Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:30, доклад
Проблема этногенеза и ранней этнической истории саамов до сих пор считается не решенной. Наиболее вероятной на сегодня его гипотезой есть теория, согласно которой, саамы являются потомками пришлого в Скандинавию в эпоху раннего неолита финно-угорского населения с севера (по версиям - даже с Урала) археологической культуры комша.
Проблема
этногенеза и ранней этнической истории
саамов до сих пор считается не
решенной. Наиболее вероятной на сегодня
его гипотезой есть теория, согласно
которой, саамы являются потомками
пришлого в Скандинавию в эпоху
раннего неолита финно-
Вероятно,
в 1500-1000-е годы до н. е. от этого сообщества
выделяются протосаамы. Формирование
саамского народности течение следующих
полутора тысячелетия (к середине 1-го
тыс. н.э.) было длительным и сложным
процессом и состояла в смешении
многих этнических компонентов, на что
прямо указывают
Если сами протосаамы не оставили по себе малейших письменных памятников, из некоторых источников той эпохи, можно добыть касательную их информацию. Так, древнегреческий историк Пифей в 325 году до н. е., описывая полудикий народ финнов (pinnai), который живет на далеком севере, скорее всего, подразумевает саамов. Так же Тацит в 98 году н. э рассказывает о саамов, называя их фенниямы (fenni):
«Феннии [саамы] чрезвычайно дикие и крайне бедные, у них нет ни оружия, ни лошадей, ни домов, их пища - это трава, одежда - шкуры, а за постель им правит сырая земля. Весь их защита - это стрелы, заостренные за недостатка железа, костью. Охотой занимаются и мужчины, и женщины: на охоту они уходят вместе, и каждый должен получить свою долю добычи. В их детей нет прибежища кроме палатки из жердей, где от непогоды скрываются и стар, и млад. Но они считают себя счастливее тех, что ходят за плугом, изнемогают, строя дома, боятся потерять свое имущество, но одержимые жаждой наживы. Не боясь ни человеческой несправедливости, ни божеского гнева, они смогли получить труднее - им совершенно не нужно чего-то желать »
В
течение 1-го тысячелетия н. э саамы
мигрируют все дальше на север, спасаясь
от натиска карело-финнов, наконец
конце тысячелетия выйдя к
побережью Северного Ледовитого
океана, таким образом окончательно
заняв территории своего современного
проживания.
По крайней мере с IX века и в течение многих последующих веков саамы платят изнурительные подати иностранным сборщикам дани - конунга, позже королям Норвегии, шведам, финнам, карелы, а с XI века русским князьям (первое упоминание в древнерусских летописях о саамов, названных лонь датируется 1000 годом). Уплата дани мощным соседям оказалось непосильным бременем для саамов, нередко за ней шли сразу несколько сборщиков от различных государств. В то же время шел процесс отбора саамского земель - с запада давили финны, норвежцы и шведы, с востока и юга - русские князья.
Сами
саамы выработали своеобразную собственную
хронологию своей средневековой
истории, разделенную на так называемые
нагона (периоды иностранных захватов)
Первый Нагин (до 1240 года) - характеризуется многочисленными стычками с норманнами, первым прибалтийским крестовым походом 1157.
Второй Нагин (1240-1326 годы) - время постоянных иностранных походов, в сущности набегов - крестоносцев, шведов, Александра Невского, а также опустошительных для саамов войн между Новгородской Республикой и Швецией, который собственно и закончился Ореховецьким мирным договор 1323, который впервые закрепил государственные границы между русским княжеством и Швецией.
Следующие нагона - это уже существования саамов на землях, разделенных границами. И хотя они еще долго для саамов-кочевников, перегоняли свои оленьи стада с места на место, оставались формальностью, с тех пор впервые следует вести разговор об историческом развитии отдельно саамов восточных (российских) и саамов западных (скандинавских).
Для
западных саамов период XIV-XVI веков был
периодом постоянного усиления притеснений,
ведь еще в середине XIV века шведский
король освободил от налогообложения
тех своих подданных, которые
селились в Лапландии, поэтому бремя
податей лег на местных саамов
- они оказались отданными на откуп
королевским вассалам . Только за короля
Густава И Вазы в середине XVI века
налоги с саамов стали поступать
непосредственно в
Право
облагать российских саамов-лопарей
сначала перешло от карелов до
Новгорода Великого, а после его
разрушения в 1478 году - к Московскому
государству. Именно в конце XV-XVI веков
в связи с усилением
Культурное
развитие саамов этого периода с
одной стороны обозначен их обращением
в новые религии государств, в
сфере влияния которых они
находились, - соответственно среди
лопарей насаждаеться православия,
а среди западных саамов - лютеранство,
а с другой - именно для этих целей
создан саамский письменность, и уже
1619 издано первое книгу саамского
языке (карманный молитвенник), позднее,
в 1633 году - выходит из печати саамский
катехизис. Хотя именно в это время, как
среди Кольский, так и скандинавских саамов
набирают обороты ассимиляционные процессы.
