На мой взгляд, будет логично более подробно остановиться
на взаимодействии конфуцианской философии
и экономической сферы Китая. Тем более,
экономика КНР в последние лет двадцать
заслуживает самого пристального внимания,
поэтому хотелось разобраться в причинах
и сопутствующих факторах ее стремительного
развития и роста.
Столь мощное развитие китайской экономики
было бы невозможно без особой индивидуальной идеологии, которую пропагандирует философия Конфуция. Она говорит, что первостепенными
для любого человека должны быть интересы народа и государства в целом,
достижение общего блага, а не личных эгоистических
интересов. Эти личные интересы должны
быть в гармонии с общественными, то есть
«сдерживание себя» выступает как средство,
а «соответствие требованиям ритуала»
– как цель [15].
Причем, следует подчеркнуть
то, что гражданин должен не только воспитывать в себе сдерживание эгоизма
с целью достижения общественных целей, но и заставлять других людей следовать этому
принципу. Конфуций называл это человеколюбием, причем человеколюбие в довольно-таки необычной
трактовке: можно не только любить человека
за хорошие качества, но и ненавидеть его,
если он не подчинил свою жизнь требованиям
общества [16].
Сложно не согласиться, что китайский коллективизм не знает границ:, причем он находится уже на сознательном, если
не на подсознательном уровне. Каждый
китаец чувствует себя членом семьи, рода,
общины, государства. Образно выражаясь,
каждый китаец чувствует себя песчинкой,
но песчинкой, от действий которой зависит
общее направление движения народа и страны.
Однако для нас, россиян, и уж тем более для западной культуры, такая трактовка крайне непонятна. Для европейцев то, что так воспевает
Конфуций, называется простым ущемлением прав человека и подавлением в себе индивидуальных начал. Однако, не стоит забывать, что
китайская цивилизация и китайская культура
очень сильно отличаются, от нашей, от
американской и от европейской. Возможно
именно из-за таких отличий Китайская
Народная Республика и смогла добиться
столь значимых успехов.
На мой взгляд, любопытен еще один термин, предложенный Конфуцием, и вспомненный в 1980-х - "общество малого благоденствия" [17]. То есть таким обществом, где большая часть
населения представляет собой средний класс. Целью для социалистического
правительства тех лет стало достижение этого
уровня к 2000 году [18]. Стоит сказать, что
КНР достигло этого уровня и даже продолжает
его улучшать, обеспечивая уровень жизни
населения колоссальным приростом ВВП.
Сейчас в Китае сильно развивается сельское
хозяйство, которое обеспечивает доход для самых бедных слоев населения, и как результатом стало сокращение доли бедного населения с 25% до 2% [19]
Кроме всего прочего, в нынешнем Китае сейчас развита идея национализма, которая также черпает
свои корни из философии Конфуция. Признавая важнейшую роль
национализма в современном Китае, в докладе
Цзянь Цзэминя на 16 съезде КПК отмечается:
«Национальный дух – та духовная опора,
от которой зависит существование и развитие
нации… За пять с лишним тысяч лет своего
развития китайская нация выработала у себя великий национальный дух, ядро которого – патриотизм и который выражается в сплоченности и единении, миролюбии, трудолюбии, мужестве и неустанном стремлении вперед»[20]. Только национализм в КНР не агрессивный, а созидательный, ограничивающийся (на
первом этапе развития) лишь неприязнью
иностранной интервенции в национальной
экономике, не желанием принимать иностранные
инвестиции. Стоит однако заметить, что
за счет самофинансирования экономики,
Китай добился значительной автономии
и теперь даже самостоятельно спонсирует
ведущие экономики мира.
Однако, с начала ХХ века, в КНР многие специалисты стали наблюдать
отход от традиций, утрату некоторых моральных
и нравственных принципов - все это, по их мнению, произошло из-за перехода Китая к рыночной экономике. Следовательно,
я считаю, что необходимо воспитывать
в молодых китайцах принципы, которые
проповедовал Конфуций, те принципы, которые
важны для любого человека и которые помогают
ему жить и осознавать жизнь. Понимает
это и правительство КНР, и сейчас в Китае существует проблема: с одной стороны преемственности поколений, с другой стороны - сохранение и даже ускорение экономического роста.
Из всего это вытекает проблема поддержания государством в молодых китайцах традиций, понятий морали и нравственности, которые нужны для сплочения китайского общества, позволяющего совершать столь значительный экономический прогресс. Кроме этого, китайскому правительству необходимо решать демографическую, экологическую, сырьевую и прочие проблемы, а для скорейшего и успешного
их решения нужно заранее подготовить
базу в виде сплоченного общества.
В 1980 году в Китае конфуцианство
вышло из под запрета, после почти тридцатилетнего
забвения. И что примечательно, что именно с 80-х годов в КНР началось
бурное развитие, экономический подъем,
наращивание выработки во всех отраслях,
обновление основных фондов, инвестирование
в промышленность, модернизация страны
и др. Наверное, нельзя доводить влияние
учения Конфуция на экономику Китая до
абсурда, но все же не надо его и замалчивать.
