Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:17, реферат
Период конца 80-х – середины 90-х гг. прошлого века был эпохой острого кризиса стран социалистического лагеря. Для значительной части из них он имел катастрофические социальные, экономические и политические последствия. Ломке и уничтожению подверглись политические системы, была изменена социальная структура, резко упал уровень жизни. Более всего эти негативные процессы затронули страны Восточной Европы и бывшего СССР, особенно те, которые бездумно бросились копировать либеральные политические и экономические модели западных капиталистических государств. Для многих из них этот кризис носил фатальный характер – с карты мира исчезли Югославия, ГДР, Чехословакия. Процессы дезинтеграции продолжают оставаться серьезнейшей проблемой и для многих других стран.
«Низкий человек» является полной противоположностью «благородному мужу», то есть тому, кто посвящает свою жизнь служению государству на основе жэнь-человеколюбия: «Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду» [10, 148]. С точки зрения конфуцианства, современный западноевропейский индивид является типичным «низким человеком», так как его поведение основано на принципах прагматизма и утилитаризма, преследовании личного материального интереса в ущерб общественной пользе.
Труднодостижимый идеал «
С момента превращения
Следует отметить, что с такой же идеей образованных правителей выступали крупнейшие представители античной философии – пифагорейцы, Сократ, Платон, Аристотель, стоики и неоплатоники, однако их концепции не нашли последовательного практического воплощения и были благополучно забыты западной традицией. Более того, идея образованной и высоконравственной правящей элиты большинством современных западных философов и политологов считается идеалистической, утопичной и даже объявляется безнадежно устаревшей. В исследовании политической сферы преобладают установки макиавеллизма, требующие изгнания любых нравственных оценок и идеалов. Пренебрежительное и презрительное отношение к якобы «ненаучным» учениям древних является характерной чертой западного мышления, которое в каждую новую эпоху стремится начинать все с нуля.
В отличие от этого, китайская культура, бережно сохранявшая традиции, была способна не только по достоинству оценить гениальность древних философов, но и использовать их идеи для практического улучшения жизни. Конфуцианская теория управления позволила преодолеть важнейшие противоречия, которые несут угрозу стабильности общества. В первую очередь, отбор правящей элиты из всех социальных слоев устранял противоречие между богатыми и бедными, обеспечивал поддержку большинства населения. Кроме того, политическая направленность образования позволяла ликвидировать характерное для других цивилизаций, прежде всего для западной, противостояние интеллигенции и власти. Образованный человек, интеллигент, оказывался включен в государственную систему и направлял свои усилия на ее поддержку и сохранение, а не на критику и разрушение. В конечном счете, такая система позволяла свести к минимуму глобальное противоречие между индивидуальным и общественным, так даже самые глубокие внутренние мысли и переживания человека не входили в противоречие с государственными интересами. Для западной традиции, особенно эпохи Нового времени, столкновение верхов и низов, интеллигенции и власти, индивидуального и общественного заканчивалось разрушительными потрясениями.
Закономерно, что период запрета конфуцианства с 1949 по 1978 стал для Китая эпохой тяжелых потрясений и конфликтов. «Большой скачок» 1958 – 1960 г.г. закончился упадком экономики и голодом 1959-1961 гг. «Культурная революция» (май 1966 – октябрь 1976) почти на десятилетие ввергла страну в состояние анархии и поставила на грань гражданской войны. Период 1972-1976 гг. был эпохой резких нападок на конфуцианство и торжества другого влиятельного течения древнекитайской философии – легизма, который был официально признан источником официальной идеологии маоизма. Парадоксальным образом, концепция Мао Цзэдуна 70-х гг. «использовать древность во благо современности», стимулировавшая массовое тиражирование текстов древнекитайской философии, несмотря на антиконфуцианскую направленность способствовала распространению и возрождению конфуцианских идей.
Однако маоистская интерпретация ряда принципов легизма и других школ китайской философии входила в явное противоречие не только с устоявшимися традициями, но и с национальными интересами страны. Поэтому возвращение современного Китая к проверенной веками идеологии конфуцианства стало логичным и неизбежным шагом. Тем не менее, существенную роль в китайской идеологии, которая умеет в любом учении найти моменты истины, сохранили и принципы легизма.
