Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:57, контрольная работа
Актуальность темы исследования обусловлена не только растущим интересом представителей западной культуры к восточной, в том числе и китайской философской традиции, но и стоящей перед философами современного Востока задачей культурного самоопределения. В последние десятилетия XX в. проблема поиска глобального значения конфуцианской традиции, а также ее взаимодействия с западноевропейской философией стала центральной в творчестве ведущих китайских мыслителей.
1.Введение. 3
2.Конфуцианство и современность. 3
2.1.Конфуций. 3
2.2Основные учения конфуцианства. 8
2.3.Конфуцианство в современном мире. 17
3. Список литературы. 21
Важнейшим нововведением Мэн-цзы был тезис о том, что природа человека изначально добра. Исходя их этого, развивалась идея о врожденном знании добра и способности его творить, о возникновении зла в человеке в результате нежелания следовать своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от внешнего негативного влияния. Мэн-цзы говорил о необходимости полного раскрытия исконной природы человека через образование, которое позволяет познать Небо и служить ему. Небо интерпретируется Мэн-цзы как высшая направляющая сила, определяющая посредством воздействия на народ и правителя судьбы людей и государств. Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи) также врожденны человеку, причем жэнь и и нередко выступают совместно: жэнь как принцип, объединяющий людей, а и - их разграничивающий.
Жэнь и и являются основой разработанной
Мэн-цзы концепции "гуманного управления"
государством (жэнь чжэн), в которой главная
роль уже отводится народу ("Народ является
главным в государстве, за ним следуют
духи земли и зерна, а государь занимает
последнее место"). Отсюда исходила
и мысль о том, что народ имеет право свергнуть
путём восстания жестокого или недостойного
правителя.
Сюнь-цзы принес
в конфуцианство идеи других философских
школ, в частности, даосизма и легизма
(древнекитайского этико-политического
учения об управлении человеком, обществом
и государством). Сюнь-цзы исходил из концепции
ци - первичной материи, или материальной
силы, обладающей двумя формами: инь (темнота,
пассивность, женское начало) и ян (свет,
активность, мужское начало). Мир существует
и развивается в согласии с естественными
познаваемыми закономерностями; Небо
- активный естественный элемент мира,
оно не управляет человеком, а наоборот,
может быть подчинено им и использовано
в интересах людей. От человека как части
природы зависят счастье и несчастье,
богатство и нищета, здоровье и болезнь,
порядок и смута. Человек по своей природе
зол, он рождается завистливым и злобным,
с инстинктивным чувством наживы. Поэтому
на человека необходимо воздействовать
с помощью воспитания (ли - этикет) и закона
(Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать
традиции и обряды и выполнять долг - тогда
у него появятся добродетель и культура.
Совершенство же достигается через долгое
обучение, длящееся всю жизнь.
Главными звеньями
управления страной Сюнь-цзы считал справедливые
приказы и любовь к народу, почтительное
отношение к традициям и уважение к ученым,
почитание мудрых и привлечение к государственным
делам способных людей, а мерилом правления
- справедливость и мир.
В эпоху Хань (206 г. до н. э. - 220
г. н. э.) конфуцианство окончательно утвердилось
в Китае и заняло господствующее положение.
В 136 г. до н. э. император У-ди (140-87 гг. до
н. э.) провозгласил конфуцианство официальной
доктриной, а философ Дун Чжуншу (180-115,
или 179-104 гг. до н. э.) предложил запретить
другие учения и объявить конфуцианство
единственным истинным учением, которому
должны неукоснительно следовать все
подданные государства. После этого конфуцианство
оставалось господствующей доктриной
и идеологией в Китае на протяжении свыше
двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской
революции 1911 г.).
Дун Чжуншу соединил конфуцианство
с учением о космических силах инь и ян
и пяти первоэлементах (дерево, огонь,
землю, металл и воду). Природу человека он определял
как врожденную, полученную от Неба. В
ней содержится в равной степени как человечность
(жэнь), так и алчность, что отражает действия
в Небе сил инь и ян. Чувства (источники
зла) также являются частью природы человека,
но посредством воспитания человеческая
природа становится доброй и завершенной.
Воспитывать людей должен правитель,
который был провозглашен Сыном Неба (Тяньцзы),
правящим по его повелению и выполняющим
таким образом его волю. Соответственно,
власть правителя признавалась священной
и дарованной свыше.
Принцип отношений между правителем
и подданными был выражен в концепции
трех связей: правитель - подданный, отец
- сын, муж - жена, где первые компоненты
соответствуют доминирующей силе ян и
являются образцом для вторых, соответствующих
подчиненной силе инь. Таким образом, становилась
сакральной и полностью оправдывалась
авторитарная власть императора.
На базе конфуцианства
в Китае создается специфическая форма
государственно-
Постепенно в конфуцианстве все более
усиливаются религиозно-мистические черты.