Конфуцианская философия, как уже было
сказано выше, заставляет избегать эгоизма
и индивидуализма, что имеет непосредственное
влияние на экономический прогресс, а
значит ее влияние на экономику КНР довольно
значительно.
Стоит также обратить внимание на то, что во времена запрета конфуцианства
в Китае, и проповедовании Мао Цзэдуном легизма (противоположной конфуцианству
философии) в стране произошли большие потрясения: упадок экономики, голод, анархия, угроза гражданской войны и т.д. В итоге, сам Мао скорректировал свою концепцию и вернул в нее некоторые конфуцианские традиции, а в 1980 конфуцианство вышло из-под запрета. И с тех самых пор социальная сфера КНР является одной из самых стабильных в мире, что конечно же свидетельствует о колоссальном влияние
конфуцианства на все слои населения в
стране.
На мой взгляд, стоит также поговорить о социальной сфере с точки зрения экономической поддержки
населения государством, то можно отметить введенную Конфуцием
еще одну сторону человеколюбия, которое должно быть
свойственно каждому благородному мужу,
стоящему у руководства страной. То есть
каждый правитель должен оказывать экономическую
милость, а если конкретней - то дарение
простому населению некоторых материальных
благ. Причем Конфуций смог очень точно
подчеркнуть размер этого (если выражаться
современным языком) социального обеспечения
или трансфертов. Он говорил, что материальная
помощь государства не должна идти против
общественных интересов, то есть переводя
на экономический язык: размер социального
обеспечения не должен быть столь большим,
чтобы государство несло убытки или не
могло вкладывать достаточно средств
в другие важные для него проекты.
В заключение, стоит отметить тот факт, что влияние конфуцианства (как философии, и как религии) очень значительно.
Оно охватывает все сферы жизни государства:
политику, экономику и социальную сферы.
Причем, на мой взгляд, именно особое мировоззрение
китайского населения стало фундаментом
для столь быстрого прогресса КНР на мировой
арене. А это мировоззрение построено
именно на конфуцианстве, на различных
понятиях, введенных Конфуцием. А консерватизм
китайцев и их следование традициям позволяет
им сохранять все то, что дал им "Учитель".
Таким образом, можно сделать вывод, что столь сильный прогресс Китайской Народной
Республики во всех направлениях поддержан
и обеспечен в том числе и особой философией
ее населения - конфуцианством. Пожалуй,
я могу лишь согласиться со специалистами
и спрогнозировать дальнейший рост, назло
всему миру, который, погрязнув в индивидуализме
и эгоизме, не перенимает столь ценный
китайский путь к успеху.
[1] По данным Международного валютного фонда.
[2] Конфуцианство как основа современной китайской
идеологии. – Финансы и религии, 2011.
[3] Sir Robert Filmer, «Patriarcha; Or, the Natural
Power of Kings» - Gloucestershire, United
Kingdom: Dodo Press, 2008.
[4] История китайской философии. М., 1989. – с.60.
[5] Буйчик А.Г., Зайнагабдинова Э.Ч., Сорокина Е.В., История социума и демократии.
В 2 кн. Книга 1: Древний мир, Средневековье
и эпоха Возрождения. – СПб.: СЗ НИИ КиПН,
2007. – с.24.
[6] Морозова Л.А., Теория государства и права: учебник. – М.: «Юристъ», 2002. – с.36.
[7] Marquand Robert. China's
Hu: well liked, little known. — The Christian Science Monitor, 19.04.2006
[8] Noer Michael, Perlroth
Nicole. The World's Most Powerful People. — Forbes.com, 11.11.2009
[9] Лейст О.Э., История политических и правовых учений: учебник. – М.: Юридическая литература, 1997. – с.24.
[10] Переломов Л.С., Конфуций. Лунь Юй. – М.: «Восточная
литература», 2001. – с.75.
[11] Переломов Л.С., Конфуций. Лунь Юй. – М.: «Восточная литература», 2001. – с.76.
[12] Переломов Л.С., Конфуций. Лунь Юй. – М.: «Восточная литература», 2001. – с.7.
[13] «Лунь-Юй» // Древнекитайская философия в 2-х тт.,
Т.1. М., 1972. - с. 140.
[14] Малявин В.В. Идеологические течения в Китае V-III в. до н.э. // История древнего мира. Расцвет древних сообществ. М., 1989. - с. 519.
[15] Конфуцианство как основа современной китайской идеологии.
– Финансы и религии, 2011.
[16] История китайской философии. М., 1989. - с.65.
[17] Сяопин Д. Основные вопросы современного Китая. М., 1987. - с. 69.
[18] Переломов Л.С. Традиционная китайская философия
и ее роль в современном Китае. // Книга правителя области Шан. М., 1993. - с. 374.
[19] Овчинников В. «Пятая модернизация»: политические реформы в Китае. // журнал «Финансовый контроль», №12, 2005.
[20] Цзэминь Ц. Доклад на 16 Всекитайском съезде КПК.