Концепция "Москва-3 Рим"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

В виду всей сложности и особенного влияния на развитие политической жизни российского государства эта концепция очень часто вызывала и вызывает споры среди учёных-историков, политологов и других исследователей. Мы же рассмотрим концепцию «Москва-третий Рим» в контексте её влияния на становление Российского государства и как на иллюстрацию модели государственно-церковных отношений данного исторического периода.

Оглавление

Введение--------------------------------------------------------------------------------3 стр.
I) Предпосылки создания концепции «Москва-третий Рим».---------------7 стр.
1.1 Отношения с Константинопольским Патриархатом----------------------7 стр.
1.2 Политическое положение московского государства----------------------9 стр.
1.3. Попытки возвеличивания власти московских князей-------------------10 стр.
II) Сущность концепции «Москва-Третий Рим».-----------------------------13 стр.
2.1 Преемство наследования-------------------------------------------------------14 стр
2.2 Царская власть--------------------------------------------------------------------17 стр
III) Развитие концепции «Москва-третий Рим» и её влияние на становление государства. ---------------------------------------------------------------------------19 стр
3.1. Русская Православная Церковь и самодержавие-------------------------19 стр
Заключение----------------------------------------------------------------------------23 стр.
Источники и литература------------------------------------------------------------25 стр.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Во многом под  влиянием Н. А. Бердяева, работы которого переводились на европейские языки, империалистическая трактовка формулы «Третьего Рима» накануне и особенно после Второй мировой войны служила объяснением «советского экспансионизма». Авторы обзорно-публицистических работ по истории русской политической мысли произвольно толковали теорию «Третьего Рима» как программу политической гегемонии Москвы над всем христианским миром и искали отголоски теории Филофея во все периоды истории России вплоть до современности. Так, немецкая исследовательница Х. Шедер завершает свою книгу «Москва — Третий Рим» (1957) вопросом: «Исчез ли после 1900 года старый дух пятнадцатого столетия?». Как справедливо отмечает в своей рецензии Я. С. Лурье, «при такой трактовке вопрос о “Москве — Третьем Риме” выходит далеко за рамки истории древнерусской литературы и “чистой науки” вообще».23

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев  концепцию «Москва-третий Рим», мы пришли к следующим выводам:

     1.Причинами появления концепции «Москва-третий Рим» была та политическая ситуация, в которой оказалось Российское государство. Вследствие падения Византийской империи молодое, интенсивно развивающееся Российское государство стало единственным в мире независимым православным государством. Следствием этого была идея покровительства остальным православным государствам.

     Падение империи и брак с наследницей византийского  давал русскому правителю право считать себя и свою страну наследниками великой империи, оказавшей огромное влияние на развитие всей европейской истории.

2. Рост могущества  Российского государства вызвал вполне естественное желание правителей России возвысить свою власть, придать ей особый статус. Следствием этого являлось появление различных теорий, придающих особый статус русскому правителю, например, идея о происхождении от римских императоров.

3. Идеи особого  происхождения власти русских  правителей нашли своё полное  и максимально точное отображение  в концепции «Москва-третий Рим», которая является прекрасной  иллюстрацией политических и  духовных устремлений русских правителей, их политических интересов и интересов России как молодого государства на арене мировой политики.

4.Концепция  также ясно показывает нам  об отношениях государства и  Православной Церкви. Именно в  этой концепции чётко формулируется принцип взаимоотношений, подобно тому, как  в Византии был принцип «симфонии», то есть взаимовыгодных отношений Церкви и государства, взаимной поддержки и сотрудничества.

 

5. Концепция  «Москва-третий Рим» впоследствии  претерпела ряд изменений в разных системах политических взглядов. Примерами такого изменения могут служить идеи Бердяева, который переработал её в ситуации реальностей своего времени.

6. Подобный непреходящий  интерес к данной концепции  вызван её постоянной актуальностью  в плане исторических и политических изменений, которые претерпевает наше государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники и  литература

Источники:

 

 

1. Повесть о взятии Царьграда турками // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХV века. [Текст] Учебное пособие М., 1982.

