Отец Рогволод
спросил у дочери: "Хочешь ли
за Владимира?". Рогнеда (12-летняя
девочка на тот момент) ответила
так: "Не хочу разуци рабынича, а Ярополка
хочу".
Это разгневало
Владимира и его дядьку храброго
воеводу Добрыню, а также и
то - более-менее - поход полочан
на новгородские волости с
целью забрать волоки. Огромную
армию набрали они чтобы напасть
на Полоцк. На подходе к городу их встретила
Рогволодова дружина и в неравной борьбе
погибла, а князь полоцкий возвратился
в Полоцк, да не смог ни спастись сам, ни
спасти семью. Владимир захватил город,
убил отца Рогнеды и двух ее братьев, да
насильно взял Рогнеду себе в жены, а его
армии вырезала всех мужчин, женщин забрали
в рабство, город сожгли.
_______________
1 Перун,
бог грозы в индоевропейской и славяно-русской
мифологии. В 9 - 10 вв. на Руси - опекун князя
и дружины, раздел языческого пантеона.
__________________
К сожалению,
но столица Полоцкого княжества
была практически уничтожена
вместе с полоцким князем и
на некоторое время Полоцкое
княжество перестает существовать,
как самостоятельное государство.
Эта драма
на берегах Полоты произошла около
980 года, а через несколько месяцев новгородский
князь Владимир Святославович уже убил
Ярополка и сделался князем киевским.
Таким образом, имеем: Новгородское, Полоцкое
и Киевское княжество - оказываются в одних
руках.
Мужская линия
полоцких князей была вырублена Владимиром
под корень. Рогволод проиграл, но навсегда
останется в книге нашего прошлого не
только как первый полоцкий князь, имя
которого известно из летописи. Говоря
словами историка Миколы Ермоловича, Рогволод
"первый увидел и по-настоящему оценил
большие возможности Полоцкой земли как
отдельного государства со своими целями
и интересами".
Но на этом
история Полоцкого княжества
только начинается. Владимир увез
знатную полочанку и на чужбине
Рогнеда родила сына Изяслава.
После неудачной покушения на мужа Владимира,
Рогнеду с сыном Изяславом, он высылает
в, специально для этого построенный, маленький
деревянный город Изяславль - среди лесов
на земле Полоцкого княжества. Очевидно,
с этого начинается возрождение Полоцкого
княжества. Но оно очень слабое, потому
что отец Владимир очень сильно влияет
на подчиненные ему территории.
Хозяйство.
Основой хозяйства
всех княжеств были земледелие
и животноводство. В последней
четверти I тысячелетия на смену
подсечному земледелию приходила пахотное,
которое содействовало индивидуализации
сельскохозяйственного производства.
Родовые отношения быстро распадались.
Переход к
пахотному земледелию, изменения
в других ветвях производства:
животноводстве, ремесле, торговле,
а также начало возникновения классовых
отношений - все это приводила к распаду
родовой общины и формирования сельской.
Древние способы
хозяйствования - охота, рыболовство,
собирательство - имели вспомогательную
роль. Крестьяне изготавливали все
необходимое, хотя часть инвентаря
для работы, инструментов, украшений, -
они приобретали у ремесленников и мелких
торговцев.
Самостоятельные
крестьянские семьи в хозяйственных
отношениях группировались согласно
территориальному принципу. Яны
селились небольшими селами (весями).
Административным и религиозными центрами
нескольких сёл (деревень) было большое
село - пагост. Жилищем служили небольшие
ряжи или полуземлянки с глинобитными
печами, в которых топилось по-черному.
Земледельческое население было организованно
в общины - "верви" и "миры". В
условиях развития феодальных отношений
склад земледельческого населения согласно
имущественному и правовому положению
был неодинаков. Кое-где, в глухих, отдаленных
от глаза феодала места еще жили свободные
крестьяне, но основную массу складывали
зависимые от феодала крестьяне-смерды,
радовичы, изгои и другие.
На втором
полюсе феодального общества
находились князья и бояре.
Экономическую основу их власти
складывала имущество на землю.
Существовали разные формы феодального
землевладения: вотчинное - владение землей,
усадьбой и крестьянами с правом продажи
земли, раздела ее и передачи по наследству;
поместное - передача крупным феодалам
земли в временное пользование за службу
без права наследия. Крупными феодалами-владельцами
были церковь и монастыри.
