Казахстан в эпоху каменного века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:55, реферат

Краткое описание

Каменный век - древнейший и наиболее длительный период развития человечества, когда орудия изготовлялись из камня, использовались дерево и кость. Делится на три периода: древний (палеолит, 2-2,5 млн.лет назад до 10-2 тыс.до н.э.), средний (мезолит, 10-5 тысячелетия до н.э.), новый (неолит, VII тыс.до н.э.-III тыс.до н.э.).

Оглавление

1. Введение
2. Казахстан в эпоху каменного века
3. Ранний палеолит
4. Поздний палеолит
5. Неолит
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовая работа.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Древнейшие  жители Казахстана были современниками питекантропа и синантропа, в эволюционном развитии соответствующие фазе Homo habilis. Первобытные обитатели Каратау уже могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой на крупных и мелких животных и сбором растительной пищи. 

     4. Поздний палеолит 

     Поздний палеолит охватывает время от 35—30 тыс. лет до 12—10 тыс лет назад. Это время широкого расселения человека по всем климатическим зонам земли и формирования рас и расовых групп.

     Существует непосредственная связь между появлением человека разумного и дальнейшим развитием материальной и духовной культуры человеческого общества эпохи позднего палеолита. Это явление непосредственно связано с прогрессивным развитием общественных отношений, процессом формирования родовой общины, возникновением рода как первой специфической формы общественной организации человеческого коллектива. Предпола-' гают, что родовая организация была повсюду матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род, таким образом, представлял собой экзогамную группу людей, объединенных узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщин в общественной жизни определялось также спецификой общинного домашнего хозяйства, ролью женщины в семье как продолжательницы рода. Не случайно в идеологических представлениях древних людей возник культ женщины — родоначальницы и хозяйки очага.

     Мировоззрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом-символом. Полагают, что универсальным орудием магии было появившееся в это время яркое первобытное искусство.

     Представления о душе и загробной жизни человека как продолжении земного существования вели к появлению сложных обрядных церемоний. Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверленных раковин и клыков хищника, ноги — браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали гирляндами бус. Вместе с погребенным клали изделия из кремня и кости.

     По  сравнению с памятниками предыдущего  периода стоянок этого времени  обнаружено мало. В Восточном Казахстане известны стоянки Канай, Свинчатка, Пещера и Ново-Никольское7. Наибольший интерес представляет стоянка у деревни Пещера.

     Стоянка Пещера находится на правом берегу Бухтармы у входа в пещеру, расположенную  на краю мыса, входом на запад и представляет собой два грота, объединенных навесом. С. С. Черников в результате разведочного раскопа на глубине 30—50 см в восточной части раскопа в 60—170 см в западной обнаружил палеолитические изделия, среди которых скребок с круговой ретушью, обломок ножевидной пластины, ножевидное орудие, нуклеус пирамидальной формы со следами сколов, отбойник и отходы производства из черного кремния и зеленоватой кварцевой породы. Кроме того, обнаружены обломки костей животных: носорога, бизона, пещерного льва и др. Характер орудий позволяет датировать стоянку верхним палеолитом. В верхнем палеолите обработка каменных орудий была более сложной: скалывались тонкие пластины с нуклеусов, которые предназначались в большинстве для вкладыша в костяные и деревянные оправы, а затем использовались как ножи и скребки. Широкое применение получила и отжимная техника, позволявшая получать орудия с тонким лезвием, например, наконечники копий дротиков.

     С 1980 по 1983 гг. автором велись раскопки на Иртыше — стоянке Шульбинка, обнаруженной в Ново-Шульбинском районе Семипалатинской области. Среди 5000 каменных изделий в большом количестве присутствуют скребки на отщепах и пластинах, острия, резцы, проколки, нуклеусы разновидных форм и отходы производства. Кроме каменных изделий обнаружены очаги, сложенные из галек, слой золы, а вокруг очага на значительном расстоянии находились темные пятна небольшого диаметра и округлой формы. Не исключена возможность, что это остатки деревянных столбов, являвшихся основой жилища. Удобное расположение местности, высокая терраса, река, лес — все это притягивало человека, а спасаясь от палящего солнца и дождя в летнее время, он строил себе легкие временные жилища, о чем свидетельствуют темные пятна и очаги. Помимо культурно-бытовых остатков обнаружено погребение человека, который был помещен в скорченном положении на левом боку и ориентирован головой на запад. Скелет очень плохой сохранности, поскольку залегал неглубоко, но сам факт нахождения его заслуживает внимания. Основным сырьевым материалом для изготовления орудий на стоянке Шульбинка служили халцедон, яшма, кремень и горный хрусталь. Как видно, по сравнению с предыдущими периодами каменного века использовалась разнообразная порода и не только местного происхождения. Коллекция находит аналогии в стоянках Алтая и Сибири, что позволяет их датировать возрастом 30—25 тыс. лет.

