Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель данной работы – определение особенностей социальной поддержки государственных служащих Дальневосточного региона в 17-19 веках.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:
1. проанализировать особенности исторического становления региона;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА 5
1.1. История развития структуры государственной власти 5
1.2. Открытие и включение Дальнего Востока в состав российского государства 8
1.3. Административное обособление дальневосточной территории 9
ГЛАВА 2. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 12
2.1. Региональные факторы формирования особенностей управления Дальним Востоком 12
2.2. Исторический анализ форм социальной поддержки чиновничества дальневосточных окраин 21
2.3. Пограничные и приморские управления 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
Результатом деятельности
двух хабаровских съездов стал проект
комплексной программы
Проект программы намечал
пути совершенствования местного государственного
аппарата. Но предлагаемые меры были, в
сущности, традиционными: поиск наиболее оптимального
административно-
Установление особого режима пограничных управлений диктовалось спецификой раннего этапа освоения дальних восточных пределов континента, когда небольшие военные отряды оказывались подчас единственными представителями русского населения и российской государственности в присоединенных районах. Отдаленность и малонаселенность этих мест заставляла правительство передоверять управление ими местным воинским начальникам.
В 1731 г. из Якутского уезда Иркутской провинции было выделено Охотское приморское управление, которое распространялось на Охотское и Берингоморское побережья, Анадырский край, Камчатку и российские острова в Тихом океане. Оно подчинялось иркутской провинциальной канцелярии, и начальником его стал не уездный воевода, а администратор с придуманным в Сенате званием главного командира и с собственной канцелярией.
В результате нововведений в начале XIX в. статус охотского правителя был уточнен: он стал называться морским начальником, числился по морскому департаменту и управлял портом и округом по инструкциям от иркутского губернатора. Таким образом, были слиты гражданское и военное (в данном случае портовое, военно-морское) административные начала. Явное отличие от общероссийских порядков объяснялось временным характером этих мер, что официально обозначалось как "предварительное правление". Основательные же нормативные документы были выработаны только в 1812 г. "Положение" для Камчатки и Охотского порта, подчиненных Якутскому областному правлению, рассматривало местного администратора в качестве заведующего "морской частию" как морского чиновника, "земскою" — как исправника, "судною" — как уездного судью".
По предложению М.М. Сперанского в 1822 г. Охотское управление было переименовано в Приморское и получило руководящий штат из начальника, заместителя и канцеляристов. Кроме обычных административных функций начальник командовал портом, подчиняясь при этом Иркутскому губернскому правлению.
С основанием Петропавловска-Камчатского значение Охотского порта резко уменьшается, основные заботы, связанные с тихоокеанским флотом, оказываются сконцентрированными на Камчатке, и в 1849 г. Приморское управление закрывается. Его территория вливается в Якутскую область на правах округа и попадает под обычный надзор исправника.
Камчатка до 1731 г. подчинялась Якутску, откуда приезжал приказчик (комиссар). По приезде он рассылал по острогам казаков во главе с управителями — местной властью. С 1731 г. то Сенатом, то иркутским провинциальным воеводой, а иногда и главным командиром Охотского порта стали назначаться командиры Камчатки, резиденцией которых был поселок Большерецк, а затем — Нижнекамчатск. Удаленность камчатской администрации порождала бесконтрольность и злоупотребления, поэтому в 1783 г. начальство подчинило Камчатку сравнительно близкой Охотской области.
В ходе реализации реформы Камчатка была преобразована в отдельную область с центром в Верхнекамчатске, во главе с комендантом ("правителем области Камчатской") и областным правлением. Оказалось, однако, что ресурсов края недостаточно для поддержания областного статуса, и в 1812 г. областное правление было ликвидировано. За управляющих остались начальник Камчатки, его помощник, секретарь и объездной комиссар, находившиеся в подчинении сибирского генерал-губернатора. В 1822 г. начальник Камчатки получил права, аналогичные портовому начальнику Охотска.
По мере освоения Дальнего Востока возрастала стратегическая роль полуострова. Петропавловск, по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Муравьева, сделали главным портом России на Тихом океане. Поэтому в 1849 г., одновременно с упразднением Охотского приморского управления, Камчатка вновь стала самостоятельной областью, фактически губернией, во главе с военным губернатором из морского ведомства. Областные штаты определялись специальным "Положением" 1852 г. Область делилась на Петропавловский и Гижигинский округа, возглавлявшиеся исправниками. В сферу компетенции камчатского военного губернатора в то время было передано и Нижнее Приамурье. Позднее Нижнее Приамурье подверглось территориальному районированию и получило собственную администрацию. В 1889 г. Камчатская область была включена в Приамурское генерал-губернаторство, в составе которого пребывала до 1917 г.
В 1803 г. в Забайкалье, на границе с нынешней Монголией, в г. Троицкосавске, была учреждена пограничная канцелярия, которая в 1822 г. преобразовалась в пограничное управление (по "Учреждениям" М.М. Сперанского). Пограничный начальник и пограничное правление контролировали три территориальных участка, каждый из которых находился в ведении дистанционного начальника (пристава), назначаемого из казаков иркутским гражданским губернатором.
Таким образом, мы видим, что функции пограничной службы были обычными для местной администрации, но к ним добавлялась забота о вооруженной охране границы и обеспечении безопасности торговли. В 1851 г. Троицкосавск с близлежащими слободами объединились в особое градоначальство, подчиненное напрямую генерал-губернатору, а в 1863 г. вошли в состав области Забайкальского казачьего войска [14, с. 221].
Становление и эволюция государственной службы российского Дальнего Востока определялись целым рядом объективных и субъективных причин. Доминирующее и приоритетное значение среди них имели природно-географические, общеисторические и этносоциальные факторы. Географическая среда оказывала главным образом влияние на пространственную конфигурацию и территориальные параметры административных единиц. Историческая ситуация, включая внутриполитический и геостратегичсский компоненты, воздействовала на особенности и статус местных форм временного и стационарного управления. Большую роль при этом нередко играли международные соглашения, причем вне зависимости от насильственного или мирного пути вхождения регионов в состав империи.
Формирование и развитие Дальнего Востока невозможно рассматривать как вне исторического времени, так и вне географического пространства. Присоединение к Российскому государству территорий Дальнего Востока и их колонизация проходили по великим речным и морским путям. Вдоль побережья и в бассейнах рек возводилась цепь военных линий с крепостями, острогами, зимовьями, дистанционными поселениями и городами, становившимися административными центрами того или иного края. Крупные реки становились границами новых политико-административных образований, а горные хребты и моря пограничными рубежами с сопредельными державами.
Природно-географическая
среда влияла и на особенности
местного территориально-
Информация о работе История госсударственного управления на Дальнем Востоке