Класс феодалов
имел иерархию. На вершине пирамиды
находился главный князь, пониже
- князья-руководители отдельных
земель, княжеств, еще пониже - князья
мелких удельных княжеств - "отчын"
(вотчин), затем - феодалы-владельцы
поместий.
В борьбе
против крестьянства феодалы
могли сохранить своего господство,
только имея власть и аппарат
принуждения - армию. Дружинники
или бояре получали от князей
права собирать дань и "кормления"
(сбор доходов с волости). Так
возник у восточных славян признак
вассальной зависимости, которая выглядела
как право получения дани с определенной
территории дружинниками в качества вассалов
верховного князя. Государственная организация
помогала князьям, дружинникам, боярам
осуществлять господство над рабочим
населением.
Успехи, достигнутые
в сельскохозяйственном производстве,
создали объективные экономические
предпосылки для отделения ремесла
и торговли от земледелия. Местом
концентрации этих видов хозяйства
являлись города.
Культура
и религия.
Мир, где
жили тогдашние полочане, был
густо населенный большими и
малыми богами да божками. Вездесущий
и наисильнейший из них, творец
жизни, бог неба и всей вселенной
имел несколько имен Сворог, Стрибог,
Святовид, но чаще его называли
Родам. Он оплодотворял землю и все
живое, управлял ветрами и небесными явлениями.
Как мы видим, наши предки обожествляли
окружающую природу - солнце и месяц, камни
и горы, реки и озера, деревья и разные
растения. Их "духам" приносили жертвы.
Боги представлялись в виде людей. Такая
религия называется языческая.
Древние мировоззрения
проявлялись в празднования Дедов,
Радуницы. Обрядами календарного
цикла было: ауканье весны, захоронение
"стрелы" (оружия Грома - бога
грома и молнии), Купалле (Ивана
Купала), святки. В купальскую ночь (7 июля)
на берегах рек полыхало пламя костров,
парни и девчатами водили вокруг костров
хороводы, пели обрядовые песни. На рассвете
девчата бросали в воду венки. В магических
воображениях древних людей находятся
истоки волочобных песен, своеобразной
народной календарной поэзии.
Языческими
культовыми постройками были
капiшчы1 (святилище), где происходили
древние обряды. Согласно представлению,
около Полоцка на берегу Воловьего озера
находилось капiшча (святилище) Грома (Перуна).
Остатки святилища сельской общины Х ст.
откровенный около деревни Ходосавичи
Рогачевского района (Республика Беларусь).
Здесь стоял деревянный идол, вокруг которого
во время празднования разжигались костры.
Язычество
несло в себе много светлого,
такого, от чего человеку нелегко отказаться.
Полоцкие князья, понимая это, тем не менее
не хотели видеть свою землю островом
среди христианской Европы. Они трезво
оценивали перевесы, которые давала государству
и ее народу новая вера. Потому Полоцк
принял ее и способствовал мирному расширению
Христианского учения на всем кривицком
просторе.
Обосновавшись
в Киеве, через некоторое время,
Владимир в 988 году принял христианство
- которая возникла в I ст. в
восточной провинции Римской
империи Палестине. А за этим
далее и оставшиеся княжества, входившие
в Киевскую Русь, начали переходить в христианскую
веру, что временами делалось принудительно
с применением пыток и расправ.
А как приняла
Христову веру Полоцкая земля?
Официально
историки никакого определенного
ответа не дали - дескать, это часть Киевской
Руси, потому все было здесь, как и в столице,
в худшем случае, как в Новгороде. Однако
сведения про то, как крестилась наше княжество,
мы не найдем ни в одной из известных на
сегодняшний день летописи. Пускай Полоцкая
летопись не сохранилась, но, когда б киевские
дружинники учинили на берегах Двины кровавое
насилие, это обязательно отметили б другие
летописцы.
У Владимира
Святославовича уже не было
достаточной силы, чтобы крестить
полочан принудительно. Княжество
неуклонно возрождало свою самостоятельность.
Его владыки - потомки Рогнеды не имели
нужды утверждать свою власть переводом
в христианство сразу всех обитателей,
как сделал в Новгороде князь Владимир.
В 992 году
была создана Полоцкая епархия.
