Влияние ценностей конфуцианства на развитие современной экономики Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:32, реферат

Краткое описание

Период конца 80-х – середины 90-х гг. прошлого века был эпохой острого кризиса стран социалистического лагеря. Для значительной части из них он имел катастрофические социальные, экономические и политические последствия. Ломке и уничтожению подверглись политические системы, была изменена социальная структура, резко упал уровень жизни. Более всего эти негативные процессы затронули страны Восточной Европы и бывшего СССР, особенно те, которые бездумно бросились копировать либеральные политические и экономические модели западных капиталистических государств.

Оглавление

Введение…..…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика учения……………………………..…………...4
Конфуций: история жизни……………………………………………………..4
Основные понятия учения: Жень, Ли, Вэнь…………………………………..5
Культ предков и нормы Сяо…………….………………………………………7

Глава 2. «Конфуцианский капитализм» в современном Китае……………………………………………………..…………………….………10
2.1. «Конфуцианский капитализм»….……………………………………………….10
2.2. «Антропоцентризм» в конфуцианстве как основа в управлении
современным предприятием………………………………………………………….11
. Конфуцианство и путь становления человека на современном предприятии..15
Нравственная экономика по Конфуцию……………………………………….17
Заключение…………………………..………………………………………………...20
Список литературы…….……………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

рефераи.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

       Ли: ритуал

       «Жень»  как человеколюбие, начало взаимности в отношениях – общий принцип  поведения. Его конкретным воплощением является ритуал. У Конфуция есть такие слова: «Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям  ритуала — это и есть человеколюбие». То есть, если «жень» - это душа человеческого общения, то «ли» – ритуал является плотью общения.

       Ритуал, по мнению Конфуция, соединяет людей, но соединяет так, что применительно к каждому типовому отношению обозначает оптимальную дистанцию, которая позволяет продуктивно общаться разным индивидам.

       Человеколюбие в учении Конфуция – взаимность, равенство в отношениях. Однако люди являются разными и по природным качествам, и по социальному статусу. Возникает проблема: как реализовать принцип равенства в отношениях между неравными людьми? Ритуал и является ответом на этот вопрос. Ритуал у Конфуция – общественная соразмерность индивидов.

       Очень важно понять соотношение «жень» и «ли». В конфуцианстве «жень»  не существует над или наряду с  «ли», а только через «ли». При  этом и «ли» теряет свое нравственное качество вне соотнесенности с «жень».

       Ритуал  сам является нравственной мерой поведения, поскольку он обеспечивает согласное существование людей, дает им общие символы. Ритуал подвижен, изменчив, но на своей основе и по своим законам.

       В содержательном плане конфуцианский  ритуал держится на двух основаниях: сыновней почтительности (Сяо) и исправлении имен (чжен мин).

       По  мнению Конфуция, образец и норму  поведения задает древность. Нравственные усилия человека должны быть направлены на то, чтобы подняться до уровня идеального прошлого. Такая установка  не просто означает, что человек смотрит назад. Она имеет у Конфуция более конкретный и строгий вид: «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям – это основа человеколюбия».

Принцип «сяо» устанавливает взаимосвязь  в отношениях между неравными  людьми по оси времени: почести, которые сын оказывает отцу, возвращаются через его собственных детей. Ту же функцию выравнивания человеческих отношений в социальном пространстве выполняет концепция исправления имен, которая выражается в следующей  формуле Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец—отцом, сын – сыном». «Исправление имен» предполагает восстановление природной иерархии, в соответствии с которой каждый должен занимать в обществе место согласно тому, что он из себя представляет. Это позволяет преодолеть разрыв слова и дела, теории и практики, предотвратить приход к власти некомпетентных людей. Результатом исправления имен и соблюдения ритуала становится «жэнь» как гармоничное равновесие противоположностей: «конфуцианское жэнь предстает гармонией противоположных интересов, подвижным равновесием внутреннего и внешнего, воспитанности и непосредственности, свободы и закона и т.д.» [11, 523].

         Вэнь: воспитанность.

       Более высокое положение в человеческой и социальной иерархии означает также  более высокий уровень нравственной ответственности.

       Нравственные  обязанности, поскольку они материализуются  в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия  у Конфуция не были разведены. Все  они входят в состав категории  «вэнь».  «Вэнь»  можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Сам Конфуций так говорил о «вэнь»: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».

