Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:39, курсовая работа
В виду всей сложности и особенного влияния на развитие политической жизни российского государства эта концепция очень часто вызывала и вызывает споры среди учёных-историков, политологов и других исследователей. Мы же рассмотрим концепцию «Москва-третий Рим» в контексте её влияния на становление Российского государства и как на иллюстрацию модели государственно-церковных отношений данного исторического периода.
Введение--------------------------------------------------------------------------------3 стр.
I) Предпосылки создания концепции «Москва-третий Рим».---------------7 стр.
1.1 Отношения с Константинопольским Патриархатом----------------------7 стр.
1.2 Политическое положение московского государства----------------------9 стр.
1.3. Попытки возвеличивания власти московских князей-------------------10 стр.
II) Сущность концепции «Москва-Третий Рим».-----------------------------13 стр.
2.1 Преемство наследования-------------------------------------------------------14 стр
2.2 Царская власть--------------------------------------------------------------------17 стр
III) Развитие концепции «Москва-третий Рим» и её влияние на становление государства. ---------------------------------------------------------------------------19 стр
3.1. Русская Православная Церковь и самодержавие-------------------------19 стр
Заключение----------------------------------------------------------------------------23 стр.
Источники и литература------------------------------------------------------------25 стр.
Содержание
Введение----------------------
I) Предпосылки создания концепции «Москва-третий Рим».---------------7 стр.
1.1 Отношения с Константинопольским
Патриархатом------------------
1.2 Политическое
положение московского
1.3. Попытки возвеличивания
власти московских князей------
II) Сущность концепции «Москва-Третий
Рим».-------------------------
2.2 Царская власть----------------
III) Развитие концепции «Москва-третий
Рим» и её влияние на становление государства.
------------------------------
3.1. Русская Православная
Церковь и самодержавие--------
Заключение--------------------
Источники и литература--------------------
Введение
Тема моей курсовой работы - концепция «Москва-третий Рим» и её влияние на становление Российского государства.
В виду всей сложности и особенного влияния на развитие политической жизни российского государства эта концепция очень часто вызывала и вызывает споры среди учёных-историков, политологов и других исследователей. Мы же рассмотрим концепцию «Москва-третий Рим» в контексте её влияния на становление Российского государства и как на иллюстрацию модели государственно-церковных отношений данного исторического периода.
Для раскрытия темы поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть предпосылки создания концепции «Москва-третий Рим».
2. Рассмотреть сущностное содержание концепции «Москва-Третий Рим».
3. Рассмотреть развитие концепции «Москва-третий Рим» и её влияние на становление государства
4.Сделать вывод о влиянии данной концепции на развитие Российского государства и модели отношения Церкви и государства.
Для ответа на поставленные вопросы были использованы следующие источники:
«Повесть о взятии Царьграда турками»1
«Послание старца Филофея к великому князю Василию».2
«Послание о Мономаховом венце».3
Один из первых источников, в котором говорится о исключительном происхождении российских правителей.
Также была использована следующая литература.
Архимандрит Амвросий. «Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния»5.
Рассматривается роль св. Марка Ефесского в борьбе с унией. Борьба с унией рассматривается как благое дело и много внимания уделено личности св. Марка Ефесского.
2. Труды светских авторов
Успенский Ф. И. «Восточный вопрос»6
Посвящена восточному вопросу в политике Российского государства.
Кириллов И. «Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма».7
Рассматривает историческое
развитие концепции «Москва-
Бердяев Н. А. «Русская идея»8
Работа Бердяева, в которой он излагает свой взгляд на идею «Москва-третий Рим».
Бердяев Н. А. «Истоки и смысл русского коммунизма»9.
Автор говорит
о влиянии концепции «Москва-
Х. Шедер «Третий Рим»10
Книга немецкого
автора, в которой рассмотрено
развитие концепции и его
3. Справочная литература
Похлебкин В.В. «Словарь международной символики и эмблематики.»11
Содержит большое
количество информации по
Лебедев В. «Державный орел России».12
Посвящена развитию государственного герба России.
