Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:22, реферат
До 1920 года территория нынешнего Таджикистана входила в состав Бухарского эмирата. 14 октября 1924 г. была образована автономия в составе соседнего Узбекистана. 5 декабря 1929 года Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Но граница была проведена таким образом, что около миллиона узбеков оказались на таджикской территории и почти два миллиона таджиков в Узбекистане. До этого времени, за исключением государства Саманидов в IХ-Х веках, когда был завершен процесс сложения этнического ядра таджиков. у таджикского народа не было своей национальной государственности.
Московский
Педагогический Государственный Университет
Географический факультет
реферат
История конфликта в Таджикистане
выполнено студентом II курса 8 п/гр Черемисиным
Павлом
Москва - 1997
1. ИСТОРИЯ И НАЧАЛО КОНФЛИКТА
До 1920 года территория нынешнего Таджикистана входила в состав Бухарского эмирата. 14 октября 1924 г. была образована автономия в составе соседнего Узбекистана. 5 декабря 1929 года Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Но граница была проведена таким образом, что около миллиона узбеков оказались на таджикской территории и почти два миллиона таджиков в Узбекистане. До этого времени, за исключением государства Саманидов в IХ-Х веках, когда был завершен процесс сложения этнического ядра таджиков. у таджикского народа не было своей национальной государственности.
Первые партийные кадры Таджикистана формировались из южан, представителей Каратегина (район Припамирья), Памира и частично Куляба. Именно горцы, которым новая власть дала возможность изменить свой замкнутый образ жизни, стали опорой большевистской политики. Лишь Каратегин остался под мусульманским влиянием, что сказалось и на современной ситуации в Таджикистане.
В 1937 году первое революционное таджикское правительство (южане) было полностью расстреляно. К представителям ходжентской элиты влась перешла лишь после 2-ой мировой войны.
Ходжент (бывший Ленинабад) - родовое гнездо ходжей, теократической (мусульманской) элиты. Дисциплинированность и взаимоподдержка помогали клану вести “грамотную” кадровую политику и удерживать власть вплоть до 80-х годов. Но борьба за власть привела к вхождению в коммунистическую номенклатуру памирцев и кулябцев. 1/
1/ Электронный банк данных ИНФО-ТАСС. По материалам ИТАР-ТАСС
Куляб, самый южный регион страны, не подвержен мусульманскому консерватизму, быстро воспринял новые ценности, но его представители всегда довольствовались второстепенными ролями в партийном руководстве, а сам регион всегда был одним из беднейших.
Памирцы - жители Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) - имеют отличные от других регионов Таджикистана этнос, культуру, язык и у них нет ортодоксальной религиозности.
Наукой и культурой в Таджикистане ведали выходцы из Самарканда и Бухары. Развал СССР сопровождался разрушением экономики республики, которая ранее подпитывалась из союзного бюджета. После распада Советского Союза “табель о рангах” дал первую трещину, южные таджики заявили о своих правах. С 1990 г. началось противостояние между властями и нарождающейся оппозицией, но отсуствие единого лидера и межрелигиональные противоречия не позволили объединить народ. В феврале 1990 г. в результате массовых беспорядков в Душанбе погибли 22 человека.
С начала
конфликта идеология
Оппозиционые силы были разнородны по своему составу и, соответственно, по устремлениям. С одной стороны, приверженцы в той или иной степени либерально-демократической ориентации, с другой, исламисты, часть которых не скрывала, что их цель - превращение страны в исламское государство, по образу и подобию Ирана. На первоначальном этапе оба эти течения выступили единым фронтом. Исламские и демократические движения получили поддержку в горных районах Памира на востоке и в районе Курган-Тюбе на юге, на границе с Афганистаном. Кулябцы и промышленно развитый северный район встали на сторону номенклатуры.
Русские и узбеки активного участия в политических разборках не принимали. 1/ Многолетняя вражда между памирцами и кулябцами с началом политической борьбы привела к тяжелому кровавому конфликту.
