Конституционные проекты декабристов ("Русская Правда" П. Пестеля и Конституция Н. Муравьева)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Анализ тех социально-экономических, политико-правовых преобразований, которые декабристы собирались провести в сфере государственного устройства, управления, административно-территориального деления, решения национального и аграрного вопросов, а также изменений правового статуса личности в российской империи (отмена сословного деления, признание конституционных прав граждан и так далее) на основании двух самых выдающихся манифестов декабристского движения – «Русской Правде» П. Пестеля и Конституции Н. Муравьева.

Оглавление

Введение
1. Формирование мировоззрения декабристов
2. Конституционные проекты декабристов
2.1«Русская Правда» П.И. Пестеля
2.2 Конституция Никиты Муравьева
3. Сравнительный анализ конституционных проектов
3.1 Крепостное право
3.2 Самодержавие и форма правления
3.3. Свободы, права, обязанности и гражданское состояние жителей России
3.4. Национальная политика
3.5. Административно-территориальное устройство
3.6. Центральные органы власти
3.7. Местные органы власти
3.8. Судебная власть и правоохранительные органы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

мой.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 
 
 
 

КАФЕДРА

Истории и мировой политики 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

студентки 3 курса 3162 группы

Ионовой Алены Сергеевны 

Тема: Конституционные  проекты декабристов («Русская Правда»  П.Пестеля и Конституция Н.Муравьева) 
 
 
 
 
 

            Научный руководитель:

            доцент

            Дмитриева И.И. 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Санкт-Петербург

2010 г.

 

Содержание

 

Введение.

     В истории русской общественной мысли первому поколению дворянских революционеров, декабристам, принадлежит весьма важное место. В их революционной идеологии, несмотря на ее дворянскую ограниченность, получила свое выражение передовая творческая мысль лучших людей России первой четверти XIX века. Их смелые идеи и мужественное революционное выступление стали заветом борьбы против царизма и крепостничества для последующих поколений русских революционеров.

     Декабристы не были подражателями западных идеологов. Их вдохновляла горячая любовь к родине, приниженной и придавленной крепостничеством и аракчеевским произволом. В историческую эпоху ломки феодальных отношений они внесли свою революционную активность и оригинальные творческие идеи, соответствовавшие условиям освободительной борьбы в России.Движение декабристов оставило заметный след в истории России и, пожалуй, каждый знает о восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. В тоже время оценки данному историческому событию значительно разнятся: от мятежа «шайки злоумышленников» до революции «рыцарей без страха и упрёка».

     Цель  данного курсового проекта: анализ тех социально-экономических, политико-правовых преобразований, которые декабристы собирались провести в сфере государственного устройства, управления, административно-территориального деления, решения национального и аграрного вопросов, а также изменений правового статуса личности в Российской империи (отмена сословного деления, признание конституционных прав граждан и так далее) на основании двух самых выдающихся манифестов декабристского движения – «Русской Правде» П.Пестеля и Конституции Н.Муравьева. Исследованием этой темы в разные времена занималось много историков, таких как Нечкина М.В., Дружинин Н.М, Эйдельман Н.Я. и другие.

     Данная  тема является актуальной и для нашего времени, потому как многие моменты, предлагаемые декабристами в своих  проектах нашли свое проявление и  в современном устройстве государственного управления.

 

1. Формирование мировоззрения декабристов

     Цели  движения  декабристов  отражали  основные  исторические  задачи, возникшие в развитии России того времени. Движение  декабристов  выросло  на почве русской действительности. Не  увлечение  западноевропейской  передовой философией, не заграничные военные  походы,  не  примеры  западноевропейских революций породили движение декабристов, его породило историческое  развитие их страны, объективные исторические задачи в русском историческом  процессе. Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным  правом  и  самодержавием как  главные  цели  своей  деятельности.  Они  постепенно  формировали  свои взгляды, вникая в жизнь помещичьих  крепостных  имений,  которую  с  детства хорошо знали, в события Отечественной войны 1812г.,  на  полях  которой  они проливали кровь, защищая Родину  от  вторгшегося  Наполеона,  в  заграничных походах, освобождавших Европу, где  они  воочию  увидели  «войну  народов  и царей» против феодального угнетения.

     Объективно  движение  декабристов   порождено   кризисом   феодально-крепостной общественной формации и уходит своими корнями в  ведущий  процесс эпохи  –  разложение  стареющего,  исчерпавшего  себя  феодально-крепостного строя и возникновение новых, в то время прогрессивных,  –  капиталистических отношений.

     Крепостное  право и самодержавие были тормозом  развития  страны.  Они сковывали  ее производительные силы. Новые явления  жизни  вступали  в  резкое противоречие с устарелыми общественными формами.

     Большое влияние  на  формирование  освободительных  идей  декабристов оказал патриотический подъем в Отечественной войне  1812г.  Победа  русского народа  в  войне  способствовала  росту  национального  самосознания,   дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. Именно  война 1812г. глубоко и  остро  поставила  перед  будущими  декабристами  вопрос  о судьбах России, путях ее развития,  выявила  огромные  возможности  русского народа, который, как верили декабристы, освободив свою страну от  иноземного нашествия, рано или поздно должен  был  найти  в  себе  силы  сбросить  ярмо крепостного рабства.

