Советский Союз в 60-80-х гг. ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Цель исследования является анализ периода «перестройки» и распад СССР.
Задача рассмотреть основные направления внешней политики 1985 – 1991 годов и концепции нового политического мышления, а также важнейшие события кризиса социалистического лагеря и распада СССР.

Оглавление

Введение 3
1. Политическое развитие 5
1.1 Развитой социализм 5
1.2 Конституция СССР 1977 г. 7
1.3 Концепция советского народа 10
1.4 Диссидентское движение 12
2. Культура СССР в 60-80 гг. 15
3. Внешняя политика 22
3.1 СССР и вьетнамская война США 22
3.2 Разрядка международной напряженности 24
3.3 Обострение международной напряженности 28
3.4 Отношения с социалистическими странами 30
4. Перестройка в СССР и социально-экономическое развитие 32
5. Россия в 90 гг. XX века. 39
5.1 Россия в постсоветском пространстве. Радикальные и экономические реформы 1992 г. 39
5.2 Основные направления социально экономического развития России после 1993 г. 46
5.3 Кризис. 49
5.4 Международные связи России: принципы внешней политики. 53
Заключение 57
Тест 59
Кроссворд 63
Список литературы 65

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 499.66 Кб (Скачать)

Признав советский народ реально сформированной общностью, руководство страны в  1972 г., в канун 50-летия образования СССР, пришло к выводу, что национальный вопрос в стране в том виде, в каком он достался нам от прошлого, решен. Это означало, что национальные антагонизмы в СССР были преодолены. Их рецидивы строго пресекались, но чаще игнорировались, официально причислялись к бытовым.

С целью  укрепления единой общности поощрялись межнациональные браки и изучение русского языка. Если по переписи 1959 г. в СССР было 103% смешанных в национальном отношении семей, то в 1979 г. – 14,9%, в 1989 г. – 17,5%. Русский язык в качестве родного языка признали в 1959 г. 10,2 млн., в 1979 г. 13 млн., а в 1989 г. 18,7 млн. людей нерусских по национальности. При этом по переписи 1989 г. в СССР проживало 141,5 млн. (49,4% ) нерусских при общей численности населения 286,7 млн. человек.

Дружба  и сплоченность народов СССР в  единой общности не предотвратили межнациональных  конфликтов и национальных волнений. Со второй половины 60-х годов, до начала 80-х их произошло более 20, в каждом из которых принимало участие  несколько тысяч человек. Наиболее крупными из них были выступления  крымских татар в Узбекистане  в 1966 и 1967 гг. за реабилитацию и восстановление автономии. В 1967 г. произошли выступления абхазов за расширение прав. Абхазии в составе Грузии, В 1973 г. началось движение ингушей с требованием вернуть в состав Чечено-Ингушской АССР Пригородный район, входящий в состав Северной Осетии. В 1977 г. Вильнюс был потрясен бунтом молодежи, требовавшей изгнать русских и вывести Литву из состава СССР. В 1978 г. состоялись выступления грузин за придание грузинскому языку статуса государственного на всей территории Грузинской ССР и одновременное движение абхазов за придание подобного статуса своему языку. В 1981 г. осетины выступили против ингушей в Северной Осетии. Во второй половине 70-х годов в, СССР началось движение советских евреев за свободу эмиграций. В это движение активно вмещались США, осудив СССР за нарушение прав человека и усилив дискриминацию Советского Союза в торговле.

 

1.4 Диссидентское  движение

 

Трудности и противоречия социально-экономического и политического развития страны и общества, расхождение слова  и дела правящей партии, свертывание  реформаторского курса Н.С. Хрущева  и усиление консервативных тенденций  привели к возникновению в  середине: 60-х годов инакомыслия, которое вылилось в 70-е годы в  диссидентское движение. Его характерными чертами стали антикоммунизм  и антисоветизм.

В Движении участвовали преимущественно интеллигенты, главным образом деятели науки  и культуры. Они были далеки от народа, его поддержкой и симпатиями не пользовались. Отстаивая гражданско-политические права человека, диссиденты, как  правило, игнорировали социально-экономические  права широких масс. Однако с середины 80-х годов их интересы удивительным образом пересеклись с интересами части номенклатуры (управленческого  аппарата), желавшей сбросить с себя бремя забот о народе, сохранив при этом господствующее положение.

Диссидентское движение было едино, в определении  стратегической цели – отстранении  от власти коммунистической партии, ликвидации коммунистической идеологии и советской  власти. Но оно не было едино в  вопросах тактики, средствах достижения цели. Одни ориентировались на внутренние ресурсы народа, прежде всего русского, надеялись возродить в нем  чувство национальной гордости великоросса, разорвать на нем "оковы" интернационализма. Они делали ставку на национальный патриотизм, который был синонимом  национализма. Другие надеялись на помощь Запада, с его либерально-демократическими традициями, пропагандировали космополитические  взгляды единства и неделимости  мира, а фактически необходимость  перехода страны в мир западной буржуазной цивилизации.

