Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:17, реферат
Период конца 80-х – середины 90-х гг. прошлого века был эпохой острого кризиса стран социалистического лагеря. Для значительной части из них он имел катастрофические социальные, экономические и политические последствия. Ломке и уничтожению подверглись политические системы, была изменена социальная структура, резко упал уровень жизни. Более всего эти негативные процессы затронули страны Восточной Европы и бывшего СССР, особенно те, которые бездумно бросились копировать либеральные политические и экономические модели западных капиталистических государств. Для многих из них этот кризис носил фатальный характер – с карты мира исчезли Югославия, ГДР, Чехословакия. Процессы дезинтеграции продолжают оставаться серьезнейшей проблемой и для многих других стран.
Росту либеральных настроений способствовало и решение XV съезда КПК в 1997 г. о необходимости развития экономики на основе различных форм собственности при сохранении приоритета общественной. Практическое воплощение влияние либерализма получило в признании свободы научных исследований, которая имеет значение в первую очередь для интеллигенции. Тем не менее, либерализм не получил широкого распространения за пределами интеллигентских кругов и не оказывает значительного влияния на современный политический процесс в Китае. Наибольшее сопротивление идеи либерализма встречают у выходцев из простого народа, то есть вызывают отторжение у большей части населения18. В 90-е гг. «либерализм, за исключением своих позиций по экономическим вопросам, с каждым днём всё больше отдалялся от китайского общества, ослаблял внимание к существующим в Китае насущным проблемам, создавая разительный контраст своей пассивностью, замкнутостью и оторванностью от народных масс» [12].
Упадку популярности либерализма и росту националистических настроений способствовали также процессы глобализации 90-х гг. Для большинства жителей Китая глобализация является империалистическим процессом, выгоду от которого получают только западные страны. Социологическое исследование, проведенное в 1995 году газетой «Молодежь Китая», показало массовое распространение антиамериканских настроений: 87,1% респондентов ответили, что США «не являются дружественной страной», а 57% признали США государством, вызывающим у них наибольшую неприязнь [12]. Антиамериканские настроения способствовали падению популярности либерализма среди молодежи и интеллигенции, подготавливая почву для развития национализма. Поддерживаемый официальной идеологией, национализм во второй половине 90-х гг. стал главной консолидирующей силой китайского общества. Опрос 2003 года «2003: как молодёжь Китая смотрит на мир?» показал, что уровень националистических, антиамериканских и антиглобалистских настроений среди молодежи по-прежнему остается высоким.
Реформистская политика и распространение ряда либеральных идей вызвало к жизни в 90-е гг. движение «новых левых», которое является продолжателем ряда традиций марксизма и маоизма. «Новые левые» стремятся к переосмыслению принципов социалистической теории и одновременно выступают против любых буржуазных нововведений как в политике, так и в экономике. Усиление конфуцианских тенденций в официальной идеологии вызывает с их стороны резкую критику. Например, масштабные торжества в честь 2556 годовщины со дня рождения Конфуция, состоявшиеся осенью 2005 года, рассматриваются левыми как возвращение к имперской идеологии и как явный признак «загнивания» правящей Китайской Коммунистической партии [19]. «Новые левые» выступают как выразители интересов так называемых «слабых масс» или «невписавшихся», то есть тех, кто не смог найти себе места в новой либерализированной экономике. Они указывают на растущее расслоение китайского общества и обвиняют реформаторов в возвращении страны ко всем проблемам и порокам старого Китая.
Таким образом, идеология современного Китая, сочетающая в себе принципы конфуцианства, социализма и национализма, подвергается критике и давлению как с правой, либеральной стороны, считающей реформы недостаточными, так и со стороны «новых левых», считающих реформы избыточными. Это указывает на то, что официальная идеология стремится к идеалу конфуцианской «золотой середины», призванной свести воедино те идеи, которые на первый взгляд представляются несовместимыми. Такое стремление проявляется, в первую очередь, в сочетании различных форм собственности и различных политических принципов (не важно какого цвета кошка). В сфере управления это проявляется в единстве авторитарных и либеральных управленческих стилей [6]. Идеал «золотой середины» ясно сформулирован в документе 2003 г. «Постановление ЦК КПК по некоторым вопросам совершенствования структуры социалистической рыночной экономики», который ставит целью «…гармоничное развитие города и села, гармоничное развитие всех регионов, гармоничное развитие экономики и общества, гармоничное развития человека и природы, гармоничное сочетание внутреннего развития страны и открытости внешнему миру» [12].
