Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:32, реферат
Период конца 80-х – середины 90-х гг. прошлого века был эпохой острого кризиса стран социалистического лагеря. Для значительной части из них он имел катастрофические социальные, экономические и политические последствия. Ломке и уничтожению подверглись политические системы, была изменена социальная структура, резко упал уровень жизни. Более всего эти негативные процессы затронули страны Восточной Европы и бывшего СССР, особенно те, которые бездумно бросились копировать либеральные политические и экономические модели западных капиталистических государств.
Введение…..…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика учения……………………………..…………...4
Конфуций: история жизни……………………………………………………..4
Основные понятия учения: Жень, Ли, Вэнь…………………………………..5
Культ предков и нормы Сяо…………….………………………………………7
Глава 2. «Конфуцианский капитализм» в современном Китае……………………………………………………..…………………….………10
2.1. «Конфуцианский капитализм»….……………………………………………….10
2.2. «Антропоцентризм» в конфуцианстве как основа в управлении
современным предприятием………………………………………………………….11
. Конфуцианство и путь становления человека на современном предприятии..15
Нравственная экономика по Конфуцию……………………………………….17
Заключение…………………………..………………………………………………...20
Список литературы…….……………………………………………………………..21
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Факультет
Национальной и мировой
экономики (НиМЭ)
РЕФЕРАТ
Тема:
Влияние ценностей конфуцианства на развитие
современной экономики Китая.
Выполнила:
студентка 1-го курса магистратуры
Группы 153-ЭКG
Мурачева
Ольга Михайловна
Проверила:
Богданова Оксана Александровна,
доктор философских наук,
профессор
г.Ростов-на-Дону
Содержание:
Введение…..…………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика учения……………………………..…………...4
Глава 2.
«Конфуцианский капитализм»
в современном Китае……………………………………………………..………
2.1. «Конфуцианский
капитализм»….……………………………………………
2.2. «Антропоцентризм» в конфуцианстве как основа в управлении
современным предприятием………………………………………………
Заключение…………………………..……………………
Список
литературы…….……………………………………………
Период конца 80-х – середины 90-х гг. прошлого века был эпохой острого кризиса стран социалистического лагеря. Для значительной части из них он имел катастрофические социальные, экономические и политические последствия. Ломке и уничтожению подверглись политические системы, была изменена социальная структура, резко упал уровень жизни. Более всего эти негативные процессы затронули страны Восточной Европы и бывшего СССР, особенно те, которые бездумно бросились копировать либеральные политические и экономические модели западных капиталистических государств. Для многих из них этот кризис носил фатальный характер – с карты мира исчезли Югославия, ГДР, Чехословакия. Процессы дезинтеграции продолжают оставаться серьезнейшей проблемой и для многих других стран.
Однако эти кризисные процессы почти не затронули крупнейшую после СССР социалистическую страну – Китайскую народную республику. На пике мирового кризиса социализма, когда многие страны оказались отброшены в своем развитии на десятки лет назад, Китай продолжал спокойно и уверенно наращивать экономический потенциал, модернизировать производство, реформировать некоторые стороны общественной жизни. В конечном счете, одним из главных результатов устойчивой внутриполитической обстановки стал рост внешнеполитического влияния страны, которая превратилась в важнейший субъект мировой политики. Эта стабильность не стала результатом случайного стечения обстоятельств. На протяжении многовековой истории Китай оставался единым государством с непрерывной историей, в отличие от западноевропейских и исламских стран, которые претерпевали регулярные потрясения, появлялись и исчезали с политической карты мира.
Этот очевидный успех противостояния мировому кризису социализма и внешним попыткам дестабилизировать обстановку в стране делает китайский опыт бесценным образцом для других стран, прежде всего для государств бывшего СССР. Что же позволило Китайской народной республике столь уверенно пережить одну из крупнейших катастроф недавней истории, в чем секрет «восточноазиатского чуда»?
Ответ на этот вопрос дает понимание государственной идеологии Китая, которая восходит к учениям древнекитайских философов. Важнейшим и наиболее влиятельным из таких учений была философская доктрина Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.), которая представляла собой теорию разумного управления и одновременно эффективную идеологию, позволявшую свести к минимуму общественные противоречия и обеспечить стабильное развитие. Она создавалась в период кризиса политической системы, когда стала очевидной недостаточность лишь внешних государственных законов, которые не затрагивали внутреннего содержания сознания человека.
Конфуций – китайский мудрец. Родился 22. 09. 551 г. в пещере на склоне грязевой горы в уезде Чанпин на востоке Китая в княжестве Лу. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, к тому времени почти разорившемуся. Отец Конфуция Шулян Хе правил в Лу уездом Цзоу, ко времени рождения мудреца ему было 70 лет. В три года Конфуций остался без отца, а в17 лет без матери. В семье к тому времени было девять дочерей и мальчик калека.
Имя, данное при рождени, у него было Кун Цю. Стараниями его поклонников имя Кун Цю мало-помалу сменилось почетным прозвищем Кун Фу-цзы, что означает Почтенный учитель Кун Много веков спустя миссионеры- иезуиты приехавшие в Китай и там ознакомившиеся с его учением сделали китайского мудреца достоянием и европейской культуры латинизировав его имя – Конфуций.
О том, как выглядел Конфуций, можно судить косвенно. Некогда мудрец пришел в царство Чжен. Один тамошний житель посмотрел на него и сказал: «Головой он походит на Яо, шеей напоминает Гао-яо, плечи вроде как у сановника Цзы-чаня, только вот от пояса книзу недостает до Яо трех вершков». Известно, что у Яо был лик дракона; про мудрого судью мифических времен Гао-яо известно, что у него был лошадиный рот или по другим источникам, птичий клюв, лицо у него было цвета тыквы с ободранной корки. Касательно роста Конфуция то в нем было около 1 м. 90 см.