       Сборник суждений «Лунь Юй» начинается и завершается высказыванием о необходимости учиться и о благородном муже. Важнейшие категории Конфуция – «жень», «ли», «вэнь» – являются одновременно чертами идеальной личности, именуемой благородным мужем.

    1. Культ предков и нормы  Сяо.
 

         Речь идет о культе предков  – как мертвых, так и живых.  Значительно изменив содержание  и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам, конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновей почтительности. В письменной форме учение о сяо («СЯО-ЦЗЫ») сформулировал Цзен-цзы, ближайший ученик Конфуция.

       Сяо, как считал Конфуций, — основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно — человек грамотный, образованный, гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи, - служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и обстоятельно растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах.

       Культ сыновей почтительности с течением времени достиг в Китае всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, собранные в сборнике «24 образца сяо», превратились в объект восхищения и подражания

Глава 2.  «Конфуцианский капитализм» в  современном Китае

 

2.1. Конфуцианский капитализм 

       Как бы там ни было, впечатляющие достижения китайского делового сообщества породили множество разговоров о существовании  особого китайского, или конфуцианского, капитализма и о его преимуществах  перед капитализмом западного типа, который после появления классического труда М. Вебера принято связывать с «протестантской этикой». Поговорите с любым китайским торговцем, приехавшим в Россию, и вы быстро убедитесь, что для него конфуцианская мораль и традиционная практика духовного совершенствования – вещи нераздельные и, более того, являющиеся чуть ли не обязательным условием успеха в бизнесе. А каждый второй или третий из них лично практикует ту или иную форму медитации. Известны случаи, когда китайские торговцы в России буквально живут по такому распорядку: три часа медитации, пять часов занятия бизнесом.

         На Западе, насколько известно, первым о достоинствах «капитализма по Конфуцию» заговорил в 1979 году американский футуролог Г. Кан. В своей последней книге он подробно обосновал мысль о том, что главной причиной стремительного экономического взлета стран Дальнего Востока (тогда еще за пределами континентального Китая) была именно конфуцианская традиция. Преимущество последней, по мнению Г. Кана, заключалось в «воспитании преданных, целеустремленных, ответственных и образованных индивидов и обостренном чувстве организационной идентичности и лояльности к различным институтам»

         Оценка Г. Кана навеяна в  большей степени японской культурой,  но это в данном случае не  столь важно. Интереснее сам факт настоящего переворота в умонастроениях, как в Китае, так и на Западе. Еще за полвека до Г. Кана китайские революционеры называли конфуцианство «моралью людоедов» и всячески издевались – не совсем безосновательно – над банальностью и непрактичностью конфуцианских наставлений. Чуть раньше М. Вебер в своей книге «Китайская религия» авторитетно заявил, что конфуцианство было главным препятствием для развития капитализма в Китае, поскольку оно не допускало разрыва между желаемым и действительным и воспитывало самый беззубый и плоский конформизм. А в не столь уже далекие времена «культурной революции» Конфуций был главной мишенью совершенно безжалостной, доходящей до хулиганства критики маоистов.

         Мог ли почтенный ученый предположить, что уже через несколько лет Конфуций станет главным героем официальной пропаганды, а о Марксе будут вспоминать в лучшем случае на торжественных партийных заседаниях? В последующие годы, когда пришло время изумляться экономическим достижениям собственно китайской периферии, а потом и континентального Китая, многие западные наблюдатели тоже стали подчеркивать роль конфуцианства как необходимого условия экономического бума в Восточной Азии. Появился даже термин «конфуцианский динамизм». Речь идет о типе поведения, который характеризуется личным усердием, упорством в достижении поставленной цели, уважением к статусу лица, бережливостью и скромностью.

         С рубежа 90-х годов ХХ века  входит в употребление понятие  «конфуцианский капитализм». Оно  означает, по мнению тайваньского  ученого Вэй У, взгляд на семью как «базовую экономическую единицу» и ориентацию на достижение «консенсуса в рамках всей семьи», а также принятие государством на себя заботы о благополучии среднего класса или, другими словами, создание государства «всеобщего благоденствия».

       .

2.2."Антропоцентризм" в конфуцианстве как основа в управлении современным предприятием

 

       Конфуцианство во все времена выступало как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом и – от имени Неба – с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный еще в шаньско-чжоуское время культ правителя, императора, «сына Неба», управляющего Поднебесной от имени великого Неба. С течением же времени сложился подлинный культ Поднебесной, Срединного государства, рассматривавшегося как центр вселенной, вершина мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости, знания и культуры, реализация священной воли неба.

