Конфуцианство как основа современной китайской идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:17, реферат

Краткое описание

Период конца 80-х – середины 90-х гг. прошлого века был эпохой острого кризиса стран социалистического лагеря. Для значительной части из них он имел катастрофические социальные, экономические и политические последствия. Ломке и уничтожению подверглись политические системы, была изменена социальная структура, резко упал уровень жизни. Более всего эти негативные процессы затронули страны Восточной Европы и бывшего СССР, особенно те, которые бездумно бросились копировать либеральные политические и экономические модели западных капиталистических государств. Для многих из них этот кризис носил фатальный характер – с карты мира исчезли Югославия, ГДР, Чехословакия. Процессы дезинтеграции продолжают оставаться серьезнейшей проблемой и для многих других стран.

Файлы: 1 файл

Конфуцианство как основа современной китайской.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Росту либеральных настроений способствовало и решение XV съезда КПК в 1997 г. о необходимости развития экономики на основе различных форм собственности при сохранении приоритета общественной. Практическое воплощение влияние либерализма получило в признании свободы научных исследований, которая имеет значение в первую очередь для интеллигенции. Тем не менее, либерализм не получил широкого распространения за пределами интеллигентских кругов и не оказывает значительного влияния на современный политический процесс в Китае. Наибольшее сопротивление идеи либерализма встречают у выходцев из простого народа, то есть вызывают отторжение у большей части населения18. В 90-е гг. «либерализм, за исключением своих позиций по экономическим вопросам, с каждым днём всё больше отдалялся от китайского общества, ослаблял внимание к существующим в Китае насущным проблемам, создавая разительный контраст своей пассивностью, замкнутостью и оторванностью от народных масс» [12].

Упадку популярности либерализма и росту националистических настроений способствовали также процессы глобализации 90-х гг. Для большинства жителей Китая глобализация является империалистическим процессом, выгоду от которого получают только западные страны. Социологическое исследование, проведенное в 1995 году газетой «Молодежь Китая», показало массовое распространение антиамериканских настроений: 87,1% респондентов ответили, что США «не являются дружественной страной», а 57% признали США государством, вызывающим у них наибольшую неприязнь [12]. Антиамериканские настроения способствовали падению популярности либерализма среди молодежи и интеллигенции, подготавливая почву для развития национализма. Поддерживаемый официальной идеологией, национализм во второй половине 90-х гг. стал главной консолидирующей силой китайского общества. Опрос 2003 года «2003: как молодёжь Китая смотрит на мир?» показал, что уровень националистических, антиамериканских и антиглобалистских настроений среди молодежи по-прежнему остается высоким.

Реформистская политика и распространение  ряда либеральных идей вызвало к  жизни в 90-е гг. движение «новых левых», которое является продолжателем  ряда традиций марксизма и маоизма. «Новые левые» стремятся к переосмыслению принципов социалистической теории и одновременно выступают против любых буржуазных нововведений как в политике, так и в экономике. Усиление конфуцианских тенденций в официальной идеологии вызывает с их стороны резкую критику. Например, масштабные торжества в честь 2556 годовщины со дня рождения Конфуция, состоявшиеся осенью 2005 года, рассматриваются левыми как возвращение к имперской идеологии и как явный признак «загнивания» правящей Китайской Коммунистической партии [19]. «Новые левые» выступают как выразители интересов так называемых «слабых масс» или «невписавшихся», то есть тех, кто не смог найти себе места в новой либерализированной экономике. Они указывают на растущее расслоение китайского общества и обвиняют реформаторов в возвращении страны ко всем проблемам и порокам старого Китая.

