Как создавался Советский Союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:59, реферат

Краткое описание

После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик.
Между советскими республиками установились прочные связи. Для утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном единстве совершили революцию, у них была одна цель – социализм. Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии –
РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов.

Оглавление

1. Введение............................................................................................................................3
2. Предпосылки образования СССР....................................................................................4
3. Проекты объединения советских республик..................................................................6
4. Принятие Декларации и Договора об образовании СССР........................................... 8
5. Разработка и принятие Конституции СССР.................................................................. 9
6. Заключение.......................................................................................................................15
7. Приложение
7.1 Государственная символика СССР..........................................................................16
7.2 . Изменение численности населения республик СССР..........................................19
8. Список использованной литературы............................................................................ 21

Файлы: 1 файл

Как создавался Советский союз.docx

— 102.64 Кб (Скачать)

    Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских  Социалистических Республик имел право  приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, а также съездов Советов  и центральных исполнительных комитетов  союзных республик и Других органов  власти на территории Союза Советских  Социалистических Республик. 

    Законопроекты, восходящие на рассмотрение Центрального Исполнительного Комитета Союза  Советских Социалистических Республик, получают силу закона лишь при условии  принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей, и публикуются от имени Центрального Исполнительного Комитета Союза  Советских Социалистических Республик (ст. 22 Конституции). 

    В случаях разногласий между Союзным  Советом и Советом Национальностей, вопрос передавался в создаваемую  ими согласительную комиссию. 

    При недостижении соглашения в согласительной комиссии, вопрос переносится на рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей, причем, в случае отсутствия большинства  голосов Союзного Совета или Совета Национальностей, вопрос может быть передан, по требованию одного из этих органов, на разрешение очередного или чрезвычайного съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик (ст.24 Конституции). 

    ЦИК СССР не являлся постоянно действующим  органом, а созывался на сессии три  раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании  Союзного Совета и Совета Национальностей  в количестве 21 человека. 

    Происходило раздельное голосование палат при  выборах Президиума. ЦИК СССР избирал  из состава своего Президиума четырех  председателей по числу союзных  республик, что также подчеркивало их равноправие. 

    ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК  СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в  своей работе ответственен перед  ним и его Президиумом (ст.37 Конституции). В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной  и исполнительной власти. 

    Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР (глава 8 Конституции СССР 1924 г.): пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней  торговле, путей сообщения, почт и  телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы  имели своих уполномоченных в  союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство  на территории союзных республик  через одноименные наркоматы  республик. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответствующие  республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. 

    Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой  назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать  решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены  в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара  в СНК СССР, не приостанавливая  исполнения решения. 

    Особое  значение имело повышение статуса  органов госбезопасности. Если в  РСФСР Государственное политическое управление (ГПУ) было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно  приобретает конституционный статус объединенного наркомата - ОГПУ СССР, имеющее своих уполномоченных в  республиках. «В целях объединения  революционных усилий союзных республик  по борьбе с политической и экономической  контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом, учреждается при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Объединенное Государственное  Политическое Управление (ОГПУ), председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик с правом совещательного голоса» (ст.61). В рамках Конституции  выделяется отдельная глава 9 «Об  Объединенном Государственном Политическом Управлении». 

    В соответствии со ст.63 Конституцией СССР 1924 г., надзор за закономерностью действий Объединенного Государственного Политического  Управления Союза Советских Социалистических Республик был возложен на прокурора  Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик на основе специального постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.4 

    Отдельно  в Конституции урегулировано  правовой статус и состав Верховного суда СССР (глава 7), учреждение которого провозгласила ст.43. 

    К его компетенции было отнесено: 

    а) дача верховным судам союзных  республик руководящих разъяснений  по вопросам общесоюзного законодательства;

    б) рассмотрение и опротестование перед  Центральным Исполнительным Комитетом  Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора  Верховного Суда Союза Советских  Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных  судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку  ими затрагиваются интересы других республик;

    в) дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза  Советских Социалистических Республик  о законности тех или иных постановлений  союзных республик с точки  зрения Конституции;

    г) разрешение судебных споров между союзными республиками;

    д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях  по должности. 

    Верховный действовал в составе: пленарного заседания  Верховного Суда Союза Советских  Социалистических Республик; гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик; военной и военно-транспортной коллегий. 

    Прокурор  Верховного Суда Союза Советских  Социалистических Республик и его  заместитель назначался Президиумом  ЦИК СССР. На обязанности прокурора  Верховного Суда Союза Советских  Социалистических Республик лежала дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда Союза Советских  Социалистических Республик, поддержание  обвинения в заседании его  и, в случае несогласия с решениями  пленарного заседания Верховного Суда СССР, опротестование их в Президиум  ЦИК СССР. 

    Анализ  содержания основного закона показывает - Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции. В  ней нет характеристики общественного  устройства, нет глав о правах и  обязанностях граждан, избирательном  праве, местных органах власти и  управления. Все это отражено в  республиканских конституциях, которые  принимались несколько позднее, в том числе и в новой  Конституции РСФСР 1925 г. В ст. 1, которой, отмечалось, что она исходит из основных положений Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и основных начал Конституции  РСФСР 1918 г. 