I) Предпосылки создания концепции «Москва-третий Рим».
Говоря о концепции «Москва-третий Рим» и её влиянии на становление Российского государства нельзя не рассмотреть историческую ситуацию, в которой пребывала Россия перед созданием этой концепции и которая повлияла на её формирование.
1.1 Отношения с Константинопольским Патриархатом.
Когда Русь приняла православие, то канонически находилась в ведомстве Константинопольского патриархата. История отношений Русской митрополии и Константинопольского патриархата-
это история довольно сложных отношений, в которых переплетались как политические, так и религиозные интересы. Русская митрополия всё больше и больше стремилась к независимости от Константинопольского патриархата.
«Столица Византийской империи, Константинополь, была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II во вторник, 29 мая 1453 г. Это повлекло за собой уничтожение Восточной Римской империи и смерть последнего византийского императора Константина XI Драгаша. Победа дала туркам господство в восточном бассейне Средиземноморья. Город оставался столицей Османской империи до её распада в 1922 году»13.
«Гибельная опасность заставила греков вновь пойти на переговоры об унии с Римом. На этот раз униональная попытка дала наиболее ощутимые результаты. И все же можно утверждать, что и на этот раз уния была заранее обречена на неудачу. Стороны не понимали друг друга, представляя два разных мира - и в богословском, и в церковно-политическом аспектах. Для папы Евгения IV уния была средством восстановить и утвердить пошатнувшуюся папскую власть. Для греков она была трагической попыткой сохранить все, как было раньше, - не только империю, но и Церковь со всем ее достоянием веры и обряда. Кто-то из греков наивно надеялся, что на Флорентийском соборе произойдет "победа" православного Предания над латинскими новшествами. Этого не случилось, да и не могло быть. Но реальный результат не был и простой капитуляцией греков. Главной целью папы было не подчинение греков, но разгром оппозиции западного епископата, который в значительной своей части взбунтовался против папского всевластия и пытался подчинить папу собору. Перед лицом грозного врага на Западе (за мятежными епископами стояли многие государи) можно было пойти на некоторые компромиссы с Востоком. Действительно, подписанная 6 июля 1439 года уния имела компромиссный характер, и вопрос был в том, "чья возьмет" в практическом ее применении. Так, уния оговаривала "сохранение всех прав и привилегий" четырех восточных патриархов, но папа попытался испытать греков "на прочность" и заявил о своей готовности назначить нового патриарха Константинопольского. Император твердо возразил, что не дело папы - совершать такие назначения. Папа хотел, чтобы ему выдали на суд и расправу святителя Марка Эфесского, твердого защитника Православия, не подписавшего унии. Опять последовало твердое заявление, что не дело папы - судить греческих клириков, и святитель Марк вернулся в Константинополь в императорской свите»14.
Падение Константинополя внесло большие изменения в историю Европы.
После 1453 г. Московское государство осталось единственным независимым православным государством в мире.
1.2 Политическое положение московского государства
На престол
вступил великий князь Иван III.
В 1472 г. он женился на племяннице
последнего византийского
Софья Фоминична была племянницей последнего византийского Императора Константина XI Палеолога, убитого при взятии турками Константинополя. В 1467 г., когда овдовел Великий Князь Иоанн III (1440–1505), Софья жила в Риме. Папа, уверенный, что она благоприятствует латинству, решил посватать ее за московского жениха, чтобы при ее посредстве приобщить к унии Московское государство. При этом римским послам были даны инструкции обещать Руси Константинополь как «законное наследие русских царей». После женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, в 1473 г. венецианский сенат обратился к русскому монарху с таким же напоминанием: «права на византийскую корону должны перейти к вам».
