Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:49, реферат
Цель исследования является анализ периода «перестройки» и распад СССР.
Задача рассмотреть основные направления внешней политики 1985 – 1991 годов и концепции нового политического мышления, а также важнейшие события кризиса социалистического лагеря и распада СССР.
Введение 3
1. Политическое развитие 5
1.1 Развитой социализм 5
1.2 Конституция СССР 1977 г. 7
1.3 Концепция советского народа 10
1.4 Диссидентское движение 12
2. Культура СССР в 60-80 гг. 15
3. Внешняя политика 22
3.1 СССР и вьетнамская война США 22
3.2 Разрядка международной напряженности 24
3.3 Обострение международной напряженности 28
3.4 Отношения с социалистическими странами 30
4. Перестройка в СССР и социально-экономическое развитие 32
5. Россия в 90 гг. XX века. 39
5.1 Россия в постсоветском пространстве. Радикальные и экономические реформы 1992 г. 39
5.2 Основные направления социально экономического развития России после 1993 г. 46
5.3 Кризис. 49
5.4 Международные связи России: принципы внешней политики. 53
Заключение 57
Тест 59
Кроссворд 63
Список литературы 65
Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.
В конце 50-х в литературу вошло поколение лейтенантов (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов). Не столько военные подвиги, сколько попытки нравственного осмысления итогов и уроков войны, через призму взглядов простого человека привлекали в военной теме. Самым известным произведением о войне в это время стала трилогия К. Симонова «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются».
В это время были написаны и важнейшие произведения оппозиционной литературы, ходившие в перепечатках по рукам и опубликованные только во второй половине 80-х годов («Гулаг» А. Солженицына, рассказы В. Шаламова, «Новое назначение» А. Бека). В литературе главной чертой 60-х годов стал поэтический бум. Он был вызван появлением целой плеяды молодых самобытных, друг на друга непохожих поэтов. (Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е . Евтушенко, А. Вознесенский, О.Сулейменов).
С поэтическим бумом связано и зарождение популярности авторской песни А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого. Это было советское «сердитое поколение». Молодежные группировки собирающиеся на кухнях и на открытом воздухе, на конкурсах туристических песен и в студенческих студиях. Нарасхват покупались книги Трифонова, Тендрякова, Айтматова, Распутина, Астафьева.
Но 70 – 80-е годы были временем не только поэтического и литературного бума, это было и время бума театрального. Два театра: «Современник» и театр на Таганке были кумирами. «Современник» под руководством О. Ефремова пополнился молодыми и очень характерными актерами, дополнявшими друг друга: А. Вертинская, Т. Лаврова, О. Даль, Никулин и, наконец, Г. Волчек, которая уже в 60-е годы, будучи совсем молодой, поставила несколько спектаклей: «Двое на качелях», «Обыкновенная история», «На дне». В Ленинграде такую же роль, правда, менее шумно играл Большой Драматический Театр во главе с Г. Товстоноговым.
Театр на Таганке был театром наиболее оппозиционным и непокорным. Его пытались закрыть, то на ремонт, то в связи с аварией. Просто запрещались или переносились премьеры. Но придраться было сложно, театр ставил не Солженицына, а «Гамлета», «Послушайте» по Маяковскому, «Десять дней, которые потрясли мир» Дж. Рида. Многое было взято из Мейерхольда и Вахтангова.
В конце 60-х, когда прикрыли КВН на телевидении, во всех вузах играли в КВН, а затем появились СТЭМЫ и их фестивали, а затем любительские театры и театры-студии. Самым известным студенческим театром был театр МАИ, затем МГУ. И, наконец, театры – студии, театры поисковые, полулегальные, как правило, снимающие подвалы у ЖЭУ. Эти подвальчики всегда были переполнены, вход бесплатный, но шапка по кругу. Эти театры уже не были любительскими, в них работали профессиональные актеры и режиссеры вместе с единомышленниками студентами, как правило, театральных вузов. А кроме этого был театр сатиры А. Райкина, театр на Малой Бронной и театр Ленинского комсомола (Марк Захаров), БДТ с Товстоноговым, и театр Вахтангова. У каждого из них был не только свой стиль, но и свой зритель, который ночи напролет простаивал в кассы за билетами.
Кинобум начался в конце 70-х – начале 80-х. «Карнавальная ночь», «Летят журавли», «Война и мир» Бондарчука, «Журналист» Герасимова, фильмы Гайдая и Юткевича. Споры велись вокруг фильмов Тарковского и никогда вокруг Н. Михалкова.
Живопись в это время оставалась как бы на обочине, не была столь популярна. Официозная живопись вызывала раздражение, другая была труднодоступной. Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).
В 1956 году
в Ленинграде прошла выставка «художника-коммуниста»
Пабло Пикассо, а следом – Фестиваль
молодежи и студентов в Москве
(1957) с художественным конкурсом, который
выигрывает никому неизвестный «маляр»
Анатолий Зверев, не несущий в своем
творчестве никаких признаков «
В советском искусстве началась смена поколений. В художественных кругах в присутствии партийных руководителей на выставках и встречах начинают вестись робкие поначалу разговоры о специфике живописи, в которой главную роль играют форма и цвет.