       В периоды кризисов и восстаний, когда  центральная власть ослабевала и  фактически сходила на нет, конфуцианство играло немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты элементарного порядка, так и в качестве местной основы, на которой сравнительно легко возрождалась новая власть с конфуцианством в качестве её неизменной  идеологической и организационной основы.

       Не  будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало больше чем  религией. Конфуцианство – это  также и политика, и административная система, и верховный регулятор  экономических и социальных процессов  – словом, основа всего китайского образа жизни. В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со всем его культом древности и консерватизмом китайское государство и общество просуществовали свыше двух тысяч лет.

       Конфуцианство заметно окрасило в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер его населения. Дело в том, что многие воспитанные конфуцианством черты характера – социальная дисциплина в сочетании с умением в случае нужды довольствоваться малым и не роптать; трудолюбие и любовь к знаниям, к постижению нового и умению использовать это новое во имя упрочнения устоявшегося старого; постоянный импульс к самоусовершенствованию и соревновательности в стремлении занять более высокое по сравнению с другими место; крепость социально-семейных связей, перерастающая в прочность связей деловых в современном мире, да и многое другое – активно способствовали  тому феномену, который активно проявил себя сперва в начале века, а затем в послевоенное время.

       Когда мы изучаем особенности распространения конфуцианской культуры, следует особое внимание уделить "индивидуальной конфуцианской этике", которая оказала огромное влияние на экономическую и повседневную жизнь восточназиатского предпринимателя. Имеются в виду такие ее требования, как "самоконтроль", "бережливость и прилежание", "преданность", «искренность». Например, конфуцианские понятия "самоограничение", "саморефлексия" и др., которые являются элементами "самоконтроля ", несомненно сыграли большую роль в достижении делового успеха.

       В современной Восточной Азии интенсивно воспринимаются западные формы менеджмента, конфуцианские нормы поведения объединяются с западными моделями управления.

Изучение  культуры современного предприятия  является новейшим этапом в развитии науки управления: она объединяет и всесторонне воплощает квинтэссенцию "антропоцентризма" управления предприятием в современном Китае. Это предопределяется историческими особенностями управленческой теории и проявляется в развитии тенденции коллективизма и мягкости в управлении.

       1. "Антропоцентризм" в конфуцианстве как основа в управлении современным предприятием и предпосылки его формирования в Восточной Азии и в Китае в частности.

       На  предприятиях современной Восточной  Азии ядром управления является антропоцентризм, т. е. основой предприятия считается именно человек. Иными словами с точки зрения восточноазиатских предпринимателей "источником благосостояния являются не власть, не деньги, а человек".

       В развитии теории этого вопроса следует выделить три этапа: «Научное управление» - связан с работой 1911 г. Ф. Тэйлора "Основные положения научного управления", но в теории Тэйлора не была учтена необходимость удовлетворения многообразных потребностей человека, в ней рассматривался только "человека экономический". Этот пробел был восполнен в 30-е гг. с появлением теории «Научного управления с учетом законов поведения человека». Данная теория подчеркивала существование у человека потребностей различных уровней. Центр тяжести был сосредоточен на изучении межличностных отношений. Недостатком этой теории было игнорирование культурной сущности человека. Она знала только "человека социального", но не знала "человека культуры". Этот недостаток был преодолен только в 80-е гг. XX в. с появлением теории «Культура современного предприятия», которая разрабатывалась совместно американскими и японскими учеными. Она также связана с "человеком", но с человеком, формируемым культурой. При этом, она учитывала уже не только коллектив внутри предприятия, но и коллектив вне предприятия. Например, участников рынка, клиентов и т. п. Особенность этой теории заключается в том, что в ней человек рассматривается и в качестве объекта, и в качестве субъекта управления. При этом очевидны тенденции переноса центра внимания с рассмотрения индивидуалистических ценностей на рассмотрение коллективистских ценностей и с рассмотрения материального стимулирования на духовное стимулирование труда. Теория антропоцентричного управления современным предприятием основана на понимании сущности человеческого характера. Разностороннее познание человека, особое внимание к человеку являются краеугольным камнем теории антропоцентризма восточноазиатского конфуцианства.

Информация о работе Влияние ценностей конфуцианства на развитие современной экономики Китая