Брак Иоанна с Софьей имел совершенно иные последствия, чем рассчитывал Папа. Новая русская Великая Княгиня принесла с собой все заветы и предания Византийского царства, столько столетий славного своей православной верой и мудрым государственным устройством ("симфонией" двух властей: государственной и церковной). Главное же: после покорения Византии турками, Софья передала права Государей Второго Рима как своему православному супругу –московскому Великому Князю, так и будущим своим от него православным потомкам. Это наследие Византии имело огромное значение как в деле собирания Москвой русских земель, так и в выработке русской национальной идеологии Третьего Рима. Символическим знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие государственным гербом двуглавого орла. Известна русская государственная печать 1497 г. с изображением двуглавого орла.
«Именно при Иване III двуглавый орел стал использоваться на Руси в качестве герба, преемственного от ромейско-византийского Второго Рима. Там этот древний восточный символ победы и власти был принят еще первым христианским Императором Константином и считался официальным гербом при последней династии Палеологов»15.
Таким образом,
на рубеже создания концепции
«Москва-третий Рим» Россия
Таким образом, существовали все предпосылки для создания концепции «Москва – Третий Рим».
1.3. Попытки
возвеличивания власти
«В первой половине XVI века складывается мифология о кесарском происхождении Великих князей Московских. Начало положило Послание о Мономаховом венце, составленное около 1503 года старцем Спиридоном (известным также под именем Савва). Спиридон, поставленный митрополитом Киевским в Константинополе по мзде... повелением турскаго царя и низложенный в Литве, бежал в Москву, где за очередные интриги (за резвость его звали Сатаной) был сослан в Ферапонтов монастырь. Там этот 90-летний старец по поручению некоего высокого лица написал Послание о Мономаховом венце. В нем утверждается, что русские князья Рюрикова рода происходят от Пруса - брата Августа кесаря римска, давшего Прусу царство у моря на берегах Вислы и Немана: - и оттоль ... зоветься Прусьская земля.
По прошествии времени воевода Гостомысл с новгородцами приглашают из Прусской земли князя Рюрика от рода римъскаго Августа царя. Рюрик приезжает в Великий Новградъ и начинает княжить. Владимир, крестивший Русь, был четвертым коленом от Рюрика, а его правнуком был князь Владимир Всеволодович. По обычаю предков он сделал набег на области Царьграда, но боголюбивый царь Константин Мономах, посылает князю животворящий крест от древа, на котором распят был Христос, венец царский, чашу сердоликовую, из которой Август, кесарь римский, пил с веселием, и многие иные дары, вместе с царским посланием:
"Прийми от насъ, о боголюбивый благоверный княже, сиа честныа дарове, иже от начатка вечных лет твоего родьства и поколенья царьский жребиий, на славу и честь и на венчание твоего волнаго и самодержавнаго царствиа. ...мы от твоего благородна просим мира и любве, ... и все православие в покои пребудет под сущею властью нашего царства и твоего волнаго самодержавъства великиа Русиа, яко да нарицаешися отселе боговенчаньный царь...". И от того времени княз великий Владимир Всеволодичь наречеся Манамах, царь великиа Русия. И оттоле и доныне тем венцем венчаются царским велиции князи володимерьстии.
На основе Послания о Мономаховом венце в первые десятилетия XVI века были составлены Сказания о князях владимирских. Текст их сходен с Посланием Спиридона, но убрано упоминание о самом Спиридоне и особо написано Родословие литовских князей. Сказания о князях владимирских использовали при подготовке чина венчания на царство Ивана IV в 1547 году, когда он был коронован шапкой Мономаха и объявлен царем всея Руси. Шапкой Мономаха впервые венчали на великое княжение внука Ивана III Дмитрия, соправителя деда, в 1498 году. Саму шапку, по мнению искусствоведов, изготовили в начале XIV века золотоордынские мастера. Считают, что хан Узбек подарил ее Ивану Калите. Опушка из собольего меха, навершие с крестом и драгоценные камни появились на шапке Мономаха уже на Руси»16.