В столице
Полоцкого княжества умели и
любили торговать. На торжище
(рынок) предлагали товар местные
ремесленники и крестьяне. Киевские
купцы привозили стеклянные изделия,
белую глиняную посуду с зеленым
отливом. Они же вели торговлю
черноморскими товарами: вином, оливковым
маслом, амфорами. Богатые горожане великокняжеского
круга останавливались около прилавков
с византийскими цветистыми тканями, с
восточными приправами и тонкими стеклянными
бокалами.
Как свидетельствуют
археологические находки, полочанин
мог купить на рынке грецкие орехи, гребни
из самшита, который растет на кавказских
склонах, сердоликовые четки из Средней
Азии. Нашли в Полоцке даже раковины моллюска
родина которого Индийский океан. Слышалась
на торжище и немецкая речь. С Западной
Европы ремесленники получали олово, медь
и цинк. Первое место в полоцком экспорте
несколько столетий занимала соль, в импорте
- воск и меха.
Рассчитывались
серебряными слитками - гривнами. Гривна
делилась на 20 нагатов или 50 кунов.
Лошадь, например, стоила две-три гривны.
Говоря про
торговлю, надо упомянуть и про
пути, по которым ездили купцы
и другие путешественники.
Главными
дорогами были водные. Поблизости
города по Двине сновали небольшие
выдолбленные челны-однодревки. Из
ствола вековечной липы тем самым
способам можно было сделать лодку, куда
помещалось несколько коней с людьми.
Обстояли по реке важно нагруженные товарами
плоскодонные струги. Полсотни воинов
со снаряжениями подымала ладья (они ходили
под ветрилом (парусом) и на веслах). В средневековье
на беларуских реках встречались пираты,
которых называли расколами. Ездили по
рекам и на санях: они легко бежали только
в начале зимы, пока вьюги не перегораживали
ледяной дороги сугробами.
Сухопутные
дороги вели из Полоцка в
Псков, Новгород, Менск... Первыми дорожными
знаками были зарубки на деревьях, а зимой
- высокие колы с клочком соломы на верхушке.
Заброшенная дорога через какие-то три
десятка лет бесследно исчезала.
В далекие
путешествия купцы отправлялись
обозами по двадцаць-сорок подвод,
чтобы легче было защищаться от лесных
разбойников. За день обоз проходил раза
в три меньше, чем княжеская дружина. Расстояние
кривичи определяли не только верстами,
но и давнишними, непривычными нам мерами
- "перелетом стрелы", или поприщем,
в котором была тысяча шагов.
Полоцкие
купцы имели свое собственное
торговое место в Киеве - "у
двора Брячиславля". К 1159 году
относится сообщение про начало
регулярной торговли Полоцка
с Бременом. Вместе со смоленскими
коллегами полочане имели свое
представительство в Риге. Из хроники
известно, что в 1212-1234 годах там уже существовал
целый "кривицкий" квартал с православной
церковью святого Миколы.
Столица Полоцкого
княжества во времена Всеслава
была значительным очагом просвещения.
Княжеских и боярских детей монахи
учили дома. Действовала школа при Софийском
соборе. Немало грамотных людей встречалось
и среди простых горожан. Этому подтверждение
- граффити на стенах древних зданий. В
ХII столетии таким образом увековечил
свое имя в киевской Софии: "Воинег писал
Журягович полочянин".
Рисую тогдашнюю
жизнь, нельзя не сказать про
вече, что проходили рядом с
Софийским собором. Полоцкое вече
было в городе второй властью.
Князь возглавлял армию, управлял
государством, раздавал вассалам
земли с городами. Вече решало вопросы
войны и мира, посылало посольства, вершила
наивысший суд, оценивала деятельность
князя. Когда-то Брячислав Изяславович
принял на службу варяжскую дружину Эймунда,
только со согласия вечевого схода, который
постановил дать князю деньги на расчет
с наемниками. Вече имело право требовать
от князя ответа за проигранную битву
и даже за победу, когда та стоила слишком
дорого.
Постепенно
полоцкое вече наберет такую
силу, что начнет само приглашать
князей на престол (правда обязательно
с рода Рогволодовичей) и лишать
их власти, выгоняя из города. Летописи
сообщают, что власть в Полоцке в ХII столетии
принадлежала тридцати "мужам", или
"старцам". По-сути, Полоцкая земля
была боярско-вечевой феодальной республикой
с выборным монархом.
Ефросинья
Полоцкая.