В конце 50-х годов возникают новые течения: суровый стиль и «другое искусство». Художники «сурового стиля» (Е. Моисеенко, Н. Андронов, В. Попков) говорили со зрителем на понятном реалистическом языке, но говорили не о величии подвига Советского народа, а о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека. Стилистика их работ напоминала художественные искания начала века.
«Другое
искусство» стремилось объединить
предметное искусство модернизма и
наработки абстракционизма, опыт авангарда
20-х годов, но это течение, отличающееся
своей непримиримостью к
С конца 50-х – 60-х годов общее оживление художественной жизни выразилось в проведении большого количества выставок, многие из них становились или постоянными или регулярными. Наиболее значительной из них стала ежегодная выставка в Манеже. В конце 1962 г. выставку в манеже посетил Никита Сергеевич. Он этого зрелища не выдержал, выставка была закрыта, а Хрущев ещё долго метал громы и молнии в адрес под открытом небом, закончились плачевно. Так и войдут они в историю искусства под названием «бульдозерные выставки». Большинство участников этих выставок в конце 60-х годов оказались диссидентами. Сегодня наиболее известными из них являются скульпторы Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин.
Последствия разгона выставки в Манеже крайне плачевно отразились на развитии русского изобразительного искусства. Повеяло атмосферой 30-х – 40-х годов. Теперь художники не репрессированы. В новых условиях это было уже невозможно, просто их работы не принимались на выставки, не печатались каталоги. Те, кто не уехал заграницу и не отказался от своих взглядов на искусство, вынуждены были творить для себя, жить на случайные заработки.
Столь же
противоречиво развивалась и
архитектура. Война, разрушившая огромное
количество городов и поселков, поставила
в повестку дня широкие восстановительные
работы. В честь победы в Москве
выстроили 7 высотных зданий, в том
числе МГУ и МИД под
В 1955 было
принято постановление ЦК КПСС и
Совмина «об устранении излишеств
в архитектуре…». Началось строительство
всем известных «хрущёвок». Несмотря
на всю их неприглядность в те годы
они сыграли положительную
2 августа 1964 г. американский эсминец с разведывательной целью зашел в территориальные воды Демократической Республики Вьетнам и открыл огонь по ее патрульным судам, которые ответили тем же. Заявив, что вьетнамцы напали на их корабль в международных водах, США 5 августа 1964 г. начали бомбардировки ДРВ. Так началась восьмилетняя воздушная война США против Северного Вьетнама. Первый массированный налет на ДРВ был предпринят в феврале 1965 г., когда в Ханое находилась советская правительственная делегация во главе с Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным.
Одновременно США расширили свое военное присутствие в Южном Вьетнаме, доведя численность своих войск с 70 тыс. (1965 г.) до 550 тыс. (1968 г.) человек, развернув истребительную войну с южновьетнамскими партизанами ("вьетконговцами"), борцами за независимость своей родины.
С самого начала американской агрессии СССР стал на сторону ДРВ, помогал ей политическими, дипломатическими и военными средствами (оружием, боеприпасами, военными специалистами). Средства, необходимые для отражения агрессии, доставлялись по морю и по суше, через Китай. Руководство КНР занимало в войне обструкционистскую позицию, создавало помехи перевозкам, Месяцами держало на своей территории эшелоны с оружием, отказалось разместить на своих аэродромах часть истребительной авиации СССР, прикрывавшей территорию ДРВ.
СССР стал инициатором широкого антивоенного движения, которое охватило многие страны мира. С ростом военных потерь (в небе ДРВ было сбито 5 тыс. американских самолетов) это движение проникло и в США. С ноября 1968 г., после прихода к власти президента Р. Никсона, бомбардировки были временно (до1971 г.) прекращены, в Париже начались затяжные четырехсторонние переговоры о прекращении войны. В них принимали участие Демократическая Республика Вьетнам, Народный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), США, сайгонская администрация.
Летом 1969 г. в освобождённой зоне Южного Вьетнама конгресс народных представителей создал Республику Южный Вьетнам (РЮВ), которая была признана Советским Союзом. В том же году США взяли курс на "вьетнамизацию" войны, который американские дипломаты назвали попыткой "изменить цвет кожи покойников". Он заключался в том, что американцы, выводя постепенно свои войска из Южного Вьетнама, одновременно укрепляли сайгонскую армию для борьбы с национально-освободительным движением.
В 1972 г. в ходе московских переговоров Л.И. Брежнева и Р. Никсона была достигнута договоренность о прекращении бомбардировок ДРВ и полном выводе войск США из Южного Вьетнама. В январе 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Парижское соглашение было победой вьетнамского народа, логическим итогом помощи Вьетнаму со стороны СССР, других стран социалистического, содружества, международного движения солидарности с борьбой вьетнамского народа.
В апреле 1975 г. проамериканский сайгонский режим на юге Вьетнама пал, Сайгон (ныне т. Хошимин) был освобожден, власть на всей территории Южного Вьетнама перешла в руки Временного революционного правительства РЮВ. В 1976 г. Север и Юг объединились в Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ), с которой в 1978 г. Советский Союз подписал Договор о дружбе и сотрудничестве. В соответствии с этим договором СССР встал на защиту своего братского союзника в феврале 1979 г., когда китайские войска вторглись на территорию СРВ.
1970-е
годы вошли в историю
Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.
В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил "восточную политику" своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.