История конфликта в Таджикистане

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:22, реферат

Краткое описание

До 1920 года территория нынешнего Таджикистана входила в состав Бухарского эмирата. 14 октября 1924 г. была образована автономия в составе соседнего Узбекистана. 5 декабря 1929 года Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Но граница была проведена таким образом, что около миллиона узбеков оказались на таджикской территории и почти два миллиона таджиков в Узбекистане. До этого времени, за исключением государства Саманидов в IХ-Х веках, когда был завершен процесс сложения этнического ядра таджиков. у таджикского народа не было своей национальной государственности.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Московский  Педагогический Государственный Университет 
Географический факультет 
реферат 
История конфликта в Таджикистане 
выполнено студентом II курса 8 п/гр Черемисиным Павлом 
Москва - 1997 
1. ИСТОРИЯ И НАЧАЛО КОНФЛИКТА

До 1920 года территория нынешнего Таджикистана входила в состав Бухарского эмирата. 14 октября 1924 г. была образована автономия в составе соседнего Узбекистана. 5 декабря 1929 года Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Но граница была проведена таким образом, что около миллиона узбеков оказались на таджикской территории и почти два миллиона таджиков в Узбекистане. До этого времени, за исключением государства Саманидов в IХ-Х веках, когда был завершен процесс сложения этнического ядра таджиков. у таджикского народа не было своей национальной государственности.

Первые  партийные кадры Таджикистана формировались  из южан, представителей Каратегина (район  Припамирья), Памира и частично Куляба. Именно горцы, которым новая власть дала возможность изменить свой замкнутый образ жизни, стали опорой большевистской политики. Лишь Каратегин остался под мусульманским влиянием, что сказалось и на современной ситуации в Таджикистане.

В 1937 году первое революционное таджикское правительство (южане) было полностью расстреляно. К представителям ходжентской элиты влась перешла лишь после 2-ой мировой войны.

Ходжент (бывший Ленинабад) - родовое гнездо ходжей, теократической (мусульманской) элиты. Дисциплинированность и взаимоподдержка  помогали клану вести “грамотную” кадровую политику и удерживать власть вплоть до 80-х годов. Но борьба за власть привела к вхождению в коммунистическую номенклатуру памирцев и кулябцев. 1/

1/ Электронный  банк данных ИНФО-ТАСС. По материалам  ИТАР-ТАСС

Куляб, самый южный регион страны, не подвержен мусульманскому консерватизму, быстро воспринял новые ценности, но его представители всегда довольствовались второстепенными ролями в партийном руководстве, а сам регион всегда был одним из беднейших.

Памирцы - жители Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) - имеют отличные от других регионов Таджикистана этнос, культуру, язык и у них нет ортодоксальной религиозности.

Наукой  и культурой в Таджикистане ведали выходцы из Самарканда и Бухары. Развал СССР сопровождался разрушением  экономики республики, которая ранее подпитывалась из союзного бюджета. После распада Советского Союза “табель о рангах” дал первую трещину, южные таджики заявили о своих правах. С 1990 г. началось противостояние между властями и нарождающейся оппозицией, но отсуствие единого лидера и межрелигиональные противоречия не позволили объединить народ. В феврале 1990 г. в результате массовых беспорядков в Душанбе погибли 22 человека.

С начала конфликта идеология обслуживала  междоусобную войну. Южане использовали исламскую и демократическую политическую терминологию, в основе которой все же лежала идея национального возрождения, на севере Ленинабад правил под красными знаменами.

Оппозиционые  силы были разнородны по своему составу  и, соответственно, по устремлениям. С  одной стороны, приверженцы в той или иной степени либерально-демократической ориентации, с другой, исламисты, часть которых не скрывала, что их цель - превращение страны в исламское государство, по образу и подобию Ирана. На первоначальном этапе оба эти течения выступили единым фронтом. Исламские и демократические движения получили поддержку в горных районах Памира на востоке и в районе Курган-Тюбе на юге, на границе с Афганистаном. Кулябцы и промышленно развитый северный район встали на сторону номенклатуры.

Русские и узбеки активного участия в политических разборках не принимали. 1/ Многолетняя вражда между памирцами и кулябцами с началом политической борьбы привела к тяжелому кровавому конфликту.

Своеобразие противостояния в Таджикистане в  том, что по разные стороны баррикад оказались представители одной этнической группы, исповедующей одну и ту же религию. Верующие таджики - мусульмане-сунниты, припамирские таджики исмаилиты (ветвь шиизма, отвергающая всякий фундаментализм). Особую пагубную роль сыграл специфический для Таджикистана фактор - клановость, который с успехом заменил этнические и религиозные мотивы. 2/

1/ Санобар  Шерматова “Кто, с кем и за  что воюет в Таджикистане”,  “Московские новости”, N 6, 11-18 февраля  1996 г.

