Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:30, доклад
Проблема этногенеза и ранней этнической истории саамов до сих пор считается не решенной. Наиболее вероятной на сегодня его гипотезой есть теория, согласно которой, саамы являются потомками пришлого в Скандинавию в эпоху раннего неолита финно-угорского населения с севера (по версиям - даже с Урала) археологической культуры комша.
В
наше время предметы саамского народного
изобразительного искусства являются
как хорошими сувенирами, так часто
имеют и вполне утилитарное значение.
В зимнее время обычным для
саамов является использование
лыж и саней. Лыжи выполняют
роль средства передвижения, тогда
как сани обычно применяют
для перевозки грузов. Иногда
несколько саней с грузом
До начала применения ружей
саамы охотились на дичь, в
т. ч. и на оленей, с помощью
лука и стрел. Также саамы
ловили оленей подобию аркана
- веревочной или ременной
Саамы добыть огонь с помощью
огнива. Сапожные иглы, гвозди и
прочее хозяйственная утварь, до
того как получили от
К традиционным оригинальных
средств хранения и переноски
вещей в саамов относятся: Киса
- мешок, мешок с нерпьячои
В саамский хижине делали Полт - место под хранение посуды и запасов. Это был участок пола, ограждена двумя колодами, которые также назывались Полт. Традиционная постель саами - оленья шкура. Если непогода застала саами в дороге или посреди тундры, он мог заночевать в спальном мешке, сшитому из оленьих шкур (Кирова). Нити Саамские женщины делали из сухожилий оленя.
В хозяйственной утвари саамов
и его названиях как нигде
хорошо выявляются связи
В наши дни дохристианские верования саамов трудно поддаются реконструкции. Несмотря на то, что христианство было принято ими довольно поздно и при этом значительный пласт языческих воззрений и культов саамы сохранили вплоть до XX в., их первоначальная целостность была утрачена в ходе времени и они значительно трансформировались под воздействием различных внешних влияний.
Имеющиеся
в распоряжении исследователей данные
свидетельствуют, что у разных групп
саамов в их древних культах существовали
определенные различия; неодинаковы
были как дошедшие до нашего времени
имена древних божеств и
Определенная часть дохристианских верований была, видимо, однотипной у всех групп саамов, как, например, представления о трех частях мироздания - верхнем, среднем и нижнем мирах. Нижний, потусторонний мир, где жили души умерших и духи-покровители, восточные саамы называли Туотилмби, т.е "другой мир", западные - Ямиэаймуо, Ябмеаймо. Этот мир находился под землей, хотя есть записи, сделанные у восточных саамов, что мир мертвых был, напротив, на небе, среди звезд, причем люди, погибшие насильственной смертью, уходили в северное сияние, которое и возникло из крови этих жертв1. Средний мир был земным, где жили люди и животные, а верхний - небо - принадлежал божествам. При этом у всех саамов существовало представление о том, что неподвижная Полярная звезда служила опорой, державшей небо, видимо, с помощью столба или дерева. На это указывают ее названия, в переводе означающие "столп мира", "столп неба" и т.п. Как уже упомянуто, трехмерный мир четко изображен на ряде шаманских бубнов, однако толкование этих изображений в определенной мере гипотетично, так как достоверных материалов, полученных от самих саамов, об этом нет.
Реконструировать
древний пантеон саамских божеств
крайне трудно: очень велико число
их имен и разнообразны представления
о них. При этом одно и то же божество
имело несколько вариантов
Одним
из верховных божеств был, видимо,
Юбмель или Ибмель. Именно это божество
многократно упоминалось в
Среди древних божеств известны и женские. В старых источниках часто упоминаются четыре богини - Мадеранна, Саранна, Юксанка и Уксакка, причем их роли не всегда ясны, но в целом их связывают с заботой о сохранении жизни на земле - как рождением людей, так и животных. Упоминается и еще одна богиня - Ябмеакка, властительница загробного мира.
Но
самая многочисленная группа божеств
или духов в древнем пантеоне
была связана с повседневной жизнью
и хозяйственными занятиями саамов.