Таким образом, идеология современного Китая, сочетающая в себе принципы конфуцианства, социализма и национализма, подвергается критике и давлению как с правой, либеральной стороны, считающей  реформы недостаточными, так и  со стороны «новых левых», считающих реформы избыточными. Это указывает на то, что официальная идеология стремится к идеалу конфуцианской «золотой середины», призванной свести воедино те идеи, которые на первый взгляд представляются несовместимыми. Такое стремление проявляется, в первую очередь, в сочетании различных форм собственности и различных политических принципов (не важно какого цвета кошка). В сфере управления это проявляется в единстве авторитарных и либеральных управленческих стилей [6]. Идеал «золотой середины» ясно сформулирован в документе 2003 г. «Постановление ЦК КПК по некоторым вопросам совершенствования структуры социалистической рыночной экономики», который ставит целью «…гармоничное развитие города и села, гармоничное развитие всех регионов, гармоничное развитие экономики и общества, гармоничное развития человека и природы, гармоничное сочетание внутреннего развития страны и открытости внешнему миру» [12].

Американский политолог С. Хантингтон описывает принципы современной  конфуцианской идеологии следующим  образом: «В классическом китайском конфуцианстве и его производных в Корее, Вьетнаме, Сингапуре, Тайване и (менее ярко и однозначно) в Японии интересы коллектива ставятся выше интересов личности, власть имеет приоритет перед свободой, а обязанности считаются более важными, чем права. В конфуцианских обществах недостает традиции противостояния права государству; те немногочисленные права и свободы, которые все же имелись, исходили от самого государства. Предпочтение отдается согласию и сотрудничеству, а не разнообразию мнений и конкуренции. Главными ценностями являются поддержание порядка и уважение иерархических отношений. Конфликт идей, групп и партий рассматривается как вредный и незаконный. Самое важное, конфуцианство осуществило слияние общества и государства и поставило вне закона автономные общественные институты на общегосударственном уровне» [16]. В современной конфуцианской идеологии, таким образом, главной остается центральная идея единства индивидуального и общественного на основе ограничения личностного начала и подчинения его потребностям социального целого.

Как считают многие исследователи, стремительный экономический рывок  стран юго-восточной Азии во многом определяется именно идеологией конфуцианства, которая принята не только в Китае, но и в Корее, Вьетнаме, Сингапуре, Тайване. В этом смысле конфуцианство также является основой единства и целостности целого региона, позволяя ему противостоять экспансии либеральных идей. Такое противостояние в 90-е гг. прошлого века приняло достаточно явный характер, особенно после того, как США попытались ввести против Китая торговые санкции под избитым предлогом нарушений «прав человека». В этот период бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, активный сторонник конфуцианских идей, начал кампанию, призванную показать преимущество конфуцианства перед западной демократией и несовместимость этих двух путей развития общества [16]. Сегодня эта точка зрения приобретает все большую популярность, особенно учитывая тот факт, что результатом экспансии либерализма на восток стала дестабилизация целых регионов, разжигание военных конфликтов и стимулирование международного терроризма.

К сожалению, очевидно нежелание сообщества западных стран во главе с США  признавать ответственность за дестабилизацию обстановки в мире или перенимать опыт конфуцианской политической модели. Так, американский идеолог З. Бжезинский всячески пытается принизить достижения Китая, предрекая неизбежную политическую нестабильность и отвергая возможность того, что Китай сможет стать мировой сверхдержавой [2]. Известный политолог Ф. Фукуяма пытается доказать, что между конфуцианством и западной демократией нет существенных противоречий, прозрачно намекая на неизбежность прихода Китая и всего региона к западной модели капитализма.

Таким образом, идеология либерализма, под лозунгами прав человека, свободы и демократии, разнообразия политических систем продолжает навязывать миру единую модель политического устройства. Наблюдается дальнейшее стремление группы западных стран к созданию однополярного мира и насильственному навязыванию западных стандартов и ценностей. Это стремление входит в явное противоречие с национальными интересами большинства стран планеты, включая страны юго-восточной Азии и бывшего СССР. Развитие с учетом культурных традиций, менталитета, истории и геополитического положения является законным правом каждой страны и важнейшим условием поддержания стабильности в мире: «Мы с вами должны осознать: многообразие путей к прогрессу – непреходящая ценность нашей цивилизации. Только она обеспечивает стабильность в мире» [9].

Конфуцианская модель как раз и  является одной из наиболее убедительных альтернатив общественного развития, которая доказывает многообразие путей  к прогрессу. Изучение этой модели и  использование ее опыта может  иметь огромное значение для Республики Беларусь, которая стремится к развитию по своему пути, отличному от западных либеральных моделей общества.

