История Полоцкого княжества – первого государственного образования в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 01:01, реферат

Краткое описание

Знать историю своей страны необходимо, чтобы лучше понимать процессы которые происходят в ее современной жизни. Также необходимо беречь собственную культуру и образцы, которые дошли до нас из глубины столетий от наших предков. Важно знать культурные связи между народами того времени, чтобы, по-возможности, поддерживать их в наше время. Изучая историю своей страны, мы можем увидеть: к чему стремились наши предки, как они жили, как развивался их социально-культурный уклад жизни. В этом заключается секрет сохранения собственной культуры, процветания нации и благополучия страны - Беларусь.

Оглавление

Введение.
1. Первые сведения. _______________________________________ 2.
2. Политика Полоцкого княжества.___________________________ 3.
3. Ослабление позиций.____________________________________ 4.
4. Хозяйство._____________________________________________ 6.
5. Культура и религия._____________________________________ 7.
6. Время возрождения._____________________________________ 10.
7. Время наивысшего подъёма - время Чародея.________________ 11.
8. Столица древней Беларуси._______________________________ 16.
9. Ефросинья Полоцкая.____________________________________ 19.
10. Феодальное дробление Полоцкого княжества._______________ 19.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Полоцкое княжество.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

 Про высокое  художественное мастерство тогдашних умельцев говорят предметы христианского культа. Такие как каменные иконки с серого шифера.   

 Для создания  предметов домашнего быта, оружия, инструментов работы и украшений  использовались разные металлы:  железо, бронза, медь, серебро, золото. Техника их обработки в ХI-ХIII вв. достигла высокого уровня. В беларуских городах были распространены почти все известные в Европе технические способы обработки металлов: плавка, литье, ковка, золочение проволоки, гравирование, украшение металлических изделий эмалью, чернением.   

 Памятников  прикладного искусства немного.  Один из них крест Ефросиньи  Полоцкой, созданный местным мастером  Лазарем Богшей в 1161 году. Этот  крест является не только отличным  произведением декоративно-прикладного  искусства, но и ценным памятником древнебеларуской письменности.   

 Таким образом,  богатая, яркая и многогранная  культура Полоцкого княжества  в IХ-ХII вв. стояла в ряду передовых  культур своего времени, была  частью восточнославянской культуры.   

   

 Время возрождения.   

   

 После загадочной  смерти отца полоцкий престол  занял его сын Брячислав Изяславович,  который владычествовал в Полоцке  с 1003 к 1044 года. Он же окончательно  возвратил Полоцкому княжеству  независимость.   

 Он остался  сиротою в ранние годы. Отец успел посадить мальчика на лошадь, дал подержаться за меч, послушал, как, водя пальцем по пергаменту, княжич читает книжные строки. Далее его воспитанием занимался кто-то из полоцких бояр. Брячислав остался последним живым Рогволодовичем. Полочане берегли малолетнего князя, как глаз, и смотрели на него с большими надеждами.   

 В Киеве  еще сидел ненавистный Владимир. убийца Рогволода хотел возродить  Полоцкое княжество, но забрал  у него волоки на торговых  путях. Ключи от их - Витебск  и Усвят - перешли под власть Новгорода, куда плыла теперь богатая пошлина с проезжих купцов. Полоцкие "мужи сильные" желали повернуть этот золотой ручей к себе, объединить кривичские земли и прирастить к им дреговичские.   

 Полочане  в 1021 годе взяли город Новгород  приступом, а также вслед за столицею, Брячислав завладел всеми соседними с ним княжествами. В захваченных городах он поставил своих наместников и с богатым пленом направился к дому. Иногда приходится читать, что таким образом Полоцк отомстил за Рогволода и Рогнеду, но на то время Владимир уже умер и мстить было некому. Это была политика Полоцкого княжества ради усиления своего государства засчет присоединения к себе Новгорода, и чтобы более успешно бороться с Киевом.   

 На седьмой  день возвращения из похода  кривицкой армии, она увидела перед собой боевые хоругви (части) Ярославовой дружины. Сеча (битва) произошла на реке Судоме, и, если верить летописям, разбитый Брячислав бежал оттуда в родной город. Однако, странная это была победа, ведь киевский князь не только не пошел воевать Полоцкую землю, еще и отдал Брячиславу Витебск и Усвят - именно те города, которых Полоцку недоставало для сильных позиций на пути "из варяг в греки". Жаль, что не сохранилась Полоцкая летопись: она могла бы рассказать об той битве правду. Мы только можем полагать, что либо в киевской дружине уже не было достаточно сил для продолжения победоносного шествия, либо был какой-то договор между Киевом и Полоцком, сведения о котором не сохранились в нашей истории. Но старожитноисландская "Сага про Эймунда" дает другую версию событий на Судоме. Сечи (битвы), якобы, вообще не было. Киевляне с полочанами стояли напротив друг друга семь дней, и Ярослав ждал, пока воинственный полочанин пришлет послов с поклоном. Брячислав рвался в бой, но хитромудрый Эймунд предложил ему также решить спор без крови: выкрасть Ярослава жену, чтобы мира попросили сами киевляне. Вараговый замысел пришолся Брячиславу по вкусу. Эймунд сделал в лесу за боевым киевским расположением засаду и захватил княгиню в плен, что и помогло получить Витебск и Усвят.   