Своеобразие противостояния в Таджикистане в том, что по разные стороны баррикад оказались представители одной этнической группы, исповедующей одну и ту же религию. Верующие таджики - мусульмане-сунниты, припамирские таджики исмаилиты (ветвь шиизма, отвергающая всякий фундаментализм). Особую пагубную роль сыграл специфический для Таджикистана фактор - клановость, который с успехом заменил этнические и религиозные мотивы. 2/
1/ Санобар Шерматова “Кто, с кем и за что воюет в Таджикистане”, “Московские новости”, N 6, 11-18 февраля 1996 г.
2/ Электронный банк данных ИНФО-ТАСС. По материалам ИТАР-ТАСС 2. КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА
Противоборство с оппозицей - это все же производная от главной проблемы. На политической карте Таджикистана выделяются пять регионов. Это традиционно сложившаяся региональная схема, особенности которой учитывались советской властью. В руководители республики выдвигались выходцы из экономически сильной Ленинабадской области. Она доминировала в своеобразной иерархии регионов Таджикистана.
Кто должен управлять республикой, в какой пропорции регионы должны быть представлены во властных структурах? Так же как и в соседнем Афганистане, формирование политической элиты, отражающей не узкорегиональные и этнические, а общенациональные интересы, является условием мира и стабильности. Если региональные лидеры не договорятся, Таджикистан может исчезнуть с карты и распасться на зоны влияния больших государств.
Несомненно, первую скрипку в Таджикистане играет Россия, накачивающая своего союзника кредитами и военной помощью. Нынешнее правительство и президет Рахмонов пришли к власти при поддержке Москвы и Ташкента. Но расстановка сил за последние два-три года коренным образом изменилась. Сегодня можно говорить о двух геополитических осях: Душанбе-Москва-Ашхабад-Тегеран и Ташкент-таджикская оппозиция.
Москва пытается сохранить пророссийское руководство Таджикистана; Ташкент (а к его позиции примыкают Бишкек и Алма-Ата) выступает за компромисс Душанбе и оппозиции. При этом Ташкент был бы не прочь иметь в Душанбе лояльное к Узбекистану руководство, учитывающее его интересы.
Наихудший вариант развития - “афганизация” Таджикистана, при этом пограничные с Узбекистаном районы могут стать буферной зоной и оказаться под контролем могучего соседа. 1/
1/ Санобар
Шерматова. “Кто, с кем и за
что воюет в Таджикистане”,
“Московские новости”, N 6, 11-18 февраля 1996 г.
3. СОБЫТИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ (1990-1997 гг. )
29 ноября
1990 г. в Таджикистане впервые
введен пост президента. 30 ноября
1990 г. первым президентом
9 сентября 1991 г. была провозглашена государственная независимость Республики Таджикистан.
10 сентября 1991 г. был принят закон “О выборах Президента Республики Таджикистан” и 24 ноября 1991 г. президентом был избран Рахмон Набиев. В конце марта 1992 г. многодневные непрекращающиеся митинги представителей оппозиции и сторонников президента привели к дестабилизации социально-политической ситуации в республике и без того находящейся в тяжелом экономическом положении.
К концу апреля 1992 г. митинговый беспредел охватил всю столицу. В город стали прибывать автоколонны из других районов Таджикистана. Сторонники правительства стали создавать батальоны национальной гвардии, что привело к бесконтрольной раздаче оружия. Сторонники оппозиции, в свою очередь, стали создавать отряды самообороны для охраны порядка.
В мае 1992 г. внутри правительства наметился раскол. Лидеры оппозициии поставили вопрос о создании временного коалиционного правительства. В рамках оппозиции доминирующее положение заняла Исламская партия возрождения. Высшее мусульманское руководство (казиат) республики поддержало сторонников исламского фундаментализма, ратующих за создание в Таджикистане исламского государства. Тогда мусульманские сунниты Кулябской области создали независимые структуры духовной власти. Идеи автокефалии охватили и духовенство Ленинабадской и Курган-Тюбинской областей, где также наметились разногласия с казиатом.
