Влияние конфуцианства
на развитие современной Китайской
Народной Республики
16 сентября 2012 - Глеб Жижанов
В конце ХХ века в мире произошел кризис большинства
социалистических режимов (Венгрия, Румыния,
Болгария), исчезли с мировой политической
карты некоторые социалистические страны
(Югославия, СССР, Чехословакия), а большинство
других (Куба, Вьетнам, КНДР) – выглядят
довольно слабо после потери поддержки
от своих более маститых союзников. И лишь
Китайская народная республика не только
не потеряла своих позиций на мировой
арене, но и наращивает их самыми быстрыми
темпами в мире[1], модернизируя и политическую
сферу, и экономику, и социальную сторону
жизни.
У меня возникает логичный вопрос: что же позволило Китаю сохранить
социалистический строй в стране, а также стать самой
быстроразвивающейся страной в
мире? Многие исследователи дают однозначный ответ на этот вопрос – важным регулятором этого процесса явилась
государственная идеология Китая, которая
берет свой исток у древнекитайских философов.
А за счет своего постоянства на всем протяжении
истории китайцы смогли сохранить свою
верность древним традициям.
Сегодняшние поразительные успехи китайской экономики,
о которых лет 50 назад никто не мог и мечтать,
являются результатом не столько экономических
концепций, сколько разумной и сбалансированной
идеологии. В этом смысле Китай смог избежать
характерного для западной культуры игнорирования
духовных, идейных факторов в жизни общества,
в том числе и в сфере материального производства.
Одной из ведущих китайских философий
является конфуцианство. Оно представляет собой теорию разумного управления и одновременно эффективную идеологию, позволявшую свести к минимуму
общественные противоречия и обеспечить
стабильное развитие. Она создавалась
в период кризиса политической системы,
когда стала очевидной недостаточность
лишь внешних государственных законов,
которые не затрагивали внутреннего содержания
сознания человека [2].
Действительно, фигура Конфуция и его учение неотделимы от всего Китая в целом. Кроме того, что конфуцианство признано официальной доктриной
страны, так и сама личность Конфуция была канонизировано, потеряв часть истинных и обретя новые "идеальные" качества. А значит, если удастся разобраться в особенностях конфуцианства, то удастся понять и сам Китай, а также его народ.
В современном Китае
государственной идеологией уже более 2000 лет является неоконфуцианство, а именно синтез конфуцианства, даосизма и легизма. Однако, базой этого течения является именно учение Конфуция, так как только он смог объединить в своем учении характерные для китайцев традиции, а также умело подчеркнул те моменты, которые особенно значимы для стабильного и гармоничного
развития китайской личности и китайского
государства. Именно влияние этой философии
мы и будем рассматривать в данной статье.
На мой взгляд, одним из главных вопросов конфуцианства было управление государством. Конфуций посвящал ему множество своих рассуждений. В КНР политическая система имеет довольно интересную и оригинальную структуру, которая, по-моему, частично и обеспечивает столь значительный прогресс Китая на мировой арене. Поэтому в первой главе мы попытаемся разобраться в особенностях политического
устройства Китая и, что самое главное,
влияние учения Конфуция на это устройство.
Для начала, я считаю нужным, определиться с тем, каких взглядов придерживался Конфуций по отношению к происхождению
государства, что, на его взгляд, было опорой в его появлении и функционировании. Большинство ученых придерживается мнения, что Конфуций был сторонником патриархальной теории. Я не совсем согласен с этим мнением и позволю себе сказать, что во взглядах Конфуция прослеживалась и теологическая теория,
то есть, это был некий синтез двух теорий.
Итак, рассмотрим патриархальную теорию. В Европе ее основателем был Аристотель, который заявлял, что люди – существа коллективные, а, следовательно, стремятся к общению
и образованию семей, а развитие этих семей ведет к образованию
государства. Позднее, эта теория была
«отшлифована» христианскими понятиями:
например, неограниченная власть монархов
была объяснена ее унаследованностью
от Адама[3]. Но в целом теория была одна:
государства возникли путем разрастания
семей, соединением родов в племена, племен
– в более крупные общности и т.д.
Что же касается непосредственно развития этой теории во взглядах Конфуция, то он также трактовал государство
как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения между
подданными – семейным отношениям: то
есть младшие зависят от старших, а старшие
обязаны заботиться о младших[4]. Конфуций
говорил, что фундаментом управления государством
должно быть воспитание человеколюбия.
Но это понятие значительно отличалось
от современного: попечение родителей
о детях, сыновняя почтительность к старшим
в семье и справедливое отношение между
теми, кто не связан родственными узами
– вот ключевые составляющие человеколюбия
по Конфуцию[5].