Исследователи видят определенную преемственность  взглядов различных течений диссидентского движения со славянофилами и западниками  в XIX в. Они выделяют в нем, два  основных течения – русофильское (почвенническое, национальное), в его  консервативной и либеральной формах, и новых западников, в либерально-демократической, социал-демократической и евро-коммунистической формах.

Истоки  первого уходили в созданное  в 1966 г. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Из него вышли организации, отстаивавшие национальные интересы России и русских. Их идеологи опирались на взгляды русских ученых, художников, писателей – Б.А. Рыбакова, И.В. Петрянова-Соколова, П.Д. Корина, И.С. Глазунова, Л.М. Леонова, В.А. Солоухина.

Наиболее  крупным представителем национально-либерального течения диссидентов был писатель А.И. Солженицын, ставший широко известным  после публикации в 1962 г. по инициативе главного редактора журнала "Новый мир" А. Т. Твардовского и с одобрения Н. С. Хрущева повести "Один день Ивана Денисовича", о быте, нравах, порядках и судьбах людей в сталинских концлагерях. В 1969 г. он был исключен из Союза писателей СССР, а в 1970 г. награжден Нобелевской премией по литературе. В 1974 г. Солженицын был выслан из СССР и лишен советского гражданства за публикацию за рубежом первой части трехтомного разоблачительного исследования "Архипелаг ГУЛАГ", в котором "один день" начался в октябре 1917 г. и закончился смертью Сталина. Солженицын представил его "черным днем" тысячелетней российской истории, судороги которого продолжились и после 1953 г.

Накануне высылки из СССР А.И. Солженицын опубликовал в самиздате "Письмо вождям Советского Союза" (1973 г.). В нем он предлагал избежать войны с Китаем и общей с Западом гибели в экологической катастрофе путем отказа от коммунистической идеологии. Будучи сторонником авторитарного режима правления, он обратился к "вождям", так как верил в силу власти, а не народа. Тонко почувствовав отступничество "вождей" в деле строительства коммунизма, Солженицын попытался убедить их превратить намеченный ими программный поворот в перелом. Однако материальные и социальные, предпосылки для этого еще не созрели. Опередив время, писатель стал изгнанником.

Истоки второго течения диссидентов  связывают с организованной поэтом А.С. Есениным-Вольпиным несанкционированной  демонстрацией 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади, в Москве с требованием открытого суда над писателями Ю.М. Даниэлем и А.Д. Синявским. Они были арестованы в сентябре 1965 г, за "особо опасные государственные преступления", выразившиеся в публикации за рубежом сатирических повестей о жизни в СССР. В защиту Даниэля и Синявского выступило более 60 членов Союза писателей, ж т.ч. В.П. Аксенов, Г.Н. Владимов, А.А. Вознесенский, В.Н. Войнович, А.Т. Гладилин.

В1970-1973 гг. новые западники объединились в  Комитет защиты прав человека с участием академика А. Д. Сахарова и члена-корреспондента АН СССР И.Р. Щафаревича, затем в русскую  секцию "Международной амнистии", которую возглавили московские ученые-физики В.Ф. Турчин и А.Н. Твердохлебов. После  Общеевропейского совещания в Хельсинки 1975 г. это течение диссидентского движения стали называть правозащитным, хельсинкским.

Самым известным  представителем правозащитного движения был академик А.Д. Сахаров, трижды удостоенный  звания Героя Социалистического  Труда за вклад в создание советских  водородных бомб. Чувство раскаяния  за создание оружия массового поражения  сделало его диссидентом. В 1968 г. в самиздате была опубликована его первая общественно-политическая работа. "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", в 1974 г. – "Тревога и надежда". В них Сахаров развивал концепцию конвергенции – объединения двух противоположных социально-экономических систем путем сохранения лучших достижений каждой – либерально-демократических свобод Запада и социальных гарантий в СССР. В 1975 г. он стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1980 г. А.Д. Сахаров был сослан в Горький за резкую критику ввода советских войск в Афганистан.

Поддержка западными странами правозащитного движения в СССР сделала его ведущим  направлением диссидентского движения, которое во второй половине 1980-х  годов оказало самое серьезное  влияние на общественно-политическое развитие СССР.

 

2. Культура СССР в 60-80 гг.

 

Война нанесла  колоссальный ущерб  развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой  трагедией  стало уничтожение  практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники  культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела  к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах  катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к  станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены.

В 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений.

  В  послевоенный период средняя школа стала 11-летней, правда, не надолго. Восстановление народного хозяйства требовало квалифицированной рабочей силы, появились школы рабочей молодёжи, школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Они подготовили только за 46-50-е годы около 3,5 миллиона рабочих.

В середине 60-х годов средняя школа опять  стала десятилетней, но появились  специализированные школы: физико-математические, с эстетическим уклоном, английские, французские и т.д. В начале 70-х  начался переход к всеобщему  среднему образованию, который завершился к концу 70-х годов. В первой половине 80-х годов школа становится 11-летней (правда, в основном теоретически), начиная  обучение с шести лет.