На первый план уже выдвигаются положения
о Небе (Тянь) как о предопределяющей божественной
силе, о зависимости общества и человека
от воли Неба, о божественном происхождении
власти государя - Сына Неба, о верности
подданного государю и о господстве Сына
Неба над всеми народами Вселенной.
Формируется и культ поклонения Конфуцию,
который стал почитаться как первоучитель
человечества. В 174 г. император Гао-цзу
уже лично посетил могилу Конфуция на
его родине в Цюйфу (провинция Шаньдун)
и принес на ней в жертву быка. Через 50
лет в честь Конфуция был воздвигнут храм.
В 267 г. императорским указом предписывалось
приносить в столице и на родине Конфуция
четырежды в год в жертву овцу, свинью
и быка. В 555 г. предписывалось сооружение
в каждом городе, где размещалась резиденция
представителя власти, храма в честь Конфуция.
Потомки Конфуция по прямой линии получили
наследственный княжеский титул, а старший
в роду должен был посвящать себя уходу
за могилой и храмом. В начале ХХ в. род
Конфуция насчитывал 20-30 тысяч членов;
он существует и поныне.
Конфуцианство проникло во все поры
общественной жизни и определяло нормы
морали, семейные и общественные традиции,
научную и философскую мысль, выработав
определённые стереотипы в сознании народа,
в особенности среди просвещенных слоев
общества.
В период Тан (618-907 гг.) конфуцианство
находилось в сложных условиях соперничества,
борьбы и сосуществования с буддизмом
и даосизмом. Большая роль в этой борьбе
принадлежала известному писателю и мыслителю
Хань Юю (768 -8 24 гг.) , выступившему с резкой критикой
буддизма и в защиту конфуцианства. Хань
Юй уделял особое значение учению о человеческой
природе, в отношении которой он впервые
ввел понятие сань пинь (три ступени): высшую
- абсолютно хорошую; среднюю - способную
развиваться как в позитивном, так и в
негативном направлениях; и низшую - абсолютно
плохую. Человеческая природа при этом
отделялась от чувств: свою природу человек
получает при рождении, чувства же обретает
в контакте с внешними вещами. Категорию
жэнь Хань Юй расширил до понятия всеобщей
любви.
Новый этап развития конфуцианства
относится к эпохам Сун (960-1279 гг.) и Мин
(1279 -1644 гг.) и связан с именем Чжу Си (1130-1200
гг.) - выдающегося учёного-историка, филолога
и философа, который является создателем
обновленной философской системы неоконфуцианства
(или чжусианства).
Чжу Си, систематизировав
и сохранив все основные идеи конфуцианства,
развил дуалистическую концепцию двух
начал - идеального, первичного ли и материального,
вторичного ци: ли нуждается в прикреплении
к определенному ци, ци же нуждается в
ли как в законе своего существования,
поэтому они неразделимы. Все принципы,
действительные и возможные, а также и
ци содержатся в лишенном физической формы
Великом Пределе (Тай Цзи), существующем во всех вещах,
взятых в совокупности (Вселенная) и в
отдельности. Ли человека (или вещи) является
его природой, реальной и конкретной, причем
ли его первоначальной природы, ничем
не затронутой и совершенной, является
моральным разумом, тогда как ли его природы,
смешанной с человеческими желаниями
и физическим элементом, является человеческим
разумом, подверженным как добру, так и
злу. Жэнь в трактовке Чжу Си обрело форму
характера человеческого разума и правила
любви.
Обобщающее учение Чжу
Си по глубине и уровню своих теоретических
построений, разнородности разрабатываемых
проблем намного превзошло классическое
конфуцианство. В последующие века чжусианство
стало доминирующим направлением конфуцианства,
которое именно в этой форме получило
дальнейшее распространение как в самом
Китае, так и за его пределами - в Японии,
Корее и Вьетнаме.
В период правления маньчжурской
династии Цин (1644-1911 гг.) придворным культом
императорского двора становится ламаизм
( одно из течений в буддизме; распространено
в автономных районах Тибета и Внутренней
Монголии (КНР), МНР, а также в отдельных
районах Непала и Индии) и религиозно-философские
позиции конфуцианства несколько ослабевают.
Кроме того, конфуцианская идеология уже
становится тормозом на пути к научно-техническому
прогрессу и способствует изоляции Китая
от европейской цивилизации, что явилось
одним из факторов, обусловивших относительную
отсталость Китая в этот период.
Конфуцианство широко распространено в материковом Китае, в том числе в Сянгане, в Макао, на Тайване, в Корее, Вьетнаме, Сингапуре, среди китайцев, живущих в различных странах мира.
