Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 01:01, реферат
Знать историю своей страны необходимо, чтобы лучше понимать процессы которые происходят в ее современной жизни. Также необходимо беречь собственную культуру и образцы, которые дошли до нас из глубины столетий от наших предков. Важно знать культурные связи между народами того времени, чтобы, по-возможности, поддерживать их в наше время. Изучая историю своей страны, мы можем увидеть: к чему стремились наши предки, как они жили, как развивался их социально-культурный уклад жизни. В этом заключается секрет сохранения собственной культуры, процветания нации и благополучия страны - Беларусь.
Введение.
1. Первые сведения. _______________________________________ 2.
2. Политика Полоцкого княжества.___________________________ 3.
3. Ослабление позиций.____________________________________ 4.
4. Хозяйство._____________________________________________ 6.
5. Культура и религия._____________________________________ 7.
6. Время возрождения._____________________________________ 10.
7. Время наивысшего подъёма - время Чародея.________________ 11.
8. Столица древней Беларуси._______________________________ 16.
9. Ефросинья Полоцкая.____________________________________ 19.
10. Феодальное дробление Полоцкого княжества._______________ 19.
Заключение.
Список литературы.
Про высокое художественное мастерство тогдашних умельцев говорят предметы христианского культа. Такие как каменные иконки с серого шифера.
Для создания
предметов домашнего быта, оружия,
инструментов работы и
Памятников
прикладного искусства немного.
Таким образом,
богатая, яркая и многогранная
культура Полоцкого княжества
в IХ-ХII вв. стояла в ряду передовых
культур своего времени, была
частью восточнославянской
Время возрождения.
После загадочной
смерти отца полоцкий престол
занял его сын Брячислав
Он остался сиротою в ранние годы. Отец успел посадить мальчика на лошадь, дал подержаться за меч, послушал, как, водя пальцем по пергаменту, княжич читает книжные строки. Далее его воспитанием занимался кто-то из полоцких бояр. Брячислав остался последним живым Рогволодовичем. Полочане берегли малолетнего князя, как глаз, и смотрели на него с большими надеждами.
В Киеве
еще сидел ненавистный
Полочане в 1021 годе взяли город Новгород приступом, а также вслед за столицею, Брячислав завладел всеми соседними с ним княжествами. В захваченных городах он поставил своих наместников и с богатым пленом направился к дому. Иногда приходится читать, что таким образом Полоцк отомстил за Рогволода и Рогнеду, но на то время Владимир уже умер и мстить было некому. Это была политика Полоцкого княжества ради усиления своего государства засчет присоединения к себе Новгорода, и чтобы более успешно бороться с Киевом.
На седьмой день возвращения из похода кривицкой армии, она увидела перед собой боевые хоругви (части) Ярославовой дружины. Сеча (битва) произошла на реке Судоме, и, если верить летописям, разбитый Брячислав бежал оттуда в родной город. Однако, странная это была победа, ведь киевский князь не только не пошел воевать Полоцкую землю, еще и отдал Брячиславу Витебск и Усвят - именно те города, которых Полоцку недоставало для сильных позиций на пути "из варяг в греки". Жаль, что не сохранилась Полоцкая летопись: она могла бы рассказать об той битве правду. Мы только можем полагать, что либо в киевской дружине уже не было достаточно сил для продолжения победоносного шествия, либо был какой-то договор между Киевом и Полоцком, сведения о котором не сохранились в нашей истории. Но старожитноисландская "Сага про Эймунда" дает другую версию событий на Судоме. Сечи (битвы), якобы, вообще не было. Киевляне с полочанами стояли напротив друг друга семь дней, и Ярослав ждал, пока воинственный полочанин пришлет послов с поклоном. Брячислав рвался в бой, но хитромудрый Эймунд предложил ему также решить спор без крови: выкрасть Ярослава жену, чтобы мира попросили сами киевляне. Вараговый замысел пришолся Брячиславу по вкусу. Эймунд сделал в лесу за боевым киевским расположением засаду и захватил княгиню в плен, что и помогло получить Витебск и Усвят.
