Конституционные основы многопартийности в России: понятие, классификация, порядок регистрации партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи курсовой работы. Данная работа посвящена как вообще феномену политики, так и политическим партиям, как субъектам политической деятельности. Цель работы состоит в исследовании сущности принципа политического плюрализма, исследовании правового положения политических партий, в анализе изменений в законодательстве о политических партиях, в раскрытии сущности деятельности политических партий в России. Основным источником является Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях». Так как работа по праву, информация бралась из источников по политологии, обращая больше внимания на юридические публикации. Поэтому в работе будут рассматриваться не конкретные партии, а общий правовой статус партий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конституционные основы многопартийности в России………………...6
1.1 Особенности становления многопартийной политической системы в РФ с начала 20го века до современности………………………………………………...6
1.2 Развитие принципа многопартийности в Федеральном Законе «О политических партиях»…………………………………………………………10
Глава 2. Нормативно-правовые основания создания и деятельности политических партий в РФ…………………………………………………………15
2.1 Понятие и классификация политических партий…………………………….15
2.2 Порядок регистрации политических партий в контексте принятия поправок в Федеральный закон – «О политических партиях »…………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………30
Список используемых источников и литературы……………………………….32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.58 Кб (Скачать)

Страсбург установил факт нарушения  российскими властями статьи 11 Европейской  конвенции (право на свободу собраний и объединений) вследствие отказа в  регистрации данных о смене адреса и создании региональных отделений  партии, а также ее последующего роспуска. В свою очередь, российские власти обязаны также компенсировать Республиканской партии судебные издержки на сумму около 6,9 тысяч евро. Также европейский суд учел, что российские суды, поддержавшие решение Минюста лишить эту партию  регистрации, опирались на постановление о некоммерческих организациях, которое было принято после того, как Минюст отказал партии в изменении данных. Не успешный исход дела для Республиканской партии, восстанавливать деятельность партии в полном объеме глава партии, Рыжков не стал планировать, так как в его планах было на тот момент, готовится к регистрации новой демократической партии ПАРНАС со своими коллегами-сопредседателями. Тогда выходит, что не совсем понятно, для чего были эти обжалования в европейский суд, хотя с другой стороны это уже совсем другая история, носящая дискуссионный характер.

Наша цель работы заключается в  раскрытии самой процедуры отказа в государственной регистрации  на реальных примерах из политической практики нашей страны. Как мы видим, что в данных процедурах существует много коллизий и противоречий, которые  иногда даже судебная система РФ не в силах решить и приходится обращаться к европейской помощи, в лице Европейского суда по правам человека. Нельзя сказать, что это плохо, так как есть мнения, что если уже в нашу судебную систему внедряется европейское правосудие, это непременно ведет к гибели нашей судебной системы, ее нелегитимности. Но с другой стороны, если партия несколько раз подавала кассации и несколько раз ее отклоняли, и она идет дальше уже в европейский суд, на мой взгляд, это указывает на то, что наша судебная система может несколько неправильно работает. Ведь, если бы партия чувствовала себя неуверенно на политической арене, или же она признавала слабость своей программы, она бы немного отступила назад и пересмотрела положения своих целей и программ, но когда партия идет на пролом, жалоба за жалобой, стоить подумать о том, что деле уже не в партии а в ком-то или в чем-то другом.

  Вообще, такое явление как политика, дело очень тонко и серьезное, требующее много сил, внимания и времени. Потому что, на мой взгляд, политическая партия, при ее создании должна осознавать, что она выражает волю народа или определенных лиц, тем самым возрастает планка ответственности при ее государственной регистрации, а также ее последующей деятельности. Так что, обжалование судебных решений, зачастую говорит о том, что лидеры партии готовы идти напролом, только чтобы в последующем выступать на политической арене и добиваться своих целевых установок и программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключительной части нашей работы можно сделать резюме и обобщить весь материал, который мы использовали, на который мы опирались при написании курсовой работы.

Во введении мы установили определенные задачи для того чтобы выполнить цели данной работы. Подводя итог, можно сказать, что мы разобрались в исторических предпосылках возникновения и развития сначала политической системы, а затем уже многопартийной политической системы России. За очень короткий по историческим меркам срок мы сделали принципиальный рывок от монополии одной партии, пронизывающей все сферы общественной жизни, до реального политического плюрализма и многопартийности.