Начало XVII века принес новые опустошение на Саамские земли вследствие длительной Северной войны 1700-1721 годов, в результате которой к концу века русский империя заняла прочные позиции на Кольском полуострове, а Мурман стал один из важнейших портов Северной Европы. С 1764 саамы становятся т. н. государственными крестьянами, поэтому они не испытали крепостного права.
В
начале XIX века значение Кольского полуострова
для России падает, основные силы империи
были брошены на активизацию пивдненного
направления внешней политики. Но
уже во второй половине XIX века усиливается
колонизация северных территорий -
для обеспечения безопасности северных
границ учреждаются новые русские
поселения, а с 1868 года россиянам-переселенцам
разрешалась свободная
«И выбивается лопарей из последних сил ... пока не помогут ему извне, не окажут помощи, не укажут пути, как освободиться от тяжелой кабалы, не побуждают вести правильнее свои охотничьи и рыболовные промыслы, что позволит наконец отбросить полукочевой, вредный для лопарей во всем быт и перейти к полной оседлости, поскольку она и только она заставит отдохнуть [лопарей] от своих вековых страданий »
Однако
когда несколько саамского
В западных саамов Швеции и Норвегии в течение XVIII-XIX веков угрожающей силы набирают ассимиляционные явления. Так, с середины XVIII века новый размах приобрело движение финских и шведских переселенцев, который давил на общественные устои саамов, вел к их обнищанию. После заключения шведско-норвежской унии в 1814 году, в обеих странах проводится политика, направленная соответственно на шведизацию и норвегизацию саамов.
Начиная с 1840-х годов, среди саамов приобретает популярность движение за чистоту норвежского священника Ларса Лестаднуса (Lars Levi Laestadius, 1800-1861), у которого самого Саамские корни и на которого, по преданию, имела влияние саамский женщина. Этот пуританский движение еще до сих пор имеет сторонников в провинциальных районах скандинавских стран.
К
сожалению, мирный по сути протестное
движение, которое выражалось в требованиях
держаться традиций и обычаев, ограничить
эксплуатации заемщиков и торговцев
спиртным, имел для саамов кровавые
последствия - в 1852 году группа саамов
в норвежском городке Каутокенно
убили трактирщика и подожгли
сам кабак, дом священника и полицейский
участок. Этот стихийный сопротивление
стал едва ли не единственным за всю
новейшую историю саамов протестным
выступлением. Бунт жестоко подавили,
двух мятежников казнили, еще семеро
умерли в заключении.
В начале ХХ века только в Швеции национальное угнетение саамов не было государственнической политикой.
В
Норвегии, которая приобрела
В результате войны 1914-1918 годов на территории финской Карелии, одним из последствий которой было провозглашение независимости Финляндии 1917 года, значительно пострадало саамский хозяйство.
В
СРСмисцевих саамов пытаются склонить
к оседлости, приписывая в сельсоветы,
а с 1924 года массово включают в
вновь создаваемые колхозы. Как
и повсюду в советской стране
в начале 20-х годов ХХ века, в
деревне борются с проявлениями
контры и кулачества. Саамы, что часто
имели родственников в финской
Лапландии и владели оленьими
стадами и землями под
Одна
из локальных войн Второй мировой
войны (в ее начале) - Советско-финская
война 1939-1940 годов в очередной
раз привела к опустошения
в регионе и к очередному изменению
границ (в пользу СССР), но и в дальнейшем
в ходе Второй мировой Кольский полуостров
оставался ареной боевых действий,
нанося вред жизни мирных саамов. Еще
до окончания войны и до того,
как железный занавес накрыла
СРСта его сателлитов, большинство
православных саамов (скольтськи саамы)
переселились в Финляндию, не желая становиться
подданными Страны Советов.
В
послевоенное время советские саамы
страдают от усиления русификаторской
политики. Из-за нарушения традиционного
быта и засилья алкоголя крупнейшими
бедами саамов СРСстають безработица
и пьянство. Ко всему прилагаются
экологические проблемы - вследствие
размещения в регионе значительных
объектов добывающей и металлургической
промышленности. Вряд ли смогли помешать
искоренению саамов в России восстановление
на кириллические основе саамского
алфавита в 1980-е годы и несколько
часов уроков родного языка для
саамского детей в начальной
школе. По данным переписи 2002 года саамы
России составляют лишь 3-4% всех саамов
мира, а благодаря советскому прошлому
в Украине сегодня проживает
более 100 человек саамского
В
странах Скандинавии после
Кроме развития культуры и образования, реализуются и политических правах саамского меньшинств в Норвегии, Швеции и Финляндии. Во всех указанных странах действуют Саамские народное собрание (парламенты). В 1980-1990-е годы приняты правовые акты по саамов в национальных законодательствах, а в Норвегии права саамского меньшинства закреплены отдельно даже на конституционном уровне.
Наконец, за саамского языке в районах компактного проживания саамов на уровне муниципий (местного и городского самоуправления) закреплен статус официального.