Конституционные основы многопартийности в России: понятие, классификация, порядок регистрации партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи курсовой работы. Данная работа посвящена как вообще феномену политики, так и политическим партиям, как субъектам политической деятельности. Цель работы состоит в исследовании сущности принципа политического плюрализма, исследовании правового положения политических партий, в анализе изменений в законодательстве о политических партиях, в раскрытии сущности деятельности политических партий в России. Основным источником является Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях». Так как работа по праву, информация бралась из источников по политологии, обращая больше внимания на юридические публикации. Поэтому в работе будут рассматриваться не конкретные партии, а общий правовой статус партий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конституционные основы многопартийности в России………………...6
1.1 Особенности становления многопартийной политической системы в РФ с начала 20го века до современности………………………………………………...6
1.2 Развитие принципа многопартийности в Федеральном Законе «О политических партиях»…………………………………………………………10
Глава 2. Нормативно-правовые основания создания и деятельности политических партий в РФ…………………………………………………………15
2.1 Понятие и классификация политических партий…………………………….15
2.2 Порядок регистрации политических партий в контексте принятия поправок в Федеральный закон – «О политических партиях »…………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………30
Список используемых источников и литературы……………………………….32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.58 Кб (Скачать)

Политический плюрализм  не безграничен, он опирается на определенные юридические основы, которые определяют внешние рамки деятельности общественных объединений. Главное - в сопряжении их целей с конституционным строем. Именно для охраны Конституции основной закон предусматривает возможность  запрета (недопущения создания и  деятельности) общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ  конституционного строя и нарушение  целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни.

Рассмотрим вторую часть  преамбулы Федерального закона, что  «Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий»14.

Таким образом, в преамбуле  названы две цели:

1) обеспечение гарантий  равенства политических партий  перед законом независимо от  изложенных в их учредительных  и программных документах идеологии, целей и задач;

2) обеспечение соблюдения  прав и законных интересов  политических партий.

Первая цель Закона связывается  в преамбуле с закрепленными  в Конституции РФ (ч.3 ст.13) принципами политического многообразия и многопартийности15. При этом обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, в качестве исходной основы правового регулирования многопартийности в преамбуле обозначены не все конституционные положения, касающиеся политических партий. Конституция РФ (в отличие от подавляющего большинства постсоциалистических конституций и многих конституций стран Западной Европы, принятых после Второй мировой войны) не содержит специальных положений, закрепляющих конституционно-правовой статус политических партий. Однако, поскольку политические партии трактуются в Законе как вид общественных объединений (ст.3), на них распространяются нормы, определяющие конституционно-правовой статус общественных объединений. Речь идет о положениях Конституции, закрепляющих свободу деятельности общественных объединений (ст.30), равенство общественных объединений перед законом (ч.4 ст.13), запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых носят антиконституционный характер (ч.5 ст.13)16.

Отсюда следует, что обозначенные в преамбуле в качестве целей  данного закона гарантии равенства  партий перед законом являются конкретизацией не столько принципов политического  многообразия и многопартийности, сколько  конституционного положения о равенстве  общественных объединений перед  законом (ч.4 ст.13), а также конституционного принципа идеологического многообразия (ч.1 ст.13), поскольку речь в преамбуле  идет о равенстве партий независимо от изложенных в программе партии идеологии, целей и задач17.

При формулировке второй цели Закона ("обеспечение соблюдения прав и законных интересов политических партий") законодатель в преамбуле  говорит лишь о правах и интересах  партий. При этом отсутствует указание на их обязанности перед обществом  и государством и прежде всего  на обязанность действовать в  рамках тех конституционно-правовых ограничений, которые накладывает  ч.5 ст.13 Конституции РФ. Такой подход может привести к искажению правового статуса политических партий, в основе которого должен лежать надлежащий баланс прав и обязанностей.

В целом можно сказать, что правовой потенциал рассмотренного Федерального закона значительно выше того ограниченного правового смысла, который присутствует в преамбуле.

Отойдя от темы, которую  мы обсуждали ранее, сейчас немного хочется затронуть тему, касающуюся взаимодействия государства и политических партий. Определить какова роль их сотрудничества между собой, как они могут влиять друг на друга и так далее.

В Федеральном Законе «О политических партиях» также получила  свое нормативное выражение законодательная  стратегия взаимодействия российского  государства с политическими  партиями. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию, особенно это заметно прослеживается в связи с поправками в Закон.

Стоит отметить, что, не смотря на политику государства, направленную на развитие и усовершенствование политической системы, все таки в соответствии,  с ч.1 ст.10, закон запрещает вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допустимо18. Если у государства имеются какие-то вопросы или предложения, затрагивающие интересы политических партий, то они должны решаться органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

Отсюда следует, что под  подобным рода вмешательством законодатель понимает все формы государственного влияния на деятельность общественных объединений и формы влияния общественных объединений на деятельность государственных органов, которые не предусмотрены Федеральным законом.

Запрет на вмешательство  политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц вытекает из ст.3 Конституции РФ, согласно которой единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ и никто не может присваивать власть в Российской Федерации19. Эта норма направлена на то, чтобы оградить органы исполнительной, законодательной и судебной власти, призванные выражать общенародные интересы, от давления со стороны партий, выражающих политические интересы отдельных социальных слоев.

