Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 13:24, курсовая работа
Цель работы – проследить в развитии изменение взгляда взрослых людей на природу детства, выявив основные институты и методы воспитания.
Объектом исследования является природа детства в понимании воспитательной традиции X-XVIII веков, а Предметом – история институтов и методов воспитания.
Введение 3
Глава 1 7
Образовательная традиция допетровского общества 7
Глава 2 16
Нововведения Петра I 16
Глава 3 25
Перестройка общественного взгляда на природу ребенка 25
Глава 4 32
Ребенок в литературе X-XVIII веков 32
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ
И КУЛЬТУРЫ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
Кафедра археологии, этнографии и мировой художественной культуры
Татаринова Александра Дмитриевна
Изменение
взглядов на воспитание ребенка в России
(X-XVIII вв.) |
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент гр. 411 __________________
| ||
Руководитель к.и.н.
доцент
_____________ О. П. Святуха | ||
Регистрационный № ________ _________ _____________________ подпись И.О.Фамилия « _____» __________________ 2010 г. |
Оценка _________________________ _______ ________________________ подпись И.О.Фамилия «_____» _______________ 2010 г. |
г. Владивосток
2010
Содержание.
Введение
Кто-то из мыслителей сказал: по мере того, как человечество взрослеет, оно молодеет. И высот своих достигнет тогда, когда обретет счастливую легкость детства и свободу от житейских нужд, его доверчивость и слиянность с миром. Но для этого нужно увидеть в детстве не переходную ступень развития, а всегда привлекательный образец, источник духовного обновления.1 И если взглянуть с этой точки зрения на прогресс человечества, то объявление 2008 года Всероссийским годом ребенка покажется глубоко закономерным, в нем обнаружится растущее значение детства для современной культуры. И сейчас представляется актуальным рассмотреть, как общество в разные исторические периоды смотрело на детский возраст, на воспитание, какие идеи развивало и поддерживало.
Современный взгляд на ребенка начал формироваться в конце XVIII века, в эпоху Просвещения. Детство провозглашалось не служебно-подготовительной фазой возрастного развития, а на самоценной стадией духовного становления личности. В художественной литературе эволюция отношения взрослого к ребенку выступает отчетливо, ведь литература создает галерею образов, характерных для времени своего создания, такой образ – знак единичных обобщений, представитель обширных слоев человеческого опыта, социального, психологического.
Изучение воспитательной традиции, утвердившейся в нашей стране после принятия христианства и до конца XVIII века, позволит нам понять, какие требования предъявляло взрослое общество к воспитуемому. Одновременно, мы попытаемся определить контуры детской темы в литературе этого отрезка времени. И, сопоставив типы детства, определяемые образованием, и параллельные им литературные образы детей (но во «взрослой» литературе, потому что книги для детей, как читательской аудитории – явление позднее, вне рамок рассматриваемого периода) мы сможем определить, как менялся «взрослый» взгляд на ребенка.
Цель работы – проследить в развитии изменение взгляда взрослых людей на природу детства, выявив основные институты и методы воспитания.
Объектом исследования является природа детства в понимании воспитательной традиции X-XVIII веков, а Предметом – история институтов и методов воспитания.