В жизни Конфуций неизменно воздерживался от четырех вещей: он не вдавался в пустые размышления; не был категоричен в своих суждениях; не проявлял упрямства; не думал о себе лично.
Как Пифагор и Сократ, Конфуций учил изустно и не оставил нам не строчки. Все известное нам – это записи его учеников: «Шицзин («Книга песен») и «Лунь Юй» («Беседы и высказывания»).
Учеников у него было 3000, 72 из них – особенно близкие, 12- были с ним безотлучно.
Со своих слушателей Конфуций брал скромную плату, а впоследствии стал жить на средства нескольких богатых учеников, предоставивших ему помещение для «школы».
В
479 году он прервал свои занятия, чувствуя
приближение конца. В беседах
с учеником Цзы Кунгом он, однако,
все время возвращался к
Ученики похоронили своего учителя там, где он сам незадолго до смерти выбрал место для своей могилы: на берегу небольшой речки, под сенью благородных кипарисов. На пьедестале памятника Конфуцию – в главном здании храма и пантеона Конфуция, занимающем более 20 гектаров,— имеется следующая надпись: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец Конфуций – место успокоения его духа».
1.2. Основные понятия учения: Жень, Ли, Вэнь
Жень – центральная категория учения Конфуция. Обычно она переводится как «человеческое начало», «милосердие», «человеколюбие», «гуманность». Жень обозначает и специфический признак человека, и программу его деятельности. Это – человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос, в чем заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Сам же Конфуций на вопрос, что такое «жень», отвечал: «Это значит любить людей».
Иероглиф «жень» состоит из двух знаков, обозначающих соответственно человека и цифру два. «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми. Именно они, эти соотношения, составляют собственно пространство человеческого бытия.
В состав понятия «жень» входит и золотое правило нравственности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Принцип человеколюбия предполагает то, что с точки зрения западноевропейской традиции, является ущемлением «прав человека»: изгнание индивидуалистических, асоциальных стремлений и желаний. Таким образом, подлинное человеколюбие в конфуцианстве означает отказ от ряда индивидуальных человеческих прав во имя поддержания стабильности общества. Анализ текста «Лунь-Юй» («Беседы и суждения»), основного сочинения конфуцианства, показывает ориентацию на деперсонализацию, на подавление личного в человеке, что присуще «жэнь» и «благородному мужу» [7]. Следовательно, перевод «жэнь» как «гуманность» или «человеколюбие» является не совсем точным, так как вызывает ассоциации с традиционным западным представлением о гуманизме. Поэтому вполне уместна трактовка, предложенная китайским профессором Чжоу Гу чэн, толковать «жэнь» как «человек – должен быть человеком» [14, 376]. При этом исключаются индивидуалистические, эгоистические моменты и подчеркивается социальная, разумная сторона человека, которая проявляется только в общении с другими людьми.
В основе «жэнь» лежит требование почтительности к родителям и уважения к старшим, которые являются основой признания нерушимости государственной иерархии: «Мало людей, которые будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих» [10, 140]. Почтительность к старшим позволяет связать в единое целое отношения в семье и в государстве, преодолеть противопоставление личного и общественного, гарантировать единство государства и гражданского общества. Это также означает бережное консервативное отношение к традициям своей семьи и всего китайского этноса, подозрительное и осторожное отношение к социальным новациям и экспериментам, революциям и переворотам. Все эти принципы противоположны принципам современной западной цивилизации, которая упрямо и бездумно стремится к новациям ради новаций, культивирует индивидуализм, стимулирует конфликт поколений и разрушает семью, что ведет в конечном счете к утрате общественного единства.
В принцип «жэнь» также входит экономическое понятие «милости», которое обязывает правителя предоставлять народу определенный уровень материальных благ. При этом получение материальных благ или выгоды должны быть подчинены долгу, то есть благу всего общества. Следовательно, конфуцианство ограничивает тем самым масштаб индивидуальной частной инициативы, которая разрешена лишь постольку, поскольку не противоречит интересам государства. Это еще одно важное отличие от либеральной модели, в которой общественные интересы всегда вторичны по отношению к индивидуальным интересам предпринимателя.
Для правителя важнейшими проявлениями «жэнь» являются «великодушие» и умение «ценить народ», которое предполагает предоставление определенной степени самостоятельности простым людям для удовлетворения их собственных интересов. Требование строгого выполнения общественных законов сочетается с одновременным признанием возможности личной жизни. Тем самым общественное и личное не противоречат друг другу, а приводятся в гармоничное единство.
Важнейший смысл принципа «жэнь» состоит в приведении к такому гармоничному единству всех противоречий, которые могут представлять угрозу для жизни общества. Конфуций раскрывает этот смысл через понятие «золотой середины», которая призвана найти компромисс между двумя крайностями, сформировать единство противоположностей. Учение о «середине» характерно и для стоявших у истоков западноевропейской мысли античных течений, в частности, особенно развито у Аристотеля. Конфуцианская «золотая середина» пронизывает собой все остальные проявления принципа «жэнь» и определяет способность этой идеологии к выполнению стабилизирующей роли во всех сферах общественной жизни. К гармоничному единству приводятся индивидуальные и общественные интересы, семья и государство, методы принуждения и поощрения в управлении, теория и практика.
Информация о работе Влияние ценностей конфуцианства на развитие современной экономики Китая