Усиление роли государства в  белорусской модели развития во многом схоже с ролью государства  в конфуцианских политических системах. Ориентация на сохранение традиций и толерантность как важнейшие черты белорусского менталитета позволяют говорить о том, что опыт конфуцианской идеологии мог бы быть использован и в разработке белорусской идеологии. Общим для двух стран является и длительный исторический опыт социалистической системы с ее ценностями коллективизма, который активно используется на современном этапе для создания социального государства равных возможностей.

Перед Республикой Беларусь, как  и перед другими странами, испытавшими  негативное влияние идеологии либерализма, остро стоит проблема согласования индивидуального и общественного, преодоления разрыва между интересами человека и интересами государства. Наиболее убедительный, проверенный веками способ решения этой проблемы предлагается именно в конфуцианстве, где согласование индивидуального и общественного достигается на основе признания приоритета интересов государства. Либеральная модель, в которой эта проблема решается противоположным образом, то есть признанием приоритета личности над государством, всего за несколько веков своего существования породила десятки войн, революций и переворотов, привела к появлению и исчезновению десятков государств, истощению природных ресурсов и другим глобальным проблемам. Использование принципов восточных идеологий является необходимой и неизбежной альтернативой либеральной идеологии, которая продолжает оставаться главной причиной нестабильности современного мира.

Литература

1. Аристотель. Большая этика // Сочинения в  4-х тт. Т.4. М., 1983.

2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2005.

3. Гегель  Г. Лекции по истории философии  в 3-х тт. Т.1. СПб., 1993.

4. История  китайской философии. М., 1989.

5. Йегер  В. Пайдея. М., 1997.

6. Карадже  Т.В., Савин И.Л. Конфуцианство  как основа формирования общественно-политических идеалов современного Китая // www.humanities.edu.ru/db/msg/62677.

7. Козловский  Ю.Б. Проблема личностного-индивидуального  в духовно-культурной традиции  народов Дальнего Востока. www.PHILOSOPHY.ru/iphras/library/vost/kozlov.htm.

8. Кондратьева Ю. Л. Позиция Дэн Сяопина в отношении политической модернизации китайского общества в 80-е годы. www.humanities.edu.ru/db/msg/44574.

9. Лукашенко  А.Г. Выступление на 60-ой сессии  Генеральной Ассамблеи ООН. www.president.gov.by/rus/ president/speech/2005/un60.html.

10. «Лунь-Юй»  // Древнекитайская философия в  2-х тт., Т.1. М., 1972.

11. Малявин  В.В. Идеологические течения в  Китае V-III в. до н.э. // История древнего мира. Расцвет древних сообществ. М., 1989.

12. Нин  Ф. Три направления общественной  мысли, оказавших влияние на современный Китай. // журнал «Главная тема», № 6, 2005. http://gt-msk.ru/talk/341-0.

13. Овчинников  В. «Пятая модернизация»: политические  реформы в Китае. // журнал «Финансовый  контроль», №12, 2005. http://www.fincontrol.ru/themes/fincontrol/archive-theme.asp?folder=3821&foundID=89276.

14. Переломов  Л.С. Традиционная китайская философия  и ее роль в современном  Китае. // Книга правителя области  Шан. М., 1993.

15. Сяопин  Д. Основные вопросы современного  Китая. М., 1987.

16. Фукуяма  Ф. Конфуцианство и демократия. Русский журнал. www.russ.ru/journal/predely/97-11-25/fuku.htm.

17. Цзэминь  Ц. Доклад на 16 Всекитайском съезде  КПК. russian.cri.com.cn/russia/2002/Nov/75395.htm.

18. Шуйфа  Х. Развитие либерализма в Китае  // журнал «Неприкосновенный запас», №4, 2002. http://magazines.russ.ru/nz/2002/4/shui.html.

19. Chan J. A grand ceremony for Confucius: Beijing turns to the old imperial ideology. http://www.wsws.org/cgi-bin/birdcast.cgi.


Информация о работе Конфуцианство как основа современной китайской идеологии