Конституционные основы многопартийности в России: понятие, классификация, порядок регистрации партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи курсовой работы. Данная работа посвящена как вообще феномену политики, так и политическим партиям, как субъектам политической деятельности. Цель работы состоит в исследовании сущности принципа политического плюрализма, исследовании правового положения политических партий, в анализе изменений в законодательстве о политических партиях, в раскрытии сущности деятельности политических партий в России. Основным источником является Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях». Так как работа по праву, информация бралась из источников по политологии, обращая больше внимания на юридические публикации. Поэтому в работе будут рассматриваться не конкретные партии, а общий правовой статус партий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конституционные основы многопартийности в России………………...6
1.1 Особенности становления многопартийной политической системы в РФ с начала 20го века до современности………………………………………………...6
1.2 Развитие принципа многопартийности в Федеральном Законе «О политических партиях»…………………………………………………………10
Глава 2. Нормативно-правовые основания создания и деятельности политических партий в РФ…………………………………………………………15
2.1 Понятие и классификация политических партий…………………………….15
2.2 Порядок регистрации политических партий в контексте принятия поправок в Федеральный закон – «О политических партиях »…………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………30
Список используемых источников и литературы……………………………….32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.58 Кб (Скачать)

Правящая партия – это та организация, которая получила в результате победы на выборах в законодательный орган страны право формировать правительство и реализовать программу развития общества в соответствии со своими целями.

Условия, которые  обеспечивают партии возможность стать  правящей или сохранить за собой  этот статус:

    • умение учитывать новые реальности своей детальности на основе научных данных;
    • способность обеспечить массовую поддержку своих программ, использовать наиболее эффективные методы и формы организации масс;
    • постоянная переоценка имеющегося политического опыта, обогащение его;
    • готовность к компромиссам, формирование блоков, заключения союзов с другими партиями для расширения социальной базы своей политики;
    • неразрывная связь с массами, их потребностями и практическая работа по формированию политических лидеров для политической деятельности;
    • сплоченность, организованность, дисциплина и активность рядовых членов.

Победившие партии не препятствует деятельности оппозиционных, а проигравшие, критикуя политику правящей партии, уважают  политический выбор граждан и  сохраняют лояльное отношение к  правительству23.

 

2.2 Порядок регистрации политических партий в контексте принятия поправок в закон – « О политических партиях»

В федеральном законе –  «О политических партиях» в главе 3 установлен порядок регистрации политических партиях, который мы разберем подробнее в данной части курсовой работы.

Государственной регистрации  подлежат не только политические партии, но и ее региональные отделения, которые регистрируются в соответствии с Федеральным законом « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений24. В соответствии с частью 1 статьей 15 Федерального закона «О политических партиях» говорится, что для подтверждения государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения выдается документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц25.

Очевидно, что решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами, а точнее федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации, в соответствии с частью 2 статьи 15 настоящего закона26. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона « О  политических партиях», документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию27.

Стоит сказать, что после  внесения некоторых изменений в  данный Федеральный закон,  государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, но при этом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии28. А раньше в законе указывалось, что государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, но не более чем в половине субъектов Российской Федерации.

После подачи документов для  регистрации политической партии, федеральный  уполномоченный орган или его  территориальный орган, проверив соответствие полученных документов, принимает решение  о государственной регистрации  политической партии и направляет в  регистрирующий орган сведения и  документы, необходимые для осуществления  данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. После принятого решения федеральным уполномоченным органом, регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о политической партии29. И уже на следующий рабочий день, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

После того, как федеральный  уполномоченный орган или его  территориальный орган получил  информацию от регистрирующего органа, о внесении в единый государственный  реестр юридических лиц,  записи о политической партии или о ее региональном отделении, то не позднее  чем через три рабочих дня,  выдает уполномоченному лицу политической партии или ее региональному отделению документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Но, если, не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации, а в случае, если в соответствии с пунктом 5.1 настоящей статьи принято решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, течение указанного срока прерывается30.

Необходимо уделить внимание таким вещам при регистрации  политических партий, как документам, которые играют основную роль в данном процессе, потому что при их несоответствии установленным требованиям могут  отказать в государственной регистрации, или приостановить ее. И вообще если мы говорим о правовых взаимоотношениях, то всегда должно быть юридическое  подкрепление, будь то договор или  заявление. Итак, ссылаясь на статью 16 Федерального закона – «О политических партиях» хочется осветить основной перечень документов, представляемых на государственную регистрацию. Причем этот список документов распространяется как на обычные политические партии, на партии, созданные путем преобразования, так и на региональные отделения политических партий, хотя конечно есть некоторые дополнительные документы, предоставляемые для государственной регистрации, например региональных отделений политических партий, но мы все же обрисую общую картину, так как углубленное рассмотрение и изучение данной проблематики в цели нашей курсовой работы не входит.