Как бы
ни разворачивались события,
Как они воевала вместе, ничего неизвестно. После 1021 года Брячиславава дружина чаще направлялась в тот край, куда садится солнце. Про успешность тех походов говорят сегодня созданные от имени полоцкого князя географические названия.
На озере Дривяты стоит город Браслав, что в летописях назывался по имени основателя - Брячыславль. За пору десятков километров от Краславы, на беларуско-латышской границе, есть на озере Сивер деревня Браслав с древним городищем. Поселение с таким названием существует и немного на полночь от Орши, которая вместе с Копысем и частью Приднепровья попала под власть Полоцка опять-таки во время княжения Брячислава Изяславовича.
Сопоставление летописных свидетельств с "Эймундовой сагой" и архиологическими материалами дают основания говорить, что в 1024 г. между Брячиславом и Ярославом был заключен новый договор, согласно которому к Полоцкому княжеству отошла Менская (минская) область.
Во времена Брячислава Полоцкое государство не знало вражеских нашествий. Это был редкий в нашей истории период мира и спокойствия.
Про то, что
современники рассматривали
Время наивысшего подъема - час Чародея.
Время наивысшего подъема Полоцкого княжества пришлось на ХI столетие, когда во главе государства стоял князь Всеслав Брячиславович (царствовал с 1044 к 1101 года) прозванный народом Чародеем. Прочный фундамент этого расцвета был заложен его отцом - Брячиславом, который передал по наследству сыну сильное государство, что сумело устоять в нелегком противостоянии Киеву. Много сил положил Всеслав, чтобы устроить свою Родину. Энергичности князя удивлялись современники и потомки. В своей столице - Полоцке - он построил новый могучий замок, величественный Софийский собор. Во время княжения Всеслава процветали ремесла и торговля.
Полоцкое
княжество было морским
Всеслава
как удачного и одаренного
воина уважали и боялись
Народ считал
Чародея за вурдалака-
Тайна покрывает
уже его приход в мир. Как
записано в летописи, мать родила
Всеслава "от волхвования", то
есть, при участии языческих
Современники и потомки верили, что этого князя небесные силы наделили вещей душою, что он умел обернуться в серого волка, в ясного сокола или в тура с золотыми рогами. Уже при жизни про него складывали легенды. Во всех восточнославянских землях из поколения в поколение передавались былины про Волка Всеславича - мудрого властелина, смелого воина, сына княжны и лютого Змея, победителю индийского царя. Прообраз Волка - полоцкий князь-вещун. Как полагают знатоки славянской старины академики Дмитрий Лихачев и Борис Рыбаков, память про Всеславовы подвиги сохраняют и многочисленные сказания про Илью Муромца.
Летописи
сообщают, что, выполняющий волю
вещунов, князь всю жизнь
Всеслав воздвигал
храм в гонор святой Софии,
чтобы сказать мира про
__________________
1 Вурдалак, по
народному поверью - оборотень,
наводящий страх на людей,
__________________
Греческое
слово "софия" в переводе
значить "мудрость", "мастерство".
Предки толковали его шире - как
большое человеческое
Здесь не
только молились: князь с семьей
и придворными на хорах - вверху,
остальные прихожане - внизу. В
Софии принимали послов, провозглашали
войну и подписывали мир,
Всеслав Брячыславич не ссорился с Ярославичами, но с середины 1065 году снова начинает борьбу за первенство с Киевом. Он свершает нападения на Псков, Новгород.
По-видимому, мы уже никогда не разузнаем, что записали полоцкие монахи под 1066 год. Киевский же летописец оставил такие слова: "Пришел Всеслав и взял Новгород с женщинами и с детьми, и колокола снял со святой Софии". За год до этого полоцкая дружина уже ходила на Псков, взять который, правда, не удалось. Очевидно, мирная жизнь кривицкого князя с соседями закончилась.
С решительности
и стремительность действий
Полочан вновь вела звезда удачи. Они выбили из Новогородка киевскую дружину и заявили свои права на литовские земли. Вторая победа подряд ужасно встревожила трех сыновей Ярослава Мудрого во главе с киевским князем Изяславом. В феврале того самого года, объединив силы, они надеялись перехватить Чародея на пути к дому.
Информация о работе История Полоцкого княжества – первого государственного образования в Беларуси