 Как бы  ни разворачивались события, Ярослав  Мудрый признал независимость  Полоцка и с Рогволодовичами  больше не воевал. После встреч  на Судоме полоцкий и киевский  князья договорились быть "братаничами". Оба имели на киевскую землю равные права, и потому один сидел в Полоцке, второй - в Новгороде, а Киевом управляли через заместителей. Летописи говорят про существование там "Яраславля" и "Брячиславля" дворов. "Будь со мною заодно ("за един"), - было сказанно в договоре после Судомы, - и воевали Брячислав с Ярославом вместе все дни жизни своего".   

 Как они  воевала вместе, ничего неизвестно. После 1021 года Брячиславава дружина  чаще направлялась в тот край, куда садится солнце. Про успешность  тех походов говорят сегодня  созданные от имени полоцкого князя географические названия.   

 На озере  Дривяты стоит город Браслав,  что в летописях назывался  по имени основателя - Брячыславль.  За пору десятков километров  от Краславы, на беларуско-латышской  границе, есть на озере Сивер  деревня Браслав с древним городищем. Поселение с таким названием существует и немного на полночь от Орши, которая вместе с Копысем и частью Приднепровья попала под власть Полоцка опять-таки во время княжения Брячислава Изяславовича.   

 Сопоставление  летописных свидетельств с "Эймундовой сагой" и архиологическими материалами дают основания говорить, что в 1024 г. между Брячиславом и Ярославом был заключен новый договор, согласно которому к Полоцкому княжеству отошла Менская (минская) область.   

 Во времена  Брячислава Полоцкое государство не знало вражеских нашествий. Это был редкий в нашей истории период мира и спокойствия.   

 Про то, что  современники рассматривали Полоцкую  землю как независимое государство,  красноречиво говорит следующий  пример. Когда в 1015 г., после смерти князя киевского Владимира Святославовича (Красное Солнышко), между его сыновьями развернулось жестокое состязание за верховную власть (семеро из десяти живых на то время Владимировых сыновей в этой междуусобице погибли вместе с потомками) никто из них не выявил враждебности к Брячиславу Изяславовичу, никто не покусился на его владения. Уже тогда киевский княжецкий дом не считал Полоцкую землю частью Киевской Руси.   

   

 Время наивысшего подъема - час Чародея.   

   

 Время наивысшего  подъема Полоцкого княжества  пришлось на ХI столетие, когда  во главе государства стоял  князь Всеслав Брячиславович  (царствовал с 1044 к 1101 года) прозванный  народом Чародеем. Прочный фундамент этого расцвета был заложен его отцом - Брячиславом, который передал по наследству сыну сильное государство, что сумело устоять в нелегком противостоянии Киеву. Много сил положил Всеслав, чтобы устроить свою Родину. Энергичности князя удивлялись современники и потомки. В своей столице - Полоцке - он построил новый могучий замок, величественный Софийский собор. Во время княжения Всеслава процветали ремесла и торговля.   

 Полоцкое  княжество было морским государством: под его контролем находились  земли вдоль всей Двины до Варяжского (Балтийское) море. Здесь выросли города Герцике и Кукенойс (сейчас на территории Латвии) - форпосты Полоцка на пути к Балтики. Полоцкое государство было одним из больших и могучих государств ранне-средневековой Европы рядом с Польским королевством, Скандинавскими и Новгородским княжествами.   

 Всеслава  как удачного и одаренного  воина уважали и боялись соседи. В знаменитой рыцарской песне  "Слово про поход Игорев" про него поется: Всеслав князь  людям чинил суды, строил князьям  города, а сам ночью волком рыскал; "из Киева дорыскашы, до кур, Тьмуторокани; великому Хорсови волком путь прерыскаше. Тому в Полотьсте позвониши заутренюю рано у святыя Софии, а он в Киеве звон слышаше. Аще и веща душа в друзе теле, но часто беды страдаше. Тому вещий Боян и первое припейку смысленный рече: "Ни хытру, ни горазду, ни пьитычу горазду, суда Божия не минути". Современники не умели иначе объяснять его успехов после понесенных им неоднократно поражений. Ему пришлось вынести борьбу почти со всей тогдашней Русью. Эта личность произвела на народ такое сильное впечатление, что сохранилось предание, будто он родился от волхвования и что вследствие этого у него на голове было родимое пятно, имевшее особую волшебную силу.   

