История появления праздника: Новоый год

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:29, доклад

Краткое описание

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.

Файлы: 1 файл

новый.docx

— 19.96 Кб (Скачать)

Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным  праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей  есть исключения, которые не празднуют  Новый год. Настоящий праздник для  верующего – это Рождество  Христово. А перед ним строгий  Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается  только 6 января, вечером, с восходом первой звезды. Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января ( 1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.

 

А теперь вернемся к истории  празднования Нового года на Руси

 

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную  судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство  и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений  в календаре еще долго сохраняла  древние обычаи.

 

Празднование Нового года в языческой Руси

 

 

Как праздновался новый год  в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено  утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

 

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый  год обыкновенно совпадал с началом  возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

 

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний  месяц. В честь его праздновали  авсень, овсень или тусень, который  в последствии перешел на новый  год. Самое же лето в древности  заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние  шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально  на Руси Новый год отмечался в  день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

 

Празднование нового года после крещения Руси

 

Вместе с христианством  на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось  новое летоисчисление - от сотворения мира, так и новый европейский  календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

 

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало  определениям Никейского собора. Перенос  должен быть поставлен в связь  с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни  древней Руси. Укрепление православия  в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование  «священного писания» как источника  реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась  на Руси без учета трудовой жизни  народа, без установления связи с  сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его  библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как  церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

 

Таким образом, новый год  стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона  первого столпника, празднуемый  и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый  год. Он был у нас торжественным  днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

 

Нововведения Петра I в  празднование нового года

 

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали  считать 1 января. Это было сделано  по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь  Петр I не мог, так как церковь  жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном  указе он объявил: «Ныне от Рождества  Христова доходит тысяча шестисот девяносто  девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год  купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось  писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова.

 

Проведение в жизнь  этой реформы Великого Царя, имевшей  столь важное значение, началось с  того, что запрещено было праздновать  каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой  возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".

 

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был  у нас не хуже и не беднее, чем  в других европейских странах.

 

В Петровском указе писалось: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов  нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые  украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным  каждому хотя по деревцу или ветке  на вороты или над храминою своею  поставь...". В указе речь шла  не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного  позднее, с середины прошлого века.

 

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади  в Москве. А вечером небо озарилось  яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало  носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга  и дарили новогодние подарки.

 

Новый год при советской  власти. Смена календаря.

 

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был  поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских  стран давно перешло на григорианский  календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все  еще жила по юлианскому.

 

24 января 1918 года Совет  Народных Комиссаров принял "Декрет  о введении в Российской республике  западно-европейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ  был опубликован на следующий  день и вступил в силу с  1 февраля 1918 г. В нем, в частности,  говорилось: "…Первый день после  31 января сего года считать  не 1-м февралем, а 14 февраля, второй  день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество  сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

 

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство  не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось  не до, а после Нового года. Но это  совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

 

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и  елка, которая называлась «поповским»  обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла  Петровича Постышева "Давайте  организуем к новому году детям хорошую  елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало  достаточно быстро, - в продаже появились  елки и елочные украшения. Пионеры  и комсомольцы взяли на себя организацию  и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала  праздником "радостного и счастливого  детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

 

В 1949 году 1 января стал нерабочим  днем.

 

Старый Новый год

 

Хотелось бы еще раз  вернуться к смене календарей и объяснить фен Старого Нового года в нашей стране.

 

Само название этого праздника  указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый  стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским  императором Юлием Цезарем (юлианский  календарь). Новый стиль – это  реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки  зрения астрономии был не точным и  допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа  в какой-то степени была необходима.

Разница между старым и  новым стилем в XX веке составляла уже  плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом  календаре стал 14 января. И современная  ночь с 13 на 14 января в дореволюционные  времена была новогодней ночью. Таким  образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории  и совершаем дань времени.

 

Новый год в Православной церкви

 

Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.

 

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание  Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении  Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств  не смогла принять в нем участия.

 

Узнав о совещании в  Константинополе, Патриарх Тихон все  же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление  было отменено менее, чем через месяц.

 

В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее  время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. "Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего  календаря. Юлианский календарь  дорог нашему церковному народу и  является одной из культурных особенностей нашей жизни", - сказал секретарь  по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского  патриархата протоиерей Николай  Балашов.

 

Православный Новый год  отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.


Информация о работе История появления праздника: Новоый год