Советский Союз в 60-80-х гг. ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Цель исследования является анализ периода «перестройки» и распад СССР.
Задача рассмотреть основные направления внешней политики 1985 – 1991 годов и концепции нового политического мышления, а также важнейшие события кризиса социалистического лагеря и распада СССР.

Оглавление

Введение 3
1. Политическое развитие 5
1.1 Развитой социализм 5
1.2 Конституция СССР 1977 г. 7
1.3 Концепция советского народа 10
1.4 Диссидентское движение 12
2. Культура СССР в 60-80 гг. 15
3. Внешняя политика 22
3.1 СССР и вьетнамская война США 22
3.2 Разрядка международной напряженности 24
3.3 Обострение международной напряженности 28
3.4 Отношения с социалистическими странами 30
4. Перестройка в СССР и социально-экономическое развитие 32
5. Россия в 90 гг. XX века. 39
5.1 Россия в постсоветском пространстве. Радикальные и экономические реформы 1992 г. 39
5.2 Основные направления социально экономического развития России после 1993 г. 46
5.3 Кризис. 49
5.4 Международные связи России: принципы внешней политики. 53
Заключение 57
Тест 59
Кроссворд 63
Список литературы 65

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 499.66 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Пермского Государственного Национально

Исследовательского  Университета

 

 

 

 

 

 

Кафедра общей

Отечественной Истории

 

 

 

 

Реферат презентация

«Советский Союз в 60-80-х гг. ХХ века»

 

 

 

 

 

 

Работа студента

I-го курса экономического ф-та

Спецальность  ЭКМ-I (5,6)

Немтинова Е.К.

Научный руководитель

Доцент Лекомцев Г.Л.

 

 

 

 

Пермь 2012

Оглавление

Введение 3

1. Политическое развитие 5

1.1 Развитой социализм 5

1.2 Конституция СССР 1977 г. 7

1.3 Концепция советского народа 10

1.4 Диссидентское движение 12

2. Культура СССР в 60-80 гг. 15

3. Внешняя политика 22

3.1 СССР и вьетнамская война США 22

3.2 Разрядка международной напряженности 24

3.3 Обострение международной напряженности 28

3.4 Отношения с социалистическими странами 30

4. Перестройка в СССР и социально-экономическое развитие 32

5. Россия в 90 гг. XX века. 39

5.1 Россия в постсоветском пространстве. Радикальные и экономические реформы 1992 г. 39

5.2 Основные направления социально экономического развития России после 1993 г. 46

5.3 Кризис. 49

5.4 Международные связи России: принципы внешней политики. 53

Заключение 57

Тест 59

Кроссворд 63

Список литературы 65

 

 

Введение

 

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в  накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого  опыта — первейшая  задача истории. «История - наставница жизни»,- говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в  гигантской лаборатории мирового социального  опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте. Выдающийся русский историк, профессор Московского  университета В.О. Ключевский остроумно  заметил в одной из своих дневниковых  записей, что, хотя и говорят о  том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает  истории. Знаменитый ученый, писал: «Не  цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит  катастрофу в будущем». История —  одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся  воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю  они обосновывают свои действия. Поэтому  в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Актуальностью темы является описание основных направлений внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы, кризис социалистического лагеря, а также причины распада которые явно, определенным образом повлияли на крушение огромной державы в 1991 году. Это время глобальных политических, социальных, правовых и экономических перемен, которые затронули весь цивилизованный мир. И в данное время вызывает множество споров и суждений.

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить  с пятнадцатилетним “застоем” через  ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения  обосновывалось четырьмя факторами. Во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической). Во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета. В-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам. Наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней и внешней политики, впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки1.

В основу внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция  провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о  многообразном, но взаимозависимом  и целостном мире. В системе  взаимосвязанных государств все  глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания  приоритета общечеловеческих ценностей  перед классовыми; перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме  международных отношений, деидеологизации  международных отношений; строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов. За такие  действия М.С. Горбачев даже удостоился Нобелевской премии Мира.