     Нигде в Европе народ не был так скован жестоким произволом властей  и беспросветным  рабством, как в России. Крестьянская  Россия  волновалась.  За первую четверть XIX века вспыхнуло двести восемьдесят восстаний. То тут,  то там  с  кольями  и  дубинами  в  руках  крестьяне  восставали  против  своих угнетателей и помещиков. На Дону в 1818 – 1820  годах  развернулось  широкое крестьянское  движение,  в  1819   году   вспыхнуло   чугуевское   восстание аракчеевских военных поселений1. «Рабство крестьян всегда сильно  на  меня действовало», - признавался Павел Пестель2.

     Бунтарские  зерна были посеяны и в  армии.  Они  взошли  восстанием  в Семеновском  полку. Чудовищная жестокость нового полкового  начальника  Шварца стала  непосредственной   причиной   бунта.   Офицеры-декабристы   ежедневно наблюдали жестокость и несправедливость по отношению к солдатам.  Многие  из них пытались отменить наказания в своих  полках,  выступали  против  системы рекрутских наборов, военных поселений.

     Движение  декабристов проходило в  русле  общемирового  революционного процесса, составляя его органическую часть. «Нынешний век, - писал  в  своих  показаниях  П.И.Пестель,  -  ознаменовывается  революционными  мыслями.   От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до  России, не  исключая  ни  единого государства,  даже  Англии  и Турции,  сих двух противуположностей. То же самое зрелище представляет  и вся Америка.  Дух преобразования заставляет, так сказать,  везде  умы  клокотать…Вот  причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и  укоренили  оные в умах»3.

     Возрастал интерес декабристов к  чтению  политических  и  философских  сочинений   западноевропейских   и   русских    мыслителей,    к    изучению политэкономии,  древней  и  новой   истории.   Декабристы   зачитывались   и антифеодальной  литературой  сегодняшнего  дня.  Они  интересовались  новыми книгами, передовыми иностранными газетами и журналами. Изучение  конституций Франции, Англии, США было школой для ищущего  политического  сознания.  Идеи Западной  Европы  и  Америки   облегчили   и   ускорили   развитие   русской освободительной идеологии.

     Это идейное общение декабризма и  западноевропейского  революционного движения обусловливалось общностью  происходивших  в  России  и  в  Западной Европе процессов и, следовательно, общностью задач революционной борьбы.

     Атмосфера,  возникшая  после  «грозы двенадцатого  года»,  звала  к  концентрации  сил  и  принятию  практических решений, а стало быть – к организации, к сплочению единомышленников. Стали формироваться сначала товарищеские группы, в которых можно было  постоянно обмениваться мыслями, обсуждать волнующие вопросы. Затем появились тайные общества, с более серьезной организацией, отбором членов общества, своими уставами, целями и средствами их достижения. В 1821 году сформировалось два основных тайных общества: Северное и Южное, и, соответственно, две политические программы: «Конституция» Н. Муравьева и «Русская Правда» П. Пестеля.

     Далее в своей работе я хочу подробно рассмотреть оба этих документа.

 

2. Конституционные  проекты декабристов.

2.1«Русская Правда» П.И. Пестеля.

     Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10-15 лет. Его конституционный проект "Русская Правда" был наказом Временному верховному правлению, обличенному диктаторской властью. Полное название этого проекта гласит: "Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления"4.

     Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти десять лет. Его конституционный проект показал, что он был в курсе движения политической мысли своего времени.

     Конституционный проект Пестеля не только многократно  обсуждался на заседаниях и съездах  руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества. Речь шла не только о стиле в узком смысле слова, но и о содержании; вносили свои поправки и другие декабристы. На Киевском съезде 1823 года основные положения "Русской Правды" были обсуждены и единогласно приняты руководителями Южного общества. Таким образом, "Русская Правда", представляя собой плод огромного личного труда Пестеля, в то же время является идейным памятником целой революционной организации, обсужденным и принятым единогласно. Это - крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти XIX века.

     Революцию нельзя было, по его мнению, успешно  совершить без готового конституционного проекта.

     Особенно  тщательно разработал Пестель мысль  о Временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была оплотом от "ужасов безначалия" и "народных междоусобий", которых он хотел избежать.

     "Русская  Правда", - писал Пестель в своем  конституционном проекте, - есть  наказ или наставление Временному верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может... Она содержит обязанности, на верховные правления возлагаемые, и служит для России ручательством, что Временное правление единственно ко благу Отечества действовать будет. Недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собою ясного и полного наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства... "5 В "Русской Правде" намечалось 10 глав: первая глава - о границах государства; вторая - о различных племенах, Российское государство населяющих; третья - о сословиях государства; четвертая - "о народе в отношении к приуготовленному для него политическому или общественному состоянию"; пятая - "о народе в отношении к приуготовленному для него гражданскому или частному состоянию"; шестая - об устройстве и образовании верховной власти; седьмая - об устройстве и образовании местной власти; восьмая - об "устройстве безопасности" в государстве; девятая - о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве; десятая - наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в "Русской Правде" имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции и краткое заключение, содержавшее "главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учиненные"6.

     По  свидетельству Пестеля, написаны и  окончательно отделены были лишь две  первые главы и большая часть  третьей, четвертая и пятая главы  были написаны начерно, а последние пять глав вовсе написаны не были, материал к ним остался лишь в виде черновых подготовительных отрывков. Поэтому приходится привлекать добавочный материал для того, чтобы составить представление о конституционном проекте Пестеля в целом: показания о "Русской Правде", данные Пестелем и другими членами тайного общества на следствии, а также краткое изложение основных начал "Русской Правды", продиктованное Пестелем декабристу Бестужеву-Рюмину.

Информация о работе Конституционные проекты декабристов ("Русская Правда" П. Пестеля и Конституция Н. Муравьева)