История госсударственного управления на Дальнем Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение особенностей социальной поддержки государственных служащих Дальневосточного региона в 17-19 веках.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:
1. проанализировать особенности исторического становления региона;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА 5
1.1. История развития структуры государственной власти 5
1.2. Открытие и включение Дальнего Востока в состав российского государства 8
1.3. Административное обособление дальневосточной территории 9
ГЛАВА 2. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 12
2.1. Региональные факторы формирования особенностей управления Дальним Востоком 12
2.2. Исторический анализ форм социальной поддержки чиновничества дальневосточных окраин 21
2.3. Пограничные и приморские управления 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Г 9112010 (х) Кур.р. История гос. управления в России.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Результатом деятельности двух хабаровских съездов стал проект комплексной программы деятельности приамурской администрации, рассчитанной на 8-10 лет, с ежегодным финансированием  около 400 тыс. руб. В проекте было особо подчеркнуто, что этот край имеет для империи "исключительно политическое" значение и служит пока лишь "удобным и естественным местом для ссылки на каторгу".

Проект программы намечал  пути совершенствования местного государственного аппарата. Но предлагаемые меры были, в  сущности, традиционными: поиск наиболее оптимального административно-территориального деления региона, усиление власти на местах и улучшение качественных характеристик дальневосточного чиновничества. Предполагалось создать институт участковых крестьянских начальников (аналог земских начальников Европейской России) с приданием им функций мировых судей. Особенно местную высшую власть волновала высокая текучесть управленческих кадров, их низкая профессиональная подготовка. Одна из сибирских газет остроумно заметила, что за Уралом наиболее кочевой элемент не "кочевые инородцы", а чиновники [11, с. 139].

2.3. Пограничные  и приморские управления

 

Установление особого  режима пограничных управлений диктовалось спецификой раннего этапа освоения дальних восточных пределов континента, когда небольшие военные отряды оказывались подчас единственными представителями русского населения и российской государственности в присоединенных районах. Отдаленность и малонаселенность этих мест заставляла правительство передоверять управление ими местным воинским начальникам.

В 1731 г. из Якутского уезда Иркутской провинции было выделено Охотское приморское управление, которое распространялось на Охотское и Берингоморское побережья, Анадырский край, Камчатку и российские острова в Тихом океане. Оно подчинялось иркутской провинциальной канцелярии, и начальником его стал не уездный воевода, а администратор с придуманным в Сенате званием главного командира и с собственной канцелярией.

В результате нововведений в начале XIX в. статус охотского правителя был уточнен: он стал называться морским начальником, числился по морскому департаменту и управлял портом и округом по инструкциям от иркутского губернатора. Таким образом, были слиты гражданское и военное (в данном случае портовое, военно-морское) административные начала. Явное отличие от общероссийских порядков объяснялось временным характером этих мер, что официально обозначалось как "предварительное правление". Основательные же нормативные документы были выработаны только в 1812 г. "Положение" для Камчатки и Охотского порта, подчиненных Якутскому областному правлению, рассматривало местного администратора в качестве заведующего "морской частию" как морского чиновника, "земскою" — как исправника, "судною" — как уездного судью".

По предложению М.М. Сперанского в 1822 г. Охотское управление было переименовано в Приморское и получило руководящий штат из начальника, заместителя и канцеляристов. Кроме обычных административных функций начальник командовал портом, подчиняясь при этом Иркутскому губернскому правлению.

С основанием Петропавловска-Камчатского  значение Охотского порта резко  уменьшается, основные заботы, связанные  с тихоокеанским флотом, оказываются  сконцентрированными на Камчатке, и  в 1849 г. Приморское управление закрывается. Его территория вливается в Якутскую область на правах округа и попадает под обычный надзор исправника.

Камчатка до 1731 г. подчинялась Якутску, откуда приезжал приказчик (комиссар). По приезде он рассылал по острогам казаков во главе с управителями — местной властью. С 1731 г. то Сенатом, то иркутским провинциальным воеводой, а иногда и главным командиром Охотского порта стали назначаться командиры Камчатки, резиденцией которых был поселок Большерецк, а затем — Нижнекамчатск. Удаленность камчатской администрации порождала бесконтрольность и злоупотребления, поэтому в 1783 г. начальство подчинило Камчатку сравнительно близкой Охотской области.

В ходе реализации реформы  Камчатка была преобразована в отдельную  область с центром в Верхнекамчатске, во главе с комендантом ("правителем области Камчатской") и областным правлением. Оказалось, однако, что ресурсов края недостаточно для поддержания областного статуса, и в 1812 г. областное правление было ликвидировано. За управляющих остались начальник Камчатки, его помощник, секретарь и объездной комиссар, находившиеся в подчинении сибирского генерал-губернатора. В 1822 г. начальник Камчатки получил права, аналогичные портовому начальнику Охотска.