В 1979 году в СССР только 0,2% населения было неграмотным, в то время как в  США и Японии 0,5%, в Англии 0,7%, в  остальных странах значительно  больше (Европе в целом 2,3%). В 1988 году была разработана программа перестройки  системы образования, в которой  среднее образование рассматривалось  как базовое для получения  затем средне специального или высшего  образования.

В годы войны  сроки обучения в вузах также  были сокращены до 3 лет, после войны  продолжительность обучения выросла  до 4-5 лет. Наиболее интенсивно шло создание новых вузов в 50-55 годах. За это время было открыто 50 новых институтов. К 1986 году на 10 000 населения в СССР приходилось 181 студент.

После войны  были восстановлены Академии наук в  Западных республиках Союза и  создавались Академии в Казахстане, Латвии, Эстонии, в 60 –70 годы в других республиках Средней Азии.  В  условиях холодной войны перед учёными  были поставлены колоссальные оборонные  задачи. В 1949 году в СССР состоялось испытание ядерной бомбы, а через 5 лет – водородной. К началу 70-х  годов в целом сложился паритет  ядерных вооружений между США  и СССР (правда, американцы нас могли  уничтожить 35 раз, а мы их только 30).

В конце 50-60-х годов осознание того факта, что СССР вступил в эпоху научно-технической  революции привело к росту  ассигнований на науку, открывались  не только новые НИИ, но и целые  научные городки. Было организовано Сибирское отделение наук и академгородок  Новосибирска, в том числе, институт ядерной физики  в Дубне (Подмосковье) – международный центр для  проведения исследований в области  физики. Больше десятка наукоградов  были закрытыми, работая на оборону  и космос.

В 1954 году была пущена первая атомная  электростанция. Буквально шок в  мире вызвал запуск в СССР 14 октября 1957 года первого спутника земли! Через  несколько месяцев в космос отправились  Лайка, затем Белка и Стрелка. 12 апреля 1961 года в космос полетел  первый человек – Юрий Гагарин. Это  был триумф советской науки и  техники.

Целый ряд  советских учёных, в первую очередь, физиков, стали лауреатами Нобелевской  премий: Прохоров и Басов (совместно  с американцем Ч. Таунсом) в 1964 году за создание первого лазера. Николай  Семёнов в 1956 году за исследования в  области химических реакций, точнее цепной реакции.  В 1958 году группа советских  физиков (Франк Тамм, Черенков П.) за открытие и истолкование эффекта  Черенкова (так называемое – «голубое свечение»). В 1962 году Лев Ландау получил  премию за основополагающие теории конденсированной материи и, в особенности, жидкого  гелия; в 1978 году П.Л. Капица – за открытия в области физики низких температур.

Число научных  работников выросло с 98,3 тыс. в 1940 году, до 1 миллиона 500 тыс. в 1986 году. СССР по количеству изобретений и открытий в 80 годы превзошёл более чем в 2 раза США и почти в 2 раза Японию.

Много неприятностей  ожидало гуманитариев, особенно историков. Минц И.И., Разгон И.М.,  позднее А.Некрич и Н. Эйдельман, подвергались публичным  проработкам и сразу стали  естественно непререкаемыми авторитетами для коллег и читателей, а их книги  дефицитом. Сегодня эти имена -  бесспорная классика советской историографии. Многие ученые, и, в первую очередь, философ Александров Г.Ф., были обвинены в преклонении перед Западом.                                            

Подобные проработки в ещё большей  степени затронули деятелей художественной культуры. В 1946 году появилось печально известное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором  политические оценки и выводы делались в отношении детского рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки». В  нём же была осуждена поэзия А. Ахматовой. В 60 – 80-е годы партия и правительство  не оставляла культуру без внимания. Ежегодно выходили постановления и  резолюции по вопросам культуры, но в это время они уже не носили персонального характера, а больше охватывали вопросы идеологического  и программного характера. Хотя финансирование культуры велось по остаточному принципу,  оно в послевоенные годы  не опускалось ниже 2%, а с учётом расходов местных  бюджетов, развития самодеятельности, кружков, спортивных секций значительно  больше.

Время хрущевской «оттепели», сопровождавшееся борьбой  против «культа личности» Сталина, отнюдь не было таким уж теплым. Многие деятели культуры были реабилитированы, вернулись к читателю и зрителю  многие ранее запрещённые произведения. В то же время травля многих «несимпатичных»  и «непонятных» Хрущёву и его  приближённым писателей и художников, музыкантов и режиссеров продолжалась. Среди них оказался Пастернак, которого заставили отказаться от Нобелевской  премии. И всё-таки в конце 50-х, начале 60 годов сделано было много. Здесь  и открытие Московского кинофестиваля, и участие наших кинематографистов  в зарубежных фестивалях, усиление концертной и выставочной деятельности. В это же время начало работать советское телевидение. Это приводило  к рождению нового поколения советской  интеллигенции, так называемых «шестидесятников». В литературе вполне официальной  появлялись произведения интересные и  талантливые.

Информация о работе Советский Союз в 60-80-х гг. ХХ века