Если оглянуться назад в историю, правильно будет подметить, что  мы многое прошли, как было уже подмечено, есть определенный прогресс, в плане закрепления в Конституции РФ в ст.13 идеологического и политического многообразия. Данный Конституционный принцип, установлен в качестве государственного, то есть обязательного, который закрепляет равноправие идеологий в обществе. Конечно, нам есть к чему стремиться, так как в нашей политической системе существует много неразработанных моментов, но, на мой взгляд, все развивается, у нас все впереди. Даже если взять новые поправки, которые были внесены в закон не так давно, они существенно упростили некоторые вещи (численность партии, сроки, субъекты). Хотя казалось бы, поправки пустяковые, но они носят очень демократический характер, чем были прежде.

Что касается  правового  регулирования деятельности политических партий, то можно с уверенностью сказать, что большинство положений  о порядке деятельности, регистрации  партий прописаны в Федеральном  законе  «О политических партиях», который достаточно подробно освещает все вопросы. Среди других нормативно-правовых актов, выделяют Конституции РФ, в частности ст.13, также Федеральный закон «О порядке регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», но тут уже освещены вопросы, которые  касаются порядка государственной регистрации политических партий.  Следует сказать, что не смотря на все принятые законы, не смотря на какие-то поправки, в нашей стране все общественные объединения равны перед законом, это проявляется прежде всего, в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, устав, положение или иной основополагающий акт общественного объединения должен указывать цели, задачи, структуру и территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций.

На сегодняшний день, партии постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их становление, объединение и выработка совместных позиций. Хотелось бы надеяться, что когда-нибудь, у нас достаточно хорошо будет развита многопартийность, выйдут в свет совсем новые, интересные партии,  с новыми мыслями и идеями и может они решат все проблемы людей, особенно в нашей стране. Но без участия государства в данном вопросе, без его финансирования и помощи политическим партиям, процесс становления многопартийной системы в РФ будет не очень прогрессивным. Нужно, на мой взгляд, проводить больше реформ в этой области, давать дорогу молодым специалистам, у которых есть новые, свежие программы, идеи. Как раз благодаря новым изменениям в законе, наша политическая система выйдет на новый уровень функционирования, что создаст предпосылки для успешного развития государства в будущем.

Список используемых источников и литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.09.50.(с изменениями на 11.05.94.), ратифицирована ФЗ от 30.03.98.
  1. Конституция РФ от 12.12.1993. // РГ. – 1993. № 237. – 25 дек.
  1. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях » (ред. 02.04.2012) от 11.07.2001 N 95-ФЗ.  // Российская газета, 14.07.2001г, № 133.
  1. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. 27.10.2008) от 08.08.2001 № 129-ФЗ // Российская газета, 04.07.2001г, № 5518.
  1. Федеральный Закон Российской Федерации "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. 21.11.2011г) от 8.05.1994г. №3-ФЗ // Российская газета. 12.05.1994г, №88.
  2. Федеральный закон Российской Федерации « Об общественных объединениях» (ред. 01.07.2011г.) от 19.05.1995г. №82-ФЗ // Российская газета. 21.05.1997г, №98.
  3. Федеральный Закон 1996 г. «О некоммерческих организациях» (ред. 16.11.2011г.) от 12.01.1996г, №7-ФЗ // Российская газета. 24.01.1996г, № 14.

 

Учебники  и учебная литература

  1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов [по спец. «Юриспруденция»] / М. В. Баглай. – 3-е изд., изм. и доп. – М. : Норма (Норма – Инфра-М), 2002. – 784 с.
  2. Кутафин О.Е. Государство и право. - М.: Юристъ,1998.- 379 с.
  3. Карпович В.Д. Конституционное право России. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Зерцало-М. 2003. – 190 с.
  4. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М.: Форум – инфра, 1998. – 513с.
  5. Голосов Г.В.   Сравнительная   политология. Новосибирск.: НГУ, 1995. -216с.
  6. Дорофеев  В.И., Родионов В.А.  Основы   политологии. М.: СГУ, 1993. - 311с.
  7. Мухаев, Р.Т. Политология. М.: Дрофа, 1998. -384с.