Для достижения цели необходимо решить несколько задач:
«Свое детство» каждого
Изучением темы детства в русской литературе сегодня активно занимаются сотрудники кафедры педагогики, истории образования, педагогической антропологии Института при Российской Академии Образования: Б. М. Бим-Бад, В. Г. Безрогов, О. Е. Кошелева, Л. В. Мошкова, И. И. Огородникова. В одной из своих статей, Б. М. Бим-Бад отмечает значение воспоминаний о детстве, как документальных памятниках соответствующей эпохи, ее живых свидетельствах, ценных тем, что они индивидуальны. Автобиографии представляют собой и историю вымысла, и историю событий, являясь одновременно и литературным, и историческим текстом (нечто, стоящее между литературным произведением и документом)3. О. Е Кошелева отмечает в предисловии к книге «Свое детство» В Древней Руси и России эпохи Просвещения (XVI-XVIII )», содержащей выборки детской темы из автобиографий указанного периода, что через сопоставление истории школ с воспоминаниями об учебных заведениях, о преподавателях, можно воссоздать, в какой обстановке происходил процесс социализации ребенка, воссоздать отношение к нему «взрослого» мира. В. Г. Безрогов, применил антрополого-автобиографический подход к вопросу о религиозном воспитании – проанализировав, множество российских и европейских автобиографий XVII-XX веков: о значении для ребенка религиозных обрядах, о то, в какие моменты своей жизни дети обращались к Богу, занимала ли «церковная» тема обособленное место в жизнеописании, или вплеталась в него бессознательными упоминаниями. Виталий Григорьевич на основе полученных данных составил историю религиозной социализации в христианской культуре России и Европы XVII-XX веков. И. С. Кон посвятил главу в учебном пособии «Ребенок и общество» символическим образам ребенка в культуре и массовом сознании, соционормальным представлениям о возрастных свойствах, критериях зрелости для каждого исторического периода. Игорь Семенович приводит периодизацию Ллойда Демоза, подразделявшую всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых присуще определенное воспитание и форма взаимоотношений между детьми и родителями. Но поскольку «историко-педагогический процесс представляет собой единство развивающейся во времени практики образования и духовной, воспитательной мысли», И. С. Кон параллельно с психолого-педагогической периодизацией Л. Демоза помещает структурированную эволюцию образов ребенка в литературе. И даже при беглом сопоставлении этих двух периодизаций видно, что создаваемый воспитанием, обучением условный тип ребенка, находит отображение в литературе соответствующего периода.
На защиту мы выносим следующие тезисы:
- Ветхозаветный взгляд семью и воспитание, определял в России отношение к ребенку по принятии Крещения и до второй половины XVIII века.
- Петровские реформы, в корне перестроившие систему обучения, определили ребенка, как будущего государственного работника, потому – зачастую требования, предъявляемые к детству в это время, были трудновыполнимы.
- Изменение взгляда на природу
детства связано с
- Правительство Екатерины II стремилось вывести из-под влияния церкви духовное воспитание детей, сделать образование полностью светским.
Первая глава содержит характеристику институтов обучения и тех воспитательных идей, которые определяли взгляд на природу ребенка до начала XVIII века.
Во второй главе раскрывается, как петровские преобразования изменили общественный взгляд на воспитание и обучение.
В третьей главе раскрывается, какие идеи французских просветителей нашли выражение в воспитательной политике Екатерины II.
В четвертой главе представлены литературные образы детей, соответствующие каждому из выделенных периодов.
Глава 1
Воспитательная традиция допетровского общества
Воспитательную традицию Древней Руси определяли две традиции – народная и церковная
Наставником детей, «учившим народ, когда не было еще ни книг, ни школ» был язык народа. «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение их, известные средства и пути воздействия на юные поколения» - считает знаменитый собиратель и исследователь детского фольклора Г. С Виноградов. Колыбельные песни, убаюкивающие, усыпляющие приобщали ребенка к родному языку. Как давно было доказано, самый ранний младенческий период, когда ребенок не умеет произнести ни слова, тот период, который может показаться просто молчанием, является самым творческим временем развития речи. В колыбельной высокого совершенства достигает ритмика и звуковое «оформление» подражающее покачиванию, скрипу колыбели, другими звуками:
А качи, качи, качи,
А Коленька - то спит, спит.
Подобное назначения выполняли и пестушки с потешками. Пестушки получили свое название от слова «пестовать» - нянчить, ходить за кем-нибудь, воспитывать. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождали движения ребенка в первые месяцы жизни:
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в ротик говорок,
А в головку разумок.
Когда ребенок немного подрастал, пестушки незаметно переходили в потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. Как и в колыбельных, в пестушках и потешках важное значение играет ритмика – веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение.
Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с игрой, напоминающие маленькие сказки в стихах – прибаутки. Как правило, в них была дана отдельная картина какого-либо яркого события или изображено какое-либо стремительное действие. Это в полной мере отвечает активной, не созерцательной природе ребенка:
Прибаутки как бы стремятся обрести сюжет, но помня, что ребенок не способен на долгое внимание, останавливаются на передаче лишь одного эпизода.4 К числу прибауток можно отнести и небылицы-перевертыши (особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением всех жизненных связей):
Информация о работе Изменение взглядов на воспитание ребенка в России (X-XVIII вв.)