Попробуем
положить перед собой толстенные
тома "Мировой истории" и
энциклопедий и найти в Европе
XII столетия женщину, которую по
образованности и по сделанному,
ради просвещения своего народа,
можно поставить рядом с Ефросиньей.
Внучка Всеслава в той эпохе не имела равных
себе и в славянском мире, и на всем европейском
континенте.
Она не
заканчивала университетов. Во-первых,
женщин в средневековые университеты
не принимали. Во-вторых, когда
Предслава родилась, в Европе, сдается,
была всего одна альмаматер - в Болоньи.
В Париже и Оксфорде они откроются позже.
Ее университетом
была литература того времени.
Среди книг,
которые переводили и переписывали,
приехав на восток славянства,
византийские священники и их
местные последователи, большинство
составляли, конечно, церковные произведения.
Но в княжеские дворцы и в монастыри попадали
также хроники, исторические повести,
естествоведческие трактаты.
Монахиня
смогла целиком отдаться книгам.
Кроме Библии, она читала произведения
римских и византийских богословов, - которых
называют отцами церкви. В полоцких книгозборах
были произведения выдающегося христианского
проповедника Иоанна Златоуста, который
образно разоблачал человеческие изъяны
и учил читателей добродетели. Той самой
цели служили патерики - сборники коротких
повествований про людей, хвалебных своей
верою. С их страниц восставал фантастический,
полный чудес мир, где за человеческие
души упрямо боролись силы добра и зла.
Про будущее этого мира и про человеческую
судьба после смерти повествовала апокрифическая
книга "Блуждание Богородицы по страданиям".
Еще во времена князя Изяслава в Полоцк
могли попасть книги славянских просветителей
Кирилла и Мефодия, известные по описанию
библиотеки Софийского собора в XVI столетии.
Библиотека Софийского собора постепенно
стала крупным религиозным и культурным
центром, откуда книги расходились по
всем западным землям Руси.
Феодальное
дробление Полоцкого
княжества.
Всеслав Чародей
оставил на родословном дереве
полоцких князей могучую ветвь. Кроме
дочери, благодаря которой в жилах византийских
императоров течет кривицкая кровь, он
имел шестерых сыновей: Бориса-Рогволода,
Давида, Глеба, Романа, Святослава-Георгия
и Ростислава, каждый из них получил после
смертей отца город с волостью.
После смерти
Чародея в 1101 году Полоцкое
княжество распадается на несколько
удельных княжеств: Менское, Витебское,
Друцкое, Логойское. Дробление
древнебеларуского государства
на отдельные княжества было
исторически неизбежно и это
не повлияло на его мощь. Первым на востоке
Европы на этот путь ступила Полоцкая
земля, что свидетельствует о более высокой
ступени ее исторического положения.
Удельные
княжества дали новый всплеск
экономической и духовной жизни.
Вместе с тем раздел Полоцкой
земли совсем не означал потери ею единство.
Во внешней политике Всеславичи выступали
заодно, хотя в "семейных" делах их
интересы нередко сталкивались, и тогда
брат подымал меч на брата.
На престол
в столицы Полоцкого княжества
после отцовой смерти сел старший
Чародеев сын Борис-Рогволод. Который
в 1102 году сделал поход на балтское племя
ятвягов и, победив их, построил город
Борисов. Но через четыре года полоцкая
армии в походе на балтское племя зямгалов
потерпела неудачу: "Победиша зимегалы
Всеславича, всю братью и дружины убиша
девять тысяч".
Второй сын
Чародея Глеб, который княжил
в Менске желал воевать с
Владимиром Мономахом, но неудачно.
В 1119 году он попал в киевский
погреб, где некогда сидел в
оковах с отцом. Не просидев
в заточении и года, Глеб скончался.
Несмотря на расправу над менским князем,
Всеславичи и далее вели свою независимую
политику. Но и сами же они враждовали
между собой. В 1127 году Киевский князь
с союзниками напал на часть Полоцкого
княжества, но до столицы их армии не дошли
- удовлетворились признанием полочанами
верховенства Киева.
Через год
Всеславичи отказались от похода
на половцев, чем обидели великого
киевского князя Мстислава, ответом
на его просьбу. За это пятерых
из них захватили и судили
показательно в Киеве. В наказание
с женами и детьми посадили в три лодки
и отправили в Византию. Византийский
кесарь Иван приходился Рогволодовичам
родственником, потому ссылка была почетная.
Он дал им армии и послал воевать с сарацинами.
Полочане воевала очень хорошо и получили
награды.