 

Периодические издания

  1. Лапаева В.В. Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партий с государством. // «Журнал российского права». 15.04.2002. - №4
  2. Чуев А. В. Что такое партия? // Журнал «Выборы». 20.06.2000.-№12
  3. Сидоренко Е. Е. Правовое положение политических партий. //"Российская юстиция", 04.10.2001.-N 10
  4. Чиркин В.Е Партии и выборы. // Журнал «выборы». 17.09.2001. - №1.
  5. С.А. Белов. Правовое регулирование политических партий в РФ: проблема и пути ее решения
  6. Чиркин В.Е. Правовое положение политических партий: Россия и зарубежный опыт // Журнал   «Общественные науки и современность». 03.07.1999.-N 4.
  7. Прибыловский В.А. Основные пороки закона «О политических партиях». // Русская мысль. 12.03.2001.- №4364.
  8. Романенко О.В. Государственное финансирование политических партий в России. // Журнал о выборах. 23.09.2005. - №1.
  9. Решетнев, С.А. К вопросу о классификации политических партий России // Коммерсант власть. 14.10. 2004. - № 3.
  10. Явлинский,   Г.Я.   Притворная   демократия // Независимая газета. – 10.032004. - № 7.

 

Электронные ресурсы

  1. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е. Ю. Бархатова. – М.: «Проспект», 2010. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/science- work/comment/5817497/
  2. http://www.garant.ru
  3. http://www.pravo.ru
  4. http://www.newsru.com
  5. http://base.consultant.ru
  6. http://www.politsvoboda.ru
  7. http://www.grandfin.ru
  8. http://justanews.ru

1 См.: ст. 5 Конституции 1977 г., в ред. Закона от 24 мая 1991 г.//Ведомости РСФСР. 1991. № 22.

2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №31. Ст. 1035.

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №35.

2 Указ  президента РСФСР от 06.11.1991г. № 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР»

3 Конституция РФ от 12.12.1993. // РГ. – 1993. №237. – 25 дек.

4Там же.

1Дорофеев,   В.И., Родионов В.А.  Основы   политологии: учебник для вузов / - М.: СГУ, 1993. – с.311

2Там же.

3 Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве / – М.: Форум – инфра, 1998. – с.513

1 Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях РФ» (ред. 02.04.2012) от 11.07.2001 N 95-ФЗ.  // Российская газета, 23.07.1994, № 138-139.

11 Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях РФ» (ред. 02.04.2012) от 11.07.2001 N 95-ФЗ.  // Российская газета, 23.07.1994, № 138-139.

12 Собрание Законодательства РФ. 1995. N 21.

13 Масляева А.И. Конституционное право: учебник для вузов /. - М.: «Юристъ»,1995.- с.134

14 Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях РФ» (ред. 02.04.2012) от 11.07.2001 N 95-ФЗ.  // Российская газета, 23.07.1994, № 138-139.

15 Конституция РФ от 12.12.1993. // РГ. – 1993. №237. – 25 дек.

16 Конституция РФ от 12.12.1993. // РГ. – 1993. №237. – 25 дек.

17 Там же.

18 Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях РФ» (ред. 02.04.2012) от 11.07.2001 N 95-ФЗ.  // Российская газета, 23.07.1994, № 138-139.

19 Конституция РФ от 12.12.1993. // РГ. – 1993. №237. – 25 дек.

20 Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях РФ» (ред. 02.04.2012) от 11.07.2001 N 95-ФЗ.  // Российская газета, 23.07.1994, № 138-139.

21 Лапаева В.В. Политическая партия – понятие и цели. К принятию закона о партиях. // «Журнал российского права»,  04.01.2002г., № 1, - с.68

22 Федеральный закон «О политических партиях» принят Государственной Думой 21.06 01,одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01

23 Решетнев, С.А. К вопросу о классификации политических партий России // Коммерсант власть. 14.10. 2004. - № 3. – с.3

24 Федеральный закон «О политических партиях» принят Государственной Думой 21.06 01,одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01

25 Там же.

26 Там же.

27 Федеральный закон «О политических партиях» принят Государственной Думой 21.06 01,одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01

28 Там же.

29 Федеральный закон «О политических партиях» принят Государственной Думой 21.06 01,одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01

30 Федеральный закон «О политических партиях» принят Государственной Думой 21.06 01,одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01

31 Федеральный закон «О политических партиях» принят Государственной Думой 21.06 01,одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01

32 Федеральный закон «О политических партиях» принят Государственной Думой 21.06 01,одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01

33 http://justanews.ru

34 http://www.politsvoboda.ru

 


Информация о работе Конституционные основы многопартийности в России: понятие, классификация, порядок регистрации партий