Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:22, реферат
До 1920 года территория нынешнего Таджикистана входила в состав Бухарского эмирата. 14 октября 1924 г. была образована автономия в составе соседнего Узбекистана. 5 декабря 1929 года Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Но граница была проведена таким образом, что около миллиона узбеков оказались на таджикской территории и почти два миллиона таджиков в Узбекистане. До этого времени, за исключением государства Саманидов в IХ-Х веках, когда был завершен процесс сложения этнического ядра таджиков. у таджикского народа не было своей национальной государственности.
К числу крупных событий 1996 года мировые средства массовой информации не отнесли заключение в декабре в Москве межтаджикских соглашений. Неоднократные встречи на высшем уровне, достигнутые договоренности, а потом их нарушение создали устойчивое скептическое отношение вообще к проблематике урегулирования межтаджикского конфликта.
1/”Межтаджикский
конфликт может быть разрешен
только мирным путем” (запись
беседы со специальным
2/ Электронный банк данных ИНФО-ТАСС. По материалам ИТАР-ТАСС.
Впрочем,
московские соглашения, качественно
отличные от других подобных им, заложили
основы взаимного доверия между
оппонентами. Декабрьская встреча
в Москве выявила важную деталь:
как непосредственные
участники конфликта, так и заинтересованные
в его решении государства устали от войны.
Война не только истощила таджикское общество,
но и привела к серьезной трансформации
его структуры, вызвала глубокие перемены
в регионах, связаннные с замещением одних
элит другими на вершине пирамиды государственной
власти. Нельзя однозначно определить
их как негативные или позитивные, но то,
что они отразятся на послевоенном устройстве
таджикского государства, не вызывает
сомнений.
4. НОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ
ТАДЖИКИСТАНА
Постсоветский
кризис власти привел Таджикистан к
трагическим событиям 1992 года. В
условиях “внезапной” независимости,
выбора моделей развития государства
власть оказалась неспособной
В период существования СССР принадлежность любого чиновника к Ленинабадской области (а еще лучше - к Ходженту) создавала условия для быстрого служебного роста. С развалом СССР новая политическая ситуация потребовала от ленинабодцев недюжинных усилий в развернувшейся борьбе за власть, к чему, за малым исключением, они оказались не готовы. Лидеры страны отодвинули ленинабадцев на второй план.
Следует заметить, что понятие “север Таджикистана” довольно относительное, так как у жителей области нет четко выраженного чувства региональной общности. Приспосабливаемость некоторых “руководителей с севера” практически к любым политическим режимам независимо от их ориентированности, еще одна примечательная черта ленинабадцев. Карьерные интересы оказываются выше региональной или этнической общности.
Открытые
и бескомпромиссные кулябцы и
оппозиция, отстоявшие в борьбе свое
право на часть власти, рассматривают
поведение северян как
1/Рахим
Хасанов “Новые политические
реалии Таджикистана”. “
Ленинабадцам
же, при несомненном опережающем
социально-экономическом
Новые
парадигмы в системе
4. 1. ПРЕЗИДЕНТ
Появление на политической арене в ноябре 1992 г. неизвестного руководителя совхозе Эмомали Рахмонова можно назвать историческим парадоксом. Несвязанный ранее с высокими постами в партийно-советской системе, без опыта даже элементарных аппаратных интриг, Рахмонов был выдвинут победившим в гражданской войне Народным фронтом на должность председателя таджикского парламента, а фактически руководителя государства. За четыре года Рахмонов сумел заложить основы независимого государства. Созданы вертикальная структура власти, национальная армия, госаппарат. Качество нового государственноого механизма можно оцевать по-разному, но то, что он действует - факт бесспорный. Рахмонов, апеллируя к народу, его национальным чувствам, смог умножить число своих сторонников и вырос в прагматичного, уверенного политика.
Но вхождение Рахмонова во власть было сопряжено с рядом серьезных ошибок, к наиболее значительным из которых относятся:
- введение
во властные структуры
- приход во власть боевиков повлек за собой массовое изгнание профессионалов, что отразилось на экономике страны, резко ослабило производство и нанесло непоправимый урон духовной жизни общества. Интеллект не вписался и, видимо, еще не скоро впишется в новую, в определенной степени уникальную, систему государственной власти сегодняшнего Таджикистана.
Путь
мира, на котором сегодня
находится президент Рахмонов, безусловно,
предполагает исправление этих да и других
ошибок, ибо они станут самым серьезным
препятствием на пути создания цивилизованного
государства.
