могла занять этот пост – в случае пресечения
династии избиралась новая либо устанавливалась
новая форма правления. Таким образом,
хотя Конституция и сохраняла за императором
значительные права, по сравнению с реальным
положением в стране на тот момент, она
существенно ограничивала самодержавие
и произвол монарха.
Противовесом
монархической концепции
3.3. Свободы,
права, обязанности и гражданское состояние
жителей России
Наряду
с аграрным вопросом и вопросом о
форме правления неизбежно
И Конституция, и «Русская Правда» радикально решают этот вопрос. За основу были взяты принципы естественного права, высказанные и разработанные Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом. В то же время отношение к личности конкретного человека отличается в этих двух работах: если для Муравьёва высшей ценностью является отдельная индивид, то Пестель считает главным общее «благоденствие», когда можно поступиться интересами отдельного человека. Отсюда же и вытекает тот набор прав и свобод, а также их ограничений, который представлен в этих двух проектах.
Положения, входящие в «Русскую Правду» являлись достаточно радикальными на тот момент. Стоит отметить, что главы, говорившие об этом, дошли до нас лишь в первой редакции. По этому проекту все сословия упразднялись и сливались в единое «Гражданское сословие». Ограничениями для вступления в гражданство были лишь ценз оседлости и возрастной (в 20 лет) ценз. Все граждане Российского государства наделялись следующими правами и свободами: во-первых, это личная свобода, являвшаяся «важнейшим правом Каждаго Гражданина и священнейшей обязанностью каждаго Правительства»; во-вторых, «священное и неприкосновенное» право собственности; в-третьих «свобода книгопечатания»; в-четвёртых, «свобода Вероисповеданий и Духовных Действий»; в-пятых, «свободный ход промышленности». К тому же принимать участие в выборах органов власти мог любой гражданин, несмотря на своё имущественное состояние. Но в то же время ограничивались свобода образования, которое было только государственным, свобода объединений: могли создаваться только торговые компании, а также те положения религий, которые противоречили православию, были запрещены. Помимо прав «Русская Правда» знала и ряд обязанностей, делившихся на два вида: «личныя и вещественныя», а также «денежныя», причём по мысли Пестеля государство должно стремиться к превращению первых в последних. К личным обязанностям относились работы по ремонту дорог, конвоирование преступников, а также рекрутская повинность. Вещественные же в свою очередь делились на три группы: первую группу, состоявшую по мысли Пестеля из наиболее тягостных, составляли квартирование военных частей, снабжение их обмундированием и провиантом, содержание почты, принудительные поставки от жителей и т. д. – они в первую очередь подлежали уничтожению; вторые, например, создание хлебных запасов, продажа оттуда в пользу общественной казны или общественных учреждений, могли быть полезны в некоторых случаях; третьи, к примеру, ясак с кочующих народов, в представлении Пестеля были неизбежны.
Программа Муравьёва в этой области значительно отличалась. Во-первых, вступление в гражданство, которое подразумевало под собой активное и пассивное избирательное право, ограничивалось большим числом условий: помимо обладания возрастным (в 21 год) и цензом оседлости гражданин должен был исправно платить налоги, быть психически здоровым, непорочным перед лицом закона, а также не находиться в услужении. К тому же через 20 лет после принятия Конституции должен был быть введён образовательный ценз, что опять же мешало беднейшим слоям населения. В общем же все жители государства назывались Русскими – упразднялись сословия, а также гильдии и цехи вместе с Табелью о Рангах. Все русские обладали следующими правами и свободами: свободы мысли и слова, печати, занятий и передвижения, вероисповедания, собраний, право петиций. Но с исчезновением сословных привилегий появляются привилегии имущественные – активное и пассивное избирательное право ограничивались имущественным цензом, причем, чем выше была должность, тем больше был ценз – он доходил до 60000 рублей серебром. Обязанности, которые знала Конституция: каждый русский обязан был носить общественные обязанности, повиноваться властям и законам и защищать Родину. Кочующие племена не имели гражданских прав.
В сфере национальной политики единственный достаточно основательный и разработанный проект был представлен лишь в «Русской Правде». Конституция по этому поводу декларировала лишь норму о лишении кочующих народов гражданских прав Как и все основные положения своего проекта, национальную программу Пестель теоретически обосновывал. Положение любого народа основывалось на двух принципах: «праве народности» и «праве благоудобства». «Право народности» заключалось в возможности образовывать самостоятельные государства и жить независимо, «право благоудобства» - в желании большого народа подчинить и влить в свой состав маленькие. Пестель признавал первое только за большими и сильными этносами, способными его сохранять, второе же за всеми остальными, которые, по своей малочисленности и слабости, должны обязательно состоять под покровительством более могущественных. Таким образом, Пестель оставлял «право народности» лишь за самим русским народом и за польским.19 В самой России Пестель предполагал слить всё население государства в единый народ. При этом он позволял сохранять народам свои верования, как, например ислам татарам, но лишь в части, не противоречащей христианским и иным законам, хотя и стремился к повсеместному крещению. Такой подход к решению национального вопроса был достаточно необычным, нёс на себе печати великодержавности и национализма и был утопичен, так как подобная попытка «обрусения» населения страны встретила бы отпор со стороны национальных меньшинств огромной страны.
В
вопросе административно-
Итак,
по «Русской Правде» Россия состояла
из 53 губерний, 50 из которых назывались
округами, а 3 – уделами, 50 округов
составляли 10 областей, по пять в каждой,
а 3 удела, Столичный, Донской, Аральский,
стояли обособленно, губернии в свою очередь
делились на уезды, уезды – на волости;
в каждую волость входило не менее 1000 жителей
мужского пола, хотя в некоторых случаях
это, в целях целесообразности не было
обязательно.
Главным минусом федеративного устройства
Пестель видел большую вероятность, по
его мнению, распада единого государства
на отдельные части20.
В свою очередь по Конституции Никиты Муравьёва страна подразделялась на 13 держав и 2 области, делившихся на 368 уездов. В каждый уезд могло входить от 360 до 1500 жителей. Главным минусом централизации Муравьёв считал большую возможность установления деспотического режима.
В
связи с различной трактовкой
вопросов о форме государства
и его административно-
К сожалению, Пестель не написал шестую главу, касающуюся центральной власти, поэтому основным источником сведений о ней является «Конституция - Государственный Завет». Итак, исходя из содержания последней, мы можем говорить, что в республиканско-унитарной концепции «Русской Правды» центральная власть строилась на принципе «разграничения функций властей»21 и делилась на законодательную, верховно-исполнительную и блюстительную. Высшим органом законодательной власти в государстве являлось однопалатное Народное Вече. Вече обладало особым статусом – как орган, избранный и представлявший интересы народа, оно не могло быть распущено. Во главе верховно-исполнительной власти стояла Державная Дума из 5 членов. В ее полномочия в первую очередь входило «начальствование» над всеми министерствами, ведение войны и переговоров, но заключение мира и объявление войны выходило за рамки её компетенции. И, наконец, блюстительную власть олицетворял Верховный Собор, состоявший из 120 членов. «Бояре», как именовались члены, назначались пожизненно, и не могли «участвовать ни в законодательном, ни исполнительном порядке»22. Основной функцией этого органа являлся контроль за соблюдением конституции со стороны Народного Веча, министерств, областных правлений. Помимо этого Верховный Собор назначал главнокомандующих действующих армий. Пестель придавал большое значение этому органу как гаранту соблюдения законности, поэтому предполагалось, что места там займут наиболее авторитетные и уважаемые граждане страны.