Объект  общественные отношения которые  сложились на территории России и  следствием которых стал распад СССР

Предмет исследования является изучение периода  «перестройки» и распад СССР.

Цель  исследования является анализ периода  «перестройки» и распад СССР.

Задача  рассмотреть основные направления  внешней политики 1985 – 1991 годов и  концепции нового политического  мышления, а также важнейшие события  кризиса социалистического лагеря и распада СССР.

 

1. Политическое развитие

1.1 Развитой социализм

 

Общественно-политическое развитие СССР до середины 1980-х годов  определяли две политические концепции  – развитого социализма и советского народа как новой исторической общности. Возрастающее влияние на развитие советского общества, внутреннюю и внешнюю политику страны стало оказывать и диссидентское  движение.

На рубеже 60-х – 70-х годов произошла  смена программных вех: заложенную в третью программу партии концепцию  развернутого строительства коммунизма заменила концепция развитого социализма. Тем самым КПСС фактически отказалась от данного на XXII съезде партии торжественного обещания, что "нынешнее поколение  советских людей будет жить при  коммунизме". Главными ревизионистами прежнего генерального курса стали  руководители партии — Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, Ю.В. Андропов. В своей  политике они руководствовались  принципом: "движение – все, конечная цель – ничто". Новая политическая концепция была ближе к жизни, она создавалась с учетом растущих военных расходов для достижения, а затем удержания военно-стратегического  паритета с США и укрепления границ с Китаем.

Впервые концепция была обнародована в докладе "Пятьдесят лет великих  побед социализма", с которым  Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев  выступил на совместном торжественном  заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 3 ноября 1967 г. В 1971 г., на XXIV съезде КПСС, она была провозглашена высшим этапом развития марксизма-ленинизма. Последний раз к ней обратился Ю.В. Андропов, в статье, посвященной учению К. Маркса и проблемам строительства социализма в СССР, вышедшей в 1983 г. к 165-й годовщине со дня рождения основоположника марксизма. Во второй половине 80-х годов период господства данной концепции был назван М.С. Горбачевым "периодом застоя".

Суть  концепции заключалась в том, что на пути к коммунизму неизбежен  этап развитого социализма, на котором  он достирает своей целостности, т.е. гармоничного сочетания всех сфер и отношений – производственных, социально-политических, нравственно-правовых, материальных и идеологических. Андропов уточнил, что этот этап будет продолжительным, а СССР находится лишь в его  начале. Целостность социализма предполагалось достигнуть путем его совершенствования.

 

 

1.2 Конституция СССР  1977 г.

 

К 60-й годовщине Октябрьской революции  концепция была закреплена в новой  Конституции СССР, которая была названа "конституцией развитого социализма". Работа над новым Основным Законом  страны была начата еще при Н.С. Хрущеве, после принятия новой партийной  программы. В конце 1964 г. она была прервана и возобновилась лишь в 1976 г. по решению XXV съезда КПСС. Проект Конституции был разработан к маю 1977 г. под руководством председателя Конституционной комиссии Л.И. Брежнева и после всенародного обсуждения утвержден Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. К тому времени Брежнев уже совмещал два поста – Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР. Н.В. Подгорный, глава государства с 1965 г., летом 1977 г. был отправлен на пенсию.

В своей  основе Конституция СССР 1977 г. повторяла положения Конституции СССР 1936 г., однако они были более развернутыми и учитывали изменения, произошедшие в стране за 40 лет. Прежде всего, была изъята характеристика классового характера государства и партии. СССР из государства диктатуры пролетариата превратился в общенародное государство, Советы депутатов трудящихся – в Советы народных депутатов, КПСС из партии рабочего класса – в партию всего народа.

Первая  глава Конституции впервые подробно излагала политическую систему СССР. Согласно ей, вся власть в государстве  принадлежала народу. Он осуществлял  государственную власть через Советы, которые составляли политическую основу СССР. Советы составляли и основу государственного аппарата, куда кроме них входили  органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража.