Пока рогволодовичи
воевала с врагами Византии, киевские
наместники грабили Полоцкую
землю. Когда через десятилетие
двое братьев Рогволодовичей
возвратились из ссылки на
Родину, та уже была освобождена
от захватчиков. Полоцкое вече
в 1132 году выгонало из города киевского
ставленника Святополка и объявило князем
внука Всеслава Васильку.
Временами
Полоцкая земля жила в спокойствии
и мире; затихали междуусобицы, вновь
устанавливалось единство ее. Хотя
она уже была разделена на
добрую дюжину удельных княжеств,
общие же интересы группировали их в могучую
военную и политическую силу.
Когда в
Друцке сел смоленский ставленник,
шесть полоцких князей сделали
в 1180 году победный поход и
возвратили город под власть
Всеслава II. В объединенной армии
вместе с кривичами шли литовцы и воины
с подвластного Полоцку племени ливов,
которое жило на побережьи Варяжского
моря.
Через пять
лет полоцкий князь погиб, и
в Бельчицкий княжеский храм
пришел новый хозяин, младший
Всеславов брат, Володша (Владимир).
Который занимал полоцкий престол тридцать
лет и всё это время желал бороться с новыми
смертельно опасными врагами - рыцарями-крестоносцами.
Появление
немецких крестоносцев в Прибалтике
стало угрожать полоцким князьям
потерей своих земель. Потому
летом 1203 г. дружина Полоцкого князя осадила
немецкие крепости Икскюль и Гольм. Но
этот поход был неудачным.
В 1208 г.
крестоносцы захватили Кукенойс,
а в 1209 г. разграбили и сожгли
Герцыке.
На начале
1216 года полочане совместно с
эстами и литовцами готовили новый
поход на Ригу против крестоносцев. Но
накануне его полоцкий князь Володша внезапно
умер. Есть предположение, что он был отравлен
немецкими лазутчиками.
В первой
трети ХIII века Полоцк и Витебск
признали верховную власть смоленского
князя Мстислава Давыдовича. Это содействовало
объединению сил для борьбы с немецкой
агрессией. В 1236 г. под Шавляем рыцари были
разбиты литовцами, а в 1237 г. под Драгичином
они потерпели поражение от волынского
князя Данилы Романовича.
В 1237 году
меченосцы объединились с Прусским (Тевтонским)
орденом для укрепления своего могущества.
Чтобы противостоять опасности, Полоцк
и Витебск установили политические связи
с Владимиро-Суздальской и Новгородской
землями, что позволило им нанести поражение
шведам на Неве в 1240 году, а 5 апреля 1242
году разбить немецких крестоносцев на
Чудском озере.
Полоцкие
воины еще не раза праздновали
победу над захватчиками с
запада. Вместе с литовцами и
русскими они вчистую разбили
крестоносцев на озере Дурбе
в 1260 году. Особенно отличились в борьбе
с немецкой агрессией дружины гродненского
старосты Давыда, которые не раз еще громили
крестоносцев: 1314 г. помощь осажденному
Новогрудку, 1319 г. успешный поход в Пруссию,
1323 г. нанесли тяжелое поражение крестоносцам
под Псковом и за рекой Нарвой.
В период
1230-1263 года начинается объединение
восточно-литовских земель под
властью Миндовга и зарождается
новое государство Великое княжество
Литовское (ВКЛ), процесс становления
которого займет 120-130 лет.
Приблизительно
в 1262 году в Полоцке княжил Товтивил
- племянник Миндовга. После его убийства
Товтивила в Литве в результате междуусобной
борьбы, в Полоцке некоторое время княжил
Гердень. В конце ХIII века Полоцкое княжество
попало под власть немецких крестоносцев.
В 1307 году полочане обратились за помощью
к литовскому князю Витеню, который помог
им изгнать немецких крестоносцев. С этого
времени Полоцкое княжество вошло в состав
ВКЛ.
Заключение.
Из исторического
процесса трех соседних княжеств:
Новгородского, Киевского и Полоцкого,
- мы можем вывести, что название "Киевская
Русь" является обобщающим названием
по их этническим, культурным, языковым
и другим общим чертам, которые объединяли
народы этих княжеств (государств) на более
раннем этапе (до образования княжеств)
- в одном, видимо, огромном народе, племени.
Далее идет натуральный процесс дробления,
как и сами эти княжества, в последующем,
подвергаются такому же процессу дробления.
Территории этих трех княжеств на более
раннем этапе являлись, практически, центром
происхождения и образования новых народностей.