2/ Электронный  банк данных ИНФО-ТАСС. По материалам ИТАР-ТАСС 2. КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА

Противоборство  с оппозицей - это все же производная  от главной проблемы. На политической карте Таджикистана выделяются пять регионов. Это традиционно сложившаяся  региональная схема, особенности которой  учитывались советской властью. В руководители республики выдвигались выходцы из экономически сильной Ленинабадской области. Она доминировала в своеобразной иерархии регионов Таджикистана.

Кто должен управлять республикой, в какой  пропорции регионы должны быть представлены во властных структурах? Так же как и в соседнем Афганистане, формирование политической элиты, отражающей не узкорегиональные и этнические, а общенациональные интересы, является условием мира и стабильности. Если региональные лидеры не договорятся, Таджикистан может исчезнуть с карты и распасться на зоны влияния больших государств.

Несомненно, первую скрипку в Таджикистане играет Россия, накачивающая своего союзника кредитами и военной помощью. Нынешнее правительство и президет Рахмонов пришли к власти при поддержке Москвы и Ташкента. Но расстановка сил за последние два-три года коренным образом изменилась. Сегодня можно говорить о двух геополитических осях: Душанбе-Москва-Ашхабад-Тегеран и Ташкент-таджикская оппозиция.

Москва  пытается сохранить пророссийское руководство Таджикистана; Ташкент (а к его позиции примыкают Бишкек и Алма-Ата) выступает за компромисс Душанбе и оппозиции. При этом Ташкент был бы не прочь иметь в Душанбе лояльное к Узбекистану руководство, учитывающее его интересы.

Наихудший вариант развития - “афганизация” Таджикистана, при этом пограничные с Узбекистаном районы могут стать буферной зоной и оказаться под контролем могучего соседа. 1/

1/ Санобар  Шерматова. “Кто, с кем и за  что воюет в Таджикистане”,  “Московские новости”, N 6, 11-18 февраля 1996 г. 
 
3. СОБЫТИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ (1990-1997 гг. )

29 ноября 1990 г. в Таджикистане впервые  введен пост президента. 30 ноября 1990 г. первым президентом Таджикской  ССР избран К. Махкамов. На организованных  оппозицией многочисленных митингах в августе 1991 года выдвигались требования: отставка президента, роспуск компартии, пересмотр закона о запрещении исламской парии возрождения, принятого в 1990 г. и др. 31 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета Таджикской ССР обсуждался вопрос о политической ситуации в республике и позиции руководства республики в связи с государственным переворотом в СССР. Депутаты ВС солидаризировались с оппозицией и выразили недоверие президенту К. Махкамову, и он подал в отставку.

9 сентября 1991 г. была провозглашена государственная независимость Республики Таджикистан.

10 сентября 1991 г. был принят закон “О  выборах Президента Республики  Таджикистан” и 24 ноября 1991 г.  президентом был избран Рахмон  Набиев. В конце марта 1992 г.  многодневные непрекращающиеся митинги представителей оппозиции и сторонников президента привели к дестабилизации социально-политической ситуации в республике и без того находящейся в тяжелом экономическом положении.

К концу  апреля 1992 г. митинговый беспредел охватил  всю столицу. В город стали прибывать автоколонны из других районов Таджикистана. Сторонники правительства стали создавать батальоны национальной гвардии, что привело к бесконтрольной раздаче оружия. Сторонники оппозиции, в свою очередь, стали создавать отряды самообороны для охраны порядка.

В мае 1992 г. внутри правительства наметился  раскол. Лидеры оппозициии поставили  вопрос о создании временного коалиционного  правительства. В рамках оппозиции  доминирующее положение заняла Исламская  партия возрождения. Высшее мусульманское руководство (казиат) республики поддержало сторонников исламского фундаментализма, ратующих за создание в Таджикистане исламского государства. Тогда мусульманские сунниты Кулябской области создали независимые структуры духовной власти. Идеи автокефалии охватили и духовенство Ленинабадской и Курган-Тюбинской областей, где также наметились разногласия с казиатом.

К концу  лета митинговое противостояние переросло  в кровавые столкновения между противоборствующими  группировками. Оппозиция и митингующие выступили против подписания российско-таджикского договора о дружбе и сотрудничестве, предполагаемого ввода миротворческих сил СНГ на территорию республики, требовали отставки Президента и создания временного государственного совета. 7 сентября 1992 г. под давлением вооруженных формирований оппозиции Рахмон Набиев был вынужден оставить свой пост. 1/

1/Электронный  банк данных ИНФО-ТАСС. По материалам  ИТАР-ТАСС Политическая борьба  из Душанбе переместилась в  провинцию. Вооруженное противоборство  началось в областном центре Курган-Тюбе, где во время митинга перед зданием облисполкома столкнулись две вооруженные группировки, что привело к многочисленным человеческим жертвам.

