Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:39, курсовая работа
В виду всей сложности и особенного влияния на развитие политической жизни российского государства эта концепция очень часто вызывала и вызывает споры среди учёных-историков, политологов и других исследователей. Мы же рассмотрим концепцию «Москва-третий Рим» в контексте её влияния на становление Российского государства и как на иллюстрацию модели государственно-церковных отношений данного исторического периода.
Введение--------------------------------------------------------------------------------3 стр.
I) Предпосылки создания концепции «Москва-третий Рим».---------------7 стр.
1.1 Отношения с Константинопольским Патриархатом----------------------7 стр.
1.2 Политическое положение московского государства----------------------9 стр.
1.3. Попытки возвеличивания власти московских князей-------------------10 стр.
II) Сущность концепции «Москва-Третий Рим».-----------------------------13 стр.
2.1 Преемство наследования-------------------------------------------------------14 стр
2.2 Царская власть--------------------------------------------------------------------17 стр
III) Развитие концепции «Москва-третий Рим» и её влияние на становление государства. ---------------------------------------------------------------------------19 стр
3.1. Русская Православная Церковь и самодержавие-------------------------19 стр
Заключение----------------------------------------------------------------------------23 стр.
Источники и литература------------------------------------------------------------25 стр.
Во многом под влиянием Н. А. Бердяева, работы которого переводились на европейские языки, империалистическая трактовка формулы «Третьего Рима» накануне и особенно после Второй мировой войны служила объяснением «советского экспансионизма». Авторы обзорно-публицистических работ по истории русской политической мысли произвольно толковали теорию «Третьего Рима» как программу политической гегемонии Москвы над всем христианским миром и искали отголоски теории Филофея во все периоды истории России вплоть до современности. Так, немецкая исследовательница Х. Шедер завершает свою книгу «Москва — Третий Рим» (1957) вопросом: «Исчез ли после 1900 года старый дух пятнадцатого столетия?». Как справедливо отмечает в своей рецензии Я. С. Лурье, «при такой трактовке вопрос о “Москве — Третьем Риме” выходит далеко за рамки истории древнерусской литературы и “чистой науки” вообще».23
Заключение
Рассмотрев концепцию «Москва-третий Рим», мы пришли к следующим выводам:
1.Причинами появления концепции «Москва-третий Рим» была та политическая ситуация, в которой оказалось Российское государство. Вследствие падения Византийской империи молодое, интенсивно развивающееся Российское государство стало единственным в мире независимым православным государством. Следствием этого была идея покровительства остальным православным государствам.
Падение империи и брак с наследницей византийского давал русскому правителю право считать себя и свою страну наследниками великой империи, оказавшей огромное влияние на развитие всей европейской истории.
2. Рост могущества Российского государства вызвал вполне естественное желание правителей России возвысить свою власть, придать ей особый статус. Следствием этого являлось появление различных теорий, придающих особый статус русскому правителю, например, идея о происхождении от римских императоров.
3. Идеи особого
происхождения власти русских
правителей нашли своё полное
и максимально точное
4.Концепция
также ясно показывает нам
об отношениях государства и
Православной Церкви. Именно в
этой концепции чётко формулиру
5. Концепция
«Москва-третий Рим»
6. Подобный непреходящий
интерес к данной концепции
вызван её постоянной
Источники и литература
Источники:
1. Повесть о взятии Царьграда турками // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХV века. [Текст] Учебное пособие М., 1982.
2 Послание о Мономаховом венце . История русской литературы X — XVII вв. [Текст] Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Д. С. Лихачева
3. Послание старца Филофея к великому князю Василию. // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. [Текст] Учебное пособие М., 1984.
Литература
1. Архимандрит Амвросий. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. [Текст] / Архимандрит Амвросий. Jordanville, 1963.
2.Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. [Текст] / Бердяев Н. А М., 1990.
3. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. . [Текст] / Бердяев Н. А М. ,1998 .
4. Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. [Текст] / Кириллов И. М., 1914
5. Лебедев В. Державный орел России. . [Текст] Справочное пособие/ Лебедев В М., 1995.
6. Нерсесянц В.С История политических и правовых учений. [Текст] Учебное пособие/ Нерсесянц В.С М, 2000
8. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. [Текст]Справочное пособие/ Похлебкин В.В М., 1995.
9. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. [Текст] Учебное пособие/ Рансимен С — М.: Наука, 1983
10. Успенский Ф. И. Восточный вопрос // Успенский Ф. И. История Византийской империи XI–XV вв. Восточный вопрос. [Текст] М., 1997
11. Шедер Х. Третий РИМ // Труды Отдела древнерусской литературы. [Текст] / Шедер Х М.; Л., 1960
1 Повесть о взятии Царьграда турками // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХV века. [Текст] Учебное пособие М., 1982.
2 Послание старца Филофея к великому князю Василию. // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. [Текст] Учебное пособие М., 1984.
3.Послание о Мономаховом венце . История русской литературы X — XVII вв. [Текст] Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Д. С. Лихачева
5 Архимандрит Амвросий. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. [Текст] / Архимандрит Амвросий. Jordanville, 1963.
6 Успенский Ф. И. Восточный вопрос // Успенский Ф. И. История Византийской империи XI–XV вв. Восточный вопрос. [Текст] М., 1997
7 Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. [Текст] / Кириллов И. М., 1914
8 Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. [Текст] / Бердяев Н. А М., 1990.
9 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. . [Текст] / Бердяев Н. А М. ,1998 .
10 Шедер Х. Третий РИМ // Труды Отдела древнерусской литературы. [Текст] / Шедер Х М.; Л., 1960
11 Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. [Текст]Справочное пособие/ Похлебкин В.В М., 1995.
12 Лебедев В. Державный орел России. . [Текст] Справочное пособие/ Лебедев В М., 1995.
13 Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. [Текст] Учебное пособие/ Рансимен С — М.: Наука, 1983, с.20
15. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. [Текст]Справочное пособие/ Похлебкин В.В М., 1995. С. 294-296
17 Послание старца Филофея к великому князю Василию. // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. [Текст] Учебное пособие М., 1984.. С. 441.
18. Нерсесянц В.С История политических и правовых учений. [Текст] Учебное пособие/ Нерсесянц В.С М, 2000, с.56
19 Успенский Ф. И. Восточный вопрос // Успенский Ф. И. История Византийской империи XI–XV вв. Восточный вопрос. [Текст] М., 1997, С. 655.
20 Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. [Текст] / Кириллов И. М., 1914, с.51
21 Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. [Текст] / Бердяев Н. А М., 1990 С. 49–50.
22 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. . [Текст] / Бердяев Н. А М. ,1998 .С. 117–118.
23 Шедер Х. Третий РИМ // Труды Отдела древнерусской литературы. [Текст] / Шедер Х М.; Л., 1960