По мере освоения Дальнего Востока возрастала стратегическая роль полуострова. Петропавловск, по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Муравьева, сделали главным портом России на Тихом океане. Поэтому в 1849 г., одновременно с упразднением Охотского приморского управления, Камчатка вновь стала самостоятельной областью, фактически губернией, во главе с военным губернатором из морского ведомства. Областные штаты определялись специальным "Положением" 1852 г. Область делилась на Петропавловский и Гижигинский округа, возглавлявшиеся исправниками. В сферу компетенции камчатского военного губернатора в то время было передано и Нижнее Приамурье. Позднее Нижнее Приамурье подверглось территориальному районированию и получило собственную администрацию. В 1889 г. Камчатская область была включена в Приамурское генерал-губернаторство, в составе которого пребывала до 1917 г.

В 1803 г. в Забайкалье, на границе с нынешней Монголией, в г. Троицкосавске, была учреждена пограничная канцелярия, которая в 1822 г. преобразовалась в пограничное управление (по "Учреждениям" М.М. Сперанского). Пограничный начальник и пограничное правление контролировали три территориальных участка, каждый из которых находился в ведении дистанционного начальника (пристава), назначаемого из казаков иркутским гражданским губернатором.

Таким образом, мы видим, что функции пограничной службы были обычными для местной администрации, но к ним добавлялась забота о вооруженной охране границы и обеспечении безопасности торговли. В 1851 г. Троицкосавск с близлежащими слободами объединились в особое градоначальство, подчиненное напрямую генерал-губернатору, а в 1863 г. вошли в состав области Забайкальского казачьего войска [14, с. 221].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Становление и эволюция государственной службы российского  Дальнего Востока определялись целым рядом объективных и субъективных причин. Доминирующее и приоритетное значение среди них имели природно-географические, общеисторические и этносоциальные факторы. Географическая среда оказывала главным образом влияние на пространственную конфигурацию и территориальные параметры административных единиц. Историческая ситуация, включая внутриполитический и геостратегичсский компоненты, воздействовала на особенности и статус местных форм временного и стационарного управления. Большую роль при этом нередко играли международные соглашения, причем вне зависимости от насильственного или мирного пути вхождения регионов в состав империи.

Формирование и развитие Дальнего Востока невозможно рассматривать  как вне исторического времени, так и вне географического  пространства. Присоединение к Российскому  государству территорий Дальнего Востока и их колонизация проходили по великим речным и морским путям. Вдоль побережья и в бассейнах рек возводилась цепь военных линий с крепостями, острогами, зимовьями, дистанционными поселениями и городами, становившимися административными центрами того или иного края. Крупные реки становились границами новых политико-административных образований, а горные хребты и моря пограничными рубежами с сопредельными державами.

Природно-географическая среда влияла и на особенности  местного территориально-административного устройства. При обширности и удаленности от центра органы местной власти оказывались рассредоточенными и слабыми, либо без эффективного государственного контроля, в результате чего особый размах обретали взяточничество, коррупция и разгул бюрократии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. До конца XIX века. М.: Владос, 2004. – 369 с.
  2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого./Е.В. Анисимов – СПб.: Питер, 2007. – 345 с.
  3. Говоренкова Т.М. Административно-территориальная реформа в России: выгоды и опасности/Т.М. Говоренкова. – М.:Антей, 2004. – 578 с.
  4. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Знание, 2005. – 554 с.
  5. Ерошкин Н.П. Местные учреждения дореформенной России (1800—1860 гг.). - М.: Знание, 2004. – 258 с.
  6. Ивенкова Н.А., Силина И.П. Древняя история Дальнего Востока: Учеб. пособие. - Хабаровск, 2006. – 440 с.
  7. История государственного управления в России / В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д. : Феникс. - 2005. - 544 с.
  8. История Российского Приморья. – Владивосток: Дальнаука, 2004. – 225 с.
  9. Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления//Отв. Редакторы С.Г. Агаджанов, В.В. Трепавлов. – М.: «Славянский диалог», 2005. – 357 с.
  10. Рабцевич В.В. Сибирский город в дореформенной системе управления. Новосибирск, 2004. – 224 с.
  11. Ремнев А.В. Проблемы управления дальним востоком России в 1880-е годы./А.В. Ремнев // Исторический ежегодник. – Омск: Изд-во ОмГУ. - 2006. – 422 с.
  12. Ремнев А.В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX – начала ХХ веков/А. В. Ремнев – Омск: Изд-во ОмГУ. - 2004. – 552 c.
  13. Сафронов Ф.Г. Русские на северо-востоке Азии в XVII середине XIX в. Управление, служилые люди, крестьяне, городское население. М.: Знание, 2004. – 336 с.
  14. Тархов С.А. Изменения административно-территориального деления России за последние 300 лет/С.А. Тархов//Первое сентября. География. – 2001. – № 15.
  15. Усягин А.В. Политическое управление и его территориальные аспекты: российский опыт/А.В. Усягин - Нижний Новгород: Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского - 2005. - 257 с.
  16. Хрестоматия по истории государственного управления в России / Л.И. Горбунова. – Хабаровск:ДВАГС. - 2006. - 160 с.

Информация о работе История госсударственного управления на Дальнем Востоке