Это были "хозяева", ведавшие различными
отраслями хозяйственной
Для
западных саамов были характерны также
представления о подземных
У
саамов были широко распространены реликты
культа животных, в первую очередь
это касается медведя и дикого
оленя. У некоторых групп саамов
медведь был тотемным животным. Во
всяком случае, финляндские восточные
(инарские) саамы считали, что их
соседи колтты были «детьми медведя».
По одной версии, медведь в прошлом
сам был человеком, которого заколдовали,
по другой - он взял в жены женщину-саамку,
от которой и произошли саамы-
У других групп саамов сохранились, хотя и относительно слабо, пережитки медвежьего культа. «Медвежий праздник» подготавливался уже начиная с выхода на охоту на медведя, при этом соблюдались различные ритуалы. Поедание медвежатины организовывалось всем поселком, но при этом на женщин накладывался ряд запретов. Кости съеденного медведя тщательно собирались и захоранивались - считалось, что это позволит ему вновь воплотиться в живого.
Многочисленны также различные предания и представления о священном олене с золотыми рогами - Мяндаше, который, по некоторым представлениям, также выступает как прародитель саамов. К тому же дикий олень был обязательным спутником саамского шамана в его путешествиях в загробный мир. Шаман (нойда, ноайде) вообще осуществлял связь людей с потусторонним миром, мог лечить тяжелобольных и предсказывать будущее. В случае тяжелого заболевания человека, - если он лежал в сильном жару или в состоянии комы, - считалось, что это результат попыток духов подземного мира похитить его душу. Чтобы спасти его, шаман должен был послать свою душу в потусторонний мир и вызволить оттуда душу больного. Шаман доводил себя до состояния транса пением, ударами в бубен, пил настойку мухомора или водку. Душа его воплощалась в дикого оленя (Saiva saroa) и отправлялась в странствие. Этот олень и был его "альтер-эго". Помогали нойде в его странствиях также священная рыба (Saiva guelie) и священная птица (Saаiva loddie).
Понятие сайва (sajva) было распространено у всех групп саамов, хотя значение его было неодинаковым. У Кольских саамов оно связывалось с понятием южного или юго-западного ветра, но шире всего оно употребляется для обозначения священных вод - это прежде всего проточные озера с очень чистой водой и особо вкусной рыбой, лов которой был связан с различными запретами (в частности, на участие в нем женщин) и приношением жертв «хозяину» озера.
Следует сказать, что саамы верили в существование у человека двух душ: одна из них была неотъемлемой частью живого человека и покидала тело с его последним вздохом. Вторая душа была «свободной». Она могла покинуть тело и без того, чтобы человек умер. Именно так происходило с шаманом, когда он отправлялся в странствие. Однако долгое отсутствие «свободной души» также могло привести к смерти.
Непременной
принадлежностью обрядов
В записях В.Ю. Визе сохранился рассказ известного Кольского саама-оленевода Василия Бархатова о нойде Михаиле Кирилловиче, жившем в 1890-е годы в Ловозерском погосте. Нойда жил в веже с двумя женщинами, которых избирал «в товарищи». В их домашнем обиходе совершенно отсутствовали изделия из железа. Желающий услышать от нойды пророчество приходил к нему с оленем. Заколов животное и сварив его мясо в медном котле, все ели «оленину по-собачьи», «нападком», т.е. ртом, без участия рук. Пришедший за советом также приглашался к трапезе, но при условии соблюдать эту манеру есть. Насытившись, колдун запрягал тройку оленей, упряжь которых была расшита бисером. После бешеной езды нойда начинал общение с духами.
По представлениям саамов, нойды обладали способностью привлекать обратно ушедших оленей, лечить болезни, наладить счастливую супружескую жизнь, они разъясняли вещие сны и прорицали будущее. Нойды могли также нанести вред человеку - с помощью некой нематериальной силы, называемой «ветряное» или «стрелы», наслать недуги, из которых наиболее распространена была «колотья», т.е. лихорадка.