4. 2. ОППОЗИЦИЯ
Объединенная таджикская оппозиция (ОТО) образца 1997 года значительно отличается от исламской оппозиции 1991-1992 годов (это при том, что лидеры прежние). Явно умеренными стали исламские лозунги. Сегодня ОТО не ставит своей целью создание в Таджикистане исламского государства, не претендует на всю полносту власти в стране. ОТО проявила себя как военная сила, с которой нельзя не считаться. Оппозиция получила признание международных организаций. Главное ОТО освободила свои ряды от наиболее одиозных фируг, которые не только дискредитировали ее идеалы, но и создали ей экстремистский образ. ОТО не только вела четыре года партизанскую войну, она одновременно готовила кадры. Ее направленцы обучаются в ведущих учебных заведениях Ближнего, Среднего Востока и Запада. Большая часть сторонников оппозиции из числа таджикских беженцев неплохо усвоила законы рынка и владеет собственными фирмами и предприятиями в Москве, Волгограде, Астрахани, Санкт-Петербурге, Минске, Алма-Ате, Ашхабаде. Сторонники оппозиции главным образом - каратегинцы. С переходом основных военных формирований ОТО из Афганистана в районы горного Каратегина. Этот регион вновь становится форпостом таджикской оппозиции. В то же время ее позиции слабы на севере и в Гиссарской группе районов.
Поведение лидеров ОТО в ближайшее время в значительной степени будет определять как характер их взаимоотношений с официальным Душанбе, так и ситуацию в стране. Попытка исламизации горного Каратегина (в 1992 г. была провозглашена Гармская исламская республика) может привести к новому витку гражданской войны. Альтернатива - в цивилизованном включении региона в государственные структуры, развитии аграрного сектора.
Не
так давно в политическую лексику
Таджикистана вошел термин “внутренняя
оппозиция”, который однако очень
скоро наполнился реальным содержанием.
Блок “Народное возрождение”,
как ни парадоксально, стал большей головной
болью для правительства, нежели для ОТО.
Это при том, что блок с первого дня заявил
о конструктивной оппозиции властям и
предложил президенту Рахмонову провести
трехстороннюю встречу с участием руководства
ОТО. Власти не ответили на предложение
блока, просчитав видимо, что согласие
будет способствовать росту популярности
лидера блока экс-премьер-министра А. Абдулладжанова.
Необычность этой ситуации в том, что именно
участие в президентских выборах 1994 г.
Адбулладжанова сделало его главным врагом
Рахмонова, но обеспечило альтернативность
выборам и их международное признание.
Возвращение Адбулладжанова во власть
было бы связано с новым усилением Ленинабадской
области и перераспределением полномочий,
а значит возможностей в сферах производства,
потребления, контроля за внешнеэкономическими
ресурсами. Миротворчество не выносит
полутонов. Опыт урегулирования практически
любых конфликтов демонстрирует обязательность
участия в них всех сторон, причем все
стороны должны быть удовлетворены. Иначе
полного мира достичь невозможно. Сделав
первый шаг на пути к миру, президент Рахмонов
обязан сделать и второй и, найдя компромисс
с последним из своих оппонентов, использовать
его широкие возможности для послевоенного
возрождения страны. 1/
РОССИЙСКИЕ ВОЙСКА В ТАДЖИКИСТАНЕ
Принято считать противоборствующими сторонами правительственные войска и формирования таджикской оппозиции. Однако в республике дислоцируются 201-я мотострелковая дивизия, принимавшая участие в боевых действиях против таджикской оппозиции в 1992-93 гг. , и группа погранвойск России, а также примерно по одному батальону от Киргизии, Казахстана, Узбекистана, которые охраняют отведенные им участки таджикско-афганской границы. 30 сентября 1994 г. Эмомали Рахмонов выступил на Генеральной Ассамблее ООН с инициативой придать силам СНГ в Таджикистане статус “миротворческих сил под эгидой ООН”. 17 февраля 1995 г. в обращении к Совету Безопасности ООН президенты России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана предложили предоставить свои подразделения, входящие в состав Коалиционных миротворческих сил СНГ, в качестве миротворческих сил ООН.
В то время как
Россия играет роль посредника в мирных
переговорах оппозиции и
1/ Санобар Шерматова. “Кто, с кем и за что воюет в Таджикистане”. “Московские новости”, N 6, 11-18 февраля 1996 г.
2/А. Ларенок, В.
Потапов “С кем мы там воюем”.
“Труд”, 21. 12. 96. Боеготовность группы
российских погранвойск
5. УРОКИ ТАДЖИКСКОГО КОНФЛИКТА
Таджикский конфликт преподал несколько поучительных уроков, которые в сжатой форме можно было бы изложить следующим образом:
1) продолжение конфликта грозит полной дезинтеграцией государства и разрушением государственного аппарата;
2) ни одна региональная
или политическая группа не
может полностью доминировать
в системе государственной
4) все регионы
страны взаимозависимы не
Перевороты будут
повторяться как в