2 Послание о Мономаховом венце . История русской литературы X — XVII вв. [Текст] Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Д. С. Лихачева

3. Послание старца Филофея к великому князю Василию. // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. [Текст] Учебное пособие М., 1984.

 

 

Литература

1. Архимандрит Амвросий. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. [Текст] / Архимандрит Амвросий. Jordanville, 1963.

2.Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. [Текст]  / Бердяев Н. А М., 1990.

 

3. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. . [Текст]  / Бердяев Н. А М. ,1998 .

4. Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. [Текст]  / Кириллов И. М., 1914

5. Лебедев В. Державный орел России. .  [Текст] Справочное  пособие/ Лебедев В М., 1995.

 

6. Нерсесянц В.С История политических и правовых учений. [Текст] Учебное пособие/ Нерсесянц В.С М, 2000

7 Протоиерей Валентин Асмус. Падение Константинополя. [Электронное издание ] /протоиерей Валентин Асмус http://www.pravmir.ru

 

8. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики.  [Текст]Справочное  пособие/ Похлебкин В.В  М., 1995.

9. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году.   [Текст] Учебное   пособие/ Рансимен С — М.: Наука, 1983

10. Успенский Ф. И. Восточный вопрос // Успенский Ф. И. История Византийской империи XI–XV вв. Восточный вопрос. [Текст]  М., 1997

 

11. Шедер Х.  Третий РИМ // Труды Отдела древнерусской литературы. [Текст]  / Шедер Х  М.; Л., 1960

 

1 Повесть о взятии Царьграда турками // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХV века. [Текст] Учебное пособие М., 1982.

2 Послание старца Филофея к великому князю Василию. // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. [Текст] Учебное пособие М., 1984.

3.Послание о Мономаховом венце . История русской литературы X — XVII вв. [Текст] Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Д. С. Лихачева

4 Протоиерей Валентин Асмус. Падение Константинополя. [Электронное издание] /протоиерей Валентин Асмус http://www.pravmir.ru 

5 Архимандрит Амвросий. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. [Текст] / Архимандрит Амвросий. Jordanville, 1963.

6 Успенский Ф. И. Восточный вопрос // Успенский Ф. И. История Византийской империи XI–XV вв. Восточный вопрос. [Текст] М., 1997

7 Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. [Текст] / Кириллов И. М., 1914

8 Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. [Текст] / Бердяев Н. А М., 1990.

9 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. . [Текст] / Бердяев Н. А М. ,1998 .

10 Шедер Х. Третий РИМ // Труды Отдела древнерусской литературы. [Текст] / Шедер Х М.; Л., 1960

11 Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. [Текст]Справочное  пособие/ Похлебкин В.В М., 1995.

12 Лебедев В. Державный орел России. . [Текст] Справочное  пособие/ Лебедев В М., 1995.

 

13 Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. [Текст] Учебное   пособие/ Рансимен С — М.: Наука, 1983, с.20

14. Протоиерей Валентин Асмус. Падение Константинополя. [Электронное издание ] /протоиерей Валентин Асмус http://www.pravmir.ru/article_1826.html

15. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. [Текст]Справочное  пособие/ Похлебкин В.В М., 1995. С. 294-296

16 Резников Кирилл Юрьевич: Третий Рим Журнал .  [Электронный ресурс]Учебное пособие  "Самиздат" http://zhurnal.lib.ru/

17 Послание старца Филофея к великому князю Василию. // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. [Текст] Учебное пособие М., 1984.. С. 441.

18. Нерсесянц В.С История политических и правовых учений. [Текст] Учебное пособие/ Нерсесянц В.С М, 2000, с.56

19 Успенский Ф. И. Восточный вопрос // Успенский Ф. И. История Византийской империи XI–XV вв. Восточный вопрос. [Текст] М., 1997, С. 655.

20 Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. [Текст]  / Кириллов И. М., 1914, с.51

21 Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. [Текст]  / Бердяев Н. А М., 1990 С. 49–50.

22 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. . [Текст] / Бердяев Н. А М. ,1998 .С. 117–118.

23 Шедер Х.  Третий РИМ // Труды Отдела древнерусской литературы. [Текст]  / Шедер Х  М.; Л., 1960


Информация о работе Концепция "Москва-3 Рим"