Американский политолог С. Хантингтон
описывает принципы современной
конфуцианской идеологии
Как считают многие исследователи,
стремительный экономический
К сожалению, очевидно нежелание сообщества западных стран во главе с США признавать ответственность за дестабилизацию обстановки в мире или перенимать опыт конфуцианской политической модели. Так, американский идеолог З. Бжезинский всячески пытается принизить достижения Китая, предрекая неизбежную политическую нестабильность и отвергая возможность того, что Китай сможет стать мировой сверхдержавой [2]. Известный политолог Ф. Фукуяма пытается доказать, что между конфуцианством и западной демократией нет существенных противоречий, прозрачно намекая на неизбежность прихода Китая и всего региона к западной модели капитализма.
Таким образом, идеология либерализма, под лозунгами прав человека, свободы и демократии, разнообразия политических систем продолжает навязывать миру единую модель политического устройства. Наблюдается дальнейшее стремление группы западных стран к созданию однополярного мира и насильственному навязыванию западных стандартов и ценностей. Это стремление входит в явное противоречие с национальными интересами большинства стран планеты, включая страны юго-восточной Азии и бывшего СССР. Развитие с учетом культурных традиций, менталитета, истории и геополитического положения является законным правом каждой страны и важнейшим условием поддержания стабильности в мире: «Мы с вами должны осознать: многообразие путей к прогрессу – непреходящая ценность нашей цивилизации. Только она обеспечивает стабильность в мире» [9].
Конфуцианская модель как раз и
является одной из наиболее убедительных
альтернатив общественного
Усиление роли государства в белорусской модели развития во многом схоже с ролью государства в конфуцианских политических системах. Ориентация на сохранение традиций и толерантность как важнейшие черты белорусского менталитета позволяют говорить о том, что опыт конфуцианской идеологии мог бы быть использован и в разработке белорусской идеологии. Общим для двух стран является и длительный исторический опыт социалистической системы с ее ценностями коллективизма, который активно используется на современном этапе для создания социального государства равных возможностей.
Перед Республикой Беларусь, как и перед другими странами, испытавшими негативное влияние идеологии либерализма, остро стоит проблема согласования индивидуального и общественного, преодоления разрыва между интересами человека и интересами государства. Наиболее убедительный, проверенный веками способ решения этой проблемы предлагается именно в конфуцианстве, где согласование индивидуального и общественного достигается на основе признания приоритета интересов государства. Либеральная модель, в которой эта проблема решается противоположным образом, то есть признанием приоритета личности над государством, всего за несколько веков своего существования породила десятки войн, революций и переворотов, привела к появлению и исчезновению десятков государств, истощению природных ресурсов и другим глобальным проблемам. Использование принципов восточных идеологий является необходимой и неизбежной альтернативой либеральной идеологии, которая продолжает оставаться главной причиной нестабильности современного мира.
Литература
1. Аристотель. Большая этика // Сочинения в 4-х тт. Т.4. М., 1983.
2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2005.
3. Гегель
Г. Лекции по истории
4. История китайской философии. М., 1989.
5. Йегер В. Пайдея. М., 1997.
6. Карадже
Т.В., Савин И.Л. Конфуцианство
как основа формирования
7. Козловский
Ю.Б. Проблема личностного-
8. Кондратьева
Ю. Л. Позиция Дэн Сяопина в отношении политической
модернизации китайского общества в 80-е
годы. www.humanities.edu.ru/db/msg/
9. Лукашенко
А.Г. Выступление на 60-ой сессии
Генеральной Ассамблеи ООН. www.president.gov.by/rus/
president/speech/2005/un60.
10. «Лунь-Юй» // Древнекитайская философия в 2-х тт., Т.1. М., 1972.
11. Малявин В.В. Идеологические течения в Китае V-III в. до н.э. // История древнего мира. Расцвет древних сообществ. М., 1989.
12. Нин
Ф. Три направления
13. Овчинников
В. «Пятая модернизация»:
14. Переломов
Л.С. Традиционная китайская
15. Сяопин
Д. Основные вопросы
16. Фукуяма
Ф. Конфуцианство и демократия. Русский
журнал. www.russ.ru/journal/predely/
17. Цзэминь
Ц. Доклад на 16 Всекитайском съезде
КПК. russian.cri.com.cn/russia/
18. Шуйфа
Х. Развитие либерализма в
19. Chan J.
A grand ceremony for Confucius: Beijing turns to the old imperial ideology.
http://www.wsws.org/cgi-bin/
Информация о работе Конфуцианство как основа современной китайской идеологии