В конце XIX - начале XX вв. философ
и реформатор Кан Ювэй (1858-1927 гг.) развернул
борьбу за установление в Китае конституционной
монархии и превращение конфуцианства
в государственную религию. Он также предпринял
попытку модернизировать конфуцианство,
которое всё более вступало в противоречие
с изменяющимися условиями общественного
бытия. Кан Ювэй развил концепцию перемен,
или изменений (бянь), как проявление Пути
Неба и закона (ли) вещей, имеющего эволюционный
и в значительной мере индивидуальный
характер. Понятие жэнь он истолковывал
как силу любви, объединяющую людей. Историческое
развитие человечества Кан Ювэй объяснял
при помощи теории трех этапов: хаоса,
поднимающегося покоя и великого покоя,
сменяющих друг друга в эволюционном процессе.
В итоге эволюция должна закончиться всеобщим
великим единением (да тун) - состоянием
абсолютного всеобщего равенства, любви,
справедливости и общественного владения
имуществом. Семья, государство, частная
собственность, наказания и даже национальные
языки будут упразднены либо постепенно
исчезнут, так же как и девять преград
(государственные, классовые, расовые,
национальные, родовые, половые, религиозные,
имущественные и профессиональные, различия).
В 1919 г. во время движения «Четвертого мая» наряду с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую конфуцианскую культуру новой, демократической и более передовой. Экономические преобразования в Китае нанесли конфуцианской идеологии и традициям сильный удар, но тем не менее конфуцианство продолжало и продолжает играть значительную роль в культурной и общественной жизни страны.
На сегодняшний день, когда на Планете непрерывно обостряются различные конфликты и кризисы, в учении конфуцианства нуждается не только Китай, но и весь мир.
Моральное учение Конфуция сегодня также рассматривается как средство совершенствования человеческого поведения в обществе , наполненном стяжательством и эгоизмом. Учение проповедует человеколюбие и управление государством и народом на основе добродетели, делая акцент на уважении ритуала и нравственно-этических норм. Изучение конфуцианства способствует стыковке традиционных и современных представлений о ценностях, помогает органичному слиянию восточной и западной культур. Основанная великим мыслителем философская школа конфуцианства на протяжении веков оказывала глубочайшее влияние на различные аспекты общественной жизни древнего Китая и продолжает пользоваться огромным авторитетом у современных китайцев. Именно с идеями Конфуция китайская цивилизация жила и развивалась несколько тысячелетий. В современном обществе конфуцианство должно не только служить духовным руководством китайской нации, но и играть достойную роль в содействии миру во всем мире, повышении нравственных качеств человечества, многообразии и общем процветании мировой культуры и равенстве мировых религиозных направлений. Конфуцианство приобретает все большую популярность в мире, становится одним из важных символов культуры Востока в сокровищнице мировой истории и культуры. По мере того как на пути к новому международному порядку возникает все больше экономических вызовов, все громче звучит призыв к созданию гармоничного всемирного сообщества на основе проверенных тысячелетиями ценностей. Конфуцианское мировоззрение уже оказывает существенное влияние на функционирование глобального рынка.
Для современной китайской идеологии характерна идея надэтнического национализма, которая позволяет предупредить возможные конфликты между представителями 56 народов, проживающих на его территории. Такой тип национализма позволяет подавить или свести к минимуму своеобразный «этнический индивидуализм», который представляет собой серьезную проблему для многих полиэтнических государств. Китайский национализм лежит в основе формирования государственного сознания граждан и представляет собой выражение одного из важных принципов конфуцианства – принципа опоры на собственные силы. В экономике он выражается в безусловном приоритете интересов национальных производителей и ограничении доступа иностранного капитала. Идеология национализма основана на следующих важнейших положениях:
1. Отказ от полной открытости страны, предполагающий опору на внутренний, а не на внешний экономический обмен.
2. Ориентация
на сотрудничество со странами
Юго-восточной Азии, создание азиатских
экономических объединений с
целью противостояния
3. Сочетание эффективности экономики со справедливостью распределения материальных благ с целью предотвратить расслоение общества.
4. Борьба
против распространения
5. Развитие
тяжелой и стратегической
В последние годы конфуцианство
всё активнее возвращается в жизнь
китайского общества. После десятилетий
попыток уничтожения
С другой стороны, факт выборочного принятия конфуцианских принципов коммунистическим государством означает и то,что в ближайшее время не следует ожидать в КНР подвижек в сфере религиозной свободы.
Говоря о
современности и конфуцианстве,
в конфуцианской этике
1. Васильев Л. С. История востока. Т. 1,2. М., Высшая школа, 2001
2. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., АСТ, 2000
3. Религиозные традиции мира. Т. 1,2. М., Кронпресс, 1995
4. Общество и государство в Китае. /Сб. статей. Отв. ред. Свисту-нова Н. П. М., ИВ РАН, 2001
5. Бергер, Я. Политическая реформа в Китае // Азия и Африка сегодня. 2007. № 8. С. 44—54. Переломов, Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993.
6. Переломов Л. С. Конфуций: "Лунь юй". М., 1998.