В современном Китае данная теория получила современное
применение в виде государственного патернализма.
То есть государство заботится о своих
гражданах в случае болезни, безработицы,
инвалидности и т.д. Также поддерживается
и мирные настроения в обществе, ведь в
хороших семьях нет ни ссор, ни вражды,
ни потрясений.
Я согласен с такой постановкой
вопроса, ведь, действительно, семья - самая прочная единица
общества и, на мой взгляд, целью любого государства должно являться построение общества в стране по образу семьи.
Теперь рассмотрим взгляд Конфуция на теорию возникновения государства
с точки зрения современной теологической
теории. Согласно этой теории, государство возникает
благодаря божьей воле, оно вечно, а государь наделен богом властью
управлять государством и людьми. В свою очередь, подданные
обязаны подчиняться воле правителя, обязаны
его почитать и т.д. В литературных памятниках
Китая, созданных еще задолго до Конфуция,
ярко выражена идея божественного происхождения
государства. Конфуций же не спорил со
своими предшественниками по этому поводу,
и более того – он сам подчеркивал божественную
избранность императора, называл его сыном
Неба и подчеркивал связь и подчинение
государственной власти и воли Небес[6].
В нынешнем Китае религия вышла, как и в России, из-под
запрета. Но, пожалуй, она и не была столь
загнана во времена китайской культурной
революции, как была загнана в СССР. Пожалуй,
главной причиной было как раз то, что
конфуцианство помогало правительству
держать в подчинении народ, тысячелетиями
обучаемый повиноваться правителю: императору
или кому-либо другому. Следовательно,
некое верховенство власти, ее преимущественное
положение воспиталось и сохранилось
в умах китайцев как раз благодаря Конфуцию
и его учению. И пусть нынешний глава КНР
– Ху Цзиньтао – не «сын Неба», как это
принято понимать в традиционном смысле,
но для большинства простых китайцев он
идеал человека во всех своих проявлениях,
образец для подражания[7], а также самый
популярный и почитаемый человек (из ныне
живущих) в Китае[8].
Я солидарен с Конфуцием в том, что, если правитель представляется в качестве "помазанника божьего" (как в Российской Империи, например), то его власть будет более авторитетной и устойчивой. Но даже сопоставление его власти с властью отца в патриархальной семье дает достаточную гарантию стабильной
власти в стране.
Теперь перейдем непосредственно к влиянию
учения Конфуция на китайское государство
и на систему управления. По мнению Конфуция, государством должны управлять благородные
мужи во главе с Императором. Благородный
муж – это образец нравственного совершенства,
человека, который своим поведением утверждает
нормы морали[9]. В этом и заключалось отличие
взглядов Конфуция от взглядов местной
знати, ведь те называли благородными
по происхождению, а Конфуций – по внутренним
качествам. Тут стоит сделать некоторый
комментарий. Внутренние качества, о которых
говорит Конфуций, не заложены в человеке
с рождения, он должен сам развивать их
в себе. Причем, это развитие считается
целью жизни человека, а те, кто не занимается
самосовершенствованием, приравнивались
чуть ли не к преступникам. Руководствуясь
именно этим правилом, этим жизненным
принципом, многие китайцы достигают высот
в экономике, политике, искусстве, спорте
и т.д., обеспечивая развитие всему китайскому
обществу.
Сложно не согласиться с таким
подходом к организации власти. Конечно же, у власти должны быть люди с внутренней предрасположенностью к справедливому управлению, высокими моральными устоями и патриотизмом.
Также, Конфуций говорил о том, что каждый в государстве должен быт на своем
месте, исполнять те обязанности, которые
у него лучше всего получаются: «Государь
должен быть государем, сановник – сановником,
отец – отцом, сын – сыном»[10]. Только так,
по мнению Конфуция, государство сможет
стать благополучным, сможет обеспечить
своих подданных благами, защитить их
от различных невзгод и неудач. Кроме того,
благородные мужи-чиновники должны были
воспитывать своих подданных. Именно на
это слово делает акцент Конфуций: не управлять,
а воспитывать. Причем воспитание (то есть
управление) должно осуществляться собственным
примером: «Управлять – значит поступать
правильно. Если, управляя, вы будете поступать
правильно, то кто осмелится поступать
неправильно?»[11] - так говорит Конфуций.
Со стороны же народа должно быть беспрекословное
подчинение. Такое положение дел в государстве
позволяет сосредоточить свои силы не
на обеспечение стабильности в обществе
и государстве (которая поддерживается
конфуцианскими взглядами китайцев), а
на других целях, что, естественно, создает
дополнительное преимущество в развитии
государства.