К концу лета митинговое противостояние переросло в кровавые столкновения между противоборствующими группировками. Оппозиция и митингующие выступили против подписания российско-таджикского договора о дружбе и сотрудничестве, предполагаемого ввода миротворческих сил СНГ на территорию республики, требовали отставки Президента и создания временного государственного совета. 7 сентября 1992 г. под давлением вооруженных формирований оппозиции Рахмон Набиев был вынужден оставить свой пост. 1/
1/Электронный
банк данных ИНФО-ТАСС. По материалам
ИТАР-ТАСС Политическая борьба
из Душанбе переместилась в
провинцию. Вооруженное
В Курган-Тюбе боевые действия привели к применению артиллерии и танков. По заявлению российских официальных лиц использованные в ходе столкновений танки были захвачены на базах российских войск.
С июня по сентябрь 1992 г. в результате гражданской войны было убито 2 тысячи человек и 200 тысяч таджиков стали беженцами. Было разрушено более 120 тысяч жилых домов, административных зданий, школ и детских садов. 27 ноября 1992 г. сессия Верховного Совета Республики Таджикистан приняла решение об отказе от президентского правления.
Однако в конце 1992 года “исламско-демократическое правительство” пало, Народный фронт, костяк которого составляли выходцы из Кулябской области, вы вытеснил оппозицию в Афганистан. Это была война южан с южанами, в результате которой северяне должны были взять реванш. Исполнители превратились в хозяев положения. Началась всеобщая “кулябизация”, вызвавшая недовольство вчерашних союзников - гиссарцев и ленинабедцев. 1/
Общий ущерб, нанесенный
национальной экономике за два года
в результате вооруженных столкновений
и разрыва торговых связей, превысил
500 млрд. руб. Из общей численности таджиков
в 3, 5 млн. человек, таджикский народ потерял
в гражданской войне 100 тыс. человек. В
настоящее время 840 тыс. таджикских беженцев
проживают в государствах СНГ, а 60 тыс.
- в Афганистане. 21 июня 1993 г. судебная коллегия
по гражданским делам Верховного суда
республики приняла решение о запрещении
деятельности Демократической партии
Таджикистана, Исламской партии возрождения,
народного движения “Растохез”, общества
“Лаъли бадахшон”. В определении суда
подчеркивалось, что материалами дела
полностью доказана виновность оппозиционных
партий и движений в нарушении собственных
программ и уставов, попытке насильственного
свержения конституционного строя в республике,
взятии в заложники народных депутатов,
разжигании межнациональной и этнической
розни, приведшей к гражданской войне
и тысячам жертв среди мирных жителей,
а также в создании военизированных формирований.
3. 1. МЕЖТАДЖИКСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ
ПОД ЭГИДОЙ ООН
В августе 1993 г. в ответ на просьбу правительства Таджикистана генеральный секретарь ООН направил в Душанбе миссию ООН по установлению фактов в связи с продолжающимся насилием в Таджикистане, обострением кризиса на таджикско-афганской границе и опасности возникновения конфликта, чреватого угрозой миру и стабильности в Средней Азии и за ее пределами.
6-19 апреля 1994 г. в
Москве состоялся первый раунд
межтаджикских переговоров под
эгидой ООН при активном
18-28 июня 1994 г. в
Тегеране состоялся второй
20 октября-1 ноября
1994 г. в Исламабаде прошел третий
раунд переговоров. В качестве
наблюдателей присутствовали
6 ноября 1994 г. Президентом
Таджикистана стал Эмомали
16 декабря 1994 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию об учреждении Миссии ООН в Таджикистане для осуществления контроля за выполнением соглашения о прекращении огня. Миссия ООН должна осуществлять свою работу при тесном взаимодействии с Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане. 1/ Четвертый раунд межтаджикских переговоров должен был состояться 15 января 1995 г. в Москве, однако переговоры не состоялись. 2/