История белорусского парламентаризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 02:22, доклад

Краткое описание

Институт парламентаризма в Республике Беларусь имеет многовековую историю, неотделимую от развития ее государственности. В Беларуси существовали почти все виды и формы представительной демократии, известные в Европе. Истоки белорусского парламентаризма берут свое начало в Полоцком вече, сеймах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, Государственной думе Российской империи

Файлы: 1 файл

История белорусского парламентаризма.docx

— 93.14 Кб (Скачать)

Постоянными рабочими органами Палата представителей являются постоянные комиссии. Они, как правило, образуются на первой сессии нового созыва2.

В соответствии со статьёй 36 Закона " О Верховном  совете РБ" депутат может быть членом одной постоянной комиссии. В работе других комиссий и органов  депутат по его желанию принимает  участие с правом совещательного голоса

Деятельность  постоянных комиссий по подготовке законопроектов осуществляется в 2 формах: во-первых, в форме разработки законопроектов по собственной инициативе или по поручению; во-вторых, в форме обсуждения законопроектов, внесённых на рассмотрение.

В необходимых  случаях могут создаваться временные  комиссии (например, конституционные, редакционные и другие). Компетенция  и порядок деятельности таких  комиссий определяется при их образовании.

Временные комиссии избираются из числа депутатов. Они  могут привлекать к своей работе ученых и практических работников, не являющихся депутатами.

Временные комиссии прекращают свою деятельность после  выполнения возложенных на них задач1. Рабочим органом Совета Республики Национального Собрания является Секретариат Совета Республики2. Согласно этому положению Секретариат Совета Республики является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба РБ и своим наименованием.

Согласно Регламенту национального Собрания работой  Секретариата Сове Республики руководит  Начальник Секретариата Совета Республики, который назначается на должность  и освобождается от должности  Президиумом Совета Республики по представлению  Председателя Совета Республики3.

Основные функции  Секретариата Совета Республики перечислены  в статье 17 Положения о Секретариате Совета Республики. Соответственно этой статье на Секретариат Совета Республики возлагается правовое, организационное, информационно- аналитическое и  иное обеспечение сессий Совета Республики, заседаний его Президиума, работы постоянных комиссий, иных органов  и членов Совета Республики, а также  мероприятий, проводимых Советом Республики и его органами, в том числе:

оказание содействия в подготовке законопроектов для  реализации Советом Республики права  законодательной инициативы;

подготовка проектов решений, принимаемых Советом Республики и его органами, а также экспертных заключений по проектам законов, поступавших  на одобрение в Совет Республики из Палаты представителей;

учет и обобщение  предложений и замечаний, высказанных  при обсуждении законопроектов и  других вопросов на сессиях Совета Республики, а также поступающих  в ходе работы над законопроектами;

содействие членами  Совета Республики в осуществлении  их полномочий, организация контроля за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний членов Совета Республики;

подготовка необходимых  материалов, связанных с опубликованием документов Совета Республики и его  органов, а также освещением их деятельности в средствах массовой информации;

участием в  подготовке и выпуске официального издания Национального Собрания РБ;

подготовка для  Председателя Совета республики, его  заместителя, постоянных комиссий, иных органов и членов Совета Республики информационных, справочных и иных материалов;

составление сметы  расходов Совета Республики, включающей расходы финансирования деятельности Совета Республики, его органов и  членов Совета Республики, а также  Секретариата Совета Республики, и  отчет о её исполнении;

организация приёма граждан, рассмотрение предложений, заявлений  и жалоб, поступающих в Совет  Республики, и его органы, изучение и обобщение поставленных в них  вопросов;

оформление и  доведение решений Совета Республики до государственных и иных органов  и организаций;

ведение протоколов и стенограмм сессий Совета Республики, заседаний его органов;

ведение делопроизводства, осуществление контроля за прохождением документов в Секретариате Совета Республики, обеспечение сохранности и организация использования архивных документов Совета Республики;

осуществление иных функций, вытекающих из Регламента Совета Республики и настоящего Положения.

Начальник несёт  персональную ответственность за выполнение возложенных на Секретариат Совета Республики задач и функций. 

6. КОМПЕТЕНЦИЯ ПАЛАТЫ  ПРЕДСТАВИТЕЛЯ.

Компетенция Палаты представителей закреплена в статье 97 Конституции, в законе "О Верховном  Совете РБ", и в Регламенте Палаты представителей.

Палата Представителя  рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч  граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов  о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

Любой закон  РБ не может быть изменён или отменён  иначе, чем путём принятия нового закона или внесения изменений и  дополнений в действующий1.

Принятие и  изменение Конституции - прерогатива  Палаты представителей и народа. Изменение  Конституции в широком смысле этого слова включает и её дополнения и обновления .

Конституция РБ, как это закреплено в её преамбуле, является основным Законом, базой для  развития всего текущего законодательства. Принцип её верховенства сформулирован  таким образом, что все иные подзаконные  акты издаются на основе и в соответствии с Конституцией.

Палата представителей имеет право толковать Конституцию. Необходимость в толковании возникает, прежде всего, потому, что любой акт  не может применяться автоматически, вначале его суть должна быть уяснена  правоприменителями, а также лицами, на которых он распространяет своё действие. Только после уяснения смысла нормы должно следовать толкование содержания акта. При этом необходимо достоверно и обоснованно раскрыть материальное содержание норм Конституции или закона, которые вызвали противоречивые мнения2. Эта цель закреплена в законе "О Верховном Совете РБ" статье 12 пункте 3.