     На  территории Казахстана полностью изученных  памятников позднего палеолита немного, но имеющиеся материалы дают возможность  проследить непрерывность развития материальной культуры людей древнекаменного  века, а также процесс заселения территории Казахстана8. 

     5. Неолит 

     Начало  периода падает на V тыс. до н. э. Это  время расцвета техники в обработке  камня. Происходит все большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление: использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.

     Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия так называемого производящего хозяйства, пришедшего на смену присвоению готовых продуктов природы, — собирательству и охоте. Возникновение новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расширило область трудовой деятельности человека и в то же время качественно изменило характер. Вся дальнейшая многотысячная история экономической деятельности человека есть в значительной степени история развития, совершенствования двух этих форм хозяйства. Уровень развития производительных сил, достигнутый первобытным населением в эпоху неолита, обусловил появление и других культурно-бытовых новшеств. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачества, ему известна уже керамическая посуда.

     В социальном отношении эпоха неолита  была временем родовых общин, господства коллективного труда и общей собственности на средства производства. Вместе с тем это было время более высоких форм организации общества: образования племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких (большего или меньшего числа) родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.

     В настоящее время на территории Казахстана известно свыше 5W неолитических и  энеолитических памятников, однако абсолютное большинство исследовано выборочно. Неолитические стоянки по характеру расположения на местности делятся на четыре типа:

    • Родниковые
    • Речные
    • Озерные
    • Пещерные

     Как правило, на стоянках речного и озерного типов содержится значительное количество находок, что свидетельствует о постоянном или продолжительном пребывании здесь человека. Основной инвентарь таких стоянок — ножевидные пластины и изделия на них.

     Наиболее  распространены на территории Казахстана родниковые стойбища,

чаще  всего временные, сезонные местопребывания бродячих охотников. Одна из особенностей неолитических памятников — пустынно-степного Казахстана в том, что большая их часть — стоянки открытого (наземного) типа. На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Разнообразие сырья способствовало развитию разных технических приемов его обработки и их совершенствованию. Неолитические памятники Казахстана образуют несколько территориальных групп, возможно соответствующих районам обитания родственных племен, близких друг к друту по культуре.

     Неолитическая стоянка в пещере Караунгур находится  на правом берегу одноименной реки, в 1,5 км к северу от с. Караунгур, Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области, или в 43 км к северо-востоку от г. Шымкента''. Сама пещера находится на высоте 7 м от русла реки. Ширина v входа 20—25 м, высота около 2—16 м. Пещера состоит из двух залов: передний, длиной 20 м, и дальний — 9 м. В процессе раскопок 1959 г. X. А. Алпысбаев получил довольно большую коллекцию культурно-бытовых остатков (каменные и костяные изделия, керамика, кости животных и т. д.) древнейших обитателей пещеры.

     Объектом  охоты были куланы, медведи, олени, джейраны. косули, кабаны, лошади, волки, быки. кеклики. фазаны, черепахи. Об этом свидетельствуют костные остатки, обнаруженные в пещере'".

В Западном Казахстане выделяется лишь один вариант  кельте-минарской культуры — западно-казахстанский  — предложенный еще С. П. Толстовым. Датируется ксльтеминарская культура концом IV — началом II тыс. до н. э. и охватывает значительную территорию Казахстана и Средней Азии. Каменная индустрия характеризуется заготовками в виде пластин средних размеров и микропластин, обломков пластин и отщспов. В качестве примера можно привести неолитические стоянки и местонахождения, обнаруженные в 1989—1990 гг. в Атырауской области: Шатпаколь, Кульсары I—V, Шандыаул, Кыз-Емшек, Кайнар, Жылан-Кабак, Койкара, Сарыкамыс, Шаянды и др".