    Проект  Конституции РСФСР 1925 г. был разработан в НКЮ, затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК. Она привела  Конституцию РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1924 г., оформила правовой статус автономных республик  и областей РСФСР. Из проекта была исключена Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа и введена  статья “Об основах экономического строя РСФСР”. Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г. Конституция СССР 1924 г. и республиканские конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию. 

    Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как  федеративное государство с автономными  образованиями. На территории РСФСР  имели обязательную силу постановления  верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции  Союза. 

    Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и  воздушный транспорт и средства связи составляют собственность  государства. Несколько иначе в  Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача “установления  социалистической организации общества и победы социализма во всех странах”, то Конституция РСФСР 1925 г. ставила  конечной целью “осуществление коммунизма”, а о других странах ничего уже  не говорилось.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Сколь бы многотрудным и противоречивым ни был процесс формирования Союза, он представлял собой великое  политическое начинание. В результате в эпоху, когда само распространение  капитализма на весь земной шар, с  сопутствующими ему явлениями интернационализации  хозяйственной жизни, вызывало кризис, а то и развал старых империй, но одновременно ставило на повестку дня  образование новых многонациональных  формаций, — именно в такую эпоху  родилось обширное наднациональное  государство.

     Советизация окраинных земель [термин был пущен  в ход на XII съезде РКП (б)] внедряла элементы современной классовой  борьбы и ломки в мышление и  образ жизни масс, застывших чуть ли не на первобытном уровне развития. Разные в этническом отношении, по степени  национального сознания народы обрели собственную государственность. Пределы полномочий этих государств были, разумеется, ограниченными, а их суверенитет — еще «школьным», но все равно это был огромный прогресс (пусть даже весьма различный по степени для украинцев и, скажем, казахов), ибо сложились новые и более прочные предпосылки для экономического и культурного развития этих народов.

     Сказанное вовсе не означает, что было найдено  наилучшее из всех возможных решений. Национальные проблемы России не были разрешены раз и навсегда. В  свете реальных фактов вряд ли можно  отстаивать тезис, господствующий в  советской историографии, по которому все якобы делалось в соответствии с революционными лозунгами или  планами и рекомендациями Ленина. Еще менее достоверен — однако весьма распространенный среди американских историков — тезис, по которому образование  СССР будто бы представляло собой  простой возврат к господству русского империализма на тех землях, которые раньше принадлежали царям. Правда, и среди большевиков порой оживало — подчас, быть может, даже под интернационалистским предлогом — старое «имперское» стремление к «единой и неделимой России». Явление это часто осуждалось в дебатах той поры. Но дело ограничивалось именно дебатами, а порой и ожесточенными политическими стычками. И если верно, что эта старая тенденция отнюдь не была искоренена, то верно также и то, что она наталкивалась на очень сильное сопротивление, поддержанное, в частности, авторитетом Ленина. Неправильно было бы утверждать, что Сталину удалось безраздельно утвердить свои тезисы. Его воззрения, разумеется, оказали решающее влияние в ходе последующего развития Союза, но это произошло тогда, когда власть его сделалась настолько неоспоримой, что сам Советский Союз стал гораздо более походить на государство, предусмотренное проектом автономизации, нежели на то, какое указывал в своих рекомендациях Ленин. Но в 1923 г. до этого все еще было далеко.

     Образование Союза ССР явилось результатом  столкновения различных тенденций, столкновения, которое произошло  в эпоху, когда еще можно было мериться силами в открытой дискуссии  в компартии. 

Приложение.

 
Приложение1.Государственная  символика СССР

 

    Союз Советских  Социалистических Республик (СССР) был создан в 1922 году. Тогда в составе Союза было 4 республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР. 31 января 1924 года принята первая Конституция СССР. Затем состав Союза пополнился Узбекской ССР, Туркменской ССР (1925), Таджикской ССР (1929), Казахской ССР, Киргизской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР (1936), Молдавской ССР, Эстонской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР (1940).

Государственный герб СССР (Советского Союза).

 

    Разработкой герба  СССР занимались многие художники. Известно множество проектов герба.  

 

Один из ранних проектов ныне можно увидеть на здании Центрального телеграфа в Москве: земной шар  окружен колосьями, вверху красная  звезда, по сторонам серп и молот. 6 июля 1923 года II сессия ЦИК СССР приняла  рисунок герба (одновременно с принятием  проекта Конституции). Но только 22 сентября 1923 года рисунок герба был окончательно утверждён Председателем Президиума ЦИК СССР А.С. Енукидзе.
Конституция СССР, принятая II съездом Советов 31 января 1924 года, официально узаконила новый герб. Поначалу он имел по три витка красной  ленты на каждой половине венка.
 

    На каждом витке  помещался девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюрко-татарском  языках. Наверху герба имеется  пятиконечная звезда.

В конце 1920-х годов (?) на герб был добавлен девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" по-тюркски. Русский вариант девиза переместился на центральный перехват ленты. Подобные гербы печатались на казначейских билетах  СССР 1934 года выпуска. Надписи выполнялись  на языках:  
    русском;  
    украинском;  
    белорусском;  
    грузинском (национальный алфавит);  
    армянском (национальный алфавит);  
    тюркско-татарском (арабская графика);  
    тюркском (латинский алфавит)

Информация о работе Как создавался Советский Союз