 Народ считал  Чародея за вурдалака-пярэваратня1 (вурдалак-оборотнь). Не только тому, что тот странным образом мог спрятаться от врага и неожиданно напасть на него (как, например, на Немиге под Менском (Минск - современный) 3 марта 1067 года), но и потому, что дружелюбно относился к язычеству. Всеслав строил христианские божницы (храмы), но не искоренял и языческих. Князь искал согласие в вероисповеданиях, а через них - единство народа и государства. Многочисленные военные походы Чародея на Новгород, Псков, Смоленск и т.д. занимают всего 18 лет из его почти 72-летней жизни. Он посвятил себя не разрушению, а созданию - укреплению первого Беларуского государства.   

 Тайна покрывает  уже его приход в мир. Как  записано в летописи, мать родила  Всеслава "от волхвования", то  есть, при участии языческих волшебников.  На голове младенца имелось  загадочное "язвено" (пятно), которое  вещуны (прорицатели) велели матери завязать, чтобы сын носил его до смерти. Может, это была какая-то язва, а может - большое родимое пятно, которым помечает своих избранников небо?   

 Современники  и потомки верили, что этого  князя небесные силы наделили  вещей душою, что он умел  обернуться в серого волка, в ясного сокола или в тура с золотыми рогами. Уже при жизни про него складывали легенды. Во всех восточнославянских землях из поколения в поколение передавались былины про Волка Всеславича - мудрого властелина, смелого воина, сына княжны и лютого Змея, победителю индийского царя. Прообраз Волка - полоцкий князь-вещун. Как полагают знатоки славянской старины академики Дмитрий Лихачев и Борис Рыбаков, память про Всеславовы подвиги сохраняют и многочисленные сказания про Илью Муромца.   

 Летописи  сообщают, что, выполняющий волю  вещунов, князь всю жизнь носил  на голове повязку. Спрятанному  под ею таинственному язвену (пятну)  приписывали гемофилию (несвертываемость  крови) Всеслава. Чародей действительно  пролил немало крови, но большая  часть его длинного княжения была все же отдана мирным заботам. Десять лет он жил в согласии с Ярославом Мудрым, потом еще десять с его сыновьям, киевским князем Изяславом, какому полочане помогали воевать с кочевниками-торками. Впору тех мирных времен, с половины XI столетия, плывет над Двиною величественный корабль Софийского собора.   

 Всеслав воздвигал  храм в гонор святой Софии,  чтобы сказать мира про равенство  Полоцка с Новгородом и Киевом, где такие соборы появились  немного раньше. Поныне каменных  храмов полочане не ставили, потому князь пригласил в город византийских зодчих. К ним, походу осваивая строительные секреты, присоединились местные каменщики: нельзя же было, чтобы главный собор Полоцкой земли подымали в небо руки иноземцев.   

__________________   

1 Вурдалак, по  народному поверью - оборотень,  наводящий страх на людей, вампир (в 1 знач.), упырь. Оборотень мифологических  в предоставлениях, в сказках  - человек, обернувшийся или который  владеет способностью обернуться (превратиться) посредством волшебства в кого-нибудь зверя или предмет.   

__________________   

   

 Греческое  слово "софия" в переводе  значить "мудрость", "мастерство". Предки толковали его шире - как  большое человеческое сообщество, объединенное общими заботами  и устремлениями. Собор предполагал стать символам единства и единомыслия всех обитателей княжества. Его строили всей ватагой. На положенном в пороге Софии огромном камне-известняке, который через девять столетий превратится в музейный экспонат, старожитные полоцкие мастера оставили нам свои имена: Давид, Тума, Микула, Копысь, Воришка...   

 Здесь не  только молились: князь с семьей  и придворными на хорах - вверху, остальные прихожане - внизу. В  Софии принимали послов, провозглашали  войну и подписывали мир, сохраняли  княжеский клад и основанную Изяславам библиотеку, узаконивали печатью столичного города торговые договоры. Недаром она имела надпись: "Печать Полоцьская и святои Софьи".   

 Всеслав Брячыславич  не ссорился с Ярославичами, но  с середины 1065 году снова начинает  борьбу за первенство с Киевом. Он свершает нападения на Псков, Новгород.   

 По-видимому, мы уже никогда не разузнаем,  что записали полоцкие монахи  под 1066 год. Киевский же летописец  оставил такие слова: "Пришел  Всеслав и взял Новгород с  женщинами и с детьми, и колокола снял со святой Софии". За год до этого полоцкая дружина уже ходила на Псков, взять который, правда, не удалось. Очевидно, мирная жизнь кривицкого князя с соседями закончилась.   

 С решительности  и стремительность действий Всеслава-воина  можно только удивляться. С начала 1067 года направился он на Новогородок (сегодняшний Новогрудок). Этот город некогда застроил киевский князь Ярослав Мудрый, чтобы завладеть заселенными литвою местностями и оттуда угрожать Полоцкому княжеству.   

 Полочан вновь  вела звезда удачи. Они выбили из Новогородка киевскую дружину и заявили свои права на литовские земли. Вторая победа подряд ужасно встревожила трех сыновей Ярослава Мудрого во главе с киевским князем Изяславом. В феврале того самого года, объединив силы, они надеялись перехватить Чародея на пути к дому.   

Информация о работе История Полоцкого княжества – первого государственного образования в Беларуси