Но некоторые историки полагают, что
христианином был полоцкий князь Рогволод.
Возможно, в Полоцке возник и первый у
восточных славян монастырь. Допустить
это позволяет скандинавская "Сага
про крещение"1, где повествуется
про события Х столетия. Герои саги, причисленные
после смерти к святым Торвальда Странник,
крестил Исландию, откуда направился в
Иерусалим.
Нет никаких
доказательств, что Полоцкая земля
принимала крещение от Киева.
Зато есть много других свидетельств.
Автор "Повести прошедших времен"
("Повесть временных лет") пишет,
что в 1007 году в Полоцке "перенесены
святые в святую Богородицу". Первые
киевские святые Борис и Глеб появятся
только через несколько годов, а перенесут
их в церковь, как свидетельствует тот
самый летописец Нестор, в 1072 году. Кто
же тогда те таинственные полоцкие святые?
Самое вероятное, что мученица Рогнеда-Анастасия
и ее сын Изяслав.
Сын Владимира
Изяслав - первый из восточнославянских
князей, кого летописцы называют
книжником. Именно он ввел в
Полоцке письменность и обучение
грамоте. Печать с его именем, которой
скреплялись княжеские грамоты, считается
одним из наидревнейших памятников беларуской
письменности.
Сын Рогнеды
останется в истории как первый
беларуский просветитель и как
князь, который возродил в старожитной
кривицкой столице полоцкую династию.
Начиная с него, все потомки Рогволода
неизменно называли себя Рогволодовичами,
а не Рюриковичами, как остальные "русские"
князья.
Город на
то время уже поднялся из
пепла. На высоком берегу Двины,
там, где она принимает в себя
Полоту, стояла рубленая из бревна новая
паперть, вокруг которой рос город. Широкую
двинскую гладь все чаще украшали паруса
купеческих лодок.
_________________
1 Сага,
(нем. sage) из древнескандинавской поэзии
- народное представление, былина, памятник
мифологического или легендарно-исторического
характера. Сага о Фрициафе. Исландские
саги.
_________________
Князь Изяслав
оставил Полоцк и этот мир
вскоре по смерти матери. Тяжело
сказать, княжил ли его сгубленный
в малолетстве старший сын Всеслав.
Даты создают загадочную цепочку: 1000 -
умирает Рогнеда, 1001 - Изяслав, 1003 - Всеслав
Изяславович. Сын и внук прощаются с жизнью
значительно раньше отца и деда, что доживет
до 1015 года. По-видимому, длинные руки имел
Владимир Красное Солнышко, великий был
у него страх перед возрождением Полоцка.
Новым этапам
стала в культуре наших предков
появление письменности. С принятием
христианства они познакомились
с культурными достижениями развитых
стран Европы и Востока. Книжное
просвещение западных земель Руси от
самого начала имело христианскую направленность.
Вокруг церкви и монастырей группировались
тогда образованные люди.
К середине
ХI ст. вместе с переводными
книгами появляются и оригинальные
произведения, в том числе и
первые летописи. Книги писали на разговорном
языке, что б было понятно простым людям.
Религиозными
и культурными просветительскими
центрами были монастыри. В
них существовали школы, писались
и переписывались книги. Известно,
что внучка полоцкого князя
Всеслава переписывала книги. Основная
часть старых рукописных книг погибла
в пожарах, была разграблена в период междуусобных
войн.
Из представителей
книжного просвещения старожитного
периода нашей истории надо
отметить: в Смоленске - Климента
Смалявица, в Турове - Кириллу Туровского,
в Полоцке - княжну Прадславу-Ефросинью.
Широкое развитие
на беларуских землях получило
прикладное искусство. Даже обычные
предметы из дерева, кости, глины,
металла, украшались резьбой,
инкрустацией. Своеобразная в этом
смысле красота керамики ХI-ХIII вв. Ее
красота проявлялась в строгости и сдержанности
цветных звучаний, в шероховатости, оксомитности
грубо сделанной фактуры.
Немного другой
вид имели предметы тогдашних
умельцев, предназначенные для феодальной
аристократии, зажиточных горожан. Они
часто украшались образами фантастических
зверей и птиц, выполненными в особенной
манере - "зверином стиле". Узорами
тонкой резьбы по камню и кости являются
шахматные фигурки, найденные в Гродно
и Волковыску.