Таким образом, анализ показывает, что позиция законодателя в вопросе  о взаимоотношениях государства  с политическими партиями имеет  двойственный характер. С одной стороны, законодатель декларирует безоговорочное невмешательство государства в  деятельность политических партий. С другой стороны, Закон о партиях создает предпосылки для расширения сферы фактического влияния чиновников на партийную жизнь. Так, Закон допускает возможность членства в политических партиях лиц, замещающих государственные или муниципальные должности (в том числе и Президента РФ), хотя в законодательстве, регламентирующем правовой статус этой категории лиц, данный вопрос не получил четкого правового решения20.

Показательно и то, что  законодатель не использовал здесь  возможность ввести запрет на совмещение должности руководителя органа государственной  власти с руководящей должностью в политической партии, хотя в действующем  законодательстве есть основания для  такого решения вопроса. Ясно, что  таким образом Закон о партиях  дает соответствующие ориентиры  для законодательства, регламентирующего  правовой статус должностных лиц.

 

 

 

 

Глава 2. Нормативно-правовые основания создания и деятельности политических партий в РФ

2.1 Понятие и  классификация политических партий

I. Понятие политической партии

Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных  формах. Организация выступает важнейшим  средством выражения интересов, формирования единой воли. Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими организациями являются партии.

Они являются неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества. Не являясь  непосредственными носителями государственной  власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции  посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной  жизни21.

Для дальнейшего рассмотрения вопроса, необходимо дать определение понятию «политическая партия». Существует множество определений, многие из которых содержат весьма разные представления об ее предназначении, роли в общественной жизни.

Партия -  это  политическая  общественная   организация,   которая   борется  за власть или за участие в осуществлении  власти, это самое распространенное определение, но кроме него существует множество подходов к определению  сущности политических партий:

    • с точки зрения права (государственно-правовая теория) партия означает необходимость выполнения конкретных государственных и общественных задач;
    • с точки зрения идеологической доктрины: партии - группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины, или разделяющие сходные политические взгляды (Б. Констан);
    • трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм);
    • институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже);
    • теория плюрализма, раскрывающая сущность политических партий при помощи исследования действий и взаимодействий партий и общественных объединений в процессе формирования представительной власти, а также в принятии политических решений.

С принятием федерального закона «О политических партиях» в российском праве появилось юридическое  понятие политической партии.

«Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях  участия граждан Российской Федерации  в политической жизни общества посредством  формирования и выражения их политической воли, участия в общественных политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления  интересов граждан в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления»22.

 

 

 

 

 

 

 

II Классификация политических партий.

Во второй главе мы выявляем понятие и классификацию политических партий, с первым мы разобрались, теперь перейдем к определению классификаций  политических партий.

Для последующего анализа  данного вопроса, нужно обратиться к уже существующим классификациям, чтобы на их основе выделить некоторые  критерии собственной классификации. Итак, из ныне существующих критериев выделения политических партий, самой основной является классификация М. Дюверже, которые выделяет следующие моменты:

  1. Кадровые партии  - децентрализованные партии. Главным центром является партийный комитет, объединенный вокруг группы политиков. К ним относятся консервативные и либеральные партии. Как правило, состав партий всегда не стабилен, число членов, входящих в партию всегда варьируется. Практически, как и во всех общественных объединений, активность кадровых партий проявляется во время выборов и направлена на организацию поддержке электората.
  2. Массовые централизованные партии. Здесь присутствует организованность составов, дисциплинированность и определенное количество уставных членов. Выработана четкая идеология, которая подкрепляется единством взглядов.
  3. Централизованные партии. Для такого вида партий характерна жесткая дисциплина, организованность, почитание вождей. Важное место в таких партиях отводится идеологии, она играет решающее значение в работе всей системы.

Следующей распространенной классификацией является классификация С. Коэн, который в свою очередь выделяет:

    1. Партии авангардного типа. Для них характерны высокие требования к членам партии, детальная регламентация внутренней жизни партии, строгая дисциплина и ориентация на повседневную работу с трудящими массами.
    2. Партии, предназначены для избирательных компаний, то есть для сбора средств, выдвижения кандидатов, агитация в их поддержку. В них нет фиксированного членства, билетов, взносов. Их бюджет складывается из добровольных пожертвований и ассигнований государства.
    3. Парламентские партии. Они в принципе схожи с предыдущими партиями, но их функции охватывают еще и парламентскую деятельность. У таких партиях компактная структура, постоянно работающие органы управления.
    4. Партия-клуб. Это массовая организация, объединяющая людей по общности взглядов, интересов и культурных запросам.

Таким образом, изучив и проанализировав соответствующий материал по данной тематике, на основе сформировавшегося видения вопроса можно попробовать выдвинуть свою классификацию политических партий, на основе предложенных.

В теории конституционного права определяют следующий вид  критериев политических партий:

    • Идеологические основания классификации - коммунистическая, социалистическая, либеральная, социал-демократическая, конфессиональная, монархическая и др.
    • По методам преобразования общества – революционные, реформистские, реакционные, консервативные.
    • По внутренней организации и степени открытости – демократические, авторитарные, тоталитарные.
    • По политическому темпераменту – левые, центристские, правые. Правые партии ориентированы на консервативные и либеральные политические и экономические ценности: частную собственность, приоритет личности т.д., левые партии ориентированы на коммунистические и социалистические ценности: общественная собственность на средства производства, приоритет коллектива и т.д.
    • По политическому статусу, а точнее по участию в политической власти партии делятся на оппозиционные и правящие. Оппозиционные при это еще делятся на легальные, нелегальные и полулегальные.
    • По внутренней организации и функциям партии, выделяют партии авангардного тип;  партии, предназначены для избирательных кампаний; парламентские партии; партии-клубы.

Информация о работе Конституционные основы многопартийности в России: понятие, классификация, порядок регистрации партий