Статья 6 Конституции в прямой форме юридически закрепила господствующую роль коммунистической партии в политической системе. КПСС характеризовалась как руководящая, и направляющая сила советского общества, ядро Политической системы. К звеньям  политической системы относились также  профсоюзы, комсомол, кооперативные  и другие общественные организации, которые участвовали в управлении государственными и общественными  делами в соответствии со своими уставными  задачами. Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция провозгласила трудовые коллективы. Они же являлись первичным звеном и экономической системы СССР.

Как и  прежде, упор в Конституции делался  на провозглашение социально-экономических  прав граждан СССР, список которых  стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, пенсионное обеспечение, жилище.

Конституция закрепила резко усилившиеся  политические и экономические права  союзного государства ("центра") за счет соответствующих прав союзных  республик. Их осуществляли союзные  министерства и ведомства, количество которых превысило 150, в то время  как в 1924 г. их было 10, в 1936 г. – 20.

Конституция запрещала частную собственность  на средства производства и эксплуатацию человека человеком. В социальной сфере  определяющим стал курс на достижение социальной однородности общества.

Важнейшими  задачами союзного государства Конституция  провозгласила укрепление "новой  социальной и интернациональной  общности" – советского народа –  и единого народнохозяйственного  комплекса как материальной базы этой общности.

В течение  пяти лет после принятия Конституции  были разработаны и введены в  действие все законы, которые прямо  упоминались в ее тексте. В 1978 г. в соответствие с новой союзной Конституцией были приведены конституции пятнадцати союзных республик, в т.ч. РСФСР. Все они приняли новые основные законы.

Новая Конституция  СССР не преодолела недостатков Конституции  1936 г. Они были присущи прежде всего политической системе. Это, во-первых, отсутствие гласности в деятельности как системы в целом, так и отдельных звеньев в частности; во-вторых, смешение функций партии и Советов, подмена Советов партией; в-третьих, подмена партийных организаций партийными комитетами; в-четвертых, подмена выборных органов аппаратом; в-пятых, бюрократизация аппарата (государственного, партийного, общественных и творческих организаций). Все это способствовало отчуждению народа от власти, подрыву авторитета государства и партии, несмотря на численный рост последней. К 1985 г. в составе КПСС насчитывалось 18 млн. коммунистов. Примерно столько же составлял и управленческий аппарат.

В ноябре 1982 г. после смерти Л.И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов. В 1983 г. он также был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Новый советский лидер предостерег "от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма", признал наличие противоречий развитого социализма и заявил, что "мы не знаем общества, в котором живем".

В феврале 1984 г, умер Андропов, и на высшие посты в партии и государстве пришел кадровый партаппаратчик К.У. Черненко. Он поставил вопрос о новой редакции программы КПСС, в которой предполагалось дать анализ "стадии развития общества", степень решения национального вопроса. Под его руководством была создана программная комиссия, которую в марте 1985 г., после смерти Черненко, возглавил новый Генеральный секретарь – М.С. Горбачев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Концепция советского  народа

 

Устойчивость  многонационального советского государства  и общества во многом зависела от прочности  межнациональных отношений. Их регулировала национальная политика партии и правительства. Программа КПСС 1961 г. поставила задачу обеспечить в процессе строительства материально-технической базы коммунизма ускоренное сближение и слияние советских наций и народностей в новую историческую общность – советский народ.

Фактически  свернув курс на построение коммунизма в ближайшей перспективе, новое  руководство СССР после 1964 г. сохранило преемственность национальной политики. ХХIV (1971) и ХХV(1976) съезды КПСС, Конституция СССР 1977 г. закрепили положение о том, что в СССР сформировалась новая историческая общность людей – многонациональный советский народ. По переписи 1979 г единая общность сплотила 123 частные общности, в т.ч. 36 наций, 32 народности, 37 национальных и 18 этнических групп. Основными признаками новой исторической общности были единая территория (СССР), единый язык межнационального общения (русский), единая экономическая основа (единый народнохозяйственный комплекс), общность социалистической по содержанию и национальной по форме культуры и основ характера советских людей, выраженных в их патриотизме и интернационализме.

Информация о работе Советский Союз в 60-80-х гг. ХХ века