Палата представителей определяет основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

В своей внутренней политике Республики Беларусь исходит  из того, что человек является высшей ценностью общества и государства  и имеет право на гарантированные  условия для свободного и достойного развития.

В своей внешней  политики Республики Беларусь исходит  из принципов равенства всех государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимость границ, мирового урегулирования сопоров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов  и норм международного права.

Не допускается  заключение международных договоров, противоречащих Конституции.

Палата представителей занимается ратификацией и денонсацией  международных договоров. Законом "О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров РБ" от 23 октября 1991 года предусмотрено, что соглашения Беларуси на обязанность для неё международного договора может быть высказано подписанием договора, обменом документами, которые составляют договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились договаривающиеся стороны. Ратификации подлежат международные договоры РБ о территориальном разграничении РБ с другими государствами, договора, устанавливающие иные правила, чем те, которые содержатся, а законодательных актах РБ, а также договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации. Кроме того, Палата представителей может рассматривать вопрос о ратификации иных международных договоров РБ.

Согласно Закону от 23 октября 1991 года, Палата представителей рассматривает представленные на ратификацию  международные договора и выносит  по ним решения. Решения о ратификации  международных договоров принимаются  в форме постановлений. На основании  постановления о ратификации  Председателем Палаты представителей подписывается ратификационная  грамота.

Предложение о  денонсации международных договоров  РБ представляются Министром иностранных  дел самостоятельно, либо совместно, или по согласованию с другими  министрами, государственными комитетами и ведомствами РБ через Кабинет  Министров Президенту, который при  необходимости выносит их на рассмотрение. Соответствующие комиссии Парламента рассматривают предложения о  денонсации международных договоров  РБ и дают по ним свои заключения. Денонсация договоров осуществляется от имени РБ1.

Одним из важнейших  правомочий Палаты представителей является утверждение республиканского бюджета, отчета о его исполнении, нормативов отчислений от общегосударственных  налогов и доходов в местные  бюджеты. Верховным Советом 4 июля 1993 года принят Закон " О бюджетной  системе РБ". Бюджет - это основной финансовый план формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее  пяти месяцев со дня окончания  отчетного финансового года.

Постановлением  Верховного Совета от 16 декабря 1992 года утверждена военная доктрина РБ. В  постановлении указанно, что главной  целью политики Беларуси является создание благоприятных внешних и внутренних условий для устойчивого функционирования государства и его развития, обеспечения  народу прав, гражданских свобод, социальной защищенности, мирных условий жизни и труда. В соответствии с этим военная доктрина определена как система официально принятых в Беларуси основополагающих взглядов на предотвращение войны, сохранение мира, оборонное строительство, подготовку республики и Вооруженных Сил к отражению агрессии и способы ведения вооруженной борьбы по защите суверенитета и территориальной целостности.

Палата представителей может объявить войну в случае внезапного нападения (агрессии) на РБ.

Согласно статье 3 Закона " Об обороне" от 3 ноября 1992 года, в случае внезапного нападения  на РБ военное командование, органы государственной власти обязаны  принять все меры для отражения  агрессии, не ожидая объявления войны. Состояние войны прекращается с  заключением мирного договора между  воюющими сторонами.

Палата представителей принимает законы о государственных  наградах. Так Верховный Совет 13 апреля 1995 года принял Закон " О государственных  наградах РБ" Согласно законы государственными наградами являются звания "Герой  Беларуси", ордена и медали и почетные звания РБ. Сейчас внести какие - либо изменения  в этот закон или принять новый  входит в компетенцию Палаты представителей

Звание " Герой  Беларуси " присваивается за исключительные заслуги перед государством и  обществом, связанные с подвигом, совершенным во имя свободы, независимости  и расцвета Беларуси.

Палата представителей имеет право объявлять амнистию. Это решение Палата представителей принимает в форме закона, в  соответствии с которым лица, совершившие  преступления, освобождаются от наказания  полностью или частично или наказания  им заменяются на более мягкий. Амнистия может предусматривать снятие судимости, быть общей или частичной. 13 апреля 1995 года Верховный совет принял Закон " Об амнистии в связи с 50-летием Победы Великой Отечественной войне 1941-1945".

Палата представителей, реализуя свои полномочия, может амнистировать  не только физических лиц, но и юридических. Верховный Совет 19 октября 1994 года принял постановление об амнистии субъектов  хозяйствования РБ, хранивших свои средства за пределами республики. В целях увеличения валютного потенциала республики и привлечения в экономику дополнительных ресурсов иностранной валюты Верховный Совет освободил от предусмотренной законодательством Беларуси ответственности за нарушение установленного порядка открытия валютных счетов за пределами Беларуси субъектов хозяйствования и банки Беларуси, которые до 1 января 1995 года перевели в республику валютные средства, находящиеся за пределами Беларуси. Теперь это относится к компетенции Палаты представителей.

Палата представителей рассматривает также:

проекты законов  об основном содержании и принципах  осуществления прав свобод и обязанностей граждан;

о гражданстве, статусе иностранцев и лиц  без гражданства;

о правах национальных меньшинств;

о принципах  осуществления отношений собственности;

об основах  социальной защиты;

о принципах  регулирования труда и занятости;

о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении;

Информация о работе История белорусского парламентаризма