     Местонахождение Шатпаколь находится в 12 км к северу от с. Шокпартогай Эмбинского района. Каменные изделия — ножевид-ные пластины, отщепы, фрагменты керамики — обнаружены на небольшом склоне у родника. Стоянки Кульсары 1—5 находятся вокруг пгт Кульсары. Почти все они разрушены в результате строительства дорог и прокладки газопровода. Среди множества индустрии выделены ножевидные пластины как с ретушью, так и без них, скребки на отщепах и пластинах, резцы, черешковые наконечники стрел двусторонней обработки, анкоши — орудия с боковыми выемками, нуклевидные сколы и призматические нуклеусы. Большинство фрагментов керамики без орнамента, только некоторые имеют вдавленные горизонтальные линии, от которых идут вниз прямые или вертикальные линии.

     Шандыаул  находится в 22 км на северо-восток от пгт Кульсары. Каменные изделия выявлены недалеко от современного кладбищ;! ;'. Дккизтогай. Среди них скребки на пластинках, дкухконцевые скребки, отщепы и керамика.

     Местонахождение Кыз-Емшек обнаружено недалеко от горы Иман-Кара, в 37 км к юго-юго-востоку  от железнодорожной станции Жантерек. На вершине горы подобраны нуклеусы призматического характера, ножевидные пластины с ретушью по граням со стороны спинки и фрагменты керамики. Подобные артефакты выявлены у высокого обрыва р. Кайнар.

     Для местонахождений Жылан-Кабак и  Коикара характерно наличие фрагментов керамики с орнаментом ^елочка» и мелкой «гребенкой". Каменный инвентарь идентичен индустриям вышеназванных стоянок.

     Стоянки Сарыкамыс и Шаянды обнаружены на дюнах в 3—4 км на юг от с. Сарыкамыс  Эмбинского района Атырауской области. Здесь собрано большое количество ножсвидных пластин без следов утилизации; несколько пластин с ретушью со стороны спинки, орудия с выемкой на пластинах и отщепы. На фрагментах керамики орнамент в виде косых насечек, вдавленных в сосуд, горизонтальные линии и геометрические фигуры в виде треугольников. Окрашенная керамика отсутствует.

     Находки, относящиеся к неолитическому времени, выявлены в районе заброшенного с. Сатчы-Кыз  на второй надпойменной террасе правого  берега р. Кызыл-Су, в 2—2,5 км от с. Бслокаменки Семипалатинской области. В данном месте террасу прорезают выходы кремнистого сланца и кварца. Стоянка Кызыл-Су находится на возвышенном участке, внизу которого находится маленький родник. Рядом, перпендикулярно к пойме реки, проходит глубокий овраг, на дне которого была обнаружена треугольная пластина с ретушью по боковым краям и отщеп из темно-кремнистой породы. что и послужило толчком к обнаружению стоянки. Каменные изделия (а их более 100) собраны на поверхности. Площадь распространения находок 30 х 30 м. В двух местах был заложен шурф, размером 1 х 0,5 м. В шурфе наблюдалась следующая стратиграфия: дерн, мощностью 0,05 м; серо-желтая супесь с мелкой щебенкой, мощностью галечник с мелкими валунчиками и крупнозернистый песок. Коллекцию подъемного материала составляют нуклеусы, наконечники стрел, скребки, ножевидные пластины, микролиты и отходы производства. Нуклеусы призматического скалывания, аморфные, небольшого размера. Присутствуют необработанные заготовки нуклеусов. Большее число орудий составляют концевые скребки на пластинах с овальным раоочим краем. У некоторых ретушированы боковые стороны. Имеются скребки высокой формы. Наконечники стрел двусторонней обработки, небольшие. Встречены и заготовки наконечников. Некоторые изделия представлены пластинками с притупленным краем. которые обработаны с двух или одной из сторон и невелики по размерам. Изделия в основном из яшмы, халцедона, опала.

Информация о работе Казахстан в эпоху каменного века