В Курган-Тюбе боевые действия привели к применению артиллерии и танков. По заявлению российских официальных лиц использованные в ходе столкновений танки были захвачены на базах российских войск.

С июня по сентябрь 1992 г. в результате гражданской войны  было убито 2 тысячи человек и 200 тысяч  таджиков стали беженцами. Было разрушено  более 120 тысяч жилых домов, административных зданий, школ и детских садов. 27 ноября 1992 г. сессия Верховного Совета Республики Таджикистан приняла решение об отказе от президентского правления.

Однако в конце 1992 года “исламско-демократическое  правительство” пало, Народный фронт, костяк которого составляли выходцы из Кулябской области, вы вытеснил оппозицию в Афганистан. Это была война южан с южанами, в результате которой северяне должны были взять реванш. Исполнители превратились в хозяев положения. Началась всеобщая “кулябизация”, вызвавшая недовольство вчерашних союзников - гиссарцев и ленинабедцев. 1/

Общий ущерб, нанесенный национальной экономике за два года в результате вооруженных столкновений и разрыва торговых связей, превысил 500 млрд. руб. Из общей численности таджиков в 3, 5 млн. человек, таджикский народ потерял в гражданской войне 100 тыс. человек. В настоящее время 840 тыс. таджикских беженцев проживают в государствах СНГ, а 60 тыс. - в Афганистане. 21 июня 1993 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда республики приняла решение о запрещении деятельности Демократической партии Таджикистана, Исламской партии возрождения, народного движения “Растохез”, общества “Лаъли бадахшон”. В определении суда подчеркивалось, что материалами дела полностью доказана виновность оппозиционных партий и движений в нарушении собственных программ и уставов, попытке насильственного свержения конституционного строя в республике, взятии в заложники народных депутатов, разжигании межнациональной и этнической розни, приведшей к гражданской войне и тысячам жертв среди мирных жителей, а также в создании военизированных формирований. 
 
3. 1. МЕЖТАДЖИКСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ 
ПОД ЭГИДОЙ ООН

В августе 1993 г. в  ответ на просьбу правительства  Таджикистана генеральный секретарь ООН направил в Душанбе миссию ООН по установлению фактов в связи с продолжающимся насилием в Таджикистане, обострением кризиса на таджикско-афганской границе и опасности возникновения конфликта, чреватого угрозой миру и стабильности в Средней Азии и за ее пределами.

6-19 апреля 1994 г. в  Москве состоялся первый раунд  межтаджикских переговоров под  эгидой ООН при активном содействии  России. Основная цель переговоров,  а именно, начало политического  диалога между правительством  Таджикистана и оппозицией, была достигнута.

18-28 июня 1994 г. в  Тегеране состоялся второй раунд  межтаджикских переговоров о  национальном примирении. Главная  цель - заключение соглашения о  прекращении боевых действий. В  Тегеран прибыли представители  Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Пакистана, России, Узбекистана и СБСЕ. 17 сентября 1994 г. делегации таджикского правительства и оппозиции заключили в иранской столице соглашение о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе на период переговоров. Также было принято совместное коммюнике по итогам межтаджикских консультаций по национальному примирению.

20 октября-1 ноября 1994 г. в Исламабаде прошел третий  раунд переговоров. В качестве  наблюдателей присутствовали представителии  России, Пакистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана. По завершении переговоров обе стороны согласились продлить соглашение о временном прекращении огня и других враждебных действией на таджикско-афганской границе и внутри страны до 6 февраля 1995 г. По согласованию сторон-участниц конфликта соглашение о прекращении огня в республике было продлено до 26 апреля 1995 г. 20 июля 1994 г. сессия Верховного Совета Республики Таджикистан одобрила в целом проект новой Конституции республики. Согласно принятому закону был назначен референдум по принятию Конституции Республики Таджикистан и общенародные выборы Президента Таджикистана.

6 ноября 1994 г. Президентом  Таджикистана стал Эмомали Рахмонов. Таджикская оппозиция в выборах  участия не принимала.

16 декабря 1994 г.  Совет Безопасности ООН принял резолюцию об учреждении Миссии ООН в Таджикистане для осуществления контроля за выполнением соглашения о прекращении огня. Миссия ООН должна осуществлять свою работу при тесном взаимодействии с Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане. 1/ Четвертый раунд межтаджикских переговоров должен был состояться 15 января 1995 г. в Москве, однако переговоры не состоялись. 2/

Информация о работе История конфликта в Таджикистане