Для государственной регистрации  всех видов политических партий, в федеральный уполномоченный орган представляются следующие документы:

а) заявление,

б) устав политической партии, заверенный  уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, или иного органа, 

в) программа политической партии, заверенная уполномоченными  лицами политической партии, 

г) заверенные уполномоченными  лицами политической партии копии решений  учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о  принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих  и контрольно-ревизионных органов  с указанием данных о представительстве  делегатов на этом съезде и результатах  голосования; 

д) документ об уплате государственной пошлины;

е) сведения об адресе (месте  нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с  политической партией;

ж) экземпляр общероссийского  периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;

з) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации конференций с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.

 После получение данных  документов, федеральный уполномоченный  орган, выдает представителям  политической партии документ, в  котором подтверждает их получение.  Но требовать предоставить политическую  партию каких-либо дополнительных  документов, не указанных в законе, он не вправе.

После всех пройденных этапов регистрации политической партии, не позднее чем через 15 дней представляет основные положения своей программы  в «Российскую газету» для опубликования.

В соответствии с частью 4 статьи 19 настоящего закона, федеральный  уполномоченный орган ежегодно публикует  перечень политических партий и их региональных отделений31. Создает специальные официальные сайты, где размещаются сводные финансовые отчеты политических партий, контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политических партий и их региональных отделений и иная открытая информация о политических партиях. Но информация о членах политической партии, находится в ограниченном доступе.  

В политической сфере не всегда все бывает гладко и безупречно, потому что кроме того, как существует порядок регистрации политических партий, в законе прописаны и основания для приостановлении и в отказе государственной регистрации политических партий.

Осветим некоторые моменты, которые могут послужить поводом  для отказа в государственной  регистрации политической партии:

а) если, положения устава политической партии противоречат Конституции  Российской Федерации, федеральным  конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным  законам;

б) если, наименование и (или) символика политической партии не соответствуют  требованиям статей 6 и 7 настоящего Федерального закона;

в) если, не представлены документы, необходимые в соответствии с  настоящим Федеральным законом  для государственной регистрации  политической партии;

г) если, федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной  регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям  настоящего Федерального закона;

д) если, нарушены установленные настоящим Федеральным законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии;

е) если, не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной  регистрации политической партии.

Региональным отделениям политических партий может быть отказано в государственной регистрации  на тех же основаниях, что и политическим партиям.

После принятия уполномоченными  органами об отказе в государственной  регистрации политической партии, заявителю  сообщается об этом в письменной форме  в течении трех рабочих дней со дня принятия решения, с полным ответом, где раскрываются все причины в отказе регистрации.

В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона, отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд32.

При этом закон не запрещает  подавать документы на повторную  пробу зарегистрировать политическую партию.

На фоне изложенного материала, хотелось бы привести некоторые примеры, когда соответствующие федеральные  органы отказывали в государственной  регистрации политической партии.

В 2011 году было отказано в  государственной регистрации оппозиционной  партии «Другая Россия»33. Решение об отказе приняло Министерство юстиции РФ, мотивировав это тем, что многие положения устава партии противоречат закону «О политических партиях». Лидер партии, Лимонов заявив, что повторно регистрировать партию не собирается, направился прямиком в суд, чтобы подать кассацию на решение Минюста. После рассмотрения дела, суд отказал в удовлетворении жалобы, но Лимонов не остановился и попытался обжаловать решение в московском городском суде. Увы, и тут не вышло, так как Мосгорсуд признал законным отказ в регистрации партии «Другая Россия». Таким образом, суд отклонил кассационную жалобу лидера партии на аналогичное решение первого суда, и оно вступило в силу.

Практически аналогичная ситуации  произошла с другой партией, которой  тоже было отказано в государственной  регистрации, но она прошла все инстанции и обжаловала решение в Европейский суд по правам человека в Страсбурге и добилась своего34. Речь идет о Республиканской партии. Республиканская партия России — одна из старейших российских либеральных партий, созданная еще в 1991 году. В 2007 году Минюст инициировал ее закрытие, что подтвердила кассационная инстанция Верховного суда. Суд посчитал, что партия не прошла перерегистрацию в соответствии с новыми правилами. В свою очередь, Европейский суд по правам человека признал незаконным отказ Минюста зарегистрировать Республиканскую партию России. Что интересно, это первое решение Страсбургского суда, касающееся политической системы России.

Информация о работе Конституционные основы многопартийности в России: понятие, классификация, порядок регистрации партий