Я согласен с тем, что управление государством должно происходить на основе собственного примера. Тем острее встает проблема отечественных чиновников и двойных стандартов в нашей стране. Я считаю, что и это в том числе создает препятствия
для развития нашего государства.
Политика социализма и коммунизма подчеркивает озабоченность государства
социальной сферой. В Китае существует довольно обширная и качественная системы образования, здравоохранения, спорта, культуры и т.д.
Но в последние 30 лет наблюдается тенденция
к подчеркиванию в коммунизме тех моментов,
которые встречаются в конфуцианстве,
то есть даже несколько отождествлять
их. Таким образом социальная сфера в Китае
прогрессирует и предоставляет все больше
и больше благ для граждан, в чем естественно
заметно влияние философии конфуцианства.
Кроме того, Конфуций был противником управления государством на основе жестких законов и
запретов. Единственный вид запрета и закона, который признавал Конфуций – это религиозно-моральный закон, то есть тот закон, который одинаков во всех религиях и во всех культурах. Известно высказывание Конфуция по поводу такого управления: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет
стремиться уклоняться и не будет испытывать
стыда. Если же руководить народом посредством
добродетели и поддерживать порядок при
помощи ритуала, народ будет знать стыд,
и он исправится»[12]. Наверное, будет правомерно
протянуть временной «мостик» между Конфуцием
и немецким философом-экзистенционалистом
ХХ века Карлом Теодором Ясперсом, который
говорил о возможном существовании объединяющей
всех людей философской вере – вере, основанной
на общих для всех народов и конфессий
ценностях и принципах. Временем ее зарождения
Ясперс называет как раз те времена, когда
жил и учил Конфуций.
К сожалению, Китайская Народная Республика на нынешнем этапе своего развития не только не следует заветам «учителя» (на мой взгляд, несколько утопическим), но и вообще имеет довольно
жесткую систему законодательства. В стране
не введен мораторий на смертную казнь,
наказания за различные преступления
гораздо жестче, чем в странах Западной
Европы и США, а также существуют различные
«уникальные законы», которых нет в других
странах (например, штраф на рождение ребенка).
Однако в последнее время наблюдается
тенденция к демократизации и гуманизации
законодательства в Китае, хотя объяснить
это можно скорее общемировыми процессами,
нежели верностью конфуцианским традициям.
Я считаю логичным было предположить, что вследствие таких жестких законов
и ограничений народ может
взбунтоваться и устроить массовые акции протеста, а то и даже революцию. Но, как оказалось, в Китае, это невозможно. У каждого простого китайца есть некоторое чувство смиренности,
которое можно описать цитатой из Конфуция:
"Мало людей, которые будучи почтительными
к родителям и уважительными к старшим
братьям, любят выступать против вышестоящих"
[13]. То есть китайцы очень настороженно
относятся ко всем переменам, ко всем революциям
и переворотам, что, наверное, гарантируя
политическую стабильность в Китае, привлекает
новые инвестиции в китайскую экономику,
помогая ей усиленно развиваться.
Но я нашел еще одно объяснение такой сплоченности китайского народа - это ритуал, за соблюдение которого стоял Конфуций. Конфуций называл ритуалом " процедуру постоянного воспроизведения
природной упорядоченности и закономерности в жизни человека и общества ". То есть, говоря проще, соблюдение ритуала - это не только методичное повторение
определенных традиций, но и гарантия
связи человека с природой, с обществом
и государством. Ритуал - связующее звено
в китайском обществе, своеобразный стержень,
который не дает этому обществу рассыпаться
[14].
Стоит отметить, что китайцы не только не воспринимают
никаких перемен в политике и в экономике,
но они также блюдут все семейные традиции,
традиции данного поселения и данной местности,
свято сохраняя их на протяжении многих
веков. Такое поведение, вызванное конфуцианской
философией, идет в разрез с основными
западноевропейскими понятиями о новациях
ради самих новаций, о конфликте поколений,
об индивидуализме в конце концов. В каждом
китайце очень глубоко засели духовные
ценности, воспитанные конфуцианством.
И, как метко заметил один китайский государственный
деятель: " их не смогли истребить ни
проникновение в Китай западных идей,
ни "культурная революция....". Однако,
Конфуций старался сохранить единство
всего общества во всех сферах жизни, когда
же европейцы (с разной степенью осознанности)
стимулируют распад единого европейского
общества. В этом, наверное, и заключается
одно из основных различий между Китаем
и Западом, а также находится обоснование
возможности столь стремительного развития
КНР.