Такое возвращение к конфуцианству было связано с концепцией развития Китая, предложенной Дэн Сяопином, вновь пришедшим к власти в 1978 году. В 1979 году Дэн Сяопин заявил, что «целью социализма с китайской спецификой является достижение к 2000 году уровня общества «сяо кан»» [14, 374]. Термин «сяо кан» для каждого китайца связан с конфуцианской традицией и представляет один из идеалов раннего Конфуция. На русский язык его можно перевести как «общество малого благоденствия» или «общество со среднезажиточным уровнем жизни» [15, 69]. Идеал такого общества понятен не только китайцам, но и всем народам региона Юго-восточной Азии. Это общество, в котором не существует резкого социального расслоения и для нормальной жизни достаточно небольшого уровня доходов, а рыночная экономика находится под контролем государства. Конфуцианское «сяо кан» напоминает идеал социалистического общества и социального государства, которое является целью развития Республики Беларусь. Таким образом, лаконичное заявление Дэн Сяопина означало смягчение не только внутренней, но и внешней политики, которая отныне была ориентирована на достижение регионального идеала общественного устройства на основании сотрудничества и взаимодействия.
Кроме того, «сяо кан» включает в себя не только экономический, но и политический идеал. В обществе «малого благоденствия» «…правитель при назначении на должности подбирает талантливых, добрых и человеколюбивых, отдавая им предпочтение перед родственными связями» [14, 376]. Качество руководства, качество кадров рассматривается в китайской идеологии как важнейшее условие мощи государства.
В экономическом плане концепция Дэн Сяопина предполагала плавное введение элементов рыночной экономики, главным из которых было право на иные формы собственности, кроме государственной, при одновременном осуществлении «четырех модернизаций»: сельского хозяйства, промышленности, государственной обороны и науки. Приоритетная поддержка и развитие сельского хозяйства как основы модернизации была обусловлена идеями конфуцианства, в котором сельское хозяйство именуется «стволом» государства, то есть его важнейшей основой. Сельское хозяйство рассматривалось китайским руководством как основа развития экономики, социальной стабильности и самостоятельности государства. Последующие годы показали правильность этой экономической стратегии: Китай вызволил из абсолютной бедности 250 миллионов человек, сократив численность этой группы населения с 25 до 2 процентов [13]. Сегодняшние поразительные успехи китайской экономики, о которых не мог мечтать и сам Дэн Сяопин, являются результатом не столько экономических концепций, сколько разумной и сбалансированной идеологии. В этом смысле Китай смог избежать характерного для западной культуры игнорирования духовных, идейных факторов в жизни общества, в том числе и в сфере материального производства.
Дэн Сяопин был убежден, что использование
некоторых принципов
Дальнейшее развитие событий подтвердило
правильность подобного подхода: к
концу 80-х гг. стало очевидно, что
необходимо внесение ряда изменений
и в идеологию с целью ее
адаптации к новой
Проникновение националистических идей
в официальную идеологию
1. Отказ от полной открытости страны, предполагающий опору на внутренний, а не на внешний экономический обмен.
2. Ориентация на сотрудничество
со странами Юго-восточной
3. Сочетание эффективности
4. Борьба против распространения
западных ценностей и
5. Развитие тяжелой и
Все перечисленные принципы национализма являются продолжением и переосмыслением ряда идей традиционной китайской философии, в первую очередь конфуцианства. Следует подчеркнуть, что, несмотря на различия, в подавляющем большинстве эти философские течения восхваляли порядок и стабильность как главные политические ценности и осуждали смуту и хаос. Националистическая идеология является главной опорой существующей власти, направляя свои усилия на поддержку авторитета государства, партии и правительства. Признавая важнейшую роль национализма в современном Китае, в докладе Цзянь Цзэминя на 16 съезде КПК отмечается: «Национальный дух – та духовная опора, от которой зависит существование и развитие нации… За пять с лишним тысяч лет своего развития китайская нация выработала у себя великий национальный дух, ядро которого – патриотизм и который выражается в сплоченности и единении, миролюбии, трудолюбии, мужестве и неустанном стремлении вперед» [17].
В 80-е – 90-е гг. в Китае, помимо
национализма, основанного на традиционных
принципах конфуцианства и
Сильнейшим ударом для либералов
стали инициированные же ими молодежные
волнения конца 80-х гг., которые у
большинства населения
